Скачать презентацию святая софия символ древней руси. Храм Святой Софии в Констанстинополе Княгиня Ольга входит в собор

Слайд 1

История Древней Руси
Часть 22
София
Новгородская

Слайд 2

Значение Софийского собора для Новгорода Софийская библиотека Не выше Софии
Культура Великого Новгорода Летописные сведения София Константинопольская Первый деревянный собор Софии в Новгороде София Новгородская
План

Слайд 3

Культура Великого Новгорода
Новгородская земля - богатейшая сокровищница древней культуры Северной Руси. Нетронутая монгольским разорением, она донесла до нас множество памятников старины.

Слайд 4

Древнейший памятник русской письменности - Остромирово Евангелие - было написано по заказу новгородского посадника Остромира.
Остромирово Евангелие 1056-57 гг.

Слайд 5

Богатые новгородские купцы не скупились на постройку и украшение церквей. В новгородских летописях мы читаем о почти ежегодном возведении церквей в разных областях Новгородской земли.
Встроенные презентации с иллюстрациями открываются щелчком по картинке

Слайд 6

Некоторые памятники новгородской архитектуры погибли во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Встроенная презентация с иллюстрациями открывается щелчком по картинке

Слайд 7

Но много замечательных храмов и сохранилось в Новгородской земле, например, церковь XII века Спасо-Преображения на Нередице или церковь XIV века Феодора Стратилата на Ручью.

Слайд 8

Без сомнения, самый знаменитый из новгородских храмов - Софийский собор.
Холуев В.Ф. Дорога к храму. София Новгородская. 1981.

Слайд 9

Славились Новгородские земли и своими монастырями.
Встроенная презентация с иллюстрациями открывается щелчком по картинке

Слайд 10

В Новгороде было много мастерских, где по заказу новгородцев писали иконы. Некоторые из этих икон сохранились до нашего времени. Это замечательные образцы новгородской иконописной школы.
Встроенная презентация с иллюстрациями открывается щелчком по картинке

Слайд 11

В Новгороде работал великий иконописец Феофан Грек. Фрески, сделанные им, существуют и поныне в церкви Спасо-Преображения на Ильине-улице.
Встроенная презентация с иллюстрациями открывается щелчком по картинке

Слайд 12

Летописные сведения
Новгородские летописи хранят много интересных сведений из древней истории Великого Новгорода. Но особенно тщательно новгородские летописцы записывали сведения о том, когда производилась закладка того или иного храма, когда был построен и освящен храм, когда произведена роспись храма.

Слайд 13

Например, «Новгородская третья летопись» даже названа «Книгою, глаголемою Летописец Новгородский вкратце церквам Божиим, в которое лето церковь во кого имя строена и при котором епископе или архиепископе, или митрополите». Или на современном языке - это краткая новгородская летопись о храмах Божиих - в каком году, во имя какого святого храм построен и при каком архиерее.

Слайд 14

София Константинопольская
Древняя Русь, восприняв христианство в Византии, оттуда же заимствовала и храмовое зодчество.

Слайд 15

Послы князя Владимира, как свидетельствует «Повесть временных лет», красоту православия ощутили в Софийском соборе в Константинополе - главном храме Византии.

Слайд 16

И один из первых храмов новокрещеной Руси - это Софийский собор Новгорода.

Слайд 17

Первый деревянный собор Софии в Новгороде
София Новгородская была воздвигнута в 989 году по благословению первого епископа новгородского Иоакима Корсунянина. Летопись об этом событии гласит: «Постави Владыка епископ Иоаким первую церковь древянную дубовую Святая Софии». Это был величественный деревянный храм «о тринадцати верхах», то есть имел 13 глав-куполов. Освящен он был, как и главный храм в Константинополе, во имя Софии Премудрости Божией.

Слайд 18

Впоследствии Софийские храмы строились во многих русских городах - от Киева до Тобольска. Они свидетельствовали о духовном родстве и церковном преемстве Руси с православной Византией и возвещали, что высшая Божественная Премудрость состоит в спасении всего мира.
Увеличить изображение щелчком по картинке
София Киевская

Слайд 19

София Новгородская
Стоял первозданный Новгородский Софийский собор над рекой Волховом у древнего Волховского моста и был главным украшением города. Но во время пожара, случившегося в марте 1045 года, Софийский собор сгорел.
Великий мост и Св. София Новгородская. Реконструкция Д.П. Сухова

Слайд 20

Годом раньше князь Ярослав Мудрый повелел строить в Новгороде каменный кремль-детинец, ставший укрепленным ядром города.

Слайд 21

Самым главным строением Новгородского кремля-детинца стал воздвигнутый вместо сгоревшего новый, уже каменный Софийский собор.

Слайд 22

До сего времени украшает Новгород этот величественный храм, построенный еще в 1052 году при святом князе Владимире Ярославиче по благословению епископа Новгородского Луки.

Слайд 23

Строили и украшали Софийский собор русские мастера и иконописцы вместе с греческими мастерами, специально приглашенными из Константинополя. «Церковь эту построили весьма прекрасную и превеликую», - говорит летопись. Золотой купол собора впоследствии был увенчан крестом с голубем - символом Святого Духа.
Встроенная презентация с иллюстрациями открывается щелчком по картинке

Слайд 24

Значение Софийского собора для Новгорода
«Где Святая София - тут и Новгород!» - говорили древние новгородцы.
Новгород. XIV в. Реконструкция Е.Д. Шеко

Слайд 25

Но не только на церковные службы собирались жители Новгорода к Софии. Под звон колоколов Софийского собора здесь устраивались встречи и проводы новгородских воинов. Готовясь к ратному подвигу, защитники земли Новгородской восклицали: «Умрем честно за Святую Софию!».
Князь Александр Невский приводит пленных немецких рыцарей в Новгород
Увеличить изображение щелчком по картинке

Слайд 26

На площади перед Софийским собором собиралось новгородское вече. В Софии объявлялись указы, производились назначения на высшие должности.
Увеличить изображение щелчком по картинке

Слайд 27

Кроме того, при соборе размещались богатая новгородская казна, библиотека и архив Новгорода. Здесь же хранились образцы мер и весов. Вспомним, что Новгород был крупнейшим торговым центром Древней Руси.
А. Васнецов. Новгородский торг
Увеличить изображение щелчком по картинке

Слайд 29

Недалеко от Софии новгородские епископы вершили «владычний суд», то есть вели судопроизводство. Судебное разбирательство совершалось перед фреской, на которой был изображен Христос с раскрытым Евангелием. На страницах Евангелия было начертано слово к судьям: «Каким судом будете судить, таким же судом и вас будет судить Бог».
Увеличить изображение щелчком по картинке
Владычная (грановитая) палата. 1433г

Слайд 30

К Софии новгородцы прибегали не только во время военных невзгод, но и во время стихийных бедствий и страшных эпидемий. Например, в 1390 году от морового поветрия в Новгороде умерло великое множество народа. По совету епископа приунывшие новгородцы, чтобы утолить гнев Божий, дали обет и по обету построили за один день церковь в честь Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.

Слайд 31

После этого, как повествует летописец, «Божиею милостью и Святой Софии стоянием, и владычным благословением и молитвою мор прекратился».
Молящиеся новгородцы. Деталь иконы. 1467 год

Слайд 32

Келья переписчика книг
Софийская библиотека
Софийская библиотека Новгорода являлась одним из крупнейших книжных собраний Древней Руси. Рукописные книги из библиотеки Святой Софии сохранили имена 94 писцов, трудившихся над составлением и переписыванием книг. Книги из Софийской библиотеки распределялись или передавались во временное пользование различным монастырям и церквам по всему русскому Северу, вплоть до Соловецкого монастыря.

Слайд 33

Не выше Софии
Особое почтение новгородцев к величайшей своей святыне - Софийскому собору - выражалось, в частности, в том, что на протяжении девятисот лет ни одно здание в Новгороде не строилось выше Софии, хотя за пределами города были здания и выше, и больше.

Слайд 34

В годы Великой Отечественной войны Софийский собор сильно пострадал: своды и стены получили пробоины от снарядов, с куполов были содраны позолоченные листы. Многие древние фрески безвозвратно погибли.
Увеличить изображение щелчком по картинке
Кукрыниксы. Бегство фашистов из Новгорода

Слайд 35

За девять с половиной столетий Софийский собор в Новгороде неоднократно реставрировался и обновлялся. Последняя реставрация была произведена в 1983–1990 годах. Реставраторы укрепили древнюю живопись в храме, сохранившуюся с 12 столетия.
Восстановление фрески

Собор - большой храм, имеющий несколько приделов. Церковь - храм Божий, сооружение для совершения христианских богослужений, имеющее престол. Часовня – небольшое здание, увенчанное крестом, напоминающее видом своим церковь, но не имеющее престола. В часовне можно служить молебны, панихиды, читать часы (отсюда и название), совершать и другие богослужения, кроме литургии. Часовни сооружаются в ознаменование каких-либо важных событий, а также на кладбищах, у дорог, над водными источниками.




Богоматерь Оранта (Нерушимая стена). Мозаика в алтаре собора. XI век. Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря. XI век. Благовеще ние. Мозаика на алтарных столбах. XI век. Собо́р Свято́й Софи́и был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого.








В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В период немецкой оккупации Киева, в Лавре был организован полицейский участок, где оккупацонными властями было убито около 500 мирных граждан. 3 ноября 1941 года немецкими оккупационными войсками был взорван Успенский собор (восстановлен в середине 1990-х); что было упомянуто на Нюрнбергском процессе




Нестеров М.В. Монах г. Антокольский М.М. Нестор-летописец г.


По́весть временны́х лет (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. В настоящее время признаётся, что первая изначальная редакция ПВЛ (Повести временных лет) монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии ПВЛ.


Библиотека была основана Ярославом Мудрым при Софийском Соборе в Киеве. Об этом сообщает "Повесть временных лет", первый летописный свод начала XII века. Само слово "библиотека" в Древней Руси почти не употреблялось. В разных городах Руси помещения для книг имели самые разные названия: "книгохранительница", "книгохранилище", "книгохранильня", "книгохранилица", "хранильная казна", "книжная клеть", "книжная палата".


В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13- главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.


На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур. На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу и пока он не слетит с креста, город будет им храним Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию. 16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора.


Спасо-Преображенский собор заложен около годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем, после смерти которого, видимо, некоторое время не строился и был окончен только в середине века. Он стал главным храмом древнерусского города и Чернигово- Северского княжества.


Софи́йский собор кафедральный собор города Полоцка, построен между годами. Строительство связано с переносом центра города со старого городища.


ЛОПАТКА вертикальный плоский выступ в стене, разделяющий или ограничивающий ее поверхность (в отличие от пилястры, не имеет базы и капители). Лопатка может является конструктивным элементом стены, а может выполнять лишь декоративную функцию служить средством вертикального членения фасада. В домонгольской православной архитектуре лопатка являлась не просто конструктивным элементом в каменном строительстве, но и точным признаком, по которому (наряду с количеством прясел) можно было легко определить количество столпов в храме. Например: в храме Покрова на Нерли боковой фасад имеет 4 лопатки (оформленных в виде полуколонок) и три прясла соответственно, перед нами четырехстолпный в плане храм.


Голосники – небольшие камеры или вделанные в верхние части стен храма глиняные кувшины, открытые внутрь помещения и служащие резонаторами для улучшения звучания голосов. Голосники в архитектуре, маленькие камеры или сосуды (обычно керамические), заложенные в стены и своды здания и обращенные своими отверстиями внутрь помещения. Служат для усиления звука (как резонаторы акустические); иногда применяются и как пустотелые конструктивные элементы, облегчающие вес свода.








Берестяны́е гра́моты, письма и записи на коре берёзы (берёсте), памятники письменности Древней Руси XIXV вв. Грамота 115 (фрагмент). Перевод: «От Полчка (или Полочка)…(ты) взял (возможно, в жёны) девку у Домаслава, а с меня Домаслав взял 12 гривен. Пришли же 12 гривен. А если не пришлёшь, то я встану (подразумевается: с тобою на суд) перед князем и епископом; тогда к большому убытку готовься…». Из собрания Исторического музея.


Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу 1156 г. входит в архитектурный комплекс Ярославова Дворища в Великом Новгороде. Являлась патрональным храмом купцов древнего Новгорода. Названа в честь святой Параскевы-Пятницы, считавшейся покровительницей новгородского купечества. Кроме того, по пятницам открывался и работал новгородский Торг.









Успе́нский собо́р во Владимире кафедральный православный храм Владимирской епархии на Соборной площади города Владимира; также государственный музей. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси. Один из памятников русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Аристотеля Фиораванти.


Золотые ворота выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Строили Золотые ворота княжеские мастера. Об этом свидетельствует княжеский знак, оставленный строителем на одном из белокаменных блоков.



Неф (от лат. корабль) Неф (от лат. корабль) вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.







Скань (от старославянского глагола - сучить, свивать в одну нить несколько прядей), филигрань вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. В Древней Руси техника скани стала использоваться с IXX веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия XIIXIII веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с XII века ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.




Собор святой Софии – символ Киевской Руси периода расцвета. София киевская подчеркивала величие и могущество древнерусского государства времен Ярослава Мудрого.

Киевская Русь конца X в. – первой половины XI в.

В конце X в. – первой половине XI в. происходит усиление княжеской власти, государство приобретает черты централизованной монархии, на смену язычеству приходит христианство. По инициативе князя Владимира Святославовича – отца Ярослава Мудрого — происходит крещение Руси. Начинают возводиться первые каменные храмы.

Для Руси того времени эталоном для подражания и главным партнером во внешней политике была Византийская империя. В столице Византии — Константинополе — к началу XI в. уже более 400 лет возвышался собор святой Софии.

Собор был крупнейшим зданием Европы того времени и оставался таковым еще на протяжении 500 лет.
Собор был возведен в могущественной Византийской империи во времена правления императора Юстиниана Великого (527-565 г.г.).
В русских летописях начала XII в. столицу Византии — Константинополь — называли Царьградом.

Строительство собора святой Софии

София киевская

В первой половине XI в. в Киеве был построен храм с таким же названием, как и собор в Константинополе – собор святой Софии .

Историки ведут спор о времени строительства Софии киевской. Часть историков относит строительство храма к началу XI в.
Одни из них приводят дату 1017г. и ссылаются на текст новгородской летописи.
Другие предполагают, что строительство начал еще Владимир Великий и ссылаются на археологические источники.
Третья часть историков придерживается классической точки зрения, и опирается на Повесть временных лет :
« В год 6545 (1037) заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины» .

Кто же построил Софийский собор?

Нам не известны имена зодчих, которые спроектировали и построили собор святой Софии, а также имена мастеров, которые выполнили работы внутри собора, богато украсив его фресками и мозаикой. Предполагают, что это были византийские мастера. Очевидно, к строительству привлекались и местные мастера.

София киевская

Участь страны – участь храма

В своей многовековой истории храм разделил участь страны: он неоднократно подвергался разорению и опустошению. В 1240 году Киев осадили войска Бату-хана и после двухмесячной борьбы захватили город. Киев превратился в руины. Лишь немногие здания уцелели, среди них был и разграбленный Софийский собор.

Реконструкция храма

Первой реконструкцией храма занялся киевский митрополит Петр Могила. Работы, начатые в середине XVII в., были завершены лишь в начале XVIII века. Внешний вид Софийского собора в ходе реконструкции изменился, он был перестроен в стиле украинского барокко.

Софийский собор — архитектурный шедевр Древней Киевской Руси; один из немногих памятников архитектуры XI в., который с изменениями сохранился до наших дней.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура Древней Руси

Древнерусская культура впитала в себя и культурные достижения проживавших в составе Руси народов и окружающих ее народов

Основа древнерусской культуры: 1. Культурное наследие восточных славян: Мифы и сказания; Резьба по дереву и камню; Кузнечное дело. 2. Византийские культурные традиции: Церковные книги; Строительство храмов; Иконопись.

Главный мотив древнерусского искусства – ПАТРИОТИЗМ.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

1. УНТ: С незапамятных времен развивалось на Руси устное народное творчество - песни, сказки, былины Главная идея – освобождение своей земли и защита ее от врагов.

Главные герои былин богатыри: Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич

2. Письменность и грамотность: Славянская азбука (Кирилл и Мефодий); Открытие школ при церквях (чтение, счет, письменность, основы христианского вероучения); Переводы греческих церковных книг, жизнеописаний христианских святых, исторических сочинений; Первые русские рукописные книги.

3. Литература: Зарождается в XI веке. Литературные произведения: Летопись; Житие; Слово.

4. Зодчество и изобразительное искусство: А. деревянное зодчество; Б. каменное строительство.

Храм Святой Софии в Киеве

Софийский собор в Новгороде

Десятинная церковь в Киеве

Вывод: Древнерусское государство отличалось высоким уровнем развития культуры. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.

Домашнее задание: § 7 с. 55 – 63, вопросы; Определения слов; Р.Т. №2 с.17, №3,4 с.18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Культура Древней Руси". 6 кл

Конспект урока по истории России в 6 классе. Тема "Культура Древней Руси". Во время урока я использовала первый раз видео - фильм "Кульура Древней Руси", а затем создала презентацию на эту тему. Э...

Тест позволяет оценить уровень учебных достижений учащихся по теме «Культура Древней Руси». В основу теста положен обязательный минимум содержания образования. Материал содержит три варианта кон...

    Слайд 2

    В XI веке собор был 13-ти купольным, но позднее подвергся серьёзной перестройке, и число куполов уменьшилось. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Четыре главы, ближайшие к центральной, напоминали о евангелистах: Матфее, Марке, Луке, Иоанне. Христос Вседержитель расположен в куполе горного Неба, а в алтаре, на стене центральной апсиды – строгая фигура Богоматери. Её руки вознесены вверх в непрестанном молении. Вишнёвый цвет её одеяния символизирует страдания.

    Слайд 3

    Мозаика (узор из цветного стекла - смальты) украшала главные части храма: купол как символ Церкви Небесной и алтарь – символ Церкви земной. Здесь, в алтаре, совершается великое таинство: к Христу идут апостолы. Их шаг размерен. Коренастые фигуры исполнены внутренней энергии. Руки застыли в жесте прощения. Глаза обращены к Христу. Апостолы ждут причастия.

    Слайд 4

    Собор Святой Софии в Новгороде

    Собор построен из плинфы (плоского кирпича) и камня. Он в полтора раза выше Софии Киевской. Пять куполов храма высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него.

    Внешний облик новгородской Софии гораздо строже Софии киевской, стены массивнее, лишены выступов, изредка прорезаются узкими окнами.

    Слайд 5

    Собор изнутри был расписан фресками, от которых до нашего времени дошли немногочисленные фрагменты: изображение святых Константина и Елены, пророков.

    Во время Великой Отечественной войны храм пострадал от обстрела и был разграблен оккупантами.

    В настоящее время собор восстановлен, но многие фрески погибли безвозвратно.

    Слайд 6

    Церковь Покрова на Нерли

    Церковь Покрова на Нерли была построена в 1165 году по приказу Андрея Боголюбского в том месте, где Нерль впадает в Клязьму, в память о его сыне, юном Изяславе, павшем в бою с волжскими булгарами.

    Церковь уединённо стоит на бескрайних просторах владимирских равнин, выглядит покинутой и печальной, но имеет мировую славу.

    Слайд 7

    Храм Покрова на Нерли

    Красив резной убор церкви. В центре каждого фасада (кроме восточного), наверху, находится рельефная фигура библейского царя Давида. Царь играет на лире, а его слушают львы, птицы и грифоны. Птица – древний символ человеческой души, а лев – символ Христа. Лев будто спит с открытыми глазами, подобно тому, как Бог не дремлет, храня человечество. Лев – царь зверей, а Христос – царь небесный. Последнее толкование связывало льва с идеей княжеской власти: ведь земные правители считались наместниками Бога на земле.

    Слайд 8

    Изображения Девы Марии в резьбе храма нет, но весь облик церкви, такой стройный и изысканный, напоминает ее образ, запечатленный церковным писателем Епифанием, особо отличив тонкость ее рук и перстов.

    Вобще говоря, любую церковь можно уподобить Богоматери, поскольку Мария в церковной традиции символизирует Церковь земную. В храме Покрова на Нерли это умозрительное положение стало наглядным.

    Слайд 9

    Золотые Ворота

    Золотые Ворота являются единственным монументом военно-инженерной архитектуры Древней Руси. Золотые Ворота были построены по приказу Андрея Боголюбского в 1158-1164 гг.

    Вход в Золотые ворота был закрыт дубовыми воротами, покрытыми арабской позолоченной медью.

    Ворота служили не только средством фортификации, но и триумфальным въездом в столицу княжества иностранных послов, знатных особ, княжеских войск.

    Слайд 10

    Золотые ворота

    Золотые Ворота Владимира – это уникальные из существующих, только единственные Золотые Ворота, которые «остались в живых» (хотя с некоторыми переделками) из существовавших в Средние века в Иерусалиме, Константинополе, Киеве.

    В настоящее время в Золотых Воротах размещена экспозиция военной истории.

    Слайд 11

    Успенский собор

    Владимирский Успенский собор был построен на высоком берегу Клязьмы в 1158-1160 гг. при князе Андрее Боголюбском.

    В сентябре 1164 года в собор была принесена самая почитаемая икона – икона Богоматери. С тех пор этот образ называется Владимирской иконой Божьей Матери.

    Во времена правления Всеволода III, после пожара 1185 года, собор был перестроен и стал пятиглавым.

    До 1432 года Московские правители получали титул Великого князя в Успенском соборе.

    Слайд 12

    Успенский собор сохранил несколько фрагментов фресок неизвестных художников XII века и творения Андрея Рублёва, блестящего живописца, расписавшего храм в 1408 году.

    Фреска - «Страшный суд», по замыслу художника, должна не устрашать, а ободрять верующих, вселяя в них уверенность в совершении справедливого суда. Поэтому лики апостолов полны мягкой доброты и милосердия, а ангелы со склоненными головами тихо печалятся о преходящей судьбе мира.

    Слайд 13

    В некрополе Успенского собора лежат святые мощи князей Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо и их родственников, епископов и настоятелей собора.

    Владимирский Успенский собор стал моделью для Успенского собора Московского Кремля, построенного итальянским архитектором Аристотелем Фиорованти в 1475-1479 гг.

    Слайд 14

    Дмитриевский собор

    Дмитриевский собор был построен в 1194-1197 гг. по приказу Всеволода III Большое Гнездо в честь Св. Дмитрия.

    Собор использовался как одно из зданий княжеского двора.

    Дмитриевский собор ясно воплощает идею могущества Всеволода Большое Гнездо, политическую власть и независимость Владимиро-Суздальского княжества.

    Слайд 15

    Наиболее выдающаяся черта собора – белокаменная резьба. Из 566 резных камней лишь 46 изображений связаны с христианской символикой. Много орлов, барсов, крокодилов, сказочных животных.

    Вся резьба передает главную идею восхваления красоты и совершенства мира, созданного Богом.

    Слайд 16

    Дмитриевский собор является синтезом традиций искусства и культуры.

    В настоящее время богослужения в соборе не проводятся.

    Дмитриевский собор - памятник федерального значения, включённый в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Посмотреть все слайды

Иконография