Праздник дальней авиации какого числа. Что за праздник - День дальней авиации? Столетие дальней авиации России

А именно 37-ю воздушную армию, принято называть дальней авиацией. Одной из ее главных задач сегодня является стратегическое сдерживание возможного противника с воздуха. Если возникнет необходимость, то нанесет удары по военно-техническим базам противника на дальних расстояниях.

Немного из истории

Более ста лет назад, когда еще никто не праздновал День дальней авиации (потому как самого понятия дальней авиации еще не существовало), авиаинженер разработал новый бомбардировщик. Он был четырехмоторным и самым большим во всем мире. Его испытание состоялось в конце 1913 года.

«Илья Муромец» - так стали называть его и еще некоторые аналогичные серии летательных аппаратов, когда через год, 23.12.1914 г., Николай Второй подписал приказ о создании эскадры (первой) бомбардировщиков. С этого дня пошел отсчет мировой тяжелобомбардировочной и дальней авиации России.

Поэтому когда в современное время встал вопрос, какого числа День дальней авиации праздновать, ответ не заставил себя долго ждать. И в 1999 г. вышел приказ верховного главнокомандующего об объявлении 23 декабря профессиональным праздником летчиков дальней авиации. С тех пор все военные 37-й воздушной отмечают в этот день свой профессиональный праздник.

Поздравления с Днем дальней авиации

Конечно, в праздник нельзя обойтись без поздравлений. Они звучат в стихотворной форме и в прозе, их слышно в песне и видно в танцевальных постановках. Поздравления звучат от близких людей и от совсем незнакомых, от всех, кому не безразличен этот праздничный день.

1-е поздравление. Небо для вас является не просто пространством голубого цвета, но и домом. Но настоящий дом, конечно, находится на земле. Знайте, что в нем вас всегда ждет семья: жены и матери, отцы и дети. Берегите себя для них, чувствуйте всегда их поддержку. Пусть перед вами не встают невыполнимые задачи, удача всегда сопровождает вас на жизненном пути, а мечты пусть сбываются чаще.

2-е поздравление. День дальней авиации - это для вас не просто профессиональный праздник. Это важная дата, когда вы слышите много поздравлений, пожеланий и благодарностей. Когда-то вы выбрали для себя этот нелегкий путь. Так пусть он всегда будет успешным! Пусть здоровье и железная птица не подведут вас в ответственный момент. Пусть всегда будут счастливы ваши родные и близкие!

3-е поздравление. Вы охраняете небо над страной днем и ночью, вы порой не знаете отдыха, для вас приказ об охране Родины всегда беспрекословен к исполнению. Вы - элита военно-воздушных сил страны! Поэтому сегодня слава всем летчикам дальней авиации! Пусть ваша непростая служба приносит вам удовольствие, пусть полеты будут мирными, а мастерство с каждым разом только улучшается. И даже если придется надолго покинуть свой дом, всегда возвращайтесь к своим женам и детям, родителям и друзьям! Удачи вам!

Столетие дальней авиации России

В 2014 году вся страна отмечала столетие дальней авиации. В этот день вспомнили историю основания, участие бомбардировщиков во времена Первой и Второй мировых войн. Многие летчики с телеэкранов и страниц газет сами рассказали людям о своей профессии.

В День дальней авиации показали документальный фильм, созданный к юбилею. Он прослеживает весь путь от первого "Ильи Муромца" до современного Ту-160.

К праздничному дню была выпущена медаль «100 лет дальней авиации России».

Дальняя авиация сегодня

Сегодня дальняя авиация выполняет важные задачи по борьбе с терроризмом в Сирии и Иране. На ее вооружении стоят различные типы летательных аппаратов. Среди них ракетоносцы стратегического назначения (сверхзвуковой Ту-160, который в мире является самым большим, и бомбардировщики на дальние расстояния (Ту-22М3) и заправщики топлива (ИЛ-78М).

Конечно, не всем странам нравится мощь которая с каждым годом только растет. Но им остается только принять ситуацию такой, какая она есть. И уж тем более никто не сможет ззапретить гражданам РФ праздновать свой день дальней авиации.

23 декабря - день дальней авиации ВВС РФ, и об этом должен помнить каждый гражданин. И хотя этот день является рабочим, но от этого не теряет своей значимости. Ведь военные люди не знают отдыха, особенно если под угрозой находится безопасность страны.

Начало нашей дальней авиации было положено эскадрильей «Илья Муромец». Это была первая в мире боевая часть тяжёлых бомбардировщиков. Николаем II утверждено решение о её создании 23 декабря 1914 года. В период Первой мировой эскадрилья выполнила четыреста боевых вылета. За всю историю немцам удалось сбить только одного «Муромца».

После февральской революции наступил развал армии. В сентябре 1917 года самолёты пришлось сжечь, чтобы они не достались врагу. На тот момент в эскадру входили двадцать самолётов.

Важность дальней авиации понимали и большевики. В 1918 году была сформирована группа из трёх «Муромцев». Качественный перелом наступил с вводом в строй модели ТБ-3 сконструированной Туполевым. На начало 30-х годов было создано несколько корпусов дальней авиации. Тридцатые годы ознаменовались созданием стратегической авиации. На тот момент нигде в мире не существовало таких формирований.

В эти годы шло бурное развитие авиации. Несколько КБ работало над созданием принципиально новых моделей тяжёлых бомбардировщиков. Параллельно с этим, шли организационные работы по формированию структуры дальней авиации. На начало второй мировой на боевом дежурстве стояло примерно полторы тысячи самолётов и около тысячи экипажей.

Роль дальней авиации проявилась с первого дня войны. 22 июня самолёты бомбили немцев под Сувалком и Перемышлем. На следующий день – противник тушил Данциг, Варшаву, Краков и несколько других городов. В ночь на 11 августа 41 года тяжёлая авиация бомбила Берлин.

В войну экипажи дальней авиации принимали участие во всех важнейших операциях. Они совершили больше 220 тысяч вылетов, сбросили два с четвертью миллиона бомб разного калибра. Шестеро военнослужащих стали дважды героями Советского союза, 269 человек получили Звезду героя.

В 1946 году была создана Дальняя авиация Вооружённых сил. Базой для создания послужила 18-я воздушная армия. Война практически полностью износила самолётный парк. В конце сороковых было принято решение о копировании американца В-29. Ту-4 поступает на вооружение в 1947 году, а с 1951 года эти самолёты становятся на боевое дежурство с ядерным оружием.

Основная реорганизация дальней авиации приходилась на 60-е и 80-е годы. В это время проводилась реформа структур управления, поступали новые модели самолётов. Именно в 60-е наши лётчики впервые стали летать «за Угол», началось освоение Арктики. Авиационные комплексы Ту-22М3, Ту-160, Ту-95МС могли нанести удары крылатыми ракетами из любой точки по любой цели.

Распад СССР лишил дальнюю авиацию украинского полка Ту-160 и заправщиков. В конце 90-х начинается постепенное восстановление численности и финансирования частей стратегического назначения. 2001 ознаменовался первым за десять лет появлением наших гигантов над Северным полюсом.

Резко повысилась боеготовность экипажей. В 2003 году два 160-х и четыре 95-х совершают уникальный перелёт в Индийский океан. Во второй половине 2007 года возобновляются постоянные полёты в удалённых регионах. В настоящее время активно патрулируются зоны интенсивного судоходства и экономической деятельности страны.

Лёгких времён у дальней авиации никогда не было. Но, невзирая на проблемы, военнослужащие выполняют свой долг по обеспечению боеготовности. 23 декабря лётчики и служащие частей обеспечения принимают заслуженные поздравления и награды.

Этот праздник отмечают те, кто служил или служит, кто связал свою судьбу с 37-й воздушной армией Верховного Главного командования стратегического назначения. Это военное объединение является элитой ВВС, важным компонентом ядерной ударной силы нашего государства и его стратегическим резервом.

Дальняя авиация играет огромную роль в деле обеспечения обороноспособности и защиты границ России от посягательств.

История

Эту дату связывают сразу с несколькими важными событиями не только для Российской империи, но и всего мира.

  1. Много сил и времени были отданы на конструирование тяжелого бомбардировщика. Отцом «Ильи Муромца», самого большого в те времена четырехмоторного самолета (прадедушки современных ракетоносцев), можно назвать легендарного Игоря Сикорского. В декабре 1913 года был произведен первый испытательный его полет.
  2. Через год Военный Совет постановил сформировать первую эскадру таких самолетов. Указ, подписанный императором Николаем II, положил начало существованию тяжелой бомбардировочной авиации.
  3. Пионеры дальней авиации прослужили на славу Отечеству в годы Первой мировой войны. Но были сожжены в 1917 году с целью исключения захвата подошедшими близко к их дислокации германскими войсками.
  4. Декретом Совета Народных Комиссаров в марте 1918 года было утверждено формирование Северной группы данных кораблей.
  5. В дальнейшем развитии и перевооружении (в 30-е годы) приняли участия коллективы под руководством Туполева А.Н. и Ильюшина С.В., которые разработали новые авиамашины.

Годы Великой Отечественной войны подтвердили значимость таких самолетов и их экипажей. Многие солдаты и офицеры были удостоены наград и звания Герой Советского Союза.

Традиции

В настоящее тревожное время с особой теплотой проходят празднования этого дня. На государственном уровне награждают за особые заслуги отличившихся военнослужащих медалями и орденами. Помнят и чтят тех, кто отдал жизнь за мирное небо над головой.

Личному составу поручено выполнять самые сложные и ответственные задачи:

  • поддерживать технику в боевой готовности и повышать свой профессиональный уровень с учетом современных достижений;
  • вести оперативную и стратегическую разведку;
  • уничтожать базы террористов и различные объекты противника военного назначения на расстояниях многих тысяч километров от мест своего базирования в любое время суток:
  • участвовать в воздушных парадах в честь дня авиации и победы.

Отдельные формирования командированы в отдаленные места и совершают бесстрашные полеты вдали от Родины. Они помогают своим присутствием мирному населению и законно избранным правительствам защищать свои конституционные права и свободы. Поэтому традицией стали поездки заслуженных артистов с выступлениями в такие горячие точки.

В радиоэфире и на телевидении проходят праздничные концерты с участием молодых и именитых вокалистов, творческих коллективов. Обязательно звучат поздравления от руководителей страны. Организовываются торжества и для членов семей.

Дальняя авиация - один из важнейших родов ВВС Российской Федерации. В ее состав входят стратегические бомбардировщики, самолеты-заправщики, бомбардировщики-ракетоносцы. Главной ее задачей в мирное время является патрулирование дальних территорий, а в боевое - ведение разведки, нанесение ударов по объектам врага в глубоком тылу и на линии фронта. Военнослужащим, которые неустанно трудятся на благо Отечеству, и посвящен этот профессиональный праздник.

Когда празднуют

День дальней авиации (ДА) ВВС России отмечается 23 декабря ежегодно. Он был установлен в 1999 году приказом главнокомандующего ВВС РФ.

Кто отмечает

День дальней авиации ВВС России 2019 является праздничным для всех военнослужащих, имеющих отношение к данному виду авиации и членов их семей, а также для ветеранов ДА и АДД СССР.

История праздника

Дата события имеет символическое значение. Именно в этот день, более столетия назад, в 1913 году в Петербурге поднялся в воздух первый самый большой в мире самолет - бомбовоз «Илья Муромец» с четырьмя двигателями, расположенными на крыльях. Изначально он строился как простой пассажирский самолет-гидроплан с обогревом, электроосвещением, спальней и туалетом. В том же году «Муромцем» был поднят рекордный груз весом 1100 кг. А в следующем году самолет смог подняться в воздух с шестнадцатью пассажирами на борту и одной собакой. Животное принадлежало пилоту и конструктору этого детища - И. Сикорскому. Песика звали Шкалик. 23 декабря 1914 г. по указу императора Николая II была сформирована первая в Российской империи эскадра тяжелых бомбардировщиков.

Начало Первой мировой войны послужило причиной переоборудования «Муромца» в бомбовоз. Его «одели» в стальную броню и вооружили. За время войны он настолько хорошо себя зарекомендовал, что получил у немцев прозвище «летающий дьявол».

Впервые дальнебомбардировочная авиация (ДБА) как отдельный вид войск появилась 5 ноября 1940 г. Меньше чем через два года, 5 марта 1942 г., ее реконструировали в авиацию дальнего действия (АДД), а 3 апреля 1946 г. - в дальнюю авиацию (ДА).

На данный момент одним из самых трудных этапов в работе ДА считается дозаправка в воздухе. При скорости 600 км/ч и расстоянии между заправщиком и ракетоносцем в 20 м нужно попасть штангой дозаправки в конус диаметром 80 см и продержаться в таком состоянии почти 30 мин.

В 2009 году Центробанк Российской Федерации выпустил три монеты номиналом 1 рубль в честь ВВС РФ. На реверсе одной из них изображен бомбардировщик «Илья Муромец».

16 лет назад – в 1999 году на основании приказа Главнокомандующего ВВС РФ Анатолия Корнукова в календаре праздников и памятных дат появляется День дальней авиации России. Официальной датой празднования Дня дальней авиации становится 23 декабря, причём эта дата отнюдь не была взята «с потолка». Именно 23 декабря далёкого 1914 года сформирована воздушная эскадра самолётов «Илья Муромец». Формирование прошло по решению Военного совета армии.

Примерно годом ранее четырёхмоторный гигант (по тогдашним меркам) С-22 «Илья Муромец» совершал испытательные полёты. Этот самолёт был разработан в Санкт-Петербурге отделом Русско-Балтийского вагонного завода группой инженеров под руководством Игоря Ивановича Сикорского.
«Илья Муромец» стал первым бомбардировщиком. Его характеристики по тем временам были более чем впечатляющими

Размах крыльев: верхнего – 30,87 м, нижнего – 22 м; вес пустого самолёта – 3,8 т, максимальная взлётная масса 5,1 т, продолжительность полёта – до 4 часов, дальность полёта – до 440 км, длина разбега – 450 м, время набора высоты в 1 км – около 9 минут.

В ходе декабрьских испытаний 1913 года «Илья Муромец» поднял на высоту 1 км груз массой около 1,1 т, тем самым установив новый мировой рекорд.
Впоследствии в России стали выпускаться и пассажирские варианты самолёта Сикорского. А к началу Первой мировой войны 4 бомбардировщика «Илья Муромец» были переданы Императорскому военно-воздушному флоту.

Лётчики дальнебомбардировочной авиации проявили себя с первых дней Великой Отечественной войны. В исторических архивах сохранились документы, из которых известно, что первый бой дальнебомбардировочная авиация провела уже примерно через 8 часов после того, как гитлеровцы пересекли границы Советского Союза. В документах говорится о том, что лётчики нанесли удары по скоплению гитлеровских войск в районах Сувалки и Прасныш. Особое внимание на себя обращает тот факт, что самолёты дальнебомбардировочной авиации спустя примерно полтора месяца с момента начала войны нанесли авиационный удар по сердцу гитлеровского Рейха – Берлину. Три группы дальних бомбардировщиков, сформированные из состава 22, 200 дальнебомбардировочных авиационных полков и 81 авиадивизии участвовали в нанесении ударов по Берлину. С 8 августа по начало сентября было совершено 90 вылетов и нанесено 10 массированных ударов по немецкой столице.

Бомбардировки Берлина стали настоящим шоком для гитлеровцев, ведь уже через несколько недель после начала войны главный пропагандист нацизма Геббельс объявил о том, что советская авиация полностью разгромлена. К тому же было известно и громкое высказывание главкома люфтваффе Геринга, который заявил, что «ни одна бомба никогда не упадёт на столицу Третьего Рейха». Упала… И не одна…

Когда советские дальние бомбардировщики ДБ-3 ВВС Балтфлота, поднявшиеся в воздух с острова Эзель (ныне эстонский остров Сааремаа), впервые пересекли восточную немецкую границу, то представители войск ПВО и подумать не могли, что их летят бомбить русские. Самолёты были приняты за собственные – «заблудившиеся» немецкие, и в одном из случаев с помощью прожекторов немцы решили помочь лётчикам осуществить посадку на одном из аэродромов. От «помощи» советские лётчики, принятые за своих, по понятным причинам, отказались, что, в принципе, не вызвало особых подозрений у немецких военных.

В ночь на 8 августа на Берлин, который был залит светом фонарей и стал идеальной мишенью, посыпались первые советские авиабомбы. Заполыхали промышленные объекты гитлеровской столицы, разрывы бомб отмечались в районе Штеттина. В течение первой минуты противник не мог выйти из шокового состояния. Когда бомбы уже рвались в столице, немцы догадались включить светомаскировку.

На итоговой стадии операции по нанесению первого авиаудара по Берлину радист Василий Кротенко вышел в радиоэфир и произнёс исторические слова:

Моё место - Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!

Примерно в 4 утра бомбардировщики Балтийского флота уже садились на родной аэродром, совершив, казалось, на тот момент невозможное. Несмотря на то, что существенного ущерба удары не нанесли, куда более важен был психологический эффект от этого шага. Немецкие газеты на другой день вышли со статьями о том, что ударили по Берлину самолёты британской королевской авиации, чему в Лондоне были сильно удивлены. Ещё больше были удивлены (и это мягко сказано) в Германии, когда получили подтверждение того, что именно русские самолёты атаковали Берлин с воздуха.

В ночь с 7 на 8 августа группа самолётов Балтийского флота произвела разведывательный полёт в Германию и бомбила город Берлин. 5 самолётов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города. Объявляю благодарность личному составу самолётов, участвовавших в полёте. Вхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении отличившихся. Выдать каждому члену экипажа, участвовавшему в полёте по 2 тысячи рублей. Впредь установить, что каждому члену экипажа сбросившему бомбы на Берлин, выдавать по 2 тысячи рублей. Приказ объявить экипажам самолётов, участвовавших в первой бомбёжке Берлина, и всему личному составу 81-й авиадивизии дальнего действия.

Ещё через пять дней – 13 августа 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР первым четырём лётчиках, бомбивших немецкую столицу, были присвоены звания Героев Советского Союза. Героями стали полковник Е.Н.Преображенский, капитан В.А.Гречишников, капитан М.Н.Плоткин, капитан А.Я.Ефремов (штурман флагманского экипажа).

7 марта 1942 года на тот момент уже майор Михаил (Меер) Николаевич Плоткин погиб, возвращаясь после выполнения боевого задания по постановке минных заграждений на рейде Хельсинки.

И сегодня дальняя авиация преподносит особые сюрпризы «друзьям» России. Так, самолёты дальней и стратегической авиации участвуют в контртеррористической операции, нанося сокрушительные удары по объектам и позициям боевиков на территории Сирии. Минобороны представило кадры массированного удара самолётами дальней авиации (Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3) по объектам инфраструктуры ИГИЛ:

Сегодня дальняя авиация – это не только одно из серьёзнейших средств по борьбе со спонсируемым третьими странами террористическими группировками, это одна из важнейших составляющих сил ядерного сдерживания. Это средство Верховного Главнокомандующего ВС РФ для решения стратегических задач.

На вооружении дальней авиации состоят стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС, дальние бомбардировщики Ту-22М3, самолёты-заправщики Ил-78(М), специальные самолеты Ан-30Б, транспортные самолёты Ан-12, Ан-26, вертолёты Ми-8 и Ми-26.

Самолёты дальней авиации выполняют полёты по патрулированию воздушных рубежей России, появляются в нейтральных водах над Северной Европой, у восточного и западного побережья Северной Америки. В 2014 году самолёты дальней авиации приземлялись на аэродромах Никарагуа и Венесуэлы. Спектр работы по-настоящему огромен.

«Военное обозрение» поздравляет лётчиков и ветеранов дальней авиации с профессиональным праздником! Пусть число взлётов всегда равняется числу посадок!

Искусство