Маршрут первой кругосветной экспедиции крузенштерна. Презентация на тему: Экспедиции























1 из 22

Презентация на тему: Экспедиции

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Айвазовский И.К. “Кораблекрушение” Период, с середины XV века до середины XVII века, ознаменовавшийся крупнейшими географическими открытиями, сделанными европейскими путешественниками, принято называть ЭПОХОЙ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ. Великие географические открытия шли по 3 направлениям: Южным путем - вокруг Африки; Западным - через Атлантический океан; Северным водным - вдоль северных окраин Евразии и Северной Америки, сухопутным - через Северную Азию. В эпоху ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ география стала одной из наиболее важных для человечества наук. Она обогатилась обширными сведениями об устройстве поверхности Земли, собрала много данных о природе и населении почти всей суши, получила новые представления о природе Мирового океана. В то время ГЕОГРАФИЯ выполняла в основном функцию ЗЕМЛЕОПИСАНИЯ, отвечала на вопросы: ЧТО? ГДЕ? Географические сочинения, карты и описания того времени выполняли в основном роль справочников. Эпоха Великих географических открытий

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Айвазовский И.К. “Море. Лунная ночь” 1878 Во второй половине XVII и в XVIII веках путешественники продолжали поиски новых морских проходов вокруг метериков, новых земель в океанах, исследовали неизвестные науке внутренние части континентов. В этот период впервые организуются НАУЧНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ, цель которых, наряду с открытиями, - исследование, объяснение причин географических явлений и процессов, особенностей природы отдельных территорий. Задачи землеописания постепенно заменялись исследовательскими задачами. Научные экспедиции

№ слайда 5

Описание слайда:

Великая Северная экспедиция Историческое плавание Федота Попова и Семена Дежнева в 1648 г. завершило открытие русскими побережья Северного Ледовитого океана от Белого моря до Чукотки. После этой экспедиции на картах должен был появиться пролив, соединяющий два океана: Ледовитый и Тихий. Однако в его существование поверили далеко не все, включая и первых лиц Российского государства. Слишком много явных и скрытых противоречий содержалось в челобитных и донесениях, составленных не очень грамотными и недостаточно искушенными в географических премудростях российскими первопроходцами XVI-XVII вв.. Их “байки” считались вымыслами, легендами. Даже сам император ПЕТР ВЕЛИКИЙ не до конца представлял себе истинные размеры и границы собственных владений на севере и востоке гигантской державы. Вот почему за несколько месяцев до своей кончины он повелел снарядить специальную экспедицию, которая была призвана ответить на “вечный” вопрос:

№ слайда 6

Описание слайда:

Великая Северная экспедиция Корабль Петра I. Ботик Петра I - дедушка русского флота. “ГДЕ ОНАЯ ЗЕМЛЯ СОШЛАСЬ С АМЕРИКОЙ?” И в январе 1725 года передовой отряд экспедиции, которую стали называть Первой Камчатской, отправился в дорогу, “самую дальнюю и трудную и прежде никогда не бывалую”. Экспедицией руководил капитан первого ранга российского флота Витус Беринг (1681 - 1741).

№ слайда 7

Описание слайда:

Великая Северная экспедиция Великая северная экспедиция - одна из крупнейших русских экспедиций (1733-1743), проект которой разрабатывался Сенатом совместно с Адмиралтейств-коллегией в Петербургской академии наук, в ней участвовало несколько тысяч человек. По существу, она объединила несколько экспедиций, выполнивших огромный комплекс исследований северной территории Сибири - от устья Печоры и острова Вайгач до Чукотки, Командорских островов и Камчатки. Впервые были нанесены на карту берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы, побережье острова Хонсю, Курильские острова. Это название “Великая Северная” точно ее характеризует, потому что более грандиозного географического предприятия до нее не было. (читайте книгу Б.Г.Островского) Петербургская академия наук.

№ слайда 8

Описание слайда:

Великая Северная экспедиция А началось все с петровского указа, постановившего перед Камчатской экспедицией Витуса Беринга выяснить, “… сошлись ли Америка с Азию… и все на карту исправно поставить”. Была составлена карта западного побережья полуострова и 16 Курильских островов, но на вопрос о существовании пролива между Азией и Америкой ответа не было. Тогда Сенат учредил новую камчатскую экспедицию. “Оная экспедиция самая дальная и трудная и никогда прежде небывалая, что в такие неизвестные места отправляются”, говорилось в Указе Сената. Цель северных отрядов этой экспедиции состояла в описании берегов Северного Ледовитого океана от устья Северной Двины до Чукотского моря и проверке возможности плавания вдоль берегов Сибири. Могила Витуса Беринга на Командорских островах.

№ слайда 9

Описание слайда:

Великая Северная экспедиция Важнейшие маршруты Великой Северной экспедиции 1734-1742 гг. ПЛАВАНИЯ: С.Муравьев и М.Павлов 1734 год С.Малыгин и А.Скуратов 1736-1737 гг. Дмитрий Овцын 1734, 1735, 1736-1737 гг. Федор Минин 1738, 1739, 1740 гг. Василий Прончищев 1735-1736 гг. Харитон Лаптев и Семен Челюскин 1739-1742 гг. П.Ласиниус и Дмитрий Лаптев 1735-1739 гг. СУХОПУТНЫЕ МАРШРУТЫ: Семен Челюскин, Харитон Лаптев, Никифор Чекин 1740-1742 гг. Дмитрий Лаптев 1741-1742 гг. Плавание В.И.Беринга и А.И.Чирикова привело к открытию части прибрежых районов Северо-Западной Америки, прилегающих к ним островов, части Алеутских островов и островов Беринга. От Камчатки до отряд М.Шпанберга и В.Вальтона доплыл до Японии и нанес на карту Курильские острова. В состав экспедиции входил и Академический отряд, целью которого было исследование внутренних районов Сибири и Камчатки. Опубликованные сводные карты экспедиции впервые давали правдоподобные очертания Северной Азии, части берегов Северо-Западной Америки, Курильских, части Алеутских и других островов Тихого океана.

№ слайда 10

Описание слайда:

Великая Северная экспедиция Ледокол Василий Прончищев “Челюскин” во льдах. Вставить хороший четкий фрагмент ССВ части России Великая Северная экспедиция - самая крупная исследовательская экспедиция в истории человечества. Морские и сухопутные отряды этой экспедиции исследовали и положили на карту северные и северо-восточные берега Евразии, достигли северо-западных берегов Северной Америки, открыли ряд островов у берегов Аляски. В результате деятельности русских мореплавателей и землепроходцев в ходе Великой Северной экспедиции владения Российской империи распространились на три Части Света: Европу, Азию и Америку.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Михаил Васильевич Ломоносов Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) незадолго до смерти, в 1763 году, произнес пророческие слова: “Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном”. Самые “умные очи” России XVIII столетия разглядели в природе много такого, что оказалось недоступно другим. За что ни брался Ломоносов, он всегда опережал свое время. М.В.Ломоносов не совершил ни одного путешествия в неизведанные страны. И все же по праву считается одним из основоположников российской географии. В XVIII веке в России было совершено много поистине великих географических открытий. Чтобы нанести на карту исследованные области, в 1739 году при Академии наук был учрежден Географический департамент, трудами которого шесть лет спустя был издан “Атлас Российский”. Это стало важным событием в истории не только российской, но и мировой географии. Изучив и обобщив труды Великой Северной экспедиции, великий русский ученый М.В.Ломоносов в 60-е годы XVIIIвека разработал проект “проходу Сибирским океаном в восточную Индию”. В одной из своих од он писал: Колумбы русские, презрев угрюмый рок, Меж льдами новый путь отворят на восток, И наша достигнет в Америку держава.

№ слайда 13

Описание слайда:

Михаил Васильевич Ломоносов Михаил Васильевич одним из первых понял, насколько важно отыскать и освоить Северный морской путь. Это оживило бы экономику Севера и Сибири, превратило страну в великуюморскую державу. Вклад Ломоносова в грядущее освоение Северного морского пути на современных картах отмечен названным его именем подводным хребтом, который поднимается со дна Северного Ледовитого океана. Примерно в этом месте, в центре Арктического бассейна, Ломоносов предполагал существование группы островов, изменяющих направления морских течений. Когда в апреле 1760 года Шведская Академия наук избрала М.В.Ломоносова своим Почетным членом, он вместе с благодарственным письмом отослал в Швецию работу “Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях”. В ней впервые были описаны и классифицированы полярные льды; объяснено, что плавающие “ледяные горы” (айсберги) происходят из ледников, спускающихся в море; приводятся сведения о приливах в северных морях. Ученый даже пытается оценить массу льда в различных частях совсем неисследованного тогда Северного Ледовитого океана.

№ слайда 14

Описание слайда:

Михаил Васильевич Ломоносов Ломоносов первым в России стал изучать верхние слои атмосферы. Он предвидел, что наступит время, когда с помощью различных приборов смогут предсказывать погоду: тогда “не будут зной, ни дождь опасен в поле”, а корабли будут “плавать по морю безбедно и спокойно”. В работе “О слоях земных” Ломоносов одним из первых высказал мысль об изменении климата нашей планеты в процессе ее развития. Изменения климата он связывал с астрономическими причинами - колебаниями наклона полярной оси и плоскости орбиты Земли. Ломоносову принадлежат такие слова о роли географической науки в жизни общества: “Что безопаснее плавающим море, что путешествующим по разным государствам нужнее, как знать положение мест, течение рек, расстояние градов, величину, изобилие и соседсво разных земель, нравы, обыкновения и правительства разных народов? Сие ясно показует ГЕОГРАФИЯ”.

№ слайда 15

Описание слайда:

“РУССКИЙ КОЛУМБ” Григорий Иванович Шелехов Григорий Иванович Шелехов (1747 - 1795) уроженец города Рыльска Курской области. Мореплаватель, первым из русских купцов осознал необходимость создания крупных, экономически сильных компаний, которые могли бы открывать новые земли. Под его руководством была совершена экспедиция к берегам Аляски, о чем поведал Шелехов в своих “Странствиях из Охотска к Американским берегам”. Залив Шелехова

№ слайда 16

Описание слайда:

Джеймс Кук знаменитый английский мореплаватель (1728 - 1779) Большой вклад в развитие географии внесли экспедиции известного английского мореплавателя Джеймса Кука, имя которого стоит в одном ряду с Х.Колумбом и Ф.Магелланом. Три плавания совершил Дж. Кук в неизвестные тогда области Тихого океана, открыл восточные берега Австралии, Новую Зеландию, Новую Гвинею и ряд других островов. Исследовал он и приполярные и полярные области Земли, прошел через Берингов пролив в Северный Ледовитый океан. Корабли Дж. Кука достигли и Южного полярного круга, но льды и туманы не позволили мореплавателю проникнуть дальше на юг.

№ слайда 17

Описание слайда:

XVIII - XIX - начало XX вв. Важнейший этап накопления знаний о Земле Многочисленные экспедиции XVIII - XIX и начала XX века обогатили географию знаниями о природе и населении Земли. В эту эпоху были открыты и исследованы полярные области нашей планеты. Имена путешественников данной эпохи: Годы путешествий: Вклад ученых и путешественников в развитие знаний о Земле: Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский 1803 -1806 гг. Первая русская кругосветная экспедиция. Описание путешествия были изложены Крузенштерном И.Ф. В 3-х томном труде “Путешествие вокруг света в 1803 - 1806 гг. На кораблях “Надежда” и “Нева””. К описанию приложен атлас из 104 карт и рисунков; составлен атлас карт южных морей; проведены различные океанологические наблюдения, собраны данные об атмосфере, приливах и отливах Мирового океана.

№ слайда 18

Описание слайда:

Путешественники Имена путешественников данной эпохи: Годы путешествий: Вклад ученых и путешественников в развитие знаний о Земле: Василий Михайлович Головнин 1817 - 1819 гг. Совершил 2-е русское кругосветное путешествие, которое описал в книге “Путешествие вокруг света на шлюпе “Камчатка””. Его именем назван: залив в Беринговом море, пролив между островами в цепочке Курильских островов, гора и мыс на Новой Земле, вулкан на острове Кунашир. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев 1819 -1821 гг. Первая русская антарктическая экспедиция. Итог экспедиции заключался в том, что она доказала существование Южного материка - Антарктиды, описала характер ее берегов в ряде пунктов и определила границы. Экспедиция открыла много островов, внесла поправку в открытие Кука. Своими работами она положила начало изучению южной полярной области. Каждый день, несмотря на сложные метеорологические условия, велись научные наблюдения. По географическим результатам русская антарктическая экспедиция была величайшей в XIX веке.

№ слайда 19

Описание слайда:

Путешественники Имена путешественников данной эпохи: Годы путешествий: Вклад ученых и путешественников в развитие знаний о Земле: Александр Гумбольдт (немецкий естествоиспытатель, географ-теоретик, путешественник) XIX век “Вторым Колумбом” его прозвали за 30-томный труд “Путешествие по тропическим областям Нового Света”, в которм он изложил результаты своей 5-летней экспедиции в Америку. Его именем названы горные хребты в Центральной Азии и Северной Америке, гора на острове Новая Каледония, река, озеро, несколько населенных пунктов в Северной Америке, гора Гумбольдта у залива Гумбольдта, ледник в Гренландии, горы в Австралии, Новой Гвинеи и Новой Зеландии. Давид Ливингстон (английский путешественник) Исследователь Центральной и Южной Африки Давид Ливингстон всю жизнь посвятил изучению этого континента. Ни до него, ни после никто не сделал на этом континенте так много географических открытий.

№ слайда 20

Описание слайда:

Путешественники Имена путешественников данной эпохи: Годы путешествий: Вклад ученых и путешественников в развитие знаний о Земле: Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский 1856 - 1857 гг. Впервые посетил и нанес на карту эту огромную, неизвестную науке горную систему Средней Азии, которая до него оставалась “белым пятном”. В результате проведенного исследования он опроверг ошибочные взгляды А.Гумбольдта и доказал, что горы Тянь-Шань не вулканического происхождения, установил их вертикальные природные пояса, определил высоту снеговой линии, составил схему орографии… Почти полстолетия Петр Петрович возглавлял РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО. По его инициативе, при его поддержке, под его руководством проводились широкие исследования и создавались труды по географическому описанию России, был составлен 5-томный “Географическо-статистический словарь Российской империи”, в котором содержались имеющиеся сведения о реках6 озерах, морях, горных хребтах, городах, населенных пунктах, уездах, губерниях …

№ слайда 21

Описание слайда:

Путешественники Имена путешественников данной эпохи: Годы путешествий: Вклад ученых и путешественников в развитие знаний о Земле: Николай Михайлович Пржевальский 1870 - 1873 1876 - 1877 1879 - 1880 1883 - 1885 Первый европейский исследователь внутренних районов Центральной Азии. Он исследовал труднодоступные районы Монголии, Китая и Тибета, прошел по бескрайним монгольским степям, пересек пустыни Гоби, Алашань, Такла-Макан, плато Ордос и северные окраины высокогорного Тибета; исследовал верховья рек Хуанхэ, Янцзы и Тарим, озера Центральной Азии; открыл неизвестные доселе горные хребты в системах Наньшаня и Куньлуня… Его путешествия принесли мировую славу русской географической науке. По решению Российской Академии наук в его честь была выбита ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ с надписью “Первому исследователю Центральной Азии”. Николай Николаевич Миклухо-Маклай Жители Новой Гвинеи называли его “Человеком с Луны”. Многолетние исследования этого русского ученого и путешественника обогатили науку ценнейшими этнографическими сведениями о коренном населении островов Тихого океана, где ученый провел много лет. Открытие, обессмертившее его имя, это “открытие” им человека “среди первобытных людей”.

№ слайда 22

Описание слайда:

Продолжение следует….. (смотрите ЧАСТЬ 5) Новейшие открытия XX века. Многочисленные экспедиции XVIII - XIX и начала XX веков обогатили географию знаниями о природе и населении Земли. В эту эпоху были открыты и исследованы полярные области нашей планеты. Так география от накопления традиционно справочного материала перешла к созданию комплексных описаний стран и отдельных иерриторий. Возникли первые теории о строении атмосферы, жвижении воздушных масс, учение о происхождении рельефа суши и его развитии под влиянием внутренних и внешних сил. Географы выдвинули идею единства и целостности всей природы Земли. Путешественники

Первая российская кругосветка 1803-1806 Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского

Цель экспедиции

Совершить первое кругосветное плавание в истории российского флота. Доставить-забрать товары из Русской Америки. Установить дипломатические контакты с Японией. Показать выгодность прямой торговли мехами из Русской Америки в Китай. Доказать выгоду морского пути из Русской Америки в Петербург в сравнении с наземным. Провести различные географические наблюдения и научные исследования по маршруту экспедиции.

Состав экспедиции

Корабли:

Трёхмачтовый шлюп «Надежда», водоизмещением 450 тонн, длиной 35 метров. Приобретен в Англии специально для экспедиции. Корабль был не новый, однако вынес все трудности кругосветного плавания.

Трёхмачтовый шлюп «Нева», водоизмещение 370 тонн. Куплен там же специально для экспедиции. Вынес все трудности кругосветного плавания, после был первым российским кораблем, посетившим Австралию в 1807 г.

Император Александр I лично осмотрел оба шлюпа и разрешил поднять на них военные флаги Российской империи. Содержание одного из кораблей император принял на свой счет, а расходы по эксплуатации другого взяла на себя Российско-Американская компания и один из основных вдохновителей экспедиции граф Н.П.Румянцев. Какой корабль кто взял – не уточняется.

Личный состав

Начальник экспедиции Крузенштерн Иван Федорович.

Возраст на момент старта – 32 года.

Он же капитан флагмана экспедиции шлюпа «Надежда».

На борту «Надежды» находились:

    мичманы Фаддей Беллинсгаузен и Отто Коцебу, впоследствии прославившие русский флот своими экспедициями

    посол Резанов Николай Петрович (для установления дипотношений с Японией) и его свита

    ученые Горнер, Тилезиус и Лангсдорф, художник Курлянцев

    загадочным образом в экспедицию попал и известный скандалист и дуэлянт граф Федор Толстой, вошедший в историю как Толстой-Американец

Матросы все до одного были русские – таково было условие Крузенштерна.

Общая численность команды 65 человек.

Шлюп «Нева»:

Командир - Лисянский Юрий Федорович.

Возраст на момент старта – 30 лет.

Общая численность команды корабля – 54 человека.

В трюмах обоих судов находилось железные изделия, спирт, оружие, порох, и много других вещей для поставки в Русскую Америку и на Камчатку.

Старт первой русской кругосветной экспедиции

Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года. По дороге зашли в Копенгаген, затем в небольшой английский порт Фалмут, где еще раз проконопатили корабли.

Канарские острова

Экспедиция подошла к архипелагу 19 октября 1803 года. В гавани Санта-Крус простояли неделю и 26 октября взяли курс на юг.

Экватор

26 ноября 1803 года корабли под российским флагом «Надежда» и «Нева» впервые пересекли экватор и попали в Южное полушарие. По морской традиции был устроен праздник Нептуна.

Южная Америка

Берега Бразилии показались 18 декабря 1803. Остановились в гавани города Дестеро, где простояли полтора месяца для ремонта грот-мачты «Невы». Только 4 февраля 1804 г. оба судна двинулись дальше к югу вдоль южноамериканских берегов.

Мыс Горн

Перед тем, как обогнуть мыс Горн, Крузенштерн и Лисянский договорились о месте встречи, так как оба понимали, что в этом месте корабли легко разметает непогода. Первый вариант встречи был остров Пасхи, запасной – остров Нукагива. «Надежда» благополучно обогнула мыс Горн и 3 марта 1804 вышла в Тихий океан.

Нукагива

Остров Пасхи проскочили при сильных ветрах, поэтому Крузенштерн пошел прямо к запасному месту встречи острову Нукагива, куда прибыл 7 мая 1804 года. По дороге были нанесены на карту острова Фетуга и Уагуга из группы Маркизских. 10 мая к Нукагиве подошла и «Нева». Через неделю оба корабля отчалили в направлении Гавайских островов.

Экватор

Гавайские острова

К ним корабли приблизились 7 июня 1804 года. Здесь им предстояло расстаться. «Нева» с грузом товаров для Российско-Американской компании пошла в сторону Аляски, к острову Кодьяк. «Надежда» взяла курс на Камчатку, откуда нужно было сходить с посольством в Японию и исследовать остров Сахалин. Встреча обоих кораблей предстояла теперь только в Макао в сентябре 1805 года, куда «Надежда» подойдет по завершении дипломатической миссии, а «Нева» - с грузом мехов из Русской Америки.

Путешествие «Надежды»

Камчатка

В Авачинскую бухту «Надежда» вошла 14 июля 1804 г. Население Петропавловска тогда составляло около 200 человек. Сюда из Нижнекамчатска (тогдашней столица полуострова) прибыл губернатор генерал Кошелев, который всячески содействовал починке корабля и подготовке к визиту в Японию. Экспедицию оставили врач и художник, и принудительно «списали на берег» скандалиста Толстого. 30 августа 1804 г. «Надежда» взяла курс на Японию.

Япония

Из истории Японии известно, что любым иностранным кораблям был запрещен вход в японские порты. А жителям островов восходящего солнца было строжайше запрещено контактировать с иностранцами. Такая принудительная самоизоляция спасла Японию от возможной колонизации и торговой экспансии со стороны европейцев, а также способствовала сохранению ее самобытности. Только купцам голландской Ост-Индской компании было позволено вести торговлю в порту Нагасаки – самой южной точке страны. Голландцы монопольно вели торговлю с Японией и не пускали конкурентов в свои владения, скрывали морские карты с координатами и тп.. Поэтому Крузенштерну пришлось вести «Надежду» до Нагасаки почти наугад, попутно ведя съемку японских берегов.

В Нагасаки

В гавань Нагасаки корабль Крузенштерна с послом Резановым вошел 8 октября 1804 года. На борту у русских было несколько японцев, когда-то попавших к русским в результате крушения, и которых экспедиция везла с собой в качестве переводчиков.

На корабль зашел японский представитель, расспросил ху-ис-ху , мол откуда и зачем прибыли. Потом японский лоцман помог «Надежде» войти в гавань, где и бросили якорь. В гавани стояли только японские, китайские и голландские корабли.

Переговоры с японцами

Эта тема заслуживает отдельного рассказа и отдельной статьи. Скажем только, что японцы «промурыжили» русскую «дипмиссию» в порту Нагасаки до 18 апреля 1805 года – пять с половиной месяцев! И Крузенштерну с Резановым пришлось уйти восвояси несолоно хлебавши.

Японский император долго «выдерживал паузу», потом ответил через своих чиновников, что никаких договоров с русскими не будет, и подарки русского императора – несколько огромных зеркал в дорогой оправе - он принять не может. Дескать, Япония не в состоянии равноценно отблагодарить императора русских в силу своей бедности. Смех, да и только! Либо тут хорошо поработали голландцы, либо японцы сами не хотели никаких контактов с Россией.

Правда, японская администрация все время нахождения корабля в порту снабжала его продовольствием. И нагрузила на дорогу едой, водой и большим количеством соли совершенно бесплатно. При этом Крузенштерну категорически запретили возвращаться вдоль западного берега Японии.

Возвращение «Надежды» на Камчатку

Выйдя из японского «плена», Крузенштерн решил наплевать на запрет японцев и пошел именно вдоль западного берега, нанося его на карту. В море он был сам себе хозяин и никого не боялся – прошлый боевой опыт давал ему на это все основания. Он несколько раз приставал к берегу и сколько мог ближе знакомился с этой загадочной страной. Удалось установить контакты с айнами – жителями северного японского острова Хоккайдо.

Сахалин

В залив Аниву на юге Сахалина «Надежда» вошла 14 мая 1805 г. Здесь тоже жили айны и командовала японская администрация. Крузенштерн был настроен исследовать Сахалин подробнее, но Резанов настаивал на скорейшем возвращении на Камчатку, чтобы доложить в Петербург о результатах своего «посольства».

Камчатка

5-го июня «Надежда» вернулась в Петропавловск-Камчатский. Резанов сошел на берег, отправил отчет в столицу, а сам на купеческом судне отбыл в Русскую Америку на Аляску. 5-го июля 1805 г. «Надежда» снова вышла в море и взяла курс на Сахалин. Но Крузенштерну не удалось обойти Сахалин «кругом» и определить, остров это или полуостров. 30-го августа команда «Надежды» в третий раз вошла в Авачинскую бухту Петропавловска. Крузенштерн стал готовиться к походу в Макао.

Макао

Это название португальской колонии-крепости-порта на китайском побережье. Выйдя из Петропавловска 9 октября 1805 г. «Надежда» 20 ноября была в Макао. «Невы» не было видно нигде.

Путешествия «Невы»

Русская Америка

Шлюп «Нева» под руководством капитан-лейтенанта Лисянского 10-го июля 1804 года подошел к острову Кадьяк на южном берегу Аляски. Остров бал одним из первых мест капитального обоснования русских в Америке. Лисянский завел корабль в гавань Святого Павла – своего рода административный центр этой русской провинции. Здесь он узнал о том, что на второй центр русских - Архангельскую крепость в заливе Ситка, значительно южнее и восточнее Кодьяка, было совершено вооруженное нападение тамошних индейцев. Крепость сожгли, жителей перебили. Конфликт разгорелся не без помощи и подстрекательства американцев, к тому времени начали активно проникать в эти места.

Александр Андреевич Баранов – легендарный правитель Русской Америки отбыл «на войну» отбивать Архангельскую крепость с помощью дружественных русским индейцев и алеутов. Баранов оставил Лисянскому послание, в котором просил срочно прибыть в Ситку для оказания вооруженной помощи. Однако почти месяц ушел у команды «Невы» на разгрузку трюмов корабля и ремонт оснастки. 15 августа «Нева» направилась в сторону Ситки.

Новоархангельск – Ситка

20 августа Лисянский уже был в Ситкинском заливе. Здесь он познакомился с Александром Барановым, который произвел на него сильное впечатление. Вместе они выработали план военной операции. Пушки и матросы «Невы» сыграли решающую роль в восстановлении «статус-кво» в отношениях с индейцами-тинклитами. Недалеко от сожженной старой крепости было заложено новое поселение Новоархангельск. 10 ноября «Нева» покинула Ситку и взяла курс на Кадьяк.

Снова в Кадьяке

«Нева» оказалась уже через пять дней. Так как приближалась зима, то решено было перезимовать именно здесь, подремонтироваться, отдохнуть и забить трюмы драгоценной рухлядью – мехами Российско-Американской компании. В начале следующего лета, 13 июня 1805 года, корабль Лисянского вышел из гавани Святого Павла и взял курс на Ситку, чтобы забрать заготовленные Барановым меха, и уже после пойти в Макао.

Снова в Ситке - Новоархангельске

«Нева» оказалась 22 июня 1805 года. За зиму Баранову удалось отстроить поселение заново, восстановить мир с местными индейцами, заготовить большое количество мехов. Загрузив мягкое золото в трюмы, Лисянский 2-го сентября 1805 года взял курс на Макао.

В Макао

Крузенштерн прибыл в Макао 20 ноября 1805 г. Лисянский достиг китайских берегов только 3-го декабря. Здесь пришлось задержаться на два с лишним месяца, «вживаясь» в местные условия, экономическую и политическую обстановку, маневрировать, торговаться. В этом оба военных моряка Крузенштерн и Лисянский проявили недюжие способности. И вышли победителями в торговой войне с местными купцами. Вместо мехов трюмы кораблей оказались забиты чаем, фарфором и прочими ликвидным в Европе товаром. 9 февраля 1806 г. «Надежда» и «Нева» покинули китайский берег и взяли курс на родину.

Через два океана

Корабли разметало на подходе к мысу Доброй Надежды. Капитаны предварительно договаривались встретиться у острова Святой Елены. Крузенштерн прибыл на Св. Елену 3 мая 1806 г. Здесь он узнал, что Россия находится в состоянии войны с Наполеоном и Францией. Не дождавшись «Невы», «Надежда» пошла на север в родные края, для безопасности решив обогнуть Англию с севера, чтобы не столкнуться в Ла-Манше с французами.

Тем временем Лисянский решил установить своеобразный рекорд – пройти от Китая до Европы без заходов в промежуточные порты. Корабль уже не имел тяжелых грузов, взял достаточно запасов еды и воды, и шел на всех парусах. Поэтому Лисянский и не появился на острове Святой Елены и, соответственно, не знал о войне с Францией. Он спокойно вошел в пролив Ла-Манш, а там решил зайти в британский порт Портсмут. Отдохнув в Портсмуте пару недель, 13 июля 1806 года «Нева» снова вышла в море и 5-го августа 1806 года была уже дома. А 19 августа 1806 года паруса «Надежды» появились ввиду родных берегов.

Так закончилось первое кругосветное плавание русских моряков, беспримерный поход, наполненный опасностями и приключениями, интересными и значимыми для истории событиями.

Следует сказать, что с точки зрения выгоды экспедиция полностью оправдала себя, привезя немалую прибыль купцам, славу Отечеству и навечно вписав имена русских мореплавателей Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского историю мореплавания.

Император Александр I по-царски наградил И.Ф. Крузенштерна и всех участников экспедиции.

    все офицеры получили следующие чины,

    командиры ордена св. Владимира 3 степени и по 3000 руб.

    лейтенанты по 1000

    мичманы по 800 рублей пожизненного пенсиона

    нижние чины, по желанию, уволены в отставку и награждены пенсионом от 50 до 75 рублей.

    По высочайшему повелению была выбита особая медаль для всех участников этого первого кругосветного путешествия

«Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях „Надежда“ и „Нева“, под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна» в 3 томах, с атласом из 104 карт и гравированных картин. Так назывался труд, написанный лично Крузенштерном и изданный за счет императорского кабинета., СПб., 1809 г. Впоследствии его перевели на многие европейские языки.

Русские путешественники и первопроходцы

Еще раз путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Уверен, что многие люди знают о первом кругосветном путешествии под руководством Фернанда Магеллана. Это историческое событие сыграло ключевую роль в процессе открытия новых земель и территорий, но эта экспедиция была осуществлена испанцами, а мне хотелось бы рассказать о наших соотечественниках, которые смогли совершить подобный подвиг.

Общие сведения о путешествии

Русские решились на кругосветное путешествие значительно позже, чем испанцы во главе с Фернандом Магелланом. Это событие датируется 1803 годом, а продолжительность его составила столько же, как и у первой экспедиции - 3 года. Но если у испанцев был Магеллан, то кто были командующими у русских? Это были два человека, а именно: Юрий Лисянский и Иван Крузенштерн, которые командовали экипажами своих кораблей «Нева» и «Надежда». Далее я бы хотел сказать о значении этой экспедиции для России в общем. Она повлияла и на поднятие уровня русского флота, и, конечно же, принесла множество пользы в исследования мировых вод. Теперь хочу перейти, собственно, к маршруту, по которому двигалась экспедиция.


Описание путешествия русскими вокруг света

Начало путешествия ознаменовалось личным осмотром Александра I кораблей, которые стали домом для мореплавателей на следующие 3 года. Помимо этого, я могу выделить:

Теперь, что касается маршрута путешествия. Свое начало оно берет в Кронштадте, а первой остановкой был датский город Копенгаген, после которого экспедиция направилась в Британию, а дальше посетила Канарские острова и Испанию. После небольшой паузы они направились в Бразилию, посетили Остров Пасхи и Гавайские острова. Следующим адресатом был российский Петропавловск-Камчатский и Япония, потом Аляска, Китай и даже Макао, который расположен в Португалии. После посещения острова Святой Елены, Азорских островов и Портсмута в Великобритании, путешественники вернулись в Кронштадт.

Началось наше Печорско-Югорское путешествие с того, что мы на самолете долетели до Нарьян-Мара - единственного города Ненецкого Автономного Округа, а затем на такси добрались до реки Печоры, где на пляже поселка Искателей собрали нашу байдарку.

Река Печора

Стартовали мы вечером 28 июня. Погода нас с самого начала не баловала - дул встречный Северо-Западный ветер, было довольно холодно - всего около 10 градусов. В итоге по Печоре мы шли почти восемь дней, вместо запланированных трех-четырех, ибо помимо сопротивления ветра, неизменно дующего в лицо, нам приходилось преодолевать еще и очень крутую и короткую встречную волну.

Печора - полноводная река, поэтому при таких ветрах, дующих против ее мощного течения, она становится весьма труднопроходимой. В некоторых местах нам приходилось стоять по паре дней, пережидая непогоду. На реке в это время была очень большая вода, и ее низкие берега часто были сплошь залиты водой, над которой торчали лишь непролазные заросли ивняка, поэтому со стоянками было очень туго.

Дней через пять погода улучшилась, в один из дней задул юго-западный ветерок, для нас боковой и очень удобный для движения под парусом. Под парусом мы быстро продвинулись еще ближе к устью, и через два дня успешно вышли в Баренцево море. Теперь нам предстояло преодолеть Болванскую губу - первое препятствие на нашем пути. Но погода вновь испортилась. Мы не решились пересекать губу напрямик и отправились обходить ее по периметру под парусом.

Надо сказать, парусное вооружение у нас на этот раз было очень хорошим и позволяло ходить курсами до 45 градусов к ветру. Рангоут изобретали мы, а сами паруса заказывали у питерского мастера Сергея Новицкого, все время я мысленно благодарил его.

Прохождение небольшой Болванской губы затянулось на несколько дней. Под парусом мы могли идти лишь недолгое время, а большую часть времени приходилось медленно ползти на веслах против ветра. Дело осложнялось еще и исключительно неудобным дном в губе: здесь было исключительно мелко, и во время отлива губа обсыхала на многие сотни метров от берега, а дальше глубина в течение нескольких километров достигала, дай Бог, 15-20 сантиметров. При такой глубине, понятное дело, ходить, скребя пузом, очень тяжело.

Кстати, здесь нас угораздило потерять единственный компас. Какая досада - ориентироваться теперь придется только по солнцу, часам и картам.

В море

Но все когда-нибудь кончается, и 11 июля мы оставили Болванскую губу позади, зашли в деревню Фариха, где попили чаю с местным рыбаком и расспросили его о здешней погоде и условиях плавания. После этого мы двинулись дальше на северо-восток, миновали уже не работающий нефтяной терминал в деревне Дресвянка, а через три дня добрались до метеостанции, расположенной в десяти километрах западнее мыса Константиновского, где вновь повстречали рыбаков, пообщавшись с которыми, отправились дальше. Пройдя совсем немного от метеостанции, мы встали на довольно неудобном, низком и болотистом месте.

На следующий день погода начала портиться, поднялся западный ветер, попутный нам, но слишком сильный для того чтобы идти дальше. Еще через день начался самый настоящий шторм, который нагонял на берег огромное количество воды из океана, из-за чего ее уровень повысился, и наш лагерь буквально чуть не смыло. Мы успели эвакуироваться на более высокое место примерно за полчаса до того, как море залило тундру на несколько километров вдаль от обычной береговой линии.

17 июля шторм закончился, снова задул спокойный восточный ветерок. На веслах мы отправились дальше, достигнув мыса Горелка. В течение дня погода портилась, начался дождь, а следующим утром ветер вновь зашел на запад и усилился. Выйдя, мы подняли парус, но переход ограничился пятнадцатью минутами: ветер резко усилился, заштормило, и мы спешно выбросились на берег. Да уж, погода здесь капризнейшая, в этом месте нам пришлось провести еще два дня, ожидая пока ветер ослабеет.

Следующий переход сложился более удачно. Обойдя под парусом огромные мели, мы минули мыс Черная Лопатка, и встали в Паханческой губе. Место здесь опять оказалось страшно неудобным, низким. Теперь мы точно знали, что тут так же, во время западных штормов тундра будет заливаться морем на несколько километров. Все озера и ручьи здесь оказались совершенно солеными, и в поисках пресной воды нам приходилось уходить довольно далеко, чтобы найти хоть какую-нибудь пресную лужу.

Вечером следующего дня мы отправились дальше, нам очень хотелось поскорее достичь Варандея, населенного пункта, расположенного ровно посередине нашего маршрута. Мы решили перейти Паханческую губу напрямик. Легкий ветерок дул с юга, мы неторопливо двигались вперед, но вскоре нас нагнал дождь. Ветер усилился, с чистого юга он стал заходить на юго-восток. За дождем скрылись из виду и берега, и низкое ночное солнце - мы тут же потеряли ориентацию в пространстве. Чтобы не выскочить ненароком в открытый океан из губы, мы забрали восточнее, и через несколько часов оказались на берегу, в двадцати пяти километрах южнее протоки Песяков Шар. Здесь нас снова подстерегали проблемы с водой, но мы простояли в этом месте еще один день, после чего, вновь под парусом, за три перехода, к 25 июля достигли Варандея.

Море возле Варандея встретило нас высокими крутыми волнами и встречным восточным ветром. Мы почувствовали смертельную усталость и, зайдя на погранзаставу в Новом Варандее, отступили на десяток километров на запад, на остров Песяков, на котором надеялись дождаться более подходящей погоды. Наша усталость, как выяснилось, имела вполне конкретную природу: содержание кислорода в воздухе в высоких широтах значительно ниже, чем в средней полосе. Потребность организма в пище и отдыхе возрастает, а сил становится гораздо меньше. Все осложнялось и тем, что у нас заканчивались продукты, а в Варандее не было магазина. На счастье здешняя земля очень богата дичью, и поэтому голод нам не грозил.На Песякове мы провели еще три дня, после чего отправились дальше.

Ветер по-прежнему дул нам в лицо, и мы двигались вперед очень медленно, делая небольшие переходы. Так, 1 августа мы достигли мыса Полярного, где располагалась полузаброшенная база «Медынка», охраняемая двумя сторожами. Здесь мы гостили два дня, отъедались, а потом приобрели месячный запас круп на соседней буровой.Теперь мы могли смело идти дальше и, обогнув мыс Медынский, перейдя с попутным ветром перевозную губу, мы встали в двадцати километрах севернее от мыса Перевозный Нос.

Далее нам предстояло пересечь в узком месте Хайпудырскую губу - последнее серьезное препятствие на пути к Вайгачу. 7 августа, под парусом мы добрались до мыса, повернув возле которого, двинулись через шестнадцатикилометровое горло губы, чтобы достичь ее восточного берега.Когда мы отошли от Перевозного носа уже темнело, но света все еще хватало, чтобы разглядеть противоположный высокий берег. Ветер утих, мы опустили паруса и на веслах двинулись вперед. Однако, не прошло и часа, как свежий ветер задул с запада нам в спину. Ветер все свежел, небо заволакивало облаками, кругом темнело и, наконец, мы стали терять из виду берег, к которому шли.

К счастью до сих пор была видна заря на севере, и мы могли уверенно держать правильное направление. Волны постепенно становились круче и злее, скоро они хаотично покатились с разных сторон и мы, наконец, поняли, что, вероятно, погорячились, отправившись через губу мало того, что ночью, так еще и по отливу.Сделалось ясно, что сейчас мы попадем в самый настоящий сулой: во время отлива огромная масса воды устремляется из Хайпудырской губы в океан и, сталкиваясь с океанским течением, образует очень высокие хаотичные волны, беснующиеся на протяжении нескольких километров.

Мы смертельно испугались этого, но вернуться назад уже не имели никакой возможности из-за сильного западного ветра. Смирившись с неизбежным, мы очертя голову бросились в этот сулой, и за оставшуюся часть пути натерпелись такого страху, что едва не поседели.

Чтобы понять, что такое морской сулой, представьте себе мощный порог десятикилометровой длины, в котором нет камней, но постоянно бушуют валы, как минимум, двухметровой высоты.Однако, через пару часов мы все-таки преодолели Хайпудырскую губу и утром высадились в шести километрах от мыса Синькин Нос. Погода безнадежно испортилась, разбушевался шторм. Здесь нам пришлось провести еще четыре дня, пережидая непогоду. Пешком мы ходили в нежилую деревню Синькин, где познакомились с одиноким охотником, живущим там, и от которого мы узнали множество интереснейших местных баек.

Когда погода улучшилась, мы отправились дальше, и за два перехода добрались до мыса Черный Нос возле устья реки Коротаихи. В сорока километрах от устья располагается поселок Каратайка, крупнейший населенный пункт в этих местах, но он нас тогда не интересовал, и на следующем переходе мы дошли до реки Большая Талата в Бельковской губе. Здесь мы отдохнули в течение дня, а 16 августа отправились на север вдоль побережья Югорского полуострова.

Дул свежий южный ветер, который, как выяснилось позже, достигал скорости в 21 м/с. Всего лишь за два дня мы достигли пролива Югорский Шар, где переночевали на полярной станции Белый Нос.Теперь нам оставалось пересечь пролив, чтобы достигнуть заветной цели. Это не вызвало затруднений, и 19 августа мы уже высаживались на белые скалистые берега острова Вайгач, рядом с мысом Канин Нос. Здесь мы и получили возможность, наконец, ополоснуть наши сапоги в холодных водах Карского моря, западная граница которого здесь проходит как раз по линии Белый Нос - мыс Гребень.

Отсюда мы решили возвращаться в Каратайку, хотя до Амдермы и оставалось всего-то 40 километров, в связи с тем, что из Амдермы было практически нереально выбраться «на землю» за реальные деньги. Теперь от желанного финиша нас отделяло около 200 километров, но ветер упорно дул с юго-запада и мы едва ли могли рассчитывать быстро вернуться обратно к устью Коротаихи. Так и вышло: 70 километров до избы на реке Седаяха мы проползли за шесть дней. На Седаяхе мы простояли несколько дней, пережидая очередной шторм.

В окрестностях нам посчастливилось встретить оленеводов и попутный вездеход, на котором 30 августа мы успешно добрались до Каратайки, откуда, так же, на вездеходе к 3 сентября доехали до Воркуты.

Вообще, в этом путешествии, из семидесяти дней всего, ходовых было не более сорока. А в среднем, если разделить общий километраж на общее количество времени, проведенного в экспедиции, наша скорость составила чуть более десяти километров в сутки. Это очень мало по сравнению даже с Белым морем, где наш среднесуточный километраж составлял почти пятнадцать километров. Кроме того, как мы поняли, выходить надо было не в конце, а в начале июня, как только море начинает освобождаться ото льда. В этом случае продолжительность сезона составит не два месяца (как в нашем случае), а почти три. Ведь в конце августа на байдарке ходить здесь уже практически невозможно - ветер дует гораздо сильнее, штормит почти каждый день, а по ночам начинаются заморозки.

Тем не менее, Баренцево море нельзя назвать более суровыми и сложными, чем, например, Белое море. Шторма бывают и здесь и там, и в любом море они опасны. Если сравнивать Белое и Баренцево моря, то можно сказать, что на Баренцевом море на байдарке гораздо проще высаживаться на берег - здесь нет таких огромных литоралей покрытых вязким илом, мешающим подойти к суше.

На Баренцевом море дно песчаное или каменистое - бродить по нему одно удовольствие. В начале лета штормов тут не много и бывает довольно много дней, когда на море абсолютный штиль и вода гладкая как стекло. Поэтому, нельзя говорить, что Баренцево море крайне опасно и для байдарки непроходимо. Просто надо учитывать, что шторма тут бывают чаще и силы уходят гораздо быстрее.

Сложности у нас возникали скорее не на море, а на суше - из-за сильнейших ветров, нехватки кислорода и холодной погоды. Еды у нас уходило в три раза больше чем обычно, а силы кончались в два раза быстрее. К примеру, за тридцать пять дней мы прошли всего четыреста километров до Медынского заворота, и к этому времени у нас уже почти закончилась еда, запасенная на два месяца.

Тем не менее, несмотря на все сложности и неожиданности, путешествие получилось просто незабываемым, и мы продолжим его в следующем году. Думаю, оно должно получиться не менее интересным и захватывающим, чем это.

Ну а теперь, самое время перейти к чтению рассказов о Печорско-Югорском путешествии.

  • Вперёд

Открытия Джеймса Кука

Джеймс Кук (рожд. 27 октября (7 ноября) 1728 года– смерть 14 февраля 1779 года) - английский военный моряк, путешественник-исследователь, картограф и первооткрыватель, член Королевского общества и капитан Королевских ВМС. Возглавил три кругосветные экспедиции по исследованию Мирового океана.

Основные события биографии. Экспедиции

1759 - 1760 — Исследовал и нанес на карту берега Канадской реки Св. Лаврентия.

1763 - 1766 — Нанес на карту берега Ньюфаундленда.

1768 - 1771 — Первая тихоокеанская экспедиция: исследовал Таити и острова Сообщества. Нанес на карту берега Новой Зеландии и восточной Австралии.

1772 - 1775 — Второе кругосветное путешествие: исследовал Таити и Новую Зеландию, посетил Маркизские о-ва, Новую Каледонию Новые Гебриды и другие о-ва Полинезии и Макранезии. Впервые в истории пересек Южный полярный круг. Исследовал Южную Георгию и Южные Сандвичевы.

1776 - 1780 — Третье кругосветное путешествие: поиск Северо-Западного прохода со стороны западного побережья Северо-Американского континента. Возвращение к Новой Зеландии и Таити. Посетил Гавайские о-ва.

Исследовал западное побережье Америки от Орегона до Поинт Барроу, Аляска.

1779 — В 1779 г. был убит в стычке с гавайцами.


Каково бы ни было мнение публики о моем плавании, я должен с чувством истинного удовлетворения, не требуя никаких иных наград, кроме признания, что я выполнил свой долг, закончить… отчет следующим образом: факты подтверждают, что мы доказали возможность сохранения здоровья многочисленного экипажа в долгом плавании, в разных климатических условиях, при неустанных трудах.

Джеймс Кук. «Путешествие к Южному полюсу и вокруг света»

Один из самых выдающихся деятелей в истории открытий. Человек века Просвещения, Джеймс Кук был не только открывателем и завоевателем новых земель, который добывает славу и богатство или открывает новые пути торговле. Благодаря своим плаваниям он стал авторитетным в решении научных вопросов.

Вальтер Кремер. «300 путешественников»

Джеймс Кук — один из виднейших английских мореплавателей. Был руководителем трех кругосветных экспедиций. Открыл множество островов в Тихом океане, Большой Барьерный риф и восточное побережье Австралии, выяснил островное расположение Новой Зеландии. Делал попытки отыскать Южный материк – Антарктиду. Его имя носят залив возле полуострова Кенай на Аляске, группа островов в Полинезии, пролив между обоими островами Новой Зеландии и др.

Детские годы

1728 год, 27 октября — в бедной семье йоркширского батрака в деревушке Мартон родился девятый по счету ребенок, впоследствии снискавший славу национального героя Англии и укрепивший ее влияние в Тихоокеанском регионе.

Жизнь его была нелегкой, полной неустанного труда и упорства в достижении цели. Уже в возрасте семи лет мальчик стал работать на Эйри-Гольмской ферме, принадлежавшей помещику Томасу Скоттоу. Он-то и помог способному ребенку получить начальное образование, определив Джеймса в школу на собственные средства.

Спустя несколько лет Кук в приморском поселке Стей поступил на службу к бакалейно-галантерейному торговцу Вильяму Сандерсу, который в последствии утверждал, что даже в юные годы будущий путешественник отличался зрелостью суждений и тонким расчетом. Возможно, именно здесь, увидав впервые море, Кук почувствовал свое истинное призвание, так как спустя полтора года, намного раньше истечения срока 4-х летнего договора, записался учеником на парусный корабль «Свободная любовь», перевозивший каменный уголь. Любовь к «угольщикам» сохранилась у Кука до конца жизни. Он считал эти суда наиболее пригодными для многолетних плаваний в неизведанных водах.

Первые успехи

1752 год — умный и властный Кук стал помощником капитана на корабле «Дружба». На этой должности и застало его начало Семилетней войны, когда его корабль находился в Лондонском порту. После некоторых колебаний молодой человек записался добровольцем в английский военный флот, желая, как он сказал сам, «испытать свое счастье на этом пути». И оно его не подвело. Уже спустя 3 года, в 1759 году, Кук получил первый офицерский чин и отплыл в Канаду на корабле «Меркурий», направленном для ведения военных действий на р. Святого Лаврентия. Там он смог отличиться, выполнив с риском для жизни промеры в фарватере реки и составив точную карту.

По окончании войны Кук сосредоточился на совершенствовании своего образования. Упорно, без чьей-то помощи он освоил геометрию и астрономию, да так, что глубиной познаний поражал коллег, учившихся в дорогих специальных школах. Сам он оценивал свою «ученость» более скромно.

Дальнейшая карьера Джеймса Кука благодаря его беспримерному трудолюбию, уму и проницательности непрерывно шла вверх. 1762 год, сентябрь — участвуя в военных действиях против французов на Ньюфаундленде, он произвел подробную опись бухты Пласентия и топографическую съемку ее берегов, обследовал условия навигации между островом Ньюфаундленд и полуостровом Лабрадор. Результатом его трудов стали восемь точных карт этих мест.

Тихоокеанская экспедиция

1768 год — Британским адмиралтейством была организована тихоокеанская экспедиция для наблюдения на Таити за прохождением планеты Венеры через диск Солнца. Кроме официальной, преследовались и другие цели: препятствовать захвату новых земель иными державами, возобновить создание в регионе опорных пунктов и баз для установления здесь британского контроля. Немаловажное значение придавалось открытию новых богатых земель, развитию торговли «колониальными товарами», в том числе и рабами. Наиболее подходящей кандидатурой в качестве главы экспедиции оказался не имеющий еще широкой известности, но прекрасно зарекомендовавший себя в профессиональных кругах Джеймс Кук.

Лейтенант лично выбрал на Темзе барк (трехмачтовое судно «Индевор» – «Попытка»), который 30 июня 1768 года покинул устье Темзы, с командой состоящей из 84 человека, а в январе 1769 года, миновав Мадейру, Канарские о-ва, о-ва Зеленого Мыса, уже обогнул мыс Горн и вышел в Тихий океан. Так началась тихоокеанская эпопея Джеймса Кука, обессмертившая его имя и превратившая его в человека-легенду.

13 апреля экспедиция достигла Таити, где 3 июня при отличных погодных условиях были произведены астрономические наблюдения за Венерой. Отсюда Кук повернул на запад и заново открыл острова Общества, названные так в честь Лондонского научного общества; потом он обогнул Новую Зеландию, выяснив, что это двойной остров, чем опровергнул мнение Тасмана, который считал ее частью легендарного Южного материка.

Следующими открытиями были обнаружение неизвестного ранее восточного побережья Австралии, Большого Барьерного рифа, повторное открытие Торресова пролива. В конце концов корабли Кука обогнули мыс Доброй Надежды и в 1771 году возвратились в Англию, завершив плавание, продолжавшееся 2 года и 9,5 месяца. Были составлены точные карты всех обследованных территорий. Таити и близлежащие острова были объявлены владениями английской короны.

Второе кругосветное путешествие

Еще больший резонанс имело второе кругосветное путешествие, которое продолжалось с 1772 по 1775 г. О Куке начали говорить как о новом Колумбе, Васко да Гаме, Магеллане.

Задача экспедиции связывалась с поисками Южного материка, который вот уже в течении нескольких столетий безуспешно разыскивали мореплаватели разных стран. Адмиралтейство, находясь под большим впечатлением от успехов Кука, выделило два корабля для разрешения этой сложной задачи.

На протяжении почти трех лет находились в плавании «Резолюшн» и «Эдвенчер» – новые корабли Джеймса Кука. Выйдя 13 июня 1772 года из Плимута, он первым из кругосветных путешественников обследовал всю до того неизвестную часть Тихого океана между 60° и 70° ю. ш., при этом дважды пересек Южный полярный круг и достиг 70°10? ю. ш. Обнаружив огромные айсберги и ледяные поля, Кук пришел к убеждению, что «риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях, настолько велик, что… ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне» и что земли, которые «могут находиться на Юге, никогда не будут исследованы».

Кук ошибался, а его ошибка – до такой степени был велик авторитет капитана – на несколько десятилетий затормозила поиски Антарктиды. Во втором плавании Кук открыл о-в Южная Георгия, Южные Сэндвичевы острова, Новую Каледонию, Новые Гебриды, о. Норфолк; он также продолжал исследования и измерительные работы.

Третье кругосветное путешествие

Реконструкция «Индевора»

Год Кук отдыхал, получив длительный отпуск, а 12 июля 1776 года отправился в третье и последнее путешествие. На кораблях «Резолюшн» и «Дискавери» он, теперь уже в звании капитана, отплыл на поиски торгового пути из Тихого океана в Атлантический вокруг Северной Америки – давно разыскиваемого северо-западного прохода.

В этой экспедиции была заново открыта группа Гавайских островов, названных в честь тогдашнего главы Адмиралтейства Сэндвичевыми, положено на карту все еще абсолютно неизвестное северо-западное побережье Америки, вплоть до Аляски, выяснено расположение Азии и Америки относительно друг друга. В поисках северо-западного прохода путешественники достигли 70°41? с. ш. у мыса Ледяного, где путь кораблям был прегражден паковыми льдами. Экспедиция повернула на юг, и в ноябре 1778 года экипаж снова высадился на Гавайских островах.

Смерть Джеймса Кука

Там и произошла известная всему миру трагедия. У гавайцев существовало древнее предание о боге О-Роно, который должен возвратится на Гавайи на плавучем острове. Жрец О-Роно объявил Кука богом. Почести, воздаваемые островитянами, были неприятны мореплавателю. Однако, считая, что это сделает пребывание команды на Гавайях более безопасным, он не стал разубеждать туземцев.

А в их среде началась сложная борьба интересов жрецов и воинов. Божественное происхождение капитана поставили под сомнение. Возникло желание проверить его. Воровство в лагере экспедиции привело к стычкам с туземцами. Обстановка накалилась, и в одном из столкновений, 14 февраля 1779 года, Джеймса Кука убили ударом копья в затылок. Труп гавайцы забрали с собой, а на следующий день жрецы – друзья капитана – с плачем привезли куски тела, доставшиеся им при дележе. Уступив требованиям матросов, капитан Клерк, заменивший Кука, разрешил расправиться с гавайцами. Матросы безжалостно убивали всех, попадавшихся им на пути, сжигали селения. Туземцы запросили мира и вернули части тела, которые команда с большими почестями предала морю.

Вклад внесенный в историю географических открытий

Деятельность Кука расценивалась современниками и исследователями более позднего времени неоднозначно. Как у любой талантливой и яркой личности, у него были свои поклонники и недруги. Во втором плавании в качестве ученых-естествоиспытателей принимали участие отец и сын – Иоганн и Георг Форстеры. Убеждения старшего из них, находившегося под сильным влиянием идей Руссо о «естественном» человеке, сделали его серьезным оппонентом Кука в оценке многих ситуаций путешествия, в особенности связанных с взаимоотношениями европейцев и туземцев. Форстер беспощадно критично относился к действиям Кука и часто идеализировал жителей островов.

Серьезные разногласия между ученым и капитаном возникли сразу по возвращении из плавания. Оба Форстера категорически отказались придерживаться официозного плана записок о путешествии, намеченного Адмиралтейством. Наконец Иоганну пришлось дать обязательство не публиковать собственное описание путешествия. Но он передал свои записки Георгу, который их обработал и все-же издал на три месяца ранее выхода в свет записок Кука. А в 1778 году Форстер-старший опубликовал свои «Наблюдения, сделанные во время кругосветного путешествия».

Обе книги Форстеров стали любопытным комментарием к запискам их бывшего начальника и заставили современников несколько по-другому посмотреть на «доблестное» и «милосердное» поведение англичан во время экспедиции. В то же время, рисуя идиллические картины райского благоденствия на островах южных морей, оба натуралиста погрешили против истины. Потому во всем, что касается быта, религии и культуры туземцев, записки Кука, человека ясного и холодного ума, более точны, хотя труды Форстеров на протяжении долгого времени служили своего рода энциклопедией стран южных морей и имели огромную популярность.

Спор же между капитаном и учеными не решен и по сей день. И сейчас ни одно серьезное издание о Джеймсе Куке не обходится без цитат или ссылок на Форстеров. Тем не менее Кук был и остается ярчайшей звездой в созвездии открывателей Земли; он доставил современникам множество точных, объективных наблюдений за природой, обычаями и нравами жителей территорий, которые посещал.

Убедиться в этом несложно: на русском языке изданы все три книги Дж. Кука: «Первое кругосветное плавание капитана Джеймса Кука. Плавание на «Индеворе» в 1768–1771 гг.» (М., 1960), «Второе кругосветное плавание Джеймса Кука. Плавание к Южному полюсу и вокруг света в 1772–1775 гг.», (М., 1964), «Третье плавание капитана Джеймса Кука. Плавание в Тихом океане в 1776–1780 гг.» (М., 1971). Несмотря на отдаленность написанного от нашего времени, книги читаются с живым интересом и несут в себе множество сведений, в том числе о личностях самого капитана и людях которые его окружали.

Литература