В.П. Астафьев

Урок подготовки к ОГЭ на материале текста В.П.Астафьева «Игра»

Цель: повторить основные правила пунктуации в СПП, при ОЧП; при обособленных ЧП; формировать умение анализировать текст, умение определять авторскую позицию.

Ход урока

I Орг.момент

Сегодня при подготовке к ОГЭ мы обратимся к тексту В.П. Астафьева, попробуем понять, какую идею хотел передать автор, попытаемся сами сформулировать задания к тексту.

II . Конструирование. Прием «Бусы»

Перед вами слова: игра, мальчишки, шайба, звонко, пряник, медовый, праздник, слизывать, луна, недоступен . Задача: создать текст, включая в него все слова из списка в той последовательности, в какой они даны.

Зачитываем полученные варианты.

III . Диктант

А теперь послушайте и запишите текст Астафьева В.П., который называется «Игра»

Мальчишки гоняли по тротуару шайбу. Она щелкала звонко, летала легко и отчего-то крошилась.

Я приблизился и увидел: мальчишки играют пряником вместо шайбы, ржаным, медовым, круглым пряником, какие в детстве нам давали по праздникам, и, бывало, прежде чем надкусишь пряник, долго слизываешь с него сладь, застывшую разводами, пятнами и лунками.

Пряник походил на маленькую далекую луну и так же, как луна, был манящ, недоступен и призрачен.

IV . Анализ текста

    Какую проблему затрагивает в своем тексте В.П.Астафьев?

Виктор Петрович привлекает внимание к целому ряду проблем: к смене ценностных ориентиров; проблеме воспитания молодого поколения; неуважение к труду, к памяти; проблема духовной черствости молодого поколения.

    Какой художественный прием использован автором?

Астафьев использует антитезу: название «Игра» противопоставлено серьезности проблематики текста (дети играют тем, что не является игрушкой);

    Обратите внимание на время глаголов во втором абзаце, относящихся к действию мальчишек и описывающих действия автора.

Настоящее время (играют) – прошедшее время (нам давали). Медовый пряник, который сейчас не имеет никакой ценности, во времена голодного детства рассказчика был синимом праздника. В предложении в значении прошедшего времени использованы глаголы настоящего времени.

    На сколько частей можно разделить текст?

Композиционно текст Астафьева можно разделить на две части: настоящее (1-й абзац) и воспоминания о прошлом, о собственном детстве и немногих радостях.

    Какие эмоции испытывает автор, вспоминая детство?

Вторая часть наполнена трепетным отношением к детским воспоминаниям. Обратим внимание на то, с какой любовью описан пряник. С помощью эпитетов и однородных членов предложения автор передает отношение голодающего мальчика, текст наполнен особой поэзией: «ржаной, медовый, круглый», «сладь, застывшая разводами, пятнами. лунками», «как луна», «похож на маленькую далекую луну».

V . Работа с таблицей

Еще раз перечитайте текст и заполните таблицу.

Ряды однородных определений подчеркивают трепетное отношение автора, передает любование пряником во время того, как хочется его съесть. Астафьев описывает, как мальчишкой пытался продлить такое редкое удовольствие – лакомиться пряниками. Односоставное предложение «В детстве нам давали по праздникам» указывает на то, что таких, как рассказчик, мечтающих о сладостях, было много.

VI . Составьте задания к тексту по типу ОГЭ

Примерные задания:

    Замените словосочетание медовый пряник синонимичным словосочетанием с типом связи управление.

    Найдите и выпишите из предложения обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

    Укажите бессоюзное сложное предложение.

    Найти слово, правописание которого определяется правилом «В кратких причастиях пишется суффикс ЕН»

    Найдите слово, правописание приставки в котором определяется ее значением «приближение»

    Во втором абзаце посчитайте количество грамматических основ.

    Из второго предложения 1-го абзаца выпишите грамматическую основу.

VII . Итоги. Домашнее задание .

Коротко изложите текст В.П. Астафьева, ответьте на вопрос «Какие уроки вы извлекли из прочитанного рассказа»?

В далеком уже теперь и воистину босоногом детстве мы много играли. Я смотрю на нынешних ребятишек, особенно на подростков, и диву даюсь — они не знают, куда себя девать. А нам не хватало дня для игр, и нас загоняли домой поздним вечером почти насильственно. Их было много, этих игр, самых разнообразных. И все они требовали ловкости, силы, терпения. Но были игры су- ровые, как бы испытывающие будущего человека на прочность. Среди них, может быть, самая беспощадная и угрюмая игра — кол, придуманная, должно быть, еще пещерными детьми.

Бралось деревце толщиной в руку, желательно покрепче, лиственница например, затесывалось па конце. Бралась деревянная колотушка либо кувалда, а если нет ни того, ни другого — железный колун. Выбиралась поляна или затишный переулок, поблизости которого есть амбары, стайки, сараюхи, кучи бревен и прочих предметов, за которыми и под которые можно спрятаться.

Кол втыкался руками в землю, и к нему прислонялась колотушка.

Наступал самын напряженный, самый ответственный момент в жизни — выбор голящего. Здесь ребячья выдумка не знала границ. Ритуал выбора голящего то упрощался до примитивности, то обставлялся такими церемониями, что еще в детстве можно было поседеть от переживаний.

"Бежим до Митряхинских ворот. Кто последний прибежит, тот и голит", — предлагал кто-нибудь из наиболее сообразительных ребят и первым рвал к Митряхинским воротам. Иногда до этих же или до других ворот скакали на одной ноге, ползли на корточках — и тут уж кто кого обжулит, потому-то почти всегда голил самый честный, самый тихий человек.

Был и другой способ выбора голящего: какая-нибудь девчонка или парнишка брали в одну руку белое стеклышко, в другую черное и ставили условие: кто отгадает руку с белым стеклышком — отходит в сторону, а те, кому не повезло, выстраиваются вдругорядь.

Бывало, в игре участие принимало до двадцати ребятишек, и к рукам, твердо и загадочно сжатым, подходили по многу раз. Со страхом видишь, бывало: все меньше и меньше остается народа в строю. И наконец к заветной цели тащилось двое последних — два разбитых, полумертвых человека. Они пытались улыбаться, заискивающе смотреть на выборного, чтоб намек сделал, качнул бы рукой с белым стеклышком, моргнул бы глазом с этой стороны или хоть мизинцем шевельнул…

Мучительно вспоминали эти двое, какую когда досаду сделали они выборному, какой урон ему нанесли, дрались, может, дразнились, игрушки не поделили?.. Прошлая жизнь за эти несколько шагов навстречу роковой судьбе промелькнет, бывало, перед мысленным взором, и выйдет, что была она сплошной ошибкой.

Прежде чем отгадывать, молитву, бывало, сотворишь перед неумолимо протянутыми руками: "Боженька, помоги мне отгадать белое стеклышко". А кругом злорадствует и торопит публика, уже пережившая свои страхи и желающая получить за это награду.

И вот одному из двоих открылось черное стеклышко. Вопль радости и торжества издавал шедший в паре счастливец, он кувыркался через голову, ходил на руках по траве и дразнил голящего, и без того уже убитого и несчастного.

Начиналась игра.

Каждый из тех, кто удачлив в жизни, кто открыл ладонь с белым стеклышком, брал колотушку и бил разок по колу, бил, плюнув перед этим на ладони и крепко ахнув. Кол подавался в землю иногда сразу на несколько вершков, иногда чуть- чуть — это от ударов твоих закадычных дружков, тайно тебе сочувствующих.

Вот кол почти весь в земле, но впереди самое главное и страшное: матка- забойщик. На роль эту выбирали, как правило, самого сильного, самого злого и ехидного человека. Он наносил по колу столько ударов, сколько душ принимало участие в игре. Наносил их раздумчиво, с присказками и прибаутками: "А мы колышек погладим, дураков землей покормим…"

Дурак тут всего один — голящий. Он считал удары и с ужасом убеждался, что кол уже исчез из виду, а забойщик все еще зубит колотушкой, вгоняя его дальше и дальше в недра.

Правило: пока голящий выдергивает кол, все должны спрятаться. Голящий притыкает кол к земле, ставит к нему колотушку и отправляется искать погубителей. Если нашел — скорей к колу, бей по нему колотушкой и кричи победно: "Васька килантый за бревном! Васька килантый за бревном!"

Но как далеко, как далеко до этого и как почти несбыточно.

Кол забит до того, что и признаков его нет. Вытаскивать его надо руками, зубами — инструментов никаких не полагалось. За всякую хлюзду, то есть если струсишь и домой сбежишь либо демонстративно кол вытаскивать откажешься, предусмотрено наказание — катание на колу и колотушке. Возьмут тебя, милого, за ноги и за руки, положат спиной на кол и на колотушку и начнут катать. И до того докатают, что потом ни сесть, ни лечь — все кости болят, а спина в занозах.

Срывая ногти, проклиная судьбу, слезно моля о помощи боженьку, откапываешь кол, шатаешь его, тянешь, напрягаясь всеми силами, а из жалицы, с крыш амбаров, из-под стаек и сараев несутся поощрительные крики, насмешки, улюлюканье.

Но вот все смолкло. Кол вытащен. Насторожен. Теперь любой из затаившихся огольцов может оказаться возле кола — надо только быть предельно бдительным и зорким. Стоит голящему отдалиться, как из засады вырывается ловкий и коварный враг, хватает колотушку и забивает кол до тех пор, пока ты не вернешься и не застукаешь его. Но это удается очень редко. Чаще всего, когда вернешься, кол уже забит и забивалы след простыл.

В тридцать пятом году, вымотанный болезнью, лихорадкой, я три дня подряд голил в кол, не мог отголиться и снова захворал. Ребятишки навещали меня, приносили гостинцы, желали скорее поправляться и все время напоминали, чтобы я обязательно отголился, когда выздоровею…

КОНЬ С РОЗОВОЙ ГРИВОЙ

Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними.

Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

Конем, баба?

Конем, конем.

Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник — совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса — потерял, — хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться — тут он, тут конь-огонь!

С таким конем сразу почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся, и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива.

Левонтий, сосед наш, работал на бадогах вместе с Мишкой Коршуковым. Левонтий заготовлял лес на бадоги, пилил его, колол и сдавал на известковый завод, что был супротив села, по другую сторону Енисея. Один раз в десять дней, а может, и в пятнадцать — я точно не помню, — Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой. Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывала не только левонтьевский дом, но и всех соседей. Ранним еще утром к бабушке забегала тетка Васеня — жена дяди Левонтия, запыхавшаяся, загнанная, с зажатыми в горсти рублями.

Да стой ты, чумовая! — окликала её бабушка. — Сосчитать ведь надо.

Тетка Васеня покорно возвращалась, и, пока бабушка считала деньги, она перебирала босыми ногами, ровно горячий конь, готовый рвануть, как только приотпустят вожжи.

Бабушка считала обстоятельно и долго, разглаживая каждый рубль. Сколько я помню, больше семи или десяти рублей из "запасу" на черный день бабушка никогда Левонтьихе не давала, потому как весь этот "запас" состоял, кажется, из десятки. Но и при такой малой сумме заполошная Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, когда и на целый трояк.

Ты как же с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое! — напускалась бабушка на соседку. — Мне рупь, другому рупь! Что же это получится? Но Васеня опять взметывала юбкой вихрь и укатывалась.

Передала ведь!

Бабушка еще долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, который, по её убеждению, хлеба не стоил, а вино жрал, била себя руками по бедрам, плевалась, я подсаживался к окну и с тоской глядел на соседский дом.

Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами — ни забор, ни ворота, ни наличники, ни ставни. Даже бани у дяди Левонтия не было, и они, левонтьевские, мылись по соседям, чаще всего у нас, натаскав воды и подводу дров с известкового завода переправив.

В один благой день, может быть, и вечер дядя Левонтий качал зыбку и, забывшись, затянул песню морских скитальцев, слышанную в плаваниях, — он когда-то был моряком.

Приплыл по акияну

Из Африки матрос,

Малютку облизьяну

Он в ящике привез…

Тетрадь 4

Большой стратег

Дядя мой, младший Кольча, по роду и характеру своему был крестьянин, пашенный человек. Ни ягодами, ни грибами, ни охотой не увлекался, рыбачил только промысловой снастью. И вообще к тайге был мало привержен, хотя и угрохал одного медведя, но тот взломал крышу на стайке возле бакенской будки, метил задрать корову - и тут хочешь не хочешь, бери ружье и обороняй худобу. В детстве Кольча-младший, конечно же, как и все деревенские ребятишки, хаживал в лес по грибы, по ягоды, но удочку в руки не брал, брезговал ею и, будучи долгое время бакенщиком, рыбачил сетями, самоловами, колол рыбу острогой в ночное время.

Старенький он уже стал, когда в нашей местности под напором наступающего прогресса начала скудеть природа, исчезли самые нежные цветы, выродились травы, не стало ягод и даже грибы начали исчезать.

Деревенские бабы иль ребятишки пойдут и принесут сыроежек, лисичек, серух, которые тут от веку считались поганками, и дядя их не ел, случалось, и на помойку выбрасывал. Однажды он «заспорился» с домашними и сказал, что они лодыри и верхогляды, вот пойдет в лес, знает куда, и полную корзину рыжиков принесет, нос им, говенным грибникам, утрет. Бойкоязычные городские внучата подначивали деда и доподначивали: он не выдержал, надернул резиновые сапожишки, пиджачишко, кепку старую да и побежал на Манскую гриву, где быстренько и наломал корзину рыжиков, снова обзывая грибников слепошарыми, потому что грибов тут, как и в старые, добрые времена, как и в ту пору, когда вокруг этой гривы располагались еще деревенские пашни, полным-полно. Позаросло, правда, все вокруг, заглохли тропы и дороги, в лесу маячили какие-то сооружения, и вроде как взгляд на себе грибник чувствовал, не иначе как звериный.

Он уже собрался вернуться домой верхней дорогой, что переваливала в Фокинскую речку, но тут из лесу бесшумно выступили два солдата с новенькими автоматами и молча указали оружием пришельцу следовать в глубь соснового леса. Дядя безропотно последовал и оказался в поселке, построенном на манер пионерского лагеря, но с той казенной ранжировкой и убранством, в котором и такой сугубо мирный человек, как Кольча-младший, угадал военное устройство. Его завели в помещение, велели поставить корзину с грибами в угол, и скоро явился офицер с красной повязкой на рукаве гимнастерки, спросил документы, но поскольку у нас отродясь с документами в лес не ходили, то дядя чистосердечно все о себе рассказал и даже показал место, где раньше были крестьянские, затем колхозные пашни, когда он бригадирствовал. Офицер сказал: «Ладно, выясним. Побудьте здесь…» - и ушел, оставив дядю под надзором вооруженного солдата.

Дядя догадался, что попал под подозрение как шпион, и пробовал разубедить солдата, мол, он ничего не видел, но слышал, что где-то тут ракета стоит, однако ракету он ни сном, ни духом не зрел, пустить ее на Америку тоже не может, поскольку далее бакенской лампы и поперечной пилы никакой техникой за жизнь свою не овладел.

Солдат был неумолим, домой не отпускал. Дядя вздохнул и растянулся на деревянной скамейке, давая покой натруженным ногам. В это время пришел один из тех солдат, что задержал его в лесу, и поинтересовался одной овсянской девахой. Дядя мой, Кольча-младший, обрадованно сообщил, что это его племянница, и подумал, что теперь-то уж его отпустят домой, в деревню, потому как он почти родней приходится здешнему солдату…

Но вместо освобождения солдат принес кружку с водой и баклажку в защитном матерчатом футляре. «Чтоб не скучно было», - сказал и удалился. Дядя, не теряя времени, развел спирт, выпил, потом еще выпил, ему сделалось хорошо, и он запел. Так, с песнями, на военной машине, и привезли его домой, не утеряв ни одного гриба по пути и оставив ему почти половину баклажки спирта.

Дядя два дня опохмелялся, потом исчез, и домашние только по корзине догадались, что он снова убрел по грибы. Дядю снова замели, снова допрашивали, выяснили и напоили до песен, а петь он был большой мастер еще с молодых лет. И в третий раз пошел по рыжики в лес на Манскую гриву, снова попался, но тут опытный офицер погрозил ему пальцем и сказал: «Ты, дед, однако, большой стратег, но если еще раз попадешься близ военного объекта, мы тебя отошлем далеко-далеко…»

Более дядя до самой смерти по грибы не ходил, да и военный объект скоро исчез с Манской гривы. Всамделишный шпион, большой шпион, не знал, где грибы растут, но где стоят военные объекты, хорошо ведал и запродал на месте всю нашу оборонную мощь, разорил и без того трудно живущую страну так, что до сих пор народу нашему приходится держать ремень затянутым до последней дырки.

СВОЯ ИГРА Такой писатель, как Астафьев, с его русской чуткостью и любопытством к новому, с его знанием жизни, пониманием того, что в жизни ладно, а что не очень, нужен, ох как нужен сегодняшнему дню.

А.Макаров Вехи судьбы1020304050 Мир Астафьева1020304050 Произведения1020304050 Точка зрения1020304050 Царь-рыба1020304050 Награды1020304050 Страницы биографии 10 балловК то на фотографии? Виктор Петрович ́́ Астафьев́ (1 мая 1924, с.

Овсянка, Енисейская губерния - 29 ноября 2001, Красноярск, похоронен в Овсянке)- советский и русский писатель.

20 баллов В 1942 году писатель ушёл добровольцем на фронт.

Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске.

Весной 1943 года был направлен в действующую армию.В каком звании В.П.А стафьев Окончил войну? На фронте Астафьев был шофёром, артразведчиком, связистом.

До конца войны Виктор Петрович оставался простым солдатом.

30 баллов Какие профессии испробовал писатель на заре своей юности? В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком, журналистом в газете «Чусовской рабочий».

40 баллов.

Раунд «Кот в мешке».

Памятник В.

Астафьеву в Красноярске Скульптор Игорь Линевич- Яворский 50 баллов Какой населённый пункт и почему называют своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края? После долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, которая и стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края;

Здесь его посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели.

Здесь он и похоронен – Виктор Астафьев умер в 2001 году Литература 10 баллов Произведения В.

Астафьева переведены на многие языки мира.

Назовите самые известные.

«Стародуб»(1960), «Кража» (1968), «Последний поклон» (1968), «Пастух и пастушка» (1971), «Царь-рыба» (1977), «Печальный детектив» (1986), «Зрячий посох» (1991), «Прокляты и убиты» (1994) и др.

20 баллов В каком произведении В.П.

Астафьева рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной? В повести «Пастух и пастушка» (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль».

Откуда эти строки? «Музыка льется тише, прозрачней, слышу я, и у меня отпускает сердце.

И не музыка это, а ключ течет из-под горы.

Кто-то припал к воде губами, пьет, пьет и не может напиться - так иссохло у него во рту и внутри.

Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нем плот с огоньком…» «Далёкая и близкая сказка» из повествования в рассказах «Последний поклон» (1968) Главный герой, Витя Потылицин слушает «Полонез Агинского» в исполнении деревенского Васи-скрипача, больного.

Одинокого поляка… Астафьев и Музыка 40 баллов "Не вникая в жизнь ближнего своего, не разучимся ли мы чувствовать чужую радость, чужое горе, боль...

И не утратим ли мы насовсем то, что зовется древним добрым словом - сострадание?" Из какого произведения Астафьева эти строки? Из рассказа Виктора Астафьева "Жизнь прожить" 50 баллов Почему я стал писать? Как ответил В.Астафьев на этот вопрос? «Почему я стал писать? Потому что ничего другого покалеченный на войне я делать не умел и не мог.

Решил себе таким образом зарабатывать на жизнь.

И это дело, писательство, выполнял по-русски добросовестно».

Произведения 10 баллов В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» был опубликован первый рассказ Астафьева.

Назовите его.

С 1951 года Астафьев работал на Урале, в городе Чусовом, в редакции этой газеты.

20 баллов Первая его книга вышла в Перми в 1953 году.

Назовите её.

«До будущей весны» 30 баллов Какое произведение Астафьева «родилось» из школьного сочинения будущего писателя? Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро».

40 баллов.

Почему “Последний поклон” не сборник рассказов, а единое произведение? «Последний поклон» не сборник рассказов, а единое произведение, так как все его элементы объединены одной темой, а повествование ведётся от лица мальчика Вити Потылицина, сироты, живущего с бабушкой.

50 баллов.

«Своя игра».

Назовите произведение: «Перед тем, как люди собрались накрывать Васю крышкой, я протиснулся вперед и, ни слова не говоря, положил ему на грудь скрипку и смычок, на скрипку бросил несколько живых цветочков мать-мачехи, сорванных мною у моста-перекидыша.» Рассказ «Далёкая и близкая сказка» Из автобиографической повести «Последний поклон» Точка зрения 10 баллов Что, по мнению писателя, может очистить душу? «Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание.

Задумался… готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться…» «Музыка! …Ты ещё дрожишь под сводами, ещё омываешь душу…» («Домский собор») Точка зрения 20 баллов «Быть может, это самое тяжкое преступление коммунистов…» Продолжите мысль писателя.

Быть может, это самое тяжкое преступление коммунистов, что сделали людей атеистами, лишили веры в небесное будущее.

Что там свет, там Бог, там Богородица.

30 баллов «Не может выжить Россия без…» Без чего, считает В.Астафьев, не может выжить Россия? Не может выжить Россия без своего сельского хозяйства, без деревни.

«Родная моя деревня, как же ты там… отнятая от корней, с перерубленным стволом?» («Серёжки») 40 баллов Что, по мнению писателя, является самой большой радостью на земле? Земля наша справедлива ко всем, хоть маленькою радостью наделит она всякую сущую душу… и самая бесценная, бескорыстно дарованная радость – сама жизнь!» («Падение листа») 50 баллов Предположите, что ответил писатель на вопрос: «А что бы вы пожелали народу нашему?» в интервью «Литературной газете»? (1995.

Из диалога Ирины Ришиной и Виктора Астафьева) «Воскресения, воскресения, воскресения.

Силы есть, способные это сделать… …помогал бы Бог, которого мы гневим и гневим, но он иногда обращает к нам свой милосердный лик, прощает нам наши тяжкие грехи, спасает и врачует нас...» Царь-рыба 10 баллов Какова, главная причина истребления природы человеком? (По повести «Царь- рыба») Прозаик с горечью называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека« Сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек, и выставляется … низколобое мурло первобытного дикаря.» В.

Астафьев 20 баллов Кому адресует эти строки автор? Душевно легка, …свободна жизнь таких людей, … ко всем с раскрытой нараспашку душой,… с чувством беспричинного счастья и любви ко всему.

Красота души человеческой «сквозит и тайно светит».

Людям, способным жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными и миром природы.

30 баллов «Царь-рыба» Сформулируйте основную идею произведения.

Основная идея произведения- идея нераздельности Человека и Природы 40 баллов Какое идейно- художественное значение имеет место действия «Царь-рыбы»? Место действия "Царь-рыбы" - Сибирь.

Огромные неосвоенные пространства одновременно являются и сокровищем, и болью России.

Богатства Сибири осваиваются экстенсивно, без мысли о завтрашнем дне.

50 баллов Какой символический смысл имеет борьба человека с царь- рыбой? "Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она (царь-рыба) грохнулась где-то в невидимости…» С царь-рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы человеком, который связан с Природой теснейшей связью, но забыл об этом и губит себя и ее.

Награды писателя 10 баллов Настоящим событием в жизни и в литературе стало произведение В.П.

Астафьева, отмеченное Государственной премией СССР в 1978г.

Назовите его? Повесть «Царь-рыба» 1976 20 баллов Какой премии был удостоен В.П.

Астафьев в 1997 году? В 1997 В.П.Астафьев получил Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ) 30 баллов В каком году и какую премию Российской Федерации получил В.П.

Астафьев? Дважды Астафьев был удостоен Государственной премии России: в 1996 и в 2003 (посмертно) 40 баллов.

Раунд «Своя игра».

За какое произведение В.П.

Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.

После публикации романа «Прокляты и убиты»(1995) Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.

50 баллов Каких наград за свою творческую деятельность был удостоен В.П.

Астафьев? Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии РСФСР им.

Горького (1975), Лауреат Государственной премии СССР (1978, 1991), премии «Триумф» (1995), Государственной премии России (1996 и 2003 -посмертно), Пушкинской

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Форма урока: урок-игра

Класс: 5 класс

Цели урока:

  • Обобщение знаний учащихся по фактам биографии В.П. Астафьева и его рассказу “Васюткино озеро”.
  • Воспитание у школьников уверенности в себе, стремления к самосовершенствованию.
  • Воспитание уважения, любви к русской литературе, патриотизма.
  • Развитие у учащихся навыка пересказа текста, интереса к творчеству В.П. Астафьева, творческих способностей, памяти, логического и творческого мышления, внимания, речи.

Задачи урока:

  • Повторить биографию и рассказ “Васюткино озеро” русского писателя В.П. Астафьева
  • Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
  • Воспитывать позитивное соперничество, стремление к самосовершенствованию.
  • Развивать навык пересказа, память, внимание, речь, логическое и творческое мышление.

Оборудование: компьютер, презентация, медиапроектор, интерактивная доска, сигнальные карточки, звездочки из картона.

Организация:

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Добрый день, дорогие ребята! (слайд 1) Сегодня у нас необычный урок по рассказу Виктора Петровича Астафьева “Васюткино озеро”. Я предлагаю Вам сыграть в игру “Звездный час”. Будьте внимательны, соберитесь, не волнуйтесь. Несколько уроков подряд мы с Вами изучали рассказ “Васюткино озеро”, обсуждали факты из жизни Астафьева, Вы сами внимательно читали его произведение. Сегодняшний урок будет и интересным, и в то же время полезным и познавательным для тех, кто был не совсем внимателен при знакомстве с рассказом В.П. Астафьева (слайд 2).

Итак, начнем! Правила игры (слайд 3):

В игре участвует весь класс.

У каждого ученика есть сигнальные карточки с номерами 1, 2, 3, 4. Вы должны поднимать карточку с тем номером, который считаете правильным ответом.

В игре три тура. В каждом туре по семь вопросов.

За каждый правильный ответ учащиеся получают звездочки.

Из игры выбывают участники, набравшие меньшее количество звезд.

1 тур (слайд 4)

Ребята, по окончанию первого тура выбывают те участники, которые вообще не получили звездочек и те, у кого от одной до трех звезд.

Ответ:карточка №2 “В.П. Астафьев”.

(слайд 6) На каком портрете изображен Астафьев?

Ответ: карточка №4

(слайд 7) Родина Астафьева - ?

Ответ: карточка №3 “Овсянка Красноярский край”

(слайд 8) Зачем Васютка пошёл в тайгу?

Ответ:карточка №4 “За орехами”

(слайд 9) Из-за кого Васютка заблудился а тайге?

Ответ: карточка №2 “Глухарь”

(слайд 10) “Думая о своей удачи, Васютка, счастливый, шел по лесу… Вдруг он спохватился: где же … ?”

Ответ: карточка №3 “Затеси”

(слайд 11) Какое правило сразу вспомнил Васютка, когда заблудился в тайге?

Ответ: карточка №4 “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит”

2 тур (слайд 12)

Ребята, после второго тура остаются два участника. В случае большого количества участников я задам дополнительный вопрос по произведению.

(слайд 13) С кем в рассказе сравнивается положение Васютки?

Ответ: карточка №1

(слайд 14) Сколько раз плакал Васютка?

Ответ: карточка №1 “1”

(слайд 15) Васютка приготовил вкусное блюдо – глухаря в собственном соку. Почему же он через силу глотал мясо?

Ответ: карточка №2 “Забыл соль”

(слайд 16) Какое удивительное открытие сделал Васютка на озере?

Ответ: карточка № 3 “Белая рыба”

(слайд 17) Какую реку искал Васютка в тайге?

Ответ: карточка №1 “Енисей”

(слайд 18) Какой пароход проплыл мимо Васютки?

Ответ: карточка №1 “Серго Орджоникидзе”

(слайд 19) На чём Васютка попал домой?

Ответ: карточка № 4 “Бот”

3 тур (слайд 20)

В третьем туре необходимо подробно пересказать отрывок из произведения “Первая ночь в лесу” от лица Васютки (1 участник) и от лица деда Афанасия (2 участник).

(слайд 21) Задание: подробный пересказ отрывка “Первая ночь в лесу”.

1 участник: от лица Васютки.

2 участник: от лица деда Афанасия.

Финал (слайд 22)

В финал вышел участник, набравший больше звездочек и успешно справившийся с заданием в 3 туре (или оба участника, если они удачно справились с заданием в 3 туре).

(слайд 23) Задание для Финалиста:

Устное словесное рисование одного из эпизодов:

1. Охота на глухаря

2. Встреча с лесным озером

3. Наконец-то Енисей!

4. Васютка дома

Поздравляем с победой (слайды 24, 25)

IV. Подведение итогов и выставление оценок:

Понравилась ли Вам игра?

Какое задание (вопрос) оказалось для Вас сложным?

V. Домашнее задание:

Нарисуйте иллюстрацию к понравившимся эпизодам рассказа “Васюткино озеро” В.П. Астафьева.

Список литературы.

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002. – 352с.
  2. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / авт.-сост. В.Я. Коровин. – 9-е изд. – М.; Просвещение, 2008. – С. 116 – 147.
  3. Методика преподавания литературы. Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности № 2101 “Рус.яз. и литература”. Под ред. З.Я. Рез. М., “Просвещение”, 1977. – 382с.
Опыт