Биологическое: значение митоза.

Тема: Обобщение знаний по теме химический состав организмов

Цели:

  1. Обобщение и систематизация знаний по теме
  2. Развитие умений воспроизводить информацию по схеме, выделять главное, графически оформлять информацию, сравнивать, обобщать, проводить эксперимент
  3. Взаимопомощь в парах, в группах, формирование научного мировоззрения

Оборудование:

1) Демонстрационные материалы:

  • крахмал;
  • белок яйца;
  • вода с этикетками;
  • NaCI;
  • растительное масло;
  • вата.
  • с этикетками
  • Раздаточные материалы карточки для классификации веществ инструктивные карточки
  • Лабораторная работа р-р H 2 O 2 (3%), в пробирках мясо сырое и вареное, картофель сырой и вареный, клубни картофеля, раствор йода, пипетки, р-р куриного белка, р-р CuSO 4 .

Задачи:

  1. Повторить основные понятия темы
  2. Познакомиться со свойствами веществ, входящих в состав организма
  3. Систематизировать знания об основных группах веществ организма

План урока:

  1. Разминка (“своя игра”)
  2. Систематизация (составление схемы)
  3. Классификация в-в.
  4. Эксперимент.
  5. Выводы. Итоговый тест.

Организация: Класс делится на группы по 4 человека, в каждой группе командир, консультант.

Тип урока: Комбинированный. Лабораторная работа.

Ход урока

Эпиграф записан на доске:

Живое = неживому или Живое = неживому

Сообщить задачи урока и ответить на вопрос эпиграфа:

В чем сходство химического состава живых и неживых тел?

В чем отличие?

I. Разминка (фронтальный опрос)

Темы:

  1. Неорганические вещества.
  2. Белки.
  3. Углеводы.
  4. Липиды.
  5. Нуклеиновые кислоты.

Вопросы к темам:

а) сколько химических элементов обнаружено в клетке?
б) назвать макроэлементы;
в) назвать микроэлементы;
г) какова роль йода в организме;
д) какова роль Na и K в организме.

а) какие химические элементы входят в состав белка?
б) почему молекулу белка называют макромолекулой?
в) что является мономером белка?
г) сколько аминокислот входит в состав белка?
д) какова роль в организме белков антител?

а) какие химические элементы входят в состав углеводов.
б) назовите моносахариды.
в) сравнить энергетическую ценность углеводов и липидов.
г) назовите полисахариды.
д) перечислите функции углеводов.

а) какие вещества называют липидами?
б) чем отличаются растительные жиры от животных?
в) какие витамины относят к липидам?
г) какие гормоны относят к липидам?
д) в чем заключается защитная функция липидов?

а) что такое ДНК?
б) функция ДНК.
в) 4 типа нуклеотидов ДНК.
г) виды РНК.
д) функции РНК.

Командир каждой группы выбирает 3 вопроса из любых тем, например 1) (а) 2(в) 4(д)

Команда отвечает на вопросы

II. Систематизация

Задания уложить в схему следующие термины (каждая группа составляет одну схему)

Рассказ по схеме о классификации веществ

III. Классификация веществ

Найти место в представленных схемах для веществ, которые демонстрирует учитель, назвать их основные свойства и распространение

Крахмал белок яйца вода NaCI растительное масло вата (целлюлоза)

IV. Эксперимент (прилагается)

Работа в группах под руководством консультантов. Каждая группа рассказывает свой эксперимент и делает выводы.

Подведение итогов.

– в чем сходство живых организмов и неживых тел

В чем отличие?

Вывод: единство живой и неживой природы.

V. Итоговый тест (прилагается)

Рабочие тетради собрать, в них проверить:

  1. Схему классификации
  2. Лабораторную работу

Химический состав организмов.

Живое = неживое или живое = неживому?

III. Эксперимент

№1. Добавьте в пробирку с раствором белка несколько капель раствора CuSO 4

Что вы наблюдаете?

№2. Добавьте в пробирку с сырым мясом несколько капель перекиси водорода (3% раствор). Что вы наблюдаете?

№3. Добавьте в пробирку с вареным мясом несколько капель перекиси водорода (3% раствор). Что вы наблюдаете?

№4. Налейте несколько капель с раствором йода на муку. Что вы наблюдаете?

№5. Налейте несколько капель с раствором йода на срез клубня картофеля. Что вы наблюдаете?

Примечание к эксперименту.

№1. Под действием t 0 и химических веществ происходит разрушение структуры белка-денатурация.

№2-3. Перекись водорода - высокотоксичное вещество. Оно образуется в клетке при реакциях распада веществ.

В клетке есть фермент каталаза, разлагающий перекись водорода на воду и кислород:

2H 2 O 2 2H 2 + O 2

Если при добавлении перекиси водорода мы наблюдаем выделение пузырьков газа, значит, в клетках присутствует каталаза. Отсутствие реакции говорит о том, что при варке каталаза разрушена.

№4-5. Появление синей окраски после добавления йода говорит о присутствии крахмала.

Сопоставьте номера признаков с группами веществ.

Углеводы.

Неорганические вещества.

2. Антитела (иммунитет).

6. Глицерин и жирные кислоты.

7. Аминокислоты.

8. Нуклеотиды.

9. Моносахариды.

10. Буферность.

11. Диполь.

12. Полимер.

13. Двойная спираль.

14. Нерастворимы в воде.

15. C п (H 2 O) m .

16. Хранение наследственной информации.

17. Структурная функция.

18. 1г = 17,6 КДЖ.

19. 1г= 38,9 КДЖ.

20. Растворитель веществ.

21. Нобелевская премия.

22. Катализаторы.

23. Половые гормоны.

24. Объем клетки.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

Умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло-гическим вопросам;

Воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Задачи:

Образовательные : о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

Развитие творческихспособностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

Личностные результаты обучения биологии :

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

оценивать информацию;

Познавательные : выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Ход урока

Задачи

Учащиеся овладевают законом о согласованном и закономерном действии множества систем, обес-печивающим превращение материи и освобожде-ние энергии (связь органоидов клетки, клетка как структурная единица живого).

Формируем научное мировоззрение о взаимо-связи структуры органоидов в связи с выполняе-мой функцией.

Проверяем и оцениваем не столько знания фактов, сколько владение системой понятий, уме-ниями устанавливать связи между понятиями, объяснять биологические явления (единство и противоположность пластического и энергетиче-ского обмена).

Базовые знания

основные положения клеточной теории

химические соединения клетки и их роль в жизнедеятельности клетки

роль ферментов в обмене веществ

строение гена как единицы наследственной информации

генетический кОд и биосинтез белка

основные структуры клетки, связь их строе-ния и функции

особенности клеток прокариот и эукариот; автотрофных и гетеротрофных клеток; строе-ние вирусов

метаболизм в клетке: энергетический и пла-стический обмены

Фотосинтез — пластический обмен у растений

Выводы

Клетка является структурной и функцио-нальной единицей, также единицей развития всех живых организмов, обитающих на Земле, (прокариот и эукариот).

Клетки всех организмов сходны по строению и химическому составу, что свидетельствует о едином происхождении всего живого.

Вся информация о структуре и деятельности клеток, о всех признаках клетки заключена в ДНК — носителе и хранителе генетической информации

Генетический код един для всех живущих на Земле существ (от бактерий до человека). Од-ни и те же триплеты кодируют одни и те же аминокислоты.

Темы рефератов

Автотрофы, фотосинтез и жизнь па Земле

Функции белков в живом организме

Проблема пищевого белка

Вирусные заболевания

Вода и жизнь клетки

Ферменты — биологические катализаторы

Вопросы

Докажите, что живая клетка является откры стемой. Можно ли провести ее сравнение с ко. том и чем интересно такое сравнение для наую

При интенсивной деятельности нужна глюкоза. Участникам лыжных пробегов в пути дают сахар.С какой целью?

Согласно распространенной теории симбиогенеза митохондрии клеток произошли от симбиотических бактерий, а пластиды — от симбиотических водорослей. Какие факты вы можете привести за и против этого предположения?

В клетке всегда имеется много ферментам разрушающих нуклеиновые кислоты. Почему деятельность не нарушает нормального функционирования клеточных ДНК и РНК?

По формуле 20 подсчитайте, сколько быть видов белков. Что означает цифра 20п? мономеров в белке (от 100 до 1000 и более) , молекулы белка в среднем 100 нм. Хватит ли жизни, чтобы на сверхзвуковом самолете пролететь. вдоль цепочки, составленной из молекул всех возможных белков?

Как организм человека защищается от возбудителей инфекционных заболеваний? Какие клетки и ткани и как участвуют в защите?

Отличаются ли значительно по размерам клетки одних и тех же тканей слона и мыши? Ответ поясните.

Тесты

1.Какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов, единство органического мира?

А.Каждая клетка возникает из клетки, путем; деления исходной.

Б. Клетка представляет собой основную едини1 строения всех живых организмов.

В. В сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой функции и образуют ткани.

Г. В клетках одноклеточных и многоклеточных ганизмах сходный обмен веществ. ■

2. Отрезок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного определенного белка, называется:

А. Хроматидой. Б. Нуклеотидом. В. Пептидом Г. Геном.

Группа чрезвычайно простых организмов, способ ных жить и размножаться только в живых организмах относятсяк:

А. Бактериям. Б. Вирусам. В. Эукариотам. Г.Цианеям.

4.Необходимейшим веществом в клетке, участвующим почти во всех химических реакциях является:

А. Полинуклеотид. Б. Полисахарид, В. Полипеп-тид. Г. Вода.

5.Как называются органоиды, присутствующие в клетках всех организмов, состоящие из двух неодина-ковых по размеру частиц, имеющие микроскопические размеры?

А. Лейкопласты. Б. Рибосомы. В. Лизосомы. Г. Хромосомы.

6.Молекулы белков, связывающие и обезвреживаю-щие чужеродные клетки и вещества, выполняют функ-цию:

А. Энергетическую. Б. Транспортную. В. Каталитическую. Г. Защитную.

7.Хроматиды каждой хромосомы начинают расхо-диться к противоположным полюсам клетки в процессе:

А. Метафазы. Б. Телофазы. В. Анафазы. Г. Профазы.

8.Какая структура клетки образует своеобразный барьер, через тонкие каналы этой части клетки осуще-ствляется транспорт веществ в клетку и обратно?

А. Эндоплазматическая сеть В. Цитоскёлет

Б. Плазматическая мембрана Г. Пластиды

9.Для какой фазы важнейшего процесса, протекаю-щего в зеленых растениях, характерно образование уг-леводов в результате последовательных превращений воды и углекислого газа?

А. Фазы транскрипции. Б. Темновой. В. Свето-вой. Г. Энергетического обмена.

Процесс нарушения природной структуры одного из важнейших соединений клетки называется:

А. Полимеризацией. Б. Конденсацией. В. Дена-турацией. Г. Редупликацией.

Вода — основа жизни:

Она может находиться в трех состояниях (жид-ком, твердом и газообразном):

Б. В клетках зародыша ее большее 90%

Является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из неё продуктов обмена

Г. Охлаждает поверхность при испарении

12. Биоэлементами называют химические элементы

А- Входящие в состав живой и неживой природы Б. Участвующие в жизнедеятельности клетки

В. Входящие в состав неорганических молекул Г. Являющиеся главным компонентом всех органи-чески х соединений клетки

13.Белки — биологические полимеры, мономерами которых являются:

А. Нуклеотиды. Б. Аминокислоты. В. Пептиды. Г. Моносахариды.

14.Ферменты:

А. Являются основным источником энергии.

Б. Ускоряют химические реакции и имеют белко-вую природу.

В. Транспортируют кислород.

Г. Участвуют в химической реакции, превращаясь в другие вещества.

15.Понятие «гомеостаз» характеризует:

А.Состояние динамического равновесия природ-ной системы, поддерживаемое деятельностью регу-ляторных систем,

Б. Процесс разрушения клеток путем их растворе-ния.

В.Общее снижение жизнеспособности организма.

Г. Процесс расщепления углеводов в отсутствии кислорода.

16.Иммунологическую защиту организма обеспечи-вают:

А.Белки, выполняющие транспортную функцию.

Б. Углеводы.

В.Различные вещества в составе крови.

Г. Особые белки крови—антитела.

17.Генетический код един для всех живущих на Земле существ и представляет собой:

А.Способность воспроизводить себе подобных

Б. Доклеточные образования, обладающие некото-рыми свойствами клеток

В.Систему «записи» наследственной информации в молекулах ДНК

Г. Процесс образования живыми организмами ор-ганических молекул из неорганических

18.Метаболизм складывается из двух взаимосвязан-ных й противоположно направленных процессов:

Жизни и смерти. Б. Синтеза и распада.

Возбуждения и торможения. Г. Поглощения, кислорода и выделения углекислого газа.

19.Хлоропласта характерны для клеток: ,

А. Покровной ткани. Б. Животных. В. Рас-тений и животных, Г. Только растений.

20.Биологическое: значение митоза:

А,Поддерживается постоянство числа хромосом в клеточных поколениях.

Б. Происходит перекомбинация наследственной ин-формации.

В.При слиянии клеток образуется новый организм.

Г. В результате деления образуется многоядерная

Правильные ответы

Выберите правильные утверждения

1.Единственная молекула ДНК бактерий имеет кольцевую форму.

2.Все живые организмы состоят только из клеток.

3.Для живых организмов характерны обмен веществ, раздражимость, размножение, наследственность и изменчивость.

4.В живых организмах обнаружены все элементы таблицы Менделее- ва.

5.Осмосом называют растворение веществ в воде.

6.Белки составляют большую часть веществ клетки.

7.Жиры не растворяются в воде.

8.В состав белков входят аминокислоты, прочно связанные между со-бой водородными связями.

9.При расщеплении одинакового количества жира и углеводов выде-ляется равное количество энергии.

10.Пептидной называют связь между углеродом карбосильной группы и азотом аминогруппы в молекуле белка.

11.ДНК имеется в клетке только в ядре.

12.Основная функция рибосом — участие в биосинтезе белка.

13.В состав вирусов обязательно входит ДНК.

14.В неделящейся клетке нет хромосом.

15.Количество митохондрий и пластид может увеличиваться только путем деления этих органоидов.

16.Вакуоли имеются только в растительных клетках.

17.По принципу комплементарности А-У и Г-Ц.

18.Спиртовое брожение может проходить только в отсутствие кисло-рода.

19.Ассимиляция и диссимиляция составляют энергетический обмен в организме.

20.Мейоз происходит в семенниках человека в зоне размножения.

Правильные ответы

1, 3, 7, 10, 12, 15, 17.

Кроссворд

1.Голландский ботаник, предложивший название «вирус».

2.Белковая оболочка вируса.

3.Вирусы, используемые человеком для борьбы с болезнетворными бактериями.

5.Болезнь, вызванная вирусом эпидемического паротита.

6.Особая группа вирусов, которая заражает бактериальные клетки.

7.Болезнь, вызываемая вирусом гепатита.


Клеточная теория и микроскопия - биология, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

ЦИТОЛОГИЯ. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ. СТРОЕНИЕ МЕМБРАНЫ.

ЦИТОЛОГИЯ к ЕГЭ . ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ

Цитология . Органоиды | ЕГЭ | Биология

Ресурсы

В. Б. ЗАХАРОВ, С. Г. МАМОНТОВ, Н. И. СОНИН, Е. Т. ЗАХАРОВА УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (10-11класс) .

А. П. Плехов Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература».

Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности.

Биология 100 самых важных тем В.Ю. Джамеев 2016 г.

Биология в схемах, терминах, таблицах" М.В. Железняк, Г.Н. Дерипаско, Изд. "Феникс"

Наглядный справочник. Биология. 10-11 классы. Красильникова

Образовательный портал http://cleverpenguin.ru/metabolizm-kletki

Хостинг презентаций

«Биологическое лото»

На столах перед каждой группой лежит игровое поле в виде цветка, карточки с ответами (среди которых есть и неправильные) и карточка с алгоритмом действий. На игровом поле расположены название царства и шесть вопросов, отвечая на которые, ученики накрывают их карточками с ответами. Если на все вопросы даны правильные ответы, из букв на карточках с ответами должно сложиться кодовое слово. По завершении этапа каждая группа должна объяснить, что означает получившееся у нее кодовое слово, какое отношение оно имеет к изучаемой группе организмов.
Консультант вместе с учителем проверяют правильность и быстроту выполнения задания и оценивают работу учащихся.

Группа «Бактерии»

Вопросы для игрового поля.

1. Бактерии, имеющие форму спирали.
2. Бактерии, имеющие форму шариков.
3. Острое инфекционное заболевание, для которого характерно воспаление нёбных миндалин (боль в горле, повышенная темперaтура тела).
4.Какой из частей нет в клетках бактерий?.
5. Как называется скопление одноклеточных бактерий?
6. С помощью этой части бактерия может прикрепляться к поверхности и перемещаться

Ответы на лепестках.

Спириллы (М). Дизентерия (И). Ангина (К).Ядро (Р). Колонии (О). Жгутик (Б)

Кодовое слово - МИКРОБ.

Группа «Грибы»

Вопросы для игрового поля.

Ответы на лепестках.

Мухомор (Д). Хитин (Ж). Гифы (Ж). Плесневые(Р). Рядовка(И). Трутовик (О)

Кодовое слово - ДРОЖЖИ.

Группа «Растения»

2.Как называется зелёный пигмент растений, который способен образовывать на свету органические вещества из неорганических?

3.Растения, которые растут в воде? (В)

4. Самые распространённые растения на Земле?(Е)

5. Из каких частей состоит тело растений?

6.Орган растения, где происходит фотосинтез

Ответы на лепестках.

Ель (Ц), Хлорофилл (В), водоросли (Е), цветковые (Т),

Корень, стебель, лист, цветок(О), лист (К).

Кодовое слово - ЦВЕТОК

Группа «Животные»

1.Как называется тип животных у которых сложно устроен организм в связи с наличием внутреннего скелета?.

2.Домашнее животное.

3.К какому классу относится воробей, дятел, страус?

4.Оноклеточное простейшее животное, которое не имеет определенную форму тела.

5. К какому классу относится носорог, волк, осёл?

6.Каких животных больше всего на Земле?

Ответы на лепестках.

Хордовые (Х), лошадь (И), Птицы (Щ), амеба(Н), Млекопитающие (И), насекомые (К)

Кодовое слово «Хищник»

Итоги подводит консультант

Конспект урока биологии для 5 класса


Материал рекомендован для учителей биологии, работающих по ФГОС. Варианты заданий составлены с учетом особенностей учебника И.Н.Пономарёвой.

Урок-обобщения знаний по теме "Многообразие живых организмов"

Чобанова Е.О.
Предмет: биология
Класс: 5
Тип урока: урок-обобщение.
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Многообразие живых организмов».
Задачи:
Образовательные: научить применять полученные знания в повседневной жизни; обобщить и систематизировать знания о многообразии живых организмов; определить уровень усвоения темы; откорректировать знания по теме, обратив внимание на ошибки.
Развивающие: развитие логического мышления; продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками; развивать практические навыки и умение делать выводы; научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
Воспитательные: развитие интереса к знаниям, культуры умственного труда; развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности, создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности учеников, при высокой познавательной активности учащихся показать значимость биологических знаний; развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся; формирование информационной культуры; создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов и проблемных задач; формирование коммуникативной компетентности и толерантности; создание психологически комфортной среды: ощущения учащимися радости творчества и удовольствия от интеллектуального напряжения.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать особенности живых организмов разных Царств;
- знать представителей живых организмов разных Царств;
- применять полученные знания на уроке, в жизни;
Метапредметные:
- регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- коммуникативные:
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи;
- познавательные:
- работать с учебником;
- находить отличия;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения работать с учебником.
2. Продолжить формирование умения находить отличия, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
3. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
2. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения семени.
4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Формы работы: работа по инструктивным картам.
Методы: самостоятельная работа; аспект контроля: итоговый.
Информационно-технологические ресурсы: плакаты, мультимедийный проектор, компьютер, карточки.

Ход урока

1. Мотивация Ребята мы с Вами изучили очень большую и интересную тему «Многообразие живых организмов». Мы с Вами познакомились с представителями разных царств – бактериями, грибами, растениями и животными. Также познакомились с вирусами и лишайниками. Настало время определить уровень того, как Вы усвоили пройденный материал.
Сегодня у нас урок обобщения знаний по теме «Многообразие живых организмов».

2. Организационный момент. Описание механизма работы на уроке по инструктивным картам.

3. Учет и контроль знаний. Тестовые задания (3 варианта).
Вопросы в составе теста:
1. Царства живой природы.
2. Бактерии: строение и жизнедеятельность.
3. Значение бактерий в природе и для человека.
4. растения.
5.Животные.
6. Грибы.
7. Многообразие и значение грибов.
8. Лишайники.
9. Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Вариант 1.

Задание 2.
1) Флора – …
2) Микология - …
3) Прокариоты - …
4) Гетеротрофы - …
5) Спириллы - …

Задание 3.
1. Вирусы – это неклеточная форма жизни.
2. Отличительная черта бактериальной клетки – отсутствие в ней ядра.
3. Бактерии – самая молодая группа организмов.
4. В царство Растения входят одноклеточные и многоклеточные организмы.
5. Кедр – цветковое растение.
6. Тело водорослей – слоевище.
7. Стрекоза – животное.
8. Грибы – автотрофы.
9. Сморчок – ядовитый гриб.
10. Среди растений есть вредные виды.

Задание 4. Почему лишайники называют «первопроходцами или пионерами жизни»?

Вариант 2.

Задание 2. Дайте определения следующим понятиям:
1) Лихенология - ….
2) Эукариоты – …
3) Симбиоз - …
4) Вибрионы - …
5) Слоевище - …

Задание 2. Дайте определения следующим понятиям:
1) Фотосинтез - …
2) Зоология - …
3) Автотрофы - …
4) Бациллы – …
5) Грибница - …

Задание 3. Верны ли следующие утверждения.
1. Дрожжи – группа бактерий.
2. Хлорофилл – зеленый фермент.
3. Ягель, или олений мох – лишайник.
4. Пеницилл – гриб-сапротроф.
5. Бабочка - это животное.
6. У бактерий цитоплазма неподвижна.
7. Сосна – голосеменное растение.
8. В образовании природного газа участвуют животные.
9. Бактерии очень выносливы и приспособлены к различным условиям существования.
10. Учёные полагают, что на Земле обитает около 1,5 млн видов живых организмов.

Задание 4. Почему о грибе говорят: «Это не растение и не животное – это то и другое»?

Конспект урока
Обобщение знаний по теме «Биология-наука о жизни»

Автор : Старовойтова Ольга Александровна.
Описание материала : предлагаю конспект обобщающего урока для учащихся 5 класса «Биология – наука о жизни». Этот материал будет полезен для учителей биологии. Это занятие поможет учащимся: сформировать представление о биологии, как науки в целом; покажет актуальность биологических знаний; выявит значение общей биологии, и ее место в системе биологических знаний.
Цель урока: Обобщить знания по теме «Биология-наука о жизни»

Задачи:
Способствовать развитию интеллектуальных умений и навыков; продолжить умение сравнивать и анализировать, выделять главное и приводить примеры. Сформировать целостную картину мира.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч.контролируемом пространстве Интернета;
Способствовать формированию научного мировоззрения, реализовать экологическое и эстетическое воспитание.
Оборудование: объекты живой и неживой природы, таблицы « Строение растительной клетки», таблицы « Строение животной клетки», горелка, пробирка, комнатные растения, картофель, йод, семечки, рисунок ромашки.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.


2. Актуализация знаний.
Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок,
Белые реснички.
Ответ: Ромашка


Учитель: что это? А у нашей ромашки оторвали лепестки, скажите хорошо поступили. чтобы сохранить нашу планету красивой можно так делать?
Но мы поможем нашей ромашке, если вы будете правильно отвечать на вопросы, то лепестки вернуться на свое место.
1. На столе объекты природы, живой и неживой(цветок, камень и др.) Распределите объекты.
Учитель: правильно. 1 лепесток на место.
Теперь скажите, почему мы эти объекты отнесли к живой при роде, а эти к не живой. Назовите признаки живого. 2 лепесток.
2. Какая наука изучает живое, что такое биология? Какие науки входят в состав биологии и что они изучают? 3 лепесток
Физминутка. Цветы
Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
На доске рисунок клеток, надо раскрасить органоиды, чем растительная клетка отличается от животной.(в растительной клетке есть хлоропласты, вакуоли и клеточная стенка) 4 лепесток.





Какие методы изучения биологии вам известны? 5 лепесток
3. А сейчас мы с вами проведем эксперимент, чтобы выяснить какие химические вещества входят в состав клетки(органические и неорганические) (поджигание листа,доказывает наличие воды; доказательство наличия жиров, путем раздавливания семечки;, капнуть на картошку йод, наличие углеводов) 6 лепесток







Гимнастика для глаз. Бабочка
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)


Блиц-турнир. Какие царства живой природы вы знаете? Учащиеся подготовили загадки про царства живой природы.

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы?
(заяц) (царство животных)

Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это... (гриб)(царство грибов)
Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас.
И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной. (бактерии)(царство бактерии)

Был он желтеньким цветком -
Белым стал, как снежный ком.
Дунут девочка и мальчик -
Облетает... (одуванчик)(царство растения)

Без меня не сваришь сыра,
И не сделаешь кефира.
Простоквашу и творог,
Приготовить я помог (бактерии)(царство бактерии)

Под сосною у тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка,
Шляпка есть –
Нет головы. (Гриб.)(царство грибов)

Из воды и там, и тут
Белые цветы растут.
Пруд красив, как на картинке,
Летом в нем цветут... (кувшинки)(царство растений)

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки - ни одной. (Ёж)(царство животных)

3. Закрепление.
На стр. 33 учебника выполните тест.
4. Домашнее задание.
Повторить тему 1

История