Языки мира: Семитские языки. Эфиосемитские языки


Семитские языки (שפות שמיות ‎) - языки народов так называемой семитской семьи (см. Семиты): евреев и их сородичей (моабитян, аммонитян и эдомитян), финикиян, арабов, эфиопов, вавилонян и ассирийцев и различных арамейских племен. Как и индогерманские наречия, различные диалекты семитской языковой семьи принадлежат к группе флексирующих языков (т. е. языков, выражающих различные грамматические отношения посредством изменения звуков корня или присоединения к корню разных окончаний). В обеих семьях агглютинативная стадия развития (т. е. присоединение приставок и слов к корню) прошла (или вовсе не существовала), и словосочетание происходит не путем «сочинения», a взаимного «подчинения» различных частей речи. Но на этом и кончается аналогия между семитской и индогерманской языковыми семьями; различия между ними так существенны, что в них следует видеть два отдельных типа человеческой речи, развивавшихся независимо один от другого. Наиболее характерной особенностью семитских языков является так называемая «трехбуквенность» их корней. За весьма малыми исключениями, эти корни состоят из трех согласных звуков, напр. ktl , קטל ‎; с этими тремя согласными связывается основное значение, идея слова, a гласные звуки лишь сопровождают согласные и служат для выражения оттенков значения, напр. katala - он убил, kutila - он был убит, katlun - убийство. Далее, в С. Я. нет особых форм для обозначения времени действия; такое обозначение может быть достигнуто лишь синтаксическим путем. Этимологически эти языки могут отмечать действие или как совершенное (совершенный вид), или как еще совершающееся (несовершенный вид), или как такое, которое следует совершить (повелительное наклонение). Наконец, характер действия и его точное отношение к субъекту или объекту выражаются в С. Я. особыми, чуждыми индогерманским наречиям, способами (так назыв. «глагольными основами», בנינים ‎). Определенное изменение гласных корня указывает на страдательный характер (katala - он убил, kutila - он был убит); удвоение средней согласной корня отмечает интенсивность действия или его распространение на большое число объектов (kattala - он много убивал или он убил многих); путем приставки к корню префикса ’a (ha или scha ) достигается каузативный (причинный) смысл, префикса n или префикса (реже инфикса) t - рефлексивный (возвратный) смысл. Но если следует признать глубокое различие между семитской и индогерманской языковыми группами, зато не подлежит никакому сомнению ближайшее родство между семитскими языками и египетским, принадлежащим к хамитской семье. Это родство основывается на следующих общих особенностях: 1) тождество многих корней, 2) окончание женского рода -t в единственном, -wt в множ. числе; 3) окончание -j двойств. числа; 4) сходство личных местоимений и местоименных суффиксов; 5) «трехбуквенность» корней, свойственная и египетскому языку; 6) способы указания характера etc. действия. Кроме того, в египетском языке сохранились остатки системы, вполне напоминавшей систему совершенного вида в семитских языках.

Между собою различные наречия семитской семьи находятся в теснейшей связи, приблизительно так, как диалекты славянского корня - русский, польский, сербский, болгарский etc. Обыкновенно разбивают их на две больших группы - южно- и северно-семитскую, на которые распался в древнейшую эпоху прасемитский народ.

Южносемитская группа отличается наибольшей полнотой содержания и в лексическом, и в этимологическом, и синтаксическом отношениях; она поэтому рассматривается семитологами как идеал развития С. Я. Особую важность для сравнительного изучения С. Я. представляют различные диалекты арабского языка. Эти диалекты содержат наиболее полный комплекс характерных гортанных и свистящих звуков и чрезвычайно богаты гласными. Количество глагольных и именных форм также разрослось в арабских диалектах до необычайных размеров. Это последнее замечание относится, главным образом, к так назыв. «классическому» арабскому языку, т. е. языку Корана и классической арабской литературы. Число глагольных основ доведено в нем до 15, число именных форм - около 50. Этот диалект отличается также правильностью и строгой последовательностью изменений грамматических форм и изобилием синтаксических возможностей. Более грубы и бедны по конструкции диалекты северно-арабских надписей и современных племен: сирийско- и египетско-арабский, тунисский, алжирский, мальтийский, оманский и т. д. - Все эти диалекты, как северно-арабские, могут быть противопоставлены южно-арабским диалектам, главнейшими выразителями которых являются наречия эфиопского языка : собственно эфиопский, или г’ез, абиссинский, или амhâрский, тигрê, тигринья, hарâри и гурâгê; затем следуют два собственно южно-арабских наречия - сабейское и минейское, a также современные диалекты - меhри и сокотри. Сабейские и минейские надписи, начертанные особым алфавитом, сохранили только 9 глагольных основ вместо 15 классического арабского языка. Различие между этими наречиями основывается, главным образом, на особенностях в образовании причинной основы: свойственный минейскому языку префикс sa в сабейском заменяется аналогичным по употреблению ha. - Древнейшие эфиопские надписи начертаны сабейским письмом, и лишь с 380 г. по Р. Хр. входит в употребление особый г’езский шрифт. Г’езский язык является священным языком Абиссинии, приблизительно как латинский язык в богослужении романских народов. Имея много общего с арабскими диалектами, напр. «ломаное», или «внутреннее», образование множественного числа (не посредством приставки, a путем изменения гласных звуков), эфиопский язык в то же время приближается к наречиям северно-семитской группы (напр. k в 1-м лице совершенного вида глаголов). Особенностью эфиопского языка является симметрическое развитие в нем глагольных основ. Современные абиссинские диалекты несколько отличаются от эфиопского языка, причем тигрê и тигринья образуют одну, a амhâский, hарари и гурâгê - другую тесно сплоченные группы.

Северно-семитские диалекты менее близки друг к другу, чем южно-семитские. Древнейшими представителями этой группы являются языки обитателей Месопотамии - вавилонян и ассирийцев . Говоря об особенностях, представляемых этими двумя языками, следует иметь в виду, что их развитие с самого начала подверглось влиянию весьма важного фактора: они были втиснуты в рамки чуждого им письма (так назыв. «клинописи»). Этим объясняется полное выпадение гортанных (кроме h и перешедшего в него g; все остальные гортанные звуки частью совершенно исчезли из языка, частью были сведены к удержавшемуся в некоторых случаях ’); далее, той же причиной обусловливается заметное в вавилонском языке стремление к замене велярного k звуком g, эмфатического s - z и эмфатического t - d. Ассирийский язык, получивший «клинопись» от вавилонян уже в несколько «осемитизированном» виде, строже удерживает различия между k и g, s и z, t и d; наоборот, в нем скорее заметно стремление передавать k через k и d через t. Оба эти языка обладают одной чрезвычайно интересной особенностью: наряду с совершенным (перманзив ) видом, из общесемитского несовершенного вида они выработали два отдельных типа, из которых один служит для выражения прошедшего, другой - настоящего времени. Некоторые особенности представляет также образование в этих двух языках глагольных основ. - Древнейшая из вавилонских надписей (Эсара, царя Адаба) относится к четвертому тысячелетию до Р. Хр.; последний составленный на вавилонском языке документ датирован 5 г. царя Персии Пихаришу, т. е. 81 г. по Р. Хр. Современное знакомство с ханаанейской группой С. Я. ограничивается, если не считать нескольких надписей (Меши, Эшмуназара, Марсельского тарифа etc.), одним лишь еврейским языком (см.). Древнейший памятник этого языка - песнь Деборы (Судей, V), относящаяся, вероятно, ко 2-му тысячелетию до Р. Хр. Главной особенностью ханаанейской группы является употребление консекутивного «вав». Эта особенность замечается исключительно в надписи Меши и в библейско-еврейском языке; в позднем еврейском, финикийском и пуническом языках она исчезает. - Ханаанейская группа употребляет следующие глагольные основы: kal (простая основа), рi’el и pu’al (активная и пассивная усилительные основы), hiφ’îl (в финикийском jiφîl) и hoφ’al (активная и пассивная причинные основы), hiθpa’el (рефлексив усилительной основы), и niφal (рефлексив простой основы); другие формы редки.

Третью группу северно-семитских языков составляют арамейские диалекты . Арамейцы появляются в истории около 1500 г. до Р. Хр. В это время происходило арамейское передвижение на запад из Месопотамии в Сирию; арамейцы сделались, таким образом, как бы посредниками между семитскими народами, и их язык уже тогда употреблялся в международных сношениях, заменяя и вавилонский, и ханаанейские языки. Древнейшие известные образцы арамейского языка представлены пока коротенькими пометками на вавилонских документах и двумя стелами из Зенджирли (8-7 вв. до Р. Хр.). В персидскую эпоху арамейский язык был официальным для западных провинций. Имевшиеся от этой эпохи немногие надписи пополнены в последнее время с избытком находкой арамейских папирусов в Элефантине (см. Египет в побиблейское время). Несколько отличаются от этого языка палестинские еврейско-арамейские диалекты: развивавшееся под влиянием древнееврейского языка библейско-арамейское наречие и тесно примыкающие к нему некоторые другие. Во всех их каузативная основа образуется посредством префикса ha (вместо восточно-арамейского ’а). Переходную ступень к чисто арамейским диалектам представляет самаритянское наречие, еще содержащее в себе некоторые еврейские элементы; оно, a равно и некоторые другие палестинские наречия (язык иерусалимского Талмуда, etc.), характеризуется смешением гортанных. К арамейской группе принадлежит также язык надписей Набатейского царства, процветавшего на протяжении 2-3 столетий; его столица Петра была разрушена Траяном в 105 году. Согласно Теодору Нельдеке, набатеи были арабским племенем, употреблявшим арамейский язык исключительно в качестве литературного. - В Пальмире найдены надписи, охватывающие два-три века по третье христианское столетие. Язык пальмирских надписей, во многих отношениях примыкающий к западно-арамейской группе, имеет некоторые особенности (например, множеств. число на ), сближающие его с группой восточно-арамейской. Изучение диалекта северно-центральной Сирии ограничивается сирийскими надписями, собранными Литтманном (Semitic Inscriptions, pp. 1-56), дающими мало грамматического материала. Все же они обнаруживают некоторые диалектические различия, напр. 3-е л. ед. ч. несов. вида с префиксом n . Ярким выразителем арамейской группы является сирийский язык - язык христианско-арамейских переводов Библии, начиная со 2-го века, и обширной христианской литературы. В восточной части Римской империи он вместе с греческим был употребительнейшим языком вплоть до арабского завоевания. Его характерные особенности - несов. вид с n и status emphaticus на â . Вавилонский Талмуд написан на вавилонско-арамейском языке , не вполне, однако, чистом. К нему примыкает язык мандеев , полухристианской, полуязыческой секты, члены которой жили в различных частях Вавилонии. Этот язык чище и лишен следов еврейского влияния. Он употребляет в несов. виде или n , или l . На территории древней Ассирии, в Курдистане и Урмии, некоторые христиане и евреи употребляли также арамейский диалект. Урмийское наречие развито американскими миссионерами в новый литературный язык, отличающийся от старого, главным образом, в глагольных формах. Для арамейской группы характерна крайняя бедность гласными звуками. Кроме того, ее отношение к другим семитским языкам может быть иллюстрировано перечислением ее глагольных основ, особенно развитых в сирийском (эдесском) и мандейском языках. Они имеют четыре активных основы: простую, усилительную и две причинных (’af’el и šaf’el), и 4 рефлексивных к ним, образующихся путем присоединения префикса А. В еврейско-палестинском диалекте šaf’el и его рефлективная основа отсутствуют. В библейско-арамейском и в надписях из Зенджирли вместо ’af’el появляется haf’el, и он не имеет рефлексивной основы. - Ср. труды: F. Müller, Die semitischen Sprachen, в его Grundriss der Sprachwissenschaft, III, II, Вена, 1887; E. Renan, Histoire générale et système comparé des langues sémitiques, 3-e изд., Париж, 1863; T. Nöldeke, Die semitischen Sprachen, eine Skizze, 1-е изд., 1872 (обработка его известной статьи в Encyclopaedia Britannica), 2-е изд., Лейпциг, 1899; id., Beiträge zur semitischen Sprachwissenschaft, Страсбург, 1904; id., Beiträge zur semitishen Sprachwissenschaft, 2-e série, 1912; Hermann Reckendorf, Zur Charakteristik der semitischen Sprachen, в Actes du X-e congr. des orient., sect. II, Лейден, 1896; William Wright, Lectures on the comparative grammar of the Semitic languages, Кембридж, 1890; О. E. Lindberg, Vergleichende Grammatik der semitischen Sprachen, 1897; Henrich Zimmern, Vergleichende Grammatik der semitischen Sprachen, Elemente der Laut- und Formenlehre, Бepлин, 1898; Carl Brockelman, Semitische Sprachwissenschaft, Лейпциг, 1906; id., Grundriss der Vergleichender Grammatik der semitischen Sprachen, 1907-1912 (в двух томах); id., Kurzgefasste vergleichende Grammatik d. semitischen Sprachen, I, Берлин, 1908 (в серии Porta; Linguarum Orientalium, XXII); P. Haupt, Ueber die semitischen Sprachlaute u. deren Umschrift, в Abhandl. d. Berl. Akademie der Wissenschaften, 1861; D. H. Müller, Zur Geschichte d. semitischen Zischlaute, в Verhandlungen des VII Internat. Orientalisten-Kongresses, sem. Sektion, Вена, 1888; H. Zimmern, Zur assyrischen und vergleichenden semitischen Lautlehre, в Zeitschrift für Assyriologie, V, 1890; J. Barth, Zur vergleichenden Semitischen Grammatik, I-IV, в ZDMG. (1894), XLVIII; Abel H. Huizinga, Analogy in the Semitic languages, Балтимора, 1891; S. Fraenkel, Zum sporadischen Lautwandel in den semitischen Sprachen, в Beiträge z. Assyriologie, III (1895); H. Hupfeld, System der semitischen Demonstrativbildung und der damit zusammenhängenden Pronominal- und Partikelnbildung, в Zeitschrift f. d. Kunde d. Morgenl., II (1839); C. Vogel, Die Bildung des persönlichen Fürwortes in Semitischen, 1866; P. Jensen, Ausruf, Frage u. Verneinung in d. semitischen Sprachen, в Zeitschr. für Fölkerpsychologie, XVII (1888); J. Barth, Beiträge zur Suffixlehre des Nordsemitischen, в Amer. journ. of Semitic languages, XVII; P. Haupt, Studies on the comparative grammar of the semitic languages, 1878. Об отношении семитской языковой группы к индоевропейской, см. Schleiher, Beiträge zur vergl. Sprachforschung, 1861, II; T. Nöldeke, в Orient u. Occident, 1863, II; Brugmann, Grundriss d. vergleichender Grammatik, I, 1897. Об отношении семитской языковой группы к хамитской см.: Ermann, Das Verhältnisse des aegyptischen zu den semitischen Sprachen, в ZDMG., XLVI (1892), 93-126; id., Die Flexion des aegyptischen Verbums, в Sitzungsberichte der Königlichen Akademie der Wissenschaften zu Berlin, 1900, pp. 317-353; id., Aegyptische Grammatik (в серии Porta Linguarum Orientalium), 2-е изд., Берлин, 1902; Steindorf, Koptische Grammatik, 2-е изд., ib., 1904, в вышеупомянутой серии). см.


СЕМИТСКИЕ ЯЗЫКИ - группа языков Ближнего Востока, имевшая в различные периоды более или менее обширное географическое распространение. Некоторые из этих языков играли роль крупных культурных языков мирового значения. К С. яз. относятся: вавилоно-ассирийский яз. (см.), бывший в течение ряда веков, начиная с IV тысячелетия до н.э., важнейшим языком Древнего Востока; древнееврейский яз. (см.); финикийский яз. (см.); арамейские яз. и диалекты (см.), распространившиеся по всему Восточному Средиземноморью, начиная с X-IXвв. до н.э. и занявшие впоследствии также территорию вавилоно-ассирийского и древнееврейского яз.; сирийский яз. (см.), арабский яз. (см.), выдвинувшийся в качестве мирового культурного яз., начиная с VIIв. н.э., семитские яз. Абиссинии (амхара, геэз и др.), древний южноаравийский яз. и др.
С. яз. образуют довольно тесную группу, взаимные связи и черты сходства между отдельными представителями к-рой выступают довольно ясно. Близость арабского и древнееврейского яз. была отмечена еще еврейскими грамматиками Xв. (Ибн-Курайш); близость арамейского с древне-еврейским выступает еще с большей очевидностью. Единство всей этой группы языков признавалось зап.-европейскими ориенталистами уже в XVIIв., когда этой группе было присвоено название С. яз. Особенно много было сделано для сравнительного изучения С. яз. в XIXв., после того как были расшифрованы клинописные памятники Ассирии и Вавилонии и южноаравийские и финикийские надписи.
Помимо большего количества общих корней С. яз. обладают рядом общих грамматических и фонетических особенностей. Основное значение корня слов связывается в С.яз. с согласными звуками, причем гласные играют служебную роль, не входя в состав корня. Так, в арабском яз. от корня «ktb» при помощи различных гласных получаются следующие слова: «kataba» - «он писал», «kutiba» - «он был написан», «katib-un» - «пишущий», «kitab-un» - «книга», «kutub-un» - книги, «katab-un» - «писание», «a-ktubu» - «я пишу», «ma-ktub-un» - «письмо» - «ma-ktab-un» - «место, где пишут» (= школа) и т.д. Большинство корней состоит из трех и лишь небольшое количество - из двух или четырех согласных. Словообразование и словоизменение происходит сверх только что указанного «внутреннего изменения гласных» при помощи как суффиксов, так и префиксов. Грамматических родов - два. Склонение слабо развито, причем оно имеется лишь в арабском классическом яз., где существуют три падежа, в остальных же языках - лишь следы. В глаголе слабо развиты времена: в большинстве С. яз. имеются лишь два времени - законченное и незаконченное. Большое развитие имеют разные глагольные формы для выражения усиления действия, переходности, взаимности, возвратности, повторяемости, принудительности, пассивности и т.д. Довольно развита суффиксация для обозначений прямого объекта при глаголах и косвенного объекта при предлогах. В синтаксисе преобладают формы сочинения предложений.
С. яз. имеют весьма тесные связи с кушитскими, берберо-ливийскими языками и с древнеегипетским яз. Все эти языки объединяются большинством новейших исследователей в одну группу семито-хамитскую. Академик Н.Я.Марр доказал глубокие связи, существующие между С. яз. и яфетическими. С. яз. являются более новой трансформацией раннеисторического или «яфетического» состояния речи народов Средиземноморья. Отсюда схождения С. яз. с яфетическими, доходящие иногда до деталей. Библиография:
RenanE., Histoire generale du systeme comparee des langues semitiques, P., 1855; WrightW., Lectures on the comparative grammar of the semitic languages, Cambridge, 1890; ZimmernH., Vergleichende Grammatik der semitischen Sprachen, Berlin, 1898; Noldecke Th., Die semitischen Sprachen, Eine Skizze, Lpz., Bd. I, Berlin, 1908, Bd. II, Berlin, 1912; Его же, Kurzgefasste vergleich. Grammatik d. semitischen Sprachen, Berlin, 1908; Konig Ed., Herbaisch und semitisch. Prolegomena und Grundlinien einer Geschichte d. semit. Sprachen, Berlin, 1901; DhormeB.P., Langues et ecritures semitiques, P., 1930; CohenM., Langues chamitosemitiques, в книге «Les langues du monde», Под редакцией A.Meillet et M.Cohen., P., 1924; МаррН.Я., Предварительное сообщение о родстве грузинского яз. с семитскими, в его работе «Основные таблицы к грамматике древнегрузинского яз.», СПБ, 1908 (перепечатано в его «Избранных работах», т.I, Л., 1933); Его же, Яфетический подход к палеонтологии семитических языков, «Яфетический сборник», т.I, П., 1922; Его же, К вопросу о происхождении арабских числительных, «Записки коллегии востоковедов», т.V, Л., 1931; ГрандеБ., Из языковых схождений иберов Кавказа и Палестины, «Доклады Академии наук», 1931.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература .Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Название «семитские» языки, «семитский» язык, является условным, т.е. не связано ни с грамматическим строем этих языков, ни с местом их происхождения и распространения. Название этой семьи заимствовано из генеалогической классификации народов, приводимой в Библии (Быт 10). Большинство народов, говоривших на языках, родственных древнееврейскому, были причислены к потомкам одного из сыновей Ноя – Сима . От этого имени собственного и было произведено наименование «семитский, семитские». В научный обиход оно было введено в 18 в. немецким историком и филологом Августом Шлёцером (1735–1809).

По данным конца 1990-х годов, число говорящих на семитских языках превосходит 200 млн. человек (в основном за счет носителей современного арабского языка).

В семью семитских языков входят как живые языки, так и мертвые, вышедшие из употребления в силу различных исторических условий. Живые семитские языки распространены на территории Передней Азии, на Аравийском полуострове, в Северо-Восточной и Северной Африке. «Островки» арабского языка имеются в Иране, Афганистане, Узбекистане, «островки» живых арамейских языков – на территориях Северного Ирака, Северо-Западного Ирана, Восточной Турции, в Закавказье.

К числу мертвых семитских языков, известных современной науке, относятся следующие.

Аккадский язык (он же ассиро-вавилонский), известный с середины III тысячелетия до н.э., вышедший из употребления на рубеже нашей эры, был распространен на территории Месопотамии (ныне – территория Ирака) ().

Эблаитский язык, или язык Эблы – язык клинописного архива, обнаруженного археологами в 1970-е годы в Северо-Западной Сирии. Клинописные таблички относятся ко второй половине III тысячелетия до н.э.

Аморейский язык, известный лишь по собственным именам, записанным в шумерских и аккадских клинописных текстах, был распространен в конце III – первой половине II тысячелетия до н.э. на территории Северо-Западной Сирии и Западной Месопотамии.

Древнеханаанейский язык, известный по отдельным именам и фразам из аккадских и древнеегипетских текстов, был распространен в III– II тысячелетиях до н.э. на территориях древней Палестины (ныне – Израиль и Иордания) и древней Финикии (современный Ливан).

Угаритский язык, представленный большим архивом клинописных глиняных табличек, был открыт археологами в 1930 в Северо-Западной Сирии. Письменные памятники относятся к середине II тысячелетия до н.э., язык был в употреблении в древнем городе-государстве Угарит.

Финикийский язык известен по надписям со второй половины II тысячелетия до н.э.; самые поздние надписи относятся ко 2 в. н.э. Был распространен в Финикии (территория современного Ливана), в результате колонизации распространился по всему бассейну Средиземного моря, по берегам Кипра, Южной Италии, Южной Испании и Северной Африки.

Древнееврейский язык известен по памятникам 12–3 вв. до н.э. (библейский древнееврейский). Предположительно оставался разговорным до первых веков нашей эры. До 18 в. использовался в постбиблейской форме как письменный язык. Был распространен на территории древней Палестины. Как культовый язык используется до настоящего времени.

Арамейский язык, известный с 9 в. до н.э. как «древнеарамейский», позже представленный языками и диалектами среднеарамейского периода, просуществовал примерно до 14 в. н.э. Был распространен на территориях Сирии, Палестины, Месопотамии вплоть до Западного Ирана ().

Древние южноаравийские языки, иначе называемые «эпиграфическими южноаравийскими» (сабейский , минейский , катабанский и хадрамаутский ), известны по письменным памятникам с начала I тысячелетия до н.э. до середины 6 в. н.э. Были распространены на территории современного Йемена и на прилежащих территориях Южной Аравии, включая Оман.

Древнеэфиопский язык, или геэз известен по древнейшим царским надписям Аксума с середины 4 в. н.э.; как разговорный просуществовал примерно до 10 в. н.э. В этот период был распространен на территории древнего государства Аксум и в прилежащих северо-восточных районах современной Эфиопии и Эритреи. До настоящего времени используется как культовый язык эфиопской христианской церкви.

Древнеарабский язык существовал, по-видимому, как совокупность древних племенных диалектов кочевых и оседлых жителей и известен по небольшому количеству эпиграфических текстов, относимых к первым векам до н.э. и первым векам н.э. В доисламский период был распространен на территориях Центральной и Северной Аравии, а в связи с миграцией племен в начале н.э. распространился на территории Палестины, Сирии и Месопотамии.

Живые семитские языки

представлены как некоторыми потомками известных нам древних семитских языков, так и языками, не имеющими своей письменной истории.

Современный арабский язык, представленный единой литературной формой и рядом устно-разговорных форм (диалектов), распространен на территории Передней Азии, Северо-Восточной и Северной Африки во всех арабских государствах, а также в некоторых соседних с ними странах Африки. По числу говорящих (по различным источникам, от 190 до 250 млн. человек) относится к крупнейшим языкам мира.

Мальтийский язык (восходящий к одному из арабских диалектов) распространен на острове Мальта. По данным 1990, число говорящих на этом языке на Мальте составляет 365 тыс., общее число говорящих на мальтийском – около 500 тыс. человек.

Амхарский язык – официальный письменный и устный язык Эфиопии. Число говорящих, по данным 1980–1990-х годов, составляет более 15 млн. человек. Первые известные письменные свидетельства амхарского языка относятся к 14 в. Как литературный язык развивается с конца 19 в. ().

Иврит (или современный еврейский) – литературный и разговорный язык, один из двух официальных языков государства Израиль. По данным конца 1980-х годов, число говорящих составляет около 5 млн. человек.

Новоарамейские языки представлены в настоящее время несколькими группами диалектов: западными (в трех селениях Сирии к северо-востоку от Дамаска), восточными, распространенными в юго-восточной Турции, Северном Ираке, северо-западном Иране; а также мандейским языком, распространенным на южной границе между Ираком и Ираном и ассирийским языком, распространенным островками в Северном Иране, Северном Ираке, Сирии, Турции, Армении, Грузии, а также – среди ассирийской диаспоры. Общее число говорящих на ассирийском языке, по данным 1990, составляет около 330 тыс. человек.

Современные южноаравийские языки: мехри , харсуси , батхари , хобйот , джиббали (шахри) распространены на юге Аравийского полуострова, на территориях Йемена и Омана; язык сокотри – на острове Сокотра. В целом количество говорящих на этих языках, по данным 1977, составляет около 200 тыс. человек.

Современные эфиосемитские языки (помимо амхарского) представлены северной и южной группами языков.

К северной группе относится язык тиграй (или тигринья), считающийся потомком древнего геэза. Распространен в Эритрее и северных районах Эфиопии. Число говорящих составляет, по данным 1995, около 4-х млн. человек. Язык тигре распространен в Эритрее и в приграничных районах Судана. По данным 1990-х годов, количество говорящих составляет около 1 млн. человек.

К южной группе (помимо амхарского) относятся аргобба , харари и восточный гураге , северный и западный гураге , гафат и ряд других близкородственных языков. Распространены в Эфиопии и соседних странах. Число говорящих для каждой из групп колеблется от 500 тыс. до нескольких тысяч.

По гипотезе, высказанной А.Ю.Милитаревым в начале 1980-х годов, предполагаемая прародина семитоязычного населения находилась в V тысячелетии до н.э. в районе Междуречья Тигра и Евфрата.

Семитский праязык (язык-основа) в эту отдаленную эпоху едва ли был единым; скорее всего, он представлял группу близкородственных племенных диалектов.

В истории изучения семитских языков предлагалось много различных принципов классификации семитских языков и, соответственно, – самих классификаций. При этом в названиях основных групп семитских языков фиксируется их территориально-географическое распространение.

Традиционная классификация семитских языков опирается на совокупность наиболее показательных признаков фонологических и грамматических систем.

В отечественной семитологии традиционная классификация семитских языков модифицирована в соответствии со степенью архаичности фонологической и морфологической систем или, напротив, «продвинутости» произошедших в них изменений. Так, по И.М.Дьяконову, генеалогическая классификация семитских языков представляется следующей схемой:

северно-периферийная (северо-восточная) группа – аккадский язык со своими диалектами;

северо-центральная (северо-западная) группа – эблаитский, аморейский, ханаанейский, угаритский, финикийский, древнееврейский с современной формой – ивритом, арамейские (древние и современные);

южно-центральная группа – арабский классический, современный арабский, арабские диалекты, мальтийский язык;

южно-периферийная группа – южноаравийские эпиграфические, современные южноаравийские;

эфиосемитская группа, подразделяемая на северную (геэз, тиграй, тигре) и южную (амхарский, группа гураге и ряд других языков и диалектов) подгруппы.

Последней по времени и наиболее признанной в 1990-е годы стала классификация американского ученого Роберта Хетцрона, дополненная позже рядом западных семитологов. Подход Хетцрона основан на учете морфологических и фонологических инноваций, общих для той или иной группы языков. Получающаяся при этом классификация выглядит следующим образом:

восточные семитские языки – аккадский, эблаитский;

западные семитские языки:

центральные – арабский;

северо-западные – угаритский, ханаанейские (древнееврейский, финикийский и др.), арамейские (и др.);

южные семитские языки:

восточные – сокотри; мехри, харсуси, джиббали (т.е. современные южноаравийские);

западные – древние южноаравийские (т.е. южноаравийские эпиграфические);

эфиосемитские:

северноэфиопские – геэз, тигре, тиграй;

южноэфиопские – амхарский (и остальные).

При сравнении двух классификаций можно заметить, что во второй из них эблаитский язык группируется с аккадским, арабский язык группируется не с южными, а с западными семитскими, по отношению к которым он занимает особую – центральную – позицию. Внутри западной группы арабский противостоит северо-западным, а вместе со всей большой «западной» группой арабский противостоит «восточным» и «южным» семитским языкам.

В последние годы в отечественной семитологии применяется метод глоттохронологии для классификации семитских языков по хронологии их разделения, начиная от языка-основы вплоть до выделения известных нам языков. Ниже приводится хронология разделения семитских языков, разработанная А.Ю.Милитаревым.

Из приведенной глоттохронологической таблицы следует, что самое раннее разделение семитского праязыка происходит на северную и южную ветви. В настоящее время южная ветвь представлена своими потомками: языками сокотри, мехри, джиббали (шахри), т.е. современными южноаравийскими. Больше разделений через какие-то предполагаемые языковые общности в течение пяти тысячелетий претерпевает северная ветвь, к которой восходят в конечном итоге все остальные (мертвые и живые) семитские языки. Так, в IV тысячелетии до н.э. северная ветвь разделяется на две основные подветви: северо-западную и северо-восточную. Северо-восточная подветвь в середине III тысячелетия до н.э. представлена единственной группой аккадского (с диалектами). Зато северо-западная подветвь подразделяется на центральную и периферийную группы, которые в свою очередь «отпочковывают» большинство известных нам семитских языков. При этом эфиосемитские языки восходят непосредственно к северо-западной подветви, как и центральная группа. Арабский язык восходит непосредственно к центральной группе так же, как и вся группа угаритского, ханаанейских, еврейского, арамейских языков (ср. генеалогическую классификацию Р.Хетцрона).

Поскольку в основу глоттохронологической классификации положен лексический признак (т.е. степень сохранения общей базовой лексики в каждом из сравниваемых языков), эта классификация может не совпадать с классификациями, опирающимися на фонологические и морфологические признаки языков.

Частично такие расхождения связаны с тем, что каждый из языков развивается по-своему (именно потому и происходит разделение праязыка). Особенности и различия могут быть заложены в недрах первичных близкородственных диалектов праязыка (как говорилось выше, едва ли какой-либо праязык был полностью единым). С другой стороны, разделение языков было связано с разделением-расселением и миграцией их носителей. Этот процесс проходил не только во времени, но и в конкретном географическом пространстве, которое было заполнено соседними народами и племенами, говорившими на других, в ряде случаев – вообще несемитских языках. Межъязыковые контакты могли оказать влияние на строй и лексику каждого из отделившихся семитских языков.

До настоящего времени определенных следов несемитских языков на территории Аравийского полуострова не обнаружено, хотя и предполагается, что юг и юго-восток полуострова в древности заселяли несемитоязычные народы. Но и в таких относительно «благоприятных» условиях разделяющиеся семитские языки вместе с их носителями оказывались во взаимных «вторичных» контактах со своими дальними, ранее отделившимися родственниками, обитающими и мигрирующими в едином пространстве.

Происходило наложение близкородственных влияний, что еще более осложняло картину развития и изменения семитских языков.

Так, если гипотетическая прародина семитоязычного населения находилась в V тысячелетии до н.э. в районе Междуречья Тигра и Евфрата, то первая отделившаяся группа языков, потомки которой находятся на крайнем юге Аравийского полуострова и острове Сокотра, должна была проделать долгий путь в историческом и географическом пространстве Аравийского полуострова или его побережья.

Не менее долгий путь должны были проделать через время и пространство и предки эфиосемитских и эпиграфических южноаравийских языков. И только предки арабоязычных племен заняли не столь отдаленную территорию – по-видимому, это были еще свободные тогда территории Центральной Аравии, пригодные лишь для кочевого образа жизни. Носители «праарабского» языка (или диалектов) оказались средним звеном между «аравийскими» языками, распространившимися на юг, и северо-западными родственниками. Именно по этой причине в системе арабского языка можно обнаружить черты, сближающие его как с южными (фонологическая система, способы образования так называемого «ломаного» множественного числа), так и с северо-западными, особенно арамейскими: окончания суффиксального множественного числа имен, система личных окончаний перфекта (одна из видо-временных глагольных форм).

Самая общая типологическая характеристика семитских языков учитывает способ соединения морфем в слове. На этом основании семитские языки определяются как флективно-агглютинативные. Это определение было выдвинуто еще в 19 в. Ф.Ф.Фортунатовым . С рядом более детальных уточнений это определение сохраняется за семитскими языками до настоящего времени.

Напротив, по способу соединения слов между собой в словосочетании и предложении разные семитские языки характеризуются по-разному. Например, даже в пределах арабского языка обнаруживается типологическое расхождение его литературной формы и арабских диалектов. Строй классического и современного литературного арабского определяется как синтетический, а строй современных арабских диалектов определяется как синтетико-аналитический, т.е. со сдвигом в сторону развития аналитических конструкций в синтаксисе.

По мере разделения семитских языков и их самостоятельного развития изменяются и их частные типологические характеристики.

Прасемитский язык представлял черты флективно-агглютинативного строя наиболее полно: словообразовательные и словоизменительные формы располагали развитой системой внешних морфем (префиксов, суффиксов, инфиксов, окончаний) и внутренних морфем, традиционно называемых внутренней флексией (чередование гласных в основе слова, удвоение корневых согласных). Отношения между словами в предложении и словосочетании выражались формами слов: падежными окончаниями, формами согласования, окончаниями личных глагольных форм. В число служебных слов входили только предлоги. Поэтому исходным типом прасемитского языка предполагается синтетический тип.

Фонологическая система прасемитского языка представляла тип регулярных оппозиций согласных по признакам «глухой: звонкий: эмфатический (т.е. глоттализованный или веляризованный)»; кроме того, существовала оппозиция согласных по признаку «латеральный: нелатеральный».

По мере разделения семитских языков и их развития собственными путями в каждом из них происходят изменения исходного типологического строя. Одни языки сохраняют тип, близкий к исходному, другие характеризуются редукцией фонологической системы, утратой древних флексий и одновременно – развитием новых грамматических форм и способов, новыми синтаксическими конструкциями. Таким образом, одни из известных нам семитских языков сохраняют более архаичный строй и типологию, другие характеризуются типологическими инновациями и сильными изменениями синтаксического строя.

По признаку архаичности/инновационности все семитские языки могут быть отнесены к одной из трех основных ступеней развития – такая их классификация была предложена в 1970-е годы И.М.Дьяконовым.

КЛАССИФИКАЦИИ СЕМИТСКИХ ЯЗЫКОВ ПО СТЕПЕНИ АРХАИЧНОСТИ

Ступень развития

Группа

Эфиосемит. Южная Центральн. Сев.-зап. Сев.-вост.
Древняя эпиграфические: сабейский, ми -нейский и др.
I тыс. до н.э. – сер. I тыс. н.э.
древнеарабский, классический арабский эблаитский III тыс. до н.э., ханааней ский, угаритский
II тыс. до н.э.
аккадский
III тыс. до н.э.
Средняя древнеэфиоп ский-геэз (до рубежа I–II тыс. н.э. химьяритский язык (до 9 в. н.э.) древние арабские диалекты (эпи граф. аравий ский) древнееврейский, древнеарамейский 10 в. до н.э. поздневавилонский до нач. н.э.
Поздняя сев. эфиоп.: тигре, тигринья (живые), юж. эфиоп.: амхар ский, гураге и др. (живые) современные южно-аравий ские: мехри, шахри, сокотри и др. (живые) арабские диа лекты; мальтий ский язык (живые) новоарамейские языки; соврем. иврит (живые)

Следует подчеркнуть, что данная схема классифицирует семитские языки по степени развития их фонологического и морфологического строя, но отнюдь не свидетельствует о большей или меньшей степени их генетического родства. Так, если в графе «поздняя ступень» находятся современные южноаравийские языки, то это не значит, что они генетически ближе к современным арабским диалектам или к новоарамейским языкам.

Данная классификация учитывает лишь степень отличия строя языка от гипотетически исходной модели общесемитского состояния (поперечные графы) и приблизительное географическое расположение древних и современных языков. Языки, находящиеся в более близком родстве, могут оказаться на разных ступенях развития, как это происходит с литературным арабским и арабскими диалектами.

Как характеристики, общие для большинства семитских языков, можно отметить: устойчивый консонантный состав корня, преобладание трехсогласного состава корня, наличие так называемых «корневых вариантов» (или «фонетических вариантов») консонантной части корня. Последнее явление представлено метатезой (перестановкой) корневых согласных или же чередованием одной (или более) корневой согласной с близкой ей по способу и/или месту артикуляции без изменения основного значения корня (или – с прозрачными модификациями этого значения).

К общесемитским структурно-типологическим особенностям можно также отнести единый (в основном) тип словообразовательных и словоизменительных систем и, наряду с внешней аффиксацией, – широкое функционирование способа внутренней флексии (по другой трактовке – использования прерывистых морфем, или трансфиксов).

Для большинства семитских языков характерны лексико-грамматические и грамматические категории мужского и женского рода, единственного и множественного числа (в некоторых языках сохраняется и категория двойственного числа); падежная система в исторической перспективе представляется отмирающей категорией. Общими для системы глагола являются категории лица, числа и рода. Видо-временные категории находятся в процессе формирования различных систем в разных семитских языках. Общесемитской особенностью является лексико-грамматическая категория расширенных основ глагола, так называемых «пород»: интенсив, каузатив, направительная, возвратная и др.

Для большинства семитских языков характерны две возможные структуры слога – CV и CVC (C – согласный, V – гласный), а также запрет на стечение согласных в начале слога и запрет на стечение гласных. Вместе с тем во многих живых семитских языках (новоарамейских, некоторых арабских диалектах, иврите) отмечается разрушение исконных семитских ограничений на структуру слога. Во многом этому процессу способствует развитие слабого ударения в сильное.

В области фонетико-фонологических систем при всех изменениях, происходящих в семитских языках на протяжении известного нам периода, можно отметить как общую черту сохранение тройной оппозиции некоторых согласных: звонкий – глухой – «эмфатический».

Следует также отметить, что некоторые исторические изменения, наблюдаемые в ряде семитских языков, происходят по «общему сценарию»: вербализация причастий и редукция падежной системы в области морфологии; редукция интердентальных, падение взрывного ларингального – в области фонетико-фонологической системы.

В целом можно сказать, что в каждом из живых семитских языков, хотя и «по-своему», происходит сдвиг в сторону аналитизма.

История изучения семитских языков начинается с возникновения первых национальных грамматических школ в среде носителей этих языков (см . НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ).

Арабская языковедческая школа и традиция формируется в первые века ислама с целью сохранения священного языка Корана, нормативной обработки и стандартизации письменно-литературного языка. Ее первые представители и авторитеты – ад-Дуали (7 в.), ал-Халил, Сибавейхи, ал-Кисаи (8 в.) заложили основы традиционного грамматического и фонетического анализа. Развитием системы занимались арабские филологи 10–13 вв. Система понятий и грамматического анализа, выработанная арабской традицией, оказала и продолжает оказывать большое влияние как на современное арабское языковедение, так и на западную арабистику.

Еврейская языковедческая школа также возникает в связи с текстологической работой и сохранением текста Ветхого Завета. С 10–12 вв. начинается систематическое изучение древнееврейского языка в сочинениях Йегуды бен Давида Хайюджа, Мервана ибн Джанаха. В начале 12 в. Исаак ибн Барун в своем сочинении Книга сравнения еврейского языка с арабским сопоставляет два родственных языка в грамматическом и лексическом плане. Дальнейшая популяризаторская работа представителей еврейской языковедческой школы также послужила основой развития семитологических исследований на Западе.

Изучение сирийского языка (одного из арамейских языков) также начинается в среде сирийских филологов, изучавших тексты Священного Писания. Известны труды сирийских грамматистов 7 в. (Яков Эдесский), 11 в. (Илья Тирханский), 12 в. (Яков бар Эбрей).

На Западе внимание к языкам священных текстов – древнееврейскому, сирийскому, арабскому – возникает и усиливается в период Возрождения. В дальнейшем научные успехи в расшифровке древних семитских надписей способствуют расширению семитологических исследований. Западная семитология с 17 и вплоть до начала 20 в. развивается как комплексная историко-филологическая наука, которая закладывала материальные основы будущего семитского языкознания: дешифровка и издание письменных памятников, изучение еврейских и арабских рукописей средневекового периода. Это направление характерно и для российской семитологии 19 – начала 20 вв.

Вместе с тем успехи сравнительно-исторического языкознания в области индоевропейских языков и других языковых семей привлекают к этому направлению и семитологов. Развитию семитской компаративистики способствуют также новые археологические открытия и дешифровки: расшифровка древней южноаравийской эпиграфики (М.Лидзбарский, Т.Нёльдеке, Ф.Преториус, Д.Мюллер, И.Мордтманн, Г.Рейкманс, Н.Родоканакис), публикация письменных памятников древнеэфиопского языка (геэза) и их анализ (17–20 вв.), создание первых эфиопских словарей и грамматик (Август Дильман, 1823–1894), дешифровка аккадской клинописи в середине 19 в. (Генри Роулинсон, Юлиус Опперт, Вильям Тальбот, Эдвард Хинкс).

В течение 18–19 вв. расширяется круг знаний об арамейских языках. Выходят грамматики и словари по основным семитским языкам: арабская грамматика Сильвестра де Саси (начало 19 в.), арабские словари Г.Фрейтага, А.Биберштейна-Казимирского, Э.Лэйна, Р.Дози (в течение 19 в.), работы по аккадскому (Ю.Опперт, 19 в.), древнеэфиопскому, эпиграфическим южноаравийским языкам. К началу 20 в. появляются первые работы по живым семитским языкам: арабским и арамейским диалектам, эфиосемитским языкам. Все эти предпосылки способствовали появлению первого сводного фундаментального труда Карла Брокельмана по сравнительной грамматике семитских языков (C.Brockelmann. Grundriss der vergleichenden Grammatik der semitischen Sprachen. Bd. I–II, Berlin, 1908–1913). Ученый привлекает весь доступный для своего времени семитский материал. Исходной позицией этого труда послужила гипотеза о том, что именно арабский язык является древнейшим представителем семитских языков, и поэтому реконструкция древнейшего состояния ориентировалась на арабскую языковую систему. В дальнейшем развитие семитского языкознания и вовлечение новых материалов семитских языков опровергает эту гипотезу. Прообразом языка древнейшего типа начинают считать аккадский язык.

20 в. ознаменовался открытием и дешифровкой памятников угаритского и эблаитского языков, каждый из которых вносит свои коррективы в представление о генетических связях семитских языков. Выходят грамматики, словари, сравнительно-исторические и типологические исследования по отдельным семитским языкам и диалектам.

Из обобщающих работ 20 в. по семитским языкам на Западе следует упомянуть Введение в сравнительную грамматику семитских языков итальянского семитолога Сабатино Москати (1969), работу Джованни Гарбини Семитские языки (1972), Словарь семитских корней французского семитолога Давида Коэна (1970 – по настоящее время), итоговую коллективную работу по семитским языкам, изданную Р.Хетцроном (1997, см. список литературы).

В отечественной семитологии собственно языковедческое направление выделяется в 1920-х годах. Н.В.Юшманов обобщает весь известный к его времени материал семитских языков, использует результаты наблюдений наиболее авторитетных представителей национальной арабской грамматики и западных семитологов и выдвигает свою гипотезу о формировании семитского корня. Ученый анализирует явления совместимости/несовместимости корневых согласных, явление корневых вариантов, выделяет систему классных показателей для именных корней. В результате он выдвигает гипотезы о развитии семитского трехсогласного корня из двухсогласного, о развитии семитской фонологической системы из ограниченной группы «диффузных» архифонем.

Фундаментальные проблемы структуры и состава семитского корня, особенности семитского консонантизма остаются в центре внимания отечественных семитологов в течение всего 20 в. С.С.Майзель (1900–1952) на основе анализа корневых вариантов, обнаруженных в различных семитских языках, выдвигает гипотезу о том, что это явление стало одним из путей расширения корневого фонда семитских языков. А.М.Газов-Гинзберг предлагает оригинальную гипотезу о звукоизобразительном характере семитского консонантизма и вокализма. Основатель школы московских семитологов Б.М.Гранде (1891–1974) разрабатывает понятие слогофонемы как минимальной единицы семитского слова. Нетрадиционный подход к структуре семитского слова разработал московский семитолог В.П.Старинин (1903–1973), выдвинувший понятие прерывистой морфемы.

С середины 20 в. активно развивается семитологическая школа в Тбилиси. Ее представители – Г.В.Церетели, Т.В.Гамкрелидзе, А.С.Лекиашвили, В.Г.Ахвледиани, К.Г.Церетели, Л.В.Цоцхадзе, Н.Х.Жвания, М.Н.Мепаришвили, М.Е.Недоспасова, Г.Чиковани и многие др. – разрабатывают проблемы как отдельных семитских языков, так и общетеоретические вопросы.

Круг семитологических исследований расширяется также в Москве и Ленинграде (Санкт-Петербурге). Проходит цикл научных конференций, материалы которых выходят в серии сборников «Семитские языки», выпускается серия очерков по отдельным семитским языкам. В начале 1990-х годов выходит том из серии «Языки Азии и Африки», посвященный семитским языкам.

Обновление семитской компаративистики начинается в последней четверти 20 в. трудами И.М.Дьяконова (1915–1999) и группой его учеников и младших коллег (А.Ю.Милитарев, В.Я.Порхомовский, О.В.Столбова) в области не только семитских, но и других языков афразийской макросемьи. Реконструкция афразийской фонологической системы, структуры афразийского корня, реконструкция конкретных афразийских корней – все это позволяет семитологам увидеть факты семитских языков на более широком афразийском фоне.

Сравнительно-историческое направление в отечественной семитологии продолжается в трудах А.Ю.Милитарева, разрабатывающего фундаментальные вопросы генезиса семитских языков: проблему прародины семитоязычного населения, проблему этимологии и реконструкции базового семитского корнеслова, хронологию разделения семитских языков. В настоящее время А.Ю.Милитарев и Л.Е.Коган подготовили первый в мировой семитологии Семитский этимологический словарь (ч. 1). Первая часть словаря содержит более четырехсот реконструированных прасемитских корней, связанных с анатомией человека и животных. Ожидается продолжение этого словаря по другим темам.

В результате исследовательской работы семитологов к концу 20 в. начали исчезать многие «белые» пятна в истории семитских языков: были уточнены их генетические связи, открылась возможность глубокой реконструкции не только консонантной части корня, но и корневого вокализма, были реконструированы исчезнувшие члены фонологической системы, первичная структура корня, тенденции языковых изменений. Общая типология и социолингвистика продолжают обогащаться адекватными данными семитских языков и их истории.

Литература:

Семитские языки. Под ред. Г.Ш.Шарбатова. М., 1963
Старинин В.П. Структура семитского слова. М., 1963
Газов-Гинзберг А.М. Был ли язык изобразителен в своих истоках ? М., 1965
Семитские языки. Материалы первой конф. по семитским языкам. Окт. 1964. Под ред. Г.Ш.Шарбатова, ч. 1–2. М., 1965
Газов-Гинзберг А.М. Символизм прасемитской флексии. М., 1974
Дьяконов И.М. Языки древней Передней Азии. М., 1976
Милитарев А.Ю. Развитие взглядов на семитский корень. – В кн.: Восточное языкознание. М., 1976
Семитские языки. Сб. статей, вып. 3. Под ред. Г.Ш.Шарбатова. М., 1976
Майзель С.С. Пути развития корневого фонда семитских языков . Отв. ред., составитель, автор вступительной статьи и дополнений А.Ю.Милитарев. М., 1983
Семитские языки. – В кн.: Языки Азии и Африки, т. IV, кн. 1. Афразийские языки. М., 1991
Гранде Б.М. Введение в сравнительное изучение семитских языков. М., 1972; 2-е изд. М., 1998
Юшманов Н.В. Избранные труды. Работы по общей фонетике, семитологии и арабской классической морфологии. М., 1998



языковая семья на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке; входит в макросемью афразийских языков, которая объединяет несколько крупных языковых семей, связанных отношениями отдаленного родства.

Название «семитские» языки, «семитский» язык, является условным, т.е. не связано ни с грамматическим строем этих языков, ни с местом их происхождения и распространения. Название этой семьи заимствовано из генеалогической классификации народов, приводимой в Библии (Быт 10). Большинство народов, говоривших на языках, родственных древнееврейскому, были причислены к потомкам одного из сыновей Ноя – Сима. От этого имени собственного и было произведено наименование «семитский, семитские». В научный обиход оно было введено в 18 в. немецким историком и филологом Августом Шлёцером (1735–1809).

По данным конца 1990-х годов, число говорящих на семитских языках превосходит 200 млн. человек (в основном за счет носителей современного арабского языка).

В семью семитских языков входят как живые языки, так и мертвые, вышедшие из употребления в силу различных исторических условий. Живые семитские языки распространены на территории Передней Азии, на Аравийском полуострове, в Северо-Восточной и Северной Африке. «Островки» арабского языка имеются в Иране, Афганистане, Узбекистане, «островки» живых арамейских языков – на территориях Северного Ирака, Северо-Западного Ирана, Восточной Турции, в Закавказье.

К числу мертвых семитских языков, известных современной науке, относятся следующие.

Аккадский язык (он же ассиро-вавилонский), известный с середины III тысячелетия до н.э., вышедший из употребления на рубеже нашей эры, был распространен на территории Месопотамии (ныне – территория Ирака) (см. также АККАДСКИЙ ЯЗЫК).

Эблаитский язык, или язык Эблы – язык клинописного архива, обнаруженного археологами в 1970-е годы в Северо-Западной Сирии. Клинописные таблички относятся ко второй половине III тысячелетия до н.э.

Аморейский язык, известный лишь по собственным именам, записанным в шумерских и аккадских клинописных текстах, был распространен в конце III – первой половине II тысячелетия до н.э. на территории Северо-Западной Сирии и Западной Месопотамии.

Древнеханаанейский язык, известный по отдельным именам и фразам из аккадских и древнеегипетских текстов, был распространен в III– II тысячелетиях до н.э. на территориях древней Палестины (ныне – Израиль и Иордания) и древней Финикии (современный Ливан).

Угаритский язык, представленный большим архивом клинописных глиняных табличек, был открыт археологами в 1930 в Северо-Западной Сирии. Письменные памятники относятся к середине II тысячелетия до н.э., язык был в употреблении в древнем городе-государстве Угарит.

Финикийский язык известен по надписям со второй половины II тысячелетия до н.э.; самые поздние надписи относятся ко 2 в. н.э. Был распространен в Финикии (территория современного Ливана), в результате колонизации распространился по всему бассейну Средиземного моря, по берегам Кипра, Южной Италии, Южной Испании и Северной Африки.

Древнееврейский язык известен по памятникам 12–3 вв. до н.э. (библейский древнееврейский). Предположительно оставался разговорным до первых веков нашей эры. До 18 в. использовался в постбиблейской форме как письменный язык. Был распространен на территории древней Палестины. Как культовый язык используется до настоящего времени.

Арамейский язык, известный с 9 в. до н.э. как «древнеарамейский», позже представленный языками и диалектами среднеарамейского периода, просуществовал примерно до 14 в. н.э. Был распространен на территориях Сирии, Палестины, Месопотамии вплоть до Западного Ирана (см. также АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК).

Древние южноаравийские языки, иначе называемые «эпиграфическими южноаравийскими» (сабейский , минейский , катабанский и хадрамаутский ), известны по письменным памятникам с начала I тысячелетия до н.э. до середины 6 в. н.э. Были распространены на территории современного Йемена и на прилежащих территориях Южной Аравии, включая Оман.

Древнеэфиопский язык, или геэз известен по древнейшим царским надписям Аксума с середины 4 в. н.э.; как разговорный просуществовал примерно до 10 в. н.э. В этот период был распространен на территории древнего государства Аксум и в прилежащих северо-восточных районах современной Эфиопии и Эритреи. До настоящего времени используется как культовый язык эфиопской христианской церкви.

Древнеарабский язык существовал, по-видимому, как совокупность древних племенных диалектов кочевых и оседлых жителей и известен по небольшому количеству эпиграфических текстов, относимых к первым векам до н.э. и первым векам н.э. В доисламский период был распространен на территориях Центральной и Северной Аравии, а в связи с миграцией племен в начале н.э. распространился на территории Палестины, Сирии и Месопотамии.

Семитские языки. Под ред. Г.Ш.Шарбатова. М., 1963
Старинин В.П. Структура семитского слова. М., 1963
Газов-Гинзберг А.М. Был ли язык изобразителен в своих истоках ? М., 1965
Семитские языки. Материалы первой конф. по семитским языкам. Окт. 1964. Под ред. Г.Ш.Шарбатова, ч. 1–2. М., 1965
Газов-Гинзберг А.М. Символизм прасемитской флексии. М., 1974
Дьяконов И.М. Языки древней Передней Азии. М., 1976
Милитарев А.Ю. Развитие взглядов на семитский корень. – В кн.: Восточное языкознание. М., 1976
Семитские языки. Сб. статей, вып. 3. Под ред. Г.Ш.Шарбатова. М., 1976
Майзель С.С. Пути развития корневого фонда семитских языков . Отв. ред., составитель, автор вступительной статьи и дополнений А.Ю.Милитарев. М., 1983
Семитские языки. – В кн.: Языки Азии и Африки, т. IV, кн. 1. Афразийские языки. М., 1991
Гранде Б.М. Введение в сравнительное изучение семитских языков. М., 1972; 2-е изд. М., 1998
Юшманов Н.В. Избранные труды. Работы по общей фонетике, семитологии и арабской классической морфологии. М., 1998

Найти "СЕМИТСКИЕ ЯЗЫКИ " на

(отдельные эмигрантские группы - и на других материках); их численность - около 200 млн человек (начало 1990-х гг.). Наука, изучающая семитские языки (а также литературу, культуру и историю их носителей), называется семитологией.

В соответствии с новейшей классификацией (разработанной Р. Хецроном в 1973–74 гг.), семья семитских языков разделяется на следующие ветви и группы:

I. Восточная ветвь представлена вымершим аккадским (или ассиро-вавилонским) языком 3–1 тыс. до н. э. (см. Аккад , Месопотамия) и, возможно, эблаитским языком 3 тыс. до н. э. (на северо-западе Сирии, см. Эбла).

II. Западная ветвь:

А. Центральносемитские языки: 1. ханаанские в широком смысле: а) собственно ханаанские (см. Ханаан); иврит (см. Иврит язык ; древний иврит называют также древнееврейским), финикийский 2–1 тыс. до н. э. (см. Финикия) и происходящий из него пунический (в Карфагене) и малые языки Ханаана: моавитский, эдомитский (идумейский), аммонитский (см. Моав , Эдом , Аммон) и другие; б) угаритский 2 тыс. до н. э. (см. Угарит); в) вероятно, аморрейский (2 тыс. до н. э.) на северо-западе Месопотамии и на востоке Сирии (см. Аморреи); 2. арамейский язык ; 3. арабский язык, включающий множество сильно отличающихся между собой диалектов, а также происходящий от него мальтийский язык. Традиционная классификация семитских языков отличается от новейшей тем, что арабский язык она относит к южносемитским. По мнению многих лингвистов, внутри центральносемитской группы можно объединять ханаанские и арамейский языки в северо-западную подгруппу семитских языков.

Б. Южносемитские языки: 1. древний южноаравийский язык 1 тыс. до н. э. (сабейский, минейский, катабанский, хадрамаутский и другие диалекты на юге Аравийского полуострова, в основном на территории Йемена , и, видимо, происходящие из него эфиопские семитские языки (в Эфиопии и Эритрее): древнеэфиопский (литературная форма которого, геэз, служит культовым языком христиан и евреев Эфиопии) и современные эфиопские языки: амхарский (центральная Эфиопия), тигринья (северная Эфиопия), тигре (Эритрея), харари (восточная Эфиопия), аргобба и языки гимирра (юг Эфиопии); 2. современные новоюжноаравийские языки на юге Аравийского полуострова: мех ри, х арсуси и джиббали (на юго-западе Омана), сокотри (остров Сокотра в Индийском океане) и другие.

Реконструируемый прасемитский язык обладал богатой системой согласных. Наряду со звонкими и глухими существовали глоттализованные согласные (произносимые с сомкнутыми голосовыми связками, как во многих языках Кавказа). Глоттализованные согласные в арабском языке преобразовались в веляризованные, но в новоюжноаравийских и эфиопских языках сохранились. Они, видимо, сохранялись и в древних семитских языках, включая древнееврейский. В современном иврите противопоставление глоттализованных («эмфатических») и глухих согласных утрачено: бывшие глоттализованные ט [ṭ] и ק [ḳ] не отличаются сегодня от глухих ת [t] и כ [k]. В прасемитском языке реконструируются 29 согласных: 1) смычные: губные b и р , переднеязычные d , t и , задненебные (велярные) g , k и , и 2) язычные щелевые: свистящие z , s и (который, возможно, был аффрикатой c̣̣ ), шипящий š (ш), переднеязычно-зубные δ (th в английском this ), θ (th в английском thin ), θ̣ (глоттализованный θ ), латеральные: глухой и глоттализованный ṣ́ , 3) горловые: фарингальные и h (как ע и ח в произношении евреев из арабских стран и арабов), увулярные щелевые и , ’ (гортанная смычка) и h , 4) сонанты m , n , l , r , w и y . Отражение этих согласных в иврите: b > ב , р > פ , d > ד , t > ת , > ט , g > ג , k > כ , > ק , z и δ > ז , s > ס , и θ > שׁ , , θ̣ и ṣ́ > צ , š > שׂ , и > ע , и > ח , > א , h > ה , m > מ , n > נ , l > ל , r > ר , y > י , w > י (в начале слова). В древних южноаравийских, арабском и угаритском языках древние согласные сохранились лучше, но и там были изменения (например, в арабском языке р > f , преобразование глоттализованных в веляризованные, > , озвончение θ̣ > δ̣ , изменение ṣ́ > ). Система прасемитских гласных: краткие a , i , u и долгие ā , ī , ū .

При словообразовании (особенно в сфере глагола) и формообразовании (например, времен, видов, причастий и пород глагола) в семитских языках происходит чередование гласных, то есть исконный гласный основы заменяется гласным словообразовательной или формообразовательной модели. В результате происходит девокализация первичной основы: первичная глагольная основа lmad - `учиться` (в иврите сохранившаяся в формах יִלְמַד - `будет учиться` и לְמַד - `учись`, утрачивает исконный гласный в причастии לוֹמֵד - `учащийся` (`учится`), заменяя его гласным причастной модели -о-е-. То же происходит в производном глаголе לִמֵּד - `обучал` и в производных именах לִימּוּד - `учеба`, לַמְדָּן - `ученый` и пр. В результате общим элементом родственных слов (то есть корнем) оказываются только согласные (чаще всего три согласных).

Дадим пример из классического арабского языка и современного иврита:

корень ktb - `писать`
Арабский Иврит Транскрипция Значение
kataba כָּתַב katav писал
kātib כּוֹתֵב kotev пишущий
maktūb כָּתוּב katuv написанный
kitāb כְּתָב ktav письмо (и другие значения)
’aktaba הִכְתִּיב hixtiv заставлял писать, диктовал
takātaba הִתְכַּתֵּב hitkattev переписывался

Так же может образовываться множественное число имен (причем в арабском - даже без окончания числа): по-арабски ra’s - на иврите רֹאשׁ - `голова`; по-арабски ru’ūs - на иврите רָאשִׁים - `головы`. В арабском языке сохранилось окончание двойственного числа, в иврите - лишь в некоторых группах имен: по-арабски yawmāni , косвенный падеж yawmayni - на иврите yomayim `два дня`. Грамматических рода два: мужской и женский, типичное окончание последнего - t , причем в форме -at оно может отпадать и восстанавливаться в определенных случаях: по-арабски malika (t + падежное окончание) - на иврите malka , в сопряженном состоянии (см. ниже) malkat - `царица`, `королева`. Некоторые семитские языки имеют определенный артикль (член), пишущийся слитно: по-арабски al -, на иврите -הָ или -הַ , -הֶ .

«Сопряженное состояние» (status constructus в латинской терминологии) придает сочетанию двух имен существительных значение, которое на русский язык, как правило, переводится родительным падежом второго из них. Этот падеж сохраняется в арабском. Первое же имя лишается артикля; в ряде семитских языков, например, в иврите, оно может значительно изменять форму: בַּיִת - `дом` (с артиклем - הַבַּיִת ), בֵּית סֵפֶר - `школа`, буквально `дом книги` (с артиклем - בֵּית הַסֵּפֶר ). Такое сочетание нередко играет роль сложного имени; слитные же сложные слова для семитских языков не характерны, хотя и создаются, особенно в новое время (под влиянием языков Запада). Кроме того, второе слово сочетания часто заменяет относительное имя прилагательное (эта последняя категория в семитских языках слабо развита), например, на иврите אוֹר כּוֹכָבִים - `свет звезд`, то есть `звездный свет`, בּגְדֵי יְלָדִים - `детская одежда`. Имеется особое притяжательное имя с суффиксом -ī , которое может играть роль существительного или прилагательного: по-арабски yahūdī - на иврите יְהוּדִי - `еврей` (буквально `иудей`) или `еврейский`.

В области личных местоимений, как и глаголов, особенностью семитских языков является наличие двух грамматических родов не только в 3-м, но и во 2-м лице обоих чисел: по-арабски anta - на иврите אַתָּה - `ты` (мужской род); по-арабски anti - на иврите אתְּ - `ты` (женский род); и т. д. Существуют и суффиксальные формы личных местоимений (при имени - притяжательные, при глаголе - объектные показатели): по-арабски ’abūуа - на иврите אָבִי - `мой отец`; по-арабски ra’ānī , на иврите - רָאָנִי - `(он) видел меня` (в современном иврите малоупотребительно).

В науке принято считать, что вместо времен прасемитский язык имел два глагольных вида: совершенный (пунктивный) и несовершенный (курсивный). В дальнейшем совершенный вид развился в прошедшее время, а несовершенный - в будущее, отчасти и в настоящее (в современном иврите последнее передается причастием).

Особенно характерно для семитского глагола наличие так называемых «пород» (усилительная, заставительная, взаимная, возвратная и другие; в иврите они называются «построения» - биньяним . См. выше арабские и ивритские примеры со значением `писал`, `заставлял писать` и `переписывался`).

В среде носителей семитских языков возник первый в мире алфавит (см. также Палеография ; Письмо), от которого (отчасти - под влиянием которого) происходят, по всей видимости, все остальные алфавитные системы мира. Древнейшие письменные памятники этих языков известны на аккадском и эблаитском языках (середина 3-го тысячелетия до н. э.); они исполнены клинописью, заимствованной от шумеров и не представляющей собой алфавита. Но уже с середины 2-го тысячелетия до н. э. сохранились памятники семитских языков, написанные консонантным алфавитом. Алфавитами западносемитского происхождения пользуются почти все семитские языки. Лишь очень небольшое число носителей семитских языков (мальтийцы, с 19 в.) перешли на латинский алфавит.

Кроме семитских языков, к афразийской (семито-хамитской) семье относят древнеегипетский (его потомок - коптский является языком культа египетских христиан); берберо-ливийские языки (см. также Еврейско-берберский язык ; ср. Ливия); чадские языки (из них язык хауса, число носителей которого достигает 30–40 млн человек, - средство межэтнического общения в Западной Африке и даже в части Судана); кушитские языки (на северо-востоке и востоке Африки; среди них - агау, который был разговорным языком части эфиопских евреев); некоторые ученые выделяют часть кушитских языков в особую ветвь - омотские языки (об этимологии слов «хамиты», «кушиты» см. Хам).

Сторонники теории существования еще более широкой, так называемой ностратической языковой макросемьи относят к ней и афразийские языки (см. Иврит язык. Введение).

КЕЭ, том: 7.
Кол.: 744–747.
Издано: 1994.

История