Нарком иностранных дел в 20 е годы. Народный комиссариат иностранных дел

Троцкий (Бронштейн) Л. Д. (1879-1940) - народный комиссар по иностранным делам в первом составе СНК. По его поручению НКИД приступил к публикации секретных документов царского и Временного правительств. Стремился наладить контакты с правительствами стран Антанты и США, направил им ноты с предложениями о мире. Но послы отказались принять эти документы. Троцкий был руководителем советской делегации на 2-м этапе переговоров с Германией и ее союзниками в Брест-Литовске, где по поручению Ленина занял тактику затягивания переговоров. 28 января 1918 г. выступил на заседании делегаций с заявлением "Ни мира, ни войны, а армию распустить". Эта декларация Троцкого была одобрена на заседании ВЦИК 14 февраля. Тем не менее 22 февраля Троцкий подал в отставку с поста наркома по иностранным делам.

Чичерин Г. В. (1872-1936) - советский государственный деятель и дипломат. С 30 мая 1918 г. - нарком иностранных дел. Участвовал во второй серии переговоров в Брест-Литовске. Был активным участником переговоров и подписал советско-турецкий, советско-иранский и советско-афганский договоры 1920 г. Возглавлял советскую делегацию на конференциях в Генуе (1922) и в Лозанне (1922-1923). Во время работы Генуэзской конференции подписал Рапалльский договор с Германией. На Лозаннской конференции в ряде выступлений обосновал заинтересованность РСФСР в независимости Турции и режиме Проливов, обеспечивающем безопасность советских портов на Черном море. Подписал договоры о ненападении и нейтралитете с Турцией (1925), Ираном (1927). В 1930 г. ушел в отставку по состоянию здоровья.

Литвинов М. М. (Макс Баллах) (1876-1951) - член большевистской партии с 1898 г. Агент "Искры". С 1918 г. член коллегии Наркоминдела. В 1918 г. - полпред в Англии. В 1920 г. - полпред в Эстонии. С 1921 г. - заместитель наркома иностранных дел. Был участником Генуэзской конференции в 1922 г. Являлся председателем советской делегации на Гаагской конференции в 1922 г. В декабре того же года председательствовал на Московской конференции по разоружению, в которой участвовали наряду с РСФСР Польша, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия. В 1927- 1930 гг. предпринял многочисленные усилия по заключению соглашения по разоружению. В 1930 г. назначен наркомом иностранных дел. С его приходом в НКИД началась постепенная переориентация внешней политики СССР с Германии на западные демократии. Вел переговоры с США о возобновлении дипломатических отношений (которые были восстановлены в 1933 г.). Явился последовательным борцом за реализацию идеи создания системы коллективной безопасности в Европе. В 1934-1938 гг. представлял СССР в Совете Лиги Наций. В 1936 г. был главой советской делегации на конференции в Монтре, закончившейся подписанием соглашения о режиме Черноморских проливов. В мае 1939 г. в связи с наметившимся новым изменением внешнеполитической ориентации СССР (на этот раз - на Германию) был отправлен в отставку. С началом Великой Отечественной войны и формированием антигитлеровской коалиции был назначен заместителем наркома иностранных дел и послом СССР в США. Внес большой вклад в развитие межсоюзнических связей в годы второй мировой войны.

Молотов (Скрябин) В. М. (1890-1986) - в 1921-1930 гг. - секретарь ЦК ВКП(б). В 1930- 1941 гг. - председатель Совета Народных Комиссаров СССР. С 3 мая 1939 г. - нарком иностранных дел. Замена им на этом посту М. М. Литвинова была вызвана начавшимся поиском соглашения с Германией, увенчавшимся подписанием 23 августа того же года советско-германского пакта о ненападении. Одновременно был подписан дополнительный секретный протокол, разграничивавший сферы влияния между Германией и СССР в Восточной Европе. После ввода советских войск в западные воеводства Польши в сентябре 1939 г. Молотов и Риббентроп подписали 29 сентября Договор о дружбе и границе между Германией и СССР и пакет новых секретных соглашений к нему. В период осени 1939 - лета 1940 г. Молотов сумел добиться заключения договоров о взаимопомощи с Прибалтийскими государствами. Вслед за этим на их территорию в соответствии с договорами были введены советские войска и произошла смена правительств. Летом 1940 г. они были включены в состав СССР. Аналогичное давление на Финляндию не дало положительных результатов, что привело к совет-ско-финляндскбй войне в ноябре 1939 - марте 1940 г. В ноябре 1940 г. Молотов вел в Берлине переговоры о возможном присоединении СССР к Тройственному пакту Германии, Италии и Японии. 22 июня 1941 г. от имени советского руководства выступил по радио с извещением о начале войны. В годы второй мировой войны предпринял по поручению Сталина многочисленные переговоры с союзниками о совместной борьбе против Германии и ее сателлитов. Был участником практически всех международных конференций этого периода на высшем уровне. В послевоенные годы предпринимал активные усилия, направленные на расширение политического и военного присутствия СССР в самых различных регионах мира. За неуступчивость и жесткость западными партнерами по переговорам был прозван "Господином НЕТ". 5 марта 1949г. был отстранен от должности министра иностранных дел, оставшись заместителем Председателя Совета Министров СССР. 5 марта 1953 г. после смерти Сталина вновь назначен министром иностранных дел и первым заместителем Председателя Совета Министров. В этой должности пребывал до 1956 г. С 1957 г. - посол в Монголии. В 1960-1962 гг. - представитель СССР в МАГАТЭ. С 1962 г. - на пенсии.

Вышинский А. Я. (1883-1954) - в 1935- 1939 гг. - Прокурор СССР. С 1939 г. - заместитель Председателя Совета Министров СССР. В 1940-1946 гг. - первый заместитель наркома иностранных дел. Участвовал в Ялтинской и Берлинской конференциях. Как представитель НКИД, участвовал в церемонии подписания ак

та о безоговорочной капитуляции Германии 8 мая 1945 г. В 1949-1953 гг. был министром иностранных дел СССР. После возвращения на этот пост Молотова в 1953 г. был назначен полномочным представителем СССР в ООН.

Шепилов Д. Т. (1905-1995) - советский партийный и государственный деятель. Редактор газеты "Правда". На XX съезде КПСС избран секретарем ЦК и кандидатом в члены Президиума ЦК КПСС. 2 июня 1956 г. во время визита в Москву И. Б. Тито был назначен министром иностранных дел вместо В. М. Молотова. Это был жест доброй воли со стороны Н. С. Хрущева, так как именно Молотов занимал жесткую позицию в отношении Югославии с конца 40-х гг. 20 июня в ходе этого визита были подписаны советско-югославские документы, свидетельствовавшие о восстановлении в полном объеме прерванных ранее отношений: Совместное заявление правительств и Декларация об отношениях КПСС и Союаа коммунистов Югославии. В октябре этого же года Д. Шепилов вместе с другими членами советского руководства пытается найти выход из кризисных ситуаций в Польше и Венгрии. 30 октября советское руководство выступает с заявлением о пересмотре отношений со странами народной демократии, о стремлении строить их на принципах полного равенства. 5 ноября СССР выступает в Совете Безопасности с осуждением франко-британского вторжения в Суэц. 17 декабря СССР предлагает заключить пакт о ненападении между блоками - НАТО и Варшавским Договором. 15 февраля 1957 г. Д. Т. Шепилов был заменен на посту министра иностранных дел А. А. Громыко. Летом того же года на заседании Президиума ЦК он примкнул к "антипартийной группе" Маленкова, Молотова, Кагановича и выступил за отставку Хрущева. После этого на Пленуме ЦК был лишен постов секретаря ЦК и кандидата в члены Президиума и назначен директором Института экономики АН Киргизской ССР во Фрунзе. Вскоре был перемещен оттуда и работал в Главном архивном управлении при СМ СССР до выхода на пенсию.

Громыко А. А. (1909-1989) - заведовал отделом американских стран МИД (1939). С осени 1939 г. - советник полпредства СССР в США. В 1943-1946 гг. - посол СССР в США и одновременно посланник в Республике Куба. Глава делегации СССР на конференции в Думбартон-Ок-се в 1944 г. по созданию ООН. Участник Крымской и Берлинской конференций 1945 г. Член делегации СССР на конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско в 1945 г. С 1946 г. - постоянный представитель СССР в Совете Безопасности ООН и одновременно заместитель министра иностранных дел СССР. Позже - посол СССР в Великобритании и заместитель, первый заместитель министра иностранных дел СССР. С 15 февраля 1957 г. - министр иностранных дел. А. А. Громыко - целая эпоха в советской внешней политике середины 50-х - середины 80-х гг., автор и активный участник множества международных проектов, конференций и т. д., один из министров иностранных дел - рекордсменов по продолжительности пребывания в должности (беспрерывно - 28 лет).

Шеварднадзе Э. А. (р. 1928) - министр иностранных дел СССР в 1985-1991 гг. Ближайший соратник М. С. Горбачева в осуществлении политики "нового политического мышления". Участник переговорного процесса по ядерному разоружению 1985-1991 гг., снятию напряженности в отношениях Восток-Запад. Сторонник разблокирования региональных конфликтов. В основе этих перемен лежала разработанная М. Горбачевым и Э. Шеварднадзе новая концепция внешней политики, предусматривавшая: отказ от вывода о расколе современного мира на две враждующие общественно-политические системы; признание мира целостным и неделимым; провозглашение невозможности решения международных проблем силовыми методами; объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов; отказ от принципа пролетарского интернационализма, признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными. В декабре 1990 г. Э. Шеварднадзе ушел в отставку в знак протеста против "надвигающейся диктатуры".

Бессмертных А. А. (р. 1933) -министр иностранных дел СССР в январе-августе 1991 г. Прошел все ступени дипломатической служебной карьеры; был референтом, старшим референтом, атташе отдела печати МИД, сотрудником Секретариата ООН в Нью-Йорке, вторым и первым секретарем секретариата министра иностранных дел СССР, первым секретарем, советником, советником-посланником посольства СССР в США, членом коллегии МИД, заведующим отделом США МИД СССР. В 1986-1988 гг. - заместитель министра иностранных дел. В 1988-

1990 гг. - первый заместитель министра иностранных дел. В 1990-1991 гг. - посол СССР в США. За короткое время пребывания на посту министра Бессмертных принял участие в переговорах М. Горбачева с японскими и южнокорейскими лидерами в апреле, принимал участие в заключительном заседании СЭВ (июнь, Будапешт), ликвидации Варшавского Договора (июль, Прага), подписании Договора о дружбе и сотрудничестве СССР и Испании (июль), подготовке и осуществлении визита М. Горбачева в Лондон на совещание "большой семерки" (июль), подготовке и подписании советско-американского Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (31 июля).

Панкин Б. Д. (р. 1931) - в дни августовских событий 1991 г. в Москве отказался признать ГКЧП. После возвращения в Москву М. Горбачева был назначен на должность министра иностранных дел СССР, в которой пробыл сто дней - до 19 ноября 1991 г. За это время, кроме многочисленных встреч с зарубежными представителями, главным событием, которое готовил и в котором участвовал министр иностранных дел, была мадридская встреча на высшем уровне по арабо-израильскому урегулированию. 19 ноября 1991 г. Б. Панкин был назначен послом СССР в Великобритании, а министром вновь стал Э. Шеварднадзе.

Козырев А. В. (р. 1951) - государственный деятель России. Прошел все ступени служебной лестницы дипломата: от референта до министра иностранных дел России (назначен им в октябре 1990 г.). На период его деятельности на этом посту (до января 1996 г.) пришлась радикальная перестройка внешней политики России. Вместе с тем оппозиция постоянно обвиняла Козырева в отсутствии целостной концепции внешней политики страны. Противопоставляя его Молотову ("господину НЕТ"), представители оппозиции часто называли Козырева "господином ДА". Главное обвинение, выдвигавшееся в его адрес, заключалось во второстепенности во внешней политике России такого важного направления, как развитие связей со странами СНГ. В то же время за период его работы министром угроза конфронтации с Западом практически отступила. Россия вступила в Совет Европы, присоединилась к программе НАТО "Партнерство во имя мира", вступила в Международный валютный фонд и ряд других международных организаций, заявила о перенацеливании своих ракет с территории западных стран в ненаселенные районы Земли и т. д. Все эти меры, по мнению руководства МИД и России, были необходимы для возвращения страны в европейское и мировое сообщество в качестве полноправного участника и партнера. В январе 1996 г. в связи с избранием депутатом Государственной Думы А. Козырев подал в отставку с поста министра.

Примаков Е. М. (р. 1929) - с января 1996 г. - министр иностранных дел России. С сентября 1998 г. Председатель Правительства РФ.

15 сентября г. Ходжсон передал Народному Комиссару по Иностранным Делам отпечатанный в форме ноты от Британ­ского Министра Иностранных Дел пространный документ без адреса и без подписи, датированный 7 сентября, который, по объяснению г. Ходжсона, не предназначался для опублико­вания, но получил, между тем, широкую огласку и послужил предметом обсуждения в печати.

Народному Комиссару по Иностранным Делам доста­точно было бросить беглый взгляд на полученный документ, чтобы заявить г. Ходжсону, что заключающиеся в нем обви­нения или лишены всякого основания, или основаны на лож­ных сведениях и подложных документах. Однако Народный Комиссариат по Иностранным Делам не счел нужным следо­вать примеру, преподанному Министерством Иностранных Дел Великобритании, слишком поспешно возвращающим ноты, заключающие, по его мнению, с первого взгляда ни на чем не основанные обвинения, и, стремясь к устранению вся­ких поводов к недоразумениям между Российским и Британ­ским Правительствами, с величайшей тщательностью рассмо­трел все предъявленные ему обвинения и все факты, которые могли стать почвой для означенных обвинений.

Обвиняя Российское Правительство в нарушении обяза­тельств, принятых им на себя на основании Англо-Русского соглашения от 16 марта *, английская нота ссылается на дея­тельность Российского Правительства и его представителей в странах Востока, якобы направленную против интересов Англии. Обосновывая свои обвинения, нота припутывает к делу III Коммунистический Интернационал, цитируя не­сколько докладов, якобы сделанных его «Центральному Ко­митету» членами и должностными лицами Российского Пра­вительства, как, например, гг. Сталиным, Элиава, Караханом и Нуортева, а также приведя цитату из речи, якобы произне­сенной 8 июня г. Лениным на съезде III Интернационала. Действительно, приведенные цитаты из докладов и речей образуют фон для остальных обвинений и должны служить доказательством того, что сознательно проводимая Россий­ским Правительством политика заключается в стремлении подорвать влияние Британского Правительства на Востоке и возбудить революционное движение в колониях и в зависи­мых от Великобритании странах и что русские представи­тели в своей деятельности лишь осуществляют эту политику III Интернационала, который, как утверждает нота, якобы тождествен с Российским Правительством.

Российское Правительство желает воспользоваться этим случаем, чтобы снова подчеркнуть, как оно это делало много­кратно раньше, что самый факт избрания III Интернациона­лом, по вполне понятным причинам, местопребыванием своего Исполнительного Комитета России как единственной страны, предоставляющей полную свободу распространению комму­нистических идей и личную свободу коммунистам, а также тот факт, что некоторые члены Российского Правительства как отдельные лица принадлежат к Исполнительному Коми­тету, дает для отождествления III Интернационала с Рос­сийским Правительством не больше оснований, чем отождест­вление с бельгийским и Британским Правительством II Ин­тернационала, постоянно пребывающего в Брюсселе и имею­щего в числе членов своего Исполнительного Комитета бельгийского министра г. Вандервельде и члена Британского Кабинета Министров г. Гендерсона. Кроме того, Исполнитель­ный Комитет III Интернационала состоит из 31 члена, из которых только 5 русских, причем трое из этих последних не принадлежат к составу Российского Правительства.

Однако Российское Правительство в состоянии не только формально отвергнуть обвинения, основанные на отождествлении ого с III Интернационалом, но также опровергнуть эти обвинения и по существу. Так, например, г. Сталин, ко­торый, согласно английской ноте, якобы делал различные доклады «Центральному Комитету» от имени «Восточного отдела III Интернационала» в июне 1921 г. по вопросам этого отдела, никогда не имел никакого отношения ни к III Интернационалу, ни к какому-либо из его отделов и поэтому не имел случая делать приписываемых ему докладов и никогда их не делал. Действительно, Восточный отдел пре­кратил свое существование с осени 1920 г. Точно так же ложна цитата, приписываемая г. Элиаве, который также ни­когда не работал для III Интернационала или в связи с ним и никогда не представлял никаких докладов «Центральному Комитету». Также и г. Карахан никогда не делал никаких до­кладов «О положении на Ближнем Востоке» или по другим каким-либо вопросам. Еще менее основательна ссылка на до­клад, сделанный будто бы 20 июня г. Нуортева, которого английская нота титулует «заведующим Отделом пропаганды при III Интернационале». Г-н Нуортева также никогда не выполнял каких бы то ни было функций для III Интерна­ционала, и в то время не существовало никакого «Отдела пропаганды». Более того, г. Нуортева не мог делать означен­ного доклада или каких-либо иных подобных докладов в июне 1921 г. по той простой причине, что он с марта месяца нахо­дится в тюрьме. Что касается речи, приписываемой г. Ленину, якобы произнесенной 8 июня на съезде III Интернационала, то Британское Правительство, если бы оно пожелало ознако­миться с московскими газетами, в которых печатались еже­дневно отчеты о заседаниях съезда, могло бы убедиться, что г. Ленин 8 июня не произносил речи и что в немногих произ­несенных им в разное время речах приписываемые ему фразы совершенно отсутствовали, так как они не имели никакого отношения к предмету его речей.

Совершенно ясно, что все доклады, речи и заявления, пере­численные в английской ноте, вымышлены, сфабрикованы и подделаны для какой-то цели. Они появились несколько вре­мени тому назад в различных контрреволюционных русских газетах, которые также приводили множество других доку­ментов, циркуляров и писем, якобы исходящих от III Интер­национала, различных советских учреждений или гг. Ленина, Троцкого, Чичерина, Литвинова, Преображенского или дру­гих русских, имеющих отношение к Советскому Правитель­ству. Стараясь проследить происхождение этих подложных документов, вплоть до самых источников их, Российское Пра­вительство обнаружило «Бюллетень», издававшийся в Гер­мании под названием «Ост-Информацион» анонимной груп­пой сыщиков и доставлявшийся, главным образом, контрре­волюционным газетам и тайным агентам различных правительств, которые стремятся получить секретные документы, касающиеся Советской России. Несмотря на отметку «весьма секретно», бюллетень не только не скрывает, а прямо печа­тает адрес типографии (А. Винсар, Вильгельмштрассе, 11, Берлин, S. W. 48), и в одном из номеров указаны название и адрес его банка (Вестерхаген и К 0 , Потсдамерштрассе, 127, Берлин; приложение I)*, куда надлежит направлять подпис­ные деньги. Г-ну Ходжсону были показаны в Комиссариате по Иностранным Делам подлинные номера этого бюллетеня, при этом к настоящей ноте прилагаются фотографические снимки с некоторых страниц бюллетеня. Именно в этом са­мом бюллетене публикуется большинство подложных сенса­ционных документов, как-то: инструкции, циркуляры, част­ные письма, признания и т. д. советских вождей. Вероятно, из этого источника была почерпнута ложная информация о Со­ветской России и о советских лидерах, появившаяся в офи­циальном докладе Парламентского комитета, возглавляемого лордом Эммоттом. Особенно заслуживает сожаления то об­стоятельство, что такие вымышленные доклады и речи нашли себе место в официальной ноте Британского Министерства Иностранных Дел в качестве основы для обвинений против Правительства дружественной страны. Совершенно очевидно, что не простым совпадением является тот факт, что большин­ство апокрифических докладов и речей Сталина, Элиавы, Нуортевы, Карахана и Ленина напечатаны в бюллетене гер­манских сыщиков практически в тех выражениях, в каких они цитируются в британской ноте, как, например, доклады, приписываемые Элиаве (приложение II), Нуортеве, Карахану (приложение III), или речь, якобы произнесенная Лениным (приложение IV).

Советское Правительство ясно сознает, что Британское Министерство Иностранных Дел введено в заблуждение шай­кой профессиональных фальсификаторов и мошенников и что если бы оно знало, из каких сомнительных источников в дей­ствительности исходят его сведения, то нота от 7 сентября никогда не была бы написана.

Российское Правительство еще не имело возможности об­наружить источник столь же ложной информации Британ­ского Правительства относительно остальных обвинений, которые упомянуты в ноте от 7 сентября под заголовком «Ин­дия», «Персия», «Туркестан», «Ангора» и «Афганистан» и ко­торые также в значительной степени базируются на выше­указанных несуществующих докладах и речах. Но оно желает самым категорическим образом заявить, что с мо­мента заключения Англо-Русского соглашения оно не имело сношений, ни прямых, ни косвенных, с г. Чаттопадхайя или с какими-нибудь другими революционерами Индии; что не су­ществует никакой пропагандистской школы в Ташкенте в целях подготовки эмиссаров для Индии; что оно никогда не имело никаких отношений с д-ром Гафизом и ничего не знает о его заводе бездымного пороха. Однако верно то, что один индус, который предложил Советскому Правительству орга­низовать торговлю оружием в Кабуле, был арестован как агент-провокатор и все еще содержится в тюрьме. Советское Правительство совершенно определенно слагает с себя вся­кую ответственность за действия в Кабуле Джемаля-паши, ко­торому никакого содействия оказано не было. Переход рус­ской границы по дороге в Афганистан уроженцами Индии или лицами, принадлежащими к другой национальности, яв­ляется не большим нарушением Англо-Русского договора, чем гостеприимство и свобода передвижения, которые предо­ставлены в Англии значительному числу контрреволюцион­ных заговорщиков.

Далее Советское Правительство желало бы отметить, что содержащееся в британской ноте заявление, будто бы оно пыталось воспрепятствовать соглашению ангорского прави­тельства с Британским Правительством, лишено всякого осно­вания, так же как и утверждение, что Советским Правитель­ством будто бы сконцентрированы значительные силы на гра­ницах Анатолии. Это обвинение тем более лишено основания, что Народный Комиссариат по Иностранным Делам еще совсем недавно оказал существенное содействие встрече бри­танского официального агента с турецким послом в Москве, предоставив им возможность обсудить имеющиеся между их правительствами разногласия.

Если бы Британское Министерство Иностранных Дел рас­полагало более точной информацией и имело бы в руках по­длинные русские документы, оно узнало бы о строгих ин­струкциях, данных после заключения Англо-Русского согла­шения Российским Правительством его представителям на Востоке**, которыми последним предписывалось воздержи­ваться от всякой антибританской пропаганды и сообразовать свою деятельность с новыми отношениями, создавшимися ме­жду Российским и Британским Правительствами после под­писания Соглашения. Российское Правительство не имеет оснований полагать, что его представители действуют не в со­ответствии с инструкциями и что они не ограничиваются лишь защитой российских интересов, не нарушая интересов Велико­британии. Верное своему принципу права всех народов на самоопределение, Советское Правительство и его представи­тели с величайшим уважением относятся к независимости государств Востока, отказавшись от всех преимуществ и усту­пок, силою вынужденных у них царским правительством, и оказывая даже небольшую материальную и денежную по­мощь, исправляя тем самым несправедливости, причиненные им дореволюционной Россией. Российскому Правительству непонятно, каким образом помощь, оказанная Афганистану совершенно открыто, на основании Договора, о котором Бри­танское Правительство было оповещено г-ном Красиным, мо­жет истолковываться как недружелюбный по отношению к Великобритании акт. Обвинения, выдвинутые в этом случае Британским Правительством, либо неопределенны и несу­щественны, или же опираются на совершенно вымышленные факты, как, например, сообщение об образовании г-ном Ротштейном революционного комитета в Тегеране или о его по­пытках добиться отставки афганских представителей, кото­рые, в действительности, им высоко ценятся и пользуются его личной дружбой.

Можно допустить, что в некоторых случаях представители Российского Правительства могли бессознательно нарушить британские интересы, не зная в точности, в чем они заклю­чаются. Следует вспомнить, что во время переговоров об Англо-Русском соглашении именно Российское Правитель­ство не раз требовало полного обсуждения данных вопросов и точного определения взаимных обязательств и что оно это делало с единственной целью, как это было указано во всех его нотах, устранить на будущее время любые недоразуме­ния, вытекающие из неопределенности их обязательств, и что именно Британское Правительство настаивало на заключении соглашения путем обмена радиотелеграммами и на сведении взаимных обязательств до неопределенной формулы. Тем не менее, Российское Правительство сделало все, что было в его силах, для точного выполнения всех принятых им на себя обя­зательств и стремилось избегать всяких поводов к трениям и недоразумениям; но оно, конечно, не могло помешать зло­умышленникам подделать документы и вводить таким обра­зом в заблуждение Британское Правительство. Оно не могло ожидать, что Британское Министерство Иностранных Дел найдет возможным воспользоваться такими документами с целью дискредитировать Российское Правительство и поста­вить под сомнение лояльное выполнение принятых им на себя обязательств.

Российское Правительство, с своей стороны, считает себя вынужденным отметить, что позиция, занятая по отношению к России Британским Правительством за последнее время, от­нюдь не имела дружественного характера. Арест британскими властями в Константинополе целого ряда российских торго­вых представителей и высылка их оттуда без предъявления им каких-либо обвинений, совместная с французским прави­тельством деятельность в так называемом «русском вопросе», постоянная поддержка французских планов, имеющих целью воспрепятствовать всем попыткам различных стран и между­народных организаций оказать помощь голодающему насе­лению России, и, наконец, самое предъявление британской ноты от 7 сентября с заключающимися в ней серьезными обви­нениями, основанными исключительно на вымышленных фак­тах и непроверенных сведениях, полученных из сомнительных источников, в то время, когда Франция побуждала Польшу и Румынию объявить войну России, не являются такого рода фактами, которые заставили бы Российское Правительство верить в искреннее желание Британского Правительства культивировать дружественные отношения между народами и Правительствами обеих стран.

Британскому Правительству хорошо известна готовность Российского Правительства дружественным образом обсу­дить наилучшие способы и средства к устранению всех пре­пятствий на пути к установлению нормальных отношений, и когда Британское Правительство вместо того, чтобы прибе­гать к необоснованным обвинениям, имеющим целью под­вергать сомнению добросовестность Российского Правитель­ства и препятствовать другим народам заключать соглаше­ния с Россией, со своей стороны, проявит одинаковую готов­ность улаживать разногласия деловым путем, оно увидит и со стороны Российского Правительства такую же готовность идти ему навстречу.

Заместитель Народного Комиссара

по Иностранным Делам

Максим Литвинов

Печат. по арх. Опубл в газ. «Известия»

* Приложения не печатаются.

Года с качестве Народного комиссариата по иностранным делам и входил в число первых народных комиссариатов, образованных в соответствии с декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров».

30 декабря 1922 года Первый съезд Советов СССР принял Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Вторая сессия ЦИК СССР утвердила 6 июля 1923 года Конституцию СССР , согласно статей 49 и 51 которой был образован НКИД СССР .

12 ноября 1923 года 4-я сессия ЦИК СССР утвердила новое положение о НКИД СССР. Наркоминделы союзных республик и их представительства за рубежом были ликвидированы. Одновременно в союзных республиках были созданы Управления уполномоченных НКИД СССР.

В 1923-1925 годах главой Управления уполномоченного НКИД СССР при СНК РСФСР был Виктор Леонтьевич Копп, а в 1925-1927 годах - Семён Иванович Аралов .

В 1944 году Народный комиссариат иностранных дел РСФСР был воссоздан. В 1944-1946 годах наркомом являлся Анатолий Иосифович Лаврентьев. В 1946 году реформировано в Министерство иностранных дел РСФСР.

В начале 30-х годов наступила вторая полоса признания СССР, когда были установлены дипломатические отношения с Испанией, США, Болгарией, Венгрией, Албанией, Румынией, Чехословакией, Бельгией, Люксембургом, Колумбией.

В декабре 1936 года в соответствии с вновь принятой Конституцией 1936 года НКИД изменил название. Он стал называться Наркомат иностранных дел , а не по иностранным делам , как было раньше.

Народные комиссары иностранных дел


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Наркомат иностранных дел" в других словарях:

    Народный Комиссариат обороны СССР высшее военное ведомство СССР в 1930 е 1940 е годы. В 1920 х 1930 х годах высший военный орган РСФСР/СССР носил название Народного комиссариата по военным и морским делам (Наркомвоенмор). 20 июня 1934… … Википедия

    Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД или Наркоминдел) государственный орган РСФСР / СССР в ранге министерства, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1917 1946 гг. История Первоначально образован декретом … Википедия

    Центральное государственное учреждение в Российской империи, существовавшее с 1802 до 25 октября (7 ноября) 1917 года; ведало отношениями с иностранными государствами. История Учреждено указом Александра I 8 сентября 1802 года (манифест «Об… … Википедия

    - (НКИД СССР или Наркоминдел) государственный орган СССР, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1923 1946 гг. Содержание 1 История 2 Руководство наркомата … Википедия

    - (МИД Украины) … Википедия

    Министр иностранных дел Азербайджана (азерб. Azərbaycan Xarici Işlər Naziri) глава внешнеполитического ведомства Азербайджана. Министр иностранных дел Азербайджана назначается на должность и отстраняется от должности Президентом Азербайджанской… … Википедия

    - (груз. საქართველოს საგარეო საქმეთა მინისტრი) глава внешнеполитического ведомства Грузии. Министр иностранных дел Грузии назначается на должность и отстраняется от должности Президентом Грузии. Нынешний министр Григол Вашадзе. Содержание 1 Список… … Википедия

    - (азерб. Azərbaycan Xarici Işlər Naziri) глава внешнеполитического ведомства Азербайджана. Министр иностранных дел Азербайджана назначается на должность и отстраняется от должности Президентом Азербайджанской Республики. Нынешний министр Эльмар… … Википедия

    Министерство внешней торговли основной орган государственной монополии внешней торговли СССР. Содержание 1 История 1.1 Декрет о национализации внешней торговли … Википедия

Книги

  • Москва-Вашингтон. Политика и дипломатия Кремля, 1921–1941. В 3 томах. Том 1. 1921-1928 , . Сборник содержит документы из Архива Президента РФ по истории советско-американских отношений в межвоенный период. В научный оборот вводятся многие неизвестные материалы, освещающие вопросы…

О наркоме иностранных дел СССР в годы Великой Отечественной войны В.М. Молотове

Отдавая заслуженную дань признательности выдающимся советским военачальникам Великой Отечественной войны, мы нередко забываем о том, что Победа ковалась не только на поле боя. Важное значение для страны имела грамотная внешняя политика. От дипломатов всегда требовалось незаурядное искусство, а от советских, да ещё в обстановке Второй мировой войны – особенно. Накануне Дня Победы уместно вспомнить и отдать должное народному комиссару иностранных дел СССР в те тяжёлые годы – В.М. Молотову.

Он не готовился специально к руководству внешней политикой. Несмотря на это крупнейшие западные политики единодушно причислили его к величайшим дипломатам всех времён и народов. Он не владел свободно ни одним иностранным языком. Правда, в течение жизни постепенно научился читать и понимать тексты по-французски, по-немецки и по-английски. Но на протяжении (в общей сложности) тринадцати лет ему много раз приходилось от имени Советской державы вести сложнейшие переговоры с иностранными лидерами и дипломатами.

Вячеслав Михайлович Скрябин родился 9 марта (н.ст.) 1890 года в слободе Кукарка Вятской губернии (ныне город Советск). В Казани Скрябин поступил в реальное училище. Там же в 1906 году он вступил в партию большевиков. Реальное училище он закончил экстерном по возвращении из вологодской ссылки только в 1911 году. Судя по не очень отдалённому месту ссылки, молодой Скрябин ещё не успел в то время совершить громких дел на революционном поприще. В 1912 году Скрябин поступил на экономический факультет Петербургского политеха, но проучился там всего два года. Основным его занятием снова стала революционная борьба.

Скрябин участвовал в создании большевицкой газеты «Правда», был секретарём редакции. А в 1915 году его вторично сослали, на этот раз далеко – в Иркутскую губернию. В том же году он взял себе партийный псевдоним Молотов.

Незадолго до Февральской революции Молотов бежал из ссылки и вновь очутился в Петербурге, где его кооптировали в состав Русского бюро ЦК РСДРП(б). Старые энциклопедии сообщали, что на момент Февральской революции Молотов возглавлял Русское бюро ЦК. Во всяком случае к моменту свержения самодержавия Молотов, несмотря на молодость, уже являлся одним из самых авторитетных членов партии среди тех, кто был на свободе в России.

Сразу после Февральской революции возвращение видных деятелей партии из ссылок и эмиграции отодвинуло Молотова на вторые роли. Более заметной фигурой он стал по окончании гражданской войны. На Х съезде РКП(б) в марте 1921 года был избран членом ЦК, а на состоявшемся тогда же пленуме – фактическим первым секретарём ЦК. В 1922 году с учреждением поста генерального секретаря, на который избрали И.В. Сталина, Молотов перешёл на вторую роль в Секретариате.

В 1930 году Молотов возглавил Совет народных комиссаров (СНК) СССР вместо А.И. Рыкова, обвинённого в «правом уклоне».

Тогда, в начале 30-х, Молотов вряд ли думал, что ему придётся в течение долгого времени непосредственно вести советскую внешнюю политику. Наркомом иностранных дел был давний заместитель Г.В. Чичерина – М.М. Литвинов. Правда, оставляя в 1930 году должность Чичерин называл в качестве одного из своих возможных преемников именно Молотова, а не Литвинова, с которым был «на ножах». Но Литвинов почти все 30-е годы довольно уверенно вёл советскую внешнюю политику. Несомненными успехами его дипломатии стали: признание СССР со стороны США (1933), принятие СССР в Лигу Наций (1934) и заключение договора о взаимопомощи с Францией (1935). В те годы Советский Союз позиционировал себя как авангард сил, борющихся против новой мировой войны.

В 1938 году, когда Вторая мировая война стала неизбежностью, возникла необходимость в особо искусной политике лавирования между лагерями империалистических держав, которая бы позволила СССР как можно дольше оставаться вне глобальной схватки.

Прежняя риторика и прежние методы для этого уже не годились. После Мюнхена убедившись в стремлении западных держав потворствовать гитлеровской агрессии на Востоке, Сталин стал думать о том, чтобы перехватить инициативу, самому договориться с Германией, перенаправив вектор её экспансии, хотя бы временно, на Запад. Литвинов, вовсю отстаивавший идею новой Антанты, для этого не годился. В мае 1939 года он был отставлен с поста наркома иностранных дел. Молотов совместил оба поста – председателя правительства и главы внешнеполитического ведомства.

Про пакт о ненападении с Германией написано уже достаточно. Те, кто признаёт его положительное значение для государственных интересов СССР, неизменно высоко оценивают заслугу Молотова в достижении этого соглашения.
Многие историки доказывают, что у Молотова не было собственной позиции: его внешнеполитическая линия была целиком и полностью линией Сталина, он лишь исполнял указания вождя. Нужно заметить, что фактический глава государства, каким в те годы в СССР был Сталин, всегда и везде определяет основные направления внешней политики.

Вспомним хотя бы соответствующее определение полномочий Президента РФ в этой сфере, даваемое Конституцией РФ. Но реализация этих направлений – задача трудная и ответственная – целиком и полностью ложится на плечи и голову непосредственного руководителя дипломатического ведомства. Тандем Сталин–Молотов вместе вёл советскую внешнюю политику в течение труднейших 10 лет Второй мировой и «холодной» войн. Все эти годы не возникало сомнений в компетентности Молотова как министра (до 1946 г. – наркома) иностранных дел.

Для объективной оценки Молотова давайте обратимся к мнениям о нём иностранных политиков, особенно тех, кто враждебно относился к нашей стране.

Государственный секретарь США в 1953-1959 гг. Джон Ф. Даллес считал Молотова величайшим дипломатом в мире с начала ХХ столетия. Развёрнутую характеристику Молотову дал Уинстон Черчилль:

«…Я никогда не видел человеческого существа, которое больше подходило бы под современное представление об автомате. И всё же при этом он был, очевидно, разумным и тщательно отшлифованным дипломатом… То, как он вёл себя по отношению к японскому послу в течение трёх лет, когда в результате Тегеранской конференции Сталин обещал атаковать Японию после разгрома германской армии, можно представить себе по записям их бесед. Одно за другим щекотливые, зондирующие и затруднительные свидания проводились с полным хладнокровием, с непроницаемой скрытностью и вежливой официальной корректностью. Завеса не приоткрывалась ни на мгновение… Переписка с ним по спорным вопросам всегда была бесполезной и, если в ней упорствовали, заканчивалась ложью и оскорблениями… Нет сомнений, что в Молотове советская машина нашла способного и во многих отношениях типичного представителя – всегда верного члена партии и последователя коммунизма. Дожив до старости я радуюсь, что мне не пришлось пережить того напряжения, которому подвергался он – я предпочёл бы вовсе не родиться. Что же касается руководства внешней политикой, то Сюлли [первый министр короля Франции Генриха IV], Талейран и Меттерних с радостью примут его в свою компанию, если только есть такой загробный мир, куда большевики разрешают себе доступ».

Если отбросить в характеристике, данной Черчиллем, эпитеты, вызванные неприятием советской системы и досадой на неуступчивость Молотова требованиям Запада, то руководитель советской внешней политики предстаёт одним из искуснейших дипломатов всех времён и народов.

Высшей ценностью, которой Вячеслав Михайлович неизменно руководствовался на своём дипломатическом поприще, были государственные интересы СССР. Их он всегда отстаивал со всей силой и убеждённостью. Он не стремился к тому, чтобы быть «удобным партнёром» для Запада. Отсюда то нескрываемое раздражение, с которым писали о нём его западные современники.

У каждого государственного деятеля можно особо выделить своего рода «звёздные часы». По нашему мнению, таких моментов у Молотова было три за короткое время. Эти три момента очень многое определили в судьбах нашей страны.

Первый – визит Молотова в Берлин по приглашению Гитлера в ноябре 1940 года. Эта поездка и состоявшиеся в ходе неё переговоры окончательно прояснили для советского руководства намерения нацистского диктатора в отношении СССР, скрытые под маской «приглашения» СССР к Тройственному пакту. Сразу по возвращении Молотова, по итогам его визита, Сталин 18 ноября 1940 года сказал на заседании Политбюро ЦК ВКП(б): «История ещё не знала таких фигур, как Гитлер… Гитлер постоянно твердит о своём миролюбии, но главным принципом его политики является вероломство… Такую же участь готовит Гитлер и договору с нами… Мы всё время должны помнить об этом и усиленно готовиться для отражения фашистской агрессии».


Йоахим фон Рибентроп, И. Сталин, В. Молотов
Следующим моментом стало подписание договора о нейтралитете с Японией в Москве 13 апреля 1941 года. В преддверии неизбежной войны с Германией СССР значительно снизил (как выяснилось позднее – совсем устранил) для себя угрозу войны сразу на два фронта. Достижению соглашения предшествовала длительная и упорная обработка Молотовым японского министра иностранных дел Ё. Мацуока. Тот согласился подписать договор лишь на обратном пути в Японию из Европы через Россию. Это был крупный успех советской дипломатии.

Наконец, апофеозом дипломатического служения Молотова Отечеству можно считать его беспримерный перелёт из Москвы в Англию через линию фронта над оккупированной Европой в мае 1942 года.

Дальний бомбардировщик Пе-8, пилотируемый лётчиком Энделем Пусепом (эстонцем по национальности), доставил наркома в Великобританию, а оттуда через Исландию в США. В ходе этого визита Молотов заключил договор о военном союзе СССР с Великобританией и соглашение между СССР и США о принципах взаимной помощи, применимых в войне против агрессии. Этот беспримерный опасный перелёт государственного деятеля потряс западных руководителей. Одним из мотивов, почему Молотов избрал такой рискованный маршрут, было намерение сбить с толку противника: предполагалось, что немцы, зная о полете советского наркома и стремясь выследить и уничтожить его, не подумают о том, что он осмелится пролетать над занятой ими территорией.

Как и в оценке всех без исключения советских деятелей сталинской эпохи, в оценке Молотова большую роль придают его участию в необоснованных репрессиях. Здесь, наверное, всегда останется много неоднозначного. Но одно бесспорно: те, кто в середине 50-х громче всех разоблачал «культ личности» и его виновников, сами были одними из главных организаторов репрессий. Несмотря на то, что Н.С. Хрущёв уничтожал все, какие мог, «расстрельные» документы, на которых стояла его подпись, спустя много десятилетий правда всё равно вышла наружу.

В 1949 году на Молотова пала тень подозрений вождя: жена Молотова оказалась замешана в так называемое «дело Еврейского антифашистского комитета», арестована и сослана. Молотов был снят с поста министра иностранных дел (его заменил А.Я. Вышинский), хотя оставлен одним из заместителей председателя Совета Министров (то есть Сталина). Историки выдвигают различные версии, кто из окружения Сталина стремился в тот период «свалить» Молотова как одного из вероятных преемников вождя. Но ясно, что Сталин не навсегда подверг опале «мистера Нет» (как прозвали Молотова на Западе за его неуступчивость). В октябре 1952 года Молотов был избран в Президиум ЦК КПСС (как теперь стал называться высший руководящий орган партии).

В последние годы правления Сталина в советской внешней политике был допущен ряд просчётов. Есть большой соблазн предположить, что если бы в те годы у руководства МИД оставался Молотов, он не допустил бы такого развития ситуации в Корее, а также подписал бы в Сан-Франциско в 1951 году мирный договор с Японией, по которому Токио отказался бы от Курил.

После смерти Сталина Молотов был явно самым заслуженным членом Президиума ЦК. Казалось бы, именно ему судьба предназначила быть преемником Сталина. Случись такое, он мог бы находиться у руководства Советского государства до 1986 года!

Но Молотов явно не искал единоличной власти. А в развернувшейся борьбе за власть в верхах партии не смог удержаться даже на своём далеко не первом месте. Молотов был компетентнейшим руководителем внешней политики и в её вопросах отстаивал собственную точку зрения. Но его коллеги-соперники Маленков и Хрущёв видели в этом лишь подрыв их позиций и конкуренцию. Молотов не одобрил предпринятый Маленковым досрочный вывод советских войск из Австрии. Осуждал он и заигрывание Хрущёва с прозападным руководством Югославии. Всё это было использовано правящей группой для того, чтобы отстранить Молотова от руководства внешней политикой.

1 июня 1956 года он был отправлен в отставку с поста министра иностранных дел. Но сохранил за собой должность первого заместителя председателя Совета Министров и место в Президиуме ЦК. Сразу после отставки Молотова начались крупные провалы советской внешней политики. Обострилась ситуация в Польше и Венгрии, осенью дошедшая до крупного политического кризиса в Польше и революции в Венгрии. Сумбурно СССР вёл себя во время Суэцкого кризиса, прекратившегося отнюдь не из-за угроз Хрущёва ударить ракетами по Тель-Авиву и Лондону, а потому, что США не поддержали своих союзников (на угрозу же Хрущёва США тут же ответили, что тогда сами немедленно атакуют СССР). Осенью того же года Булганин (Маленков к тому времени был уже снят с поста Предсовмина) подписал с Японией соглашение о передаче ей в будущем островов Шикотан и Хабомаи, «плоды» которого мы пожинаем в наше время.

Молотов резко критиковал Хрущёва за потерю контроля над ситуацией в Венгрии, за заключение непродуманного соглашения с Японией, в целом за недооценку «угрозы мирового империализма».

Вряд ли стоит сомневаться, что одним из главных мотивов недовольства Молотова была необоснованная, на его взгляд, критика Хрущёвым Сталина на ХХ съезде КПСС.

В верхах партии росло недовольство диктаторским стилем руководства Хрущёва. Оппозиционеры стали группироваться вокруг Молотова, даже те, кто раньше интриговал против него – Каганович и Маленков. В июне 1957 года они предприняли попытку сместить Хрущёва с поста первого секретаря ЦК на заседании Президиума ЦК. Им удалось временно привлечь на свою сторону большинство членов Президиума. Но сторонники Хрущёва сумели дотянуть с окончательным решением до созыва пленума ЦК. На нём соотношение сил изменилось. И намеченное снятие Хрущёва (за ним предполагали оставить пост заместителя Предсовмина) превратилось в «товарищеский» суд над «антипартийной группой Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова». Любопытно, что постановление ЦК «Об антипартийной группе» было принято единогласно, не исключая и самих «слёзно покаявшихся» оппозиционеров, только при одном воздержавшемся. Им оказался Молотов.

Назначенный на должность посла в Монголии, а позже представителем СССР в МАГАТЭ, Молотов не прекращал политической деятельности. Последним его актом стала развёрнутая критика проекта новой Программы КПСС (1961 год), направленная им в виде записки в ЦК. В ответ Молотова не только отозвали в СССР, но исключили из партии и отправили на пенсию. Восстановлен в КПСС он был лишь за два года до смерти, в 1984 году.

Огромный опыт и высочайшая компетентность Молотова в дипломатической борьбе были важным активом человеческого капитала Советского государства.

Остаётся пожалеть, что его знания и таланты оказались не востребованы, начиная с середины 50-х годов. Сохранение Дипломата Победы у руководства советской внешней политикой, несомненно, позволило бы СССР избежать грубейших внешнеполитических просчётов, совершённых при Хрущёве, не считавшемся с советами специалистов ни в чём и стремившимся единолично руководить всем.

Заслуги В.М. Молоотова перед Родиной в годы войны, несомненно, высоки. Между тем, память Дипломата Победы нигде не отмечена.

Как будто решение об осуждении «антипартийной группы» с его участием до сих пор играет в этом какую-то незримую роль! Собрание его речей и дипломатической переписки всё ещё ждёт своего издателя. Остаётся надеяться, что в ближайшее время имя Молотова всё-таки займёт в сознании наших соотечественников заслуженное им место среди творцов Победы на дипломатическом фронте.
Ярослав Бутаков.
МИД. Министры иностранных дел. Тайная дипломатия Кремля Млечин Леонид Михайлович

НАРКОМ И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛИ

НАРКОМ И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛИ

Не только самого наркома, но и коллегию Наркомата иностранных дел, состоявшую из пяти человек, утверждало политбюро, руководителей отделов - оргбюро ЦК. Коллегия НКИД состояла из самого наркома, его первого заместителя Николая Крестинского (бывший секретарь ЦК, отошедший от партийных дел из-за близости к Троцкому), второго заместителя Льва Карахана, красивого и приветливого человека, который женился на известной балерине, и Бориса Стомонякова, давнего знакомого Литвинова.

Чичерин считал Карахана «очень тонким, блестящим, талантливым политиком», а Стомонякова недолюбливал: «сухой формалист, без гибкости, без политического чутья, драчливый, неприятный, портящий отношения». Литвинов, напротив, отличал Стомонякова, а Карахана терпеть не мог. Стомонякова хотели отправить в Берлин, но он отказался и со временем стал заместителем наркома. Должность пятого члена коллегии НКИД осталась незаполненной.

Литвинов, став наркомом, продолжал курировать 3-й отдел - близкие ему англосаксонские и романские страны. 2-м западным отделом - Центральная Европа и Скандинавия - руководил Крестинский. Нарком был сух и резок, возможно подражая стилю Сталина. Но с Литвиновым можно было спорить. Дискуссии в Наркоминделе прекратились только с приходом Молотова.

Крестинский оставался доступен и прост. Николай Николаевич проработал в Наркоминделе до весны 1937 года, когда его внезапно перебросили в Наркомат юстиции и почти сразу арестовали. Его сделали одним из главных обвиняемых на процессе по делу «антисоветского правотроцкистского блока» в марте 1938 года.

В мае 1933 года заместителем наркома по дальневосточным странам (Япония, Китай, Монголия) назначили Григория Яковлевича Сокольникова, который сыграл важную роль в Гражданской войне, потом стал наркомом финансов и кандидатом в члены политбюро. Он тоже считался близким к Троцкому человеком, и в 1929 году его отправили полпредом в Англию. Осенью 1932 года Сокольников попросился домой. Его назначили в Наркомат иностранных дел. Он некоторое время занимался отношениями с Монголией, а потом стал заместителем наркома, но не надолго. Отношения с Литвиновым у него не сложились, в 1934 году число замов в наркомате сократили, а Сокольникова перевели первым замом в Наркомат лесной промышленности. В 1936 году его арестовали, приговорили к десяти годам тюремного заключения. Он был убит в тюрьме.

Лев Михайлович Карахан оставался заместителем наркома по ближневосточным странам (Афганистан, Персия, Турция, аравийские страны). У Карахана, близкого к предыдущему наркому - Чичерину, не сложились отношения с Литвиновым. Максим Максимович своего зама недолюбливал, поэтому при нем Карахан перестал замещать руководителя ведомства во время командировок наркома.

В мае 1934 года с поста второго заместителя наркома Лев Михайлович был отправлен послом в Турцию. Карахан скучал в Анкаре, просился на более деятельную работу. 31 декабря 1936 года он писал наркому обороны Ворошилову, с которым был на «ты», жалуясь, что угнетен своим нынешним положением, что по линии НКИД перспектив у него нет и он бы ушел на другую работу: «Я все возвращаюсь мыслями к НКВД. Там я мог бы быть полезен. Там идет большая работа по иностранным делам, и я мог быть неплохим помощником Ежову».

Поразительно, что даже высшие чиновники тогда так плохо ориентировались в том, что происходит. В НКВД Караханом действительно заинтересовались. Но с другой целью. Его отозвали в Москву только для того, чтобы арестовать и расстрелять…

В 1934 году коллегии во всех наркоматах, в том числе в НКИД, ликвидировали. При Чичерине на совещаниях шли настоящие споры, члены коллегии, тот же Литвинов, позволяли себе не соглашаться с наркомом, писать в ЦК, отстаивая свою позицию. Но Сталин решил, что коллегии - административное излишество. Политбюро приняло решение: «В интересах доведения до конца принципа единоначалия в управлении наркоматами считать целесообразным ликвидировать коллегии наркоматов, оставив во главе наркоматов наркома и не более двух замов».

Вместо четырех заместителей Литвинову оставили двоих - Крестинского (первый зам) и Стомонякова (второй). Это укрепило его власть внутри наркомата. Тем более что в начале 1934 года Литвинова избрали членом ЦК.

Стомоняков руководил 1-м западным отделом (отношения с Польшей и Прибалтикой). Это был главный отдел, потому что отношения с Польшей оставались определяющими для тогдашнего советского руководства, и Борису Стомонякову нарком доверял больше других. Когда в наркомате начались массовые репрессии, Литвинов приложил усилия, чтобы спасти Стомонякова, который в момент ареста пытался застрелиться и попал в тюремную больницу. Литвинов попросился на прием к Сталину. Понимая, чем рискует, твердо сказал:

Я ручаюсь за Стомонякова.

Сталин ответил:

Товарищ Литвинов, вы можете ручаться только за себя.

Стомоняков был уничтожен. Из всего руководства наркомата выжил только сам Максим Максимович…

Штат полпредств поначалу был небольшим - сам полпред, советник, первый секретарь, военный атташе, генеральный консул. Дальше шел технический персонал - секретари консульства, завхоз, шифровальщик, охрана из ОГПУ (затем НКВД).

Москва следила за тем, чтобы советские дипломаты жили скромно. В 1926 году в протоколе заседания политбюро записали:

«1. Полпредам и торгпредам в Германии, Латвии и Эстонии объявить строгий выговор за допущенные излишества и разгул в день 9-й годовщины революции, компрометирующие нашу Республику в глазах рабочих.

2. Поручить НК РКИ собрать исчерпывающий материал по этому делу и представить проект мер о жестком регламентировании расходов всех полпредств и торгпредств, исходя из необходимости сократить их в два раза».

Муза Васильевна Канивез, жена Федора Раскольникова, который был полпредом в Афганистане, Эстонии, Дании, Болгарии, оставила воспоминания о посольской жизни. Когда они с мужем приезжали в Москву в отпуск и искренне говорили, что им надоело жить вдали от родины, один из коллег шепотом отвечал:

Не спешите, Музочка, вернуться из-за границы. Здесь адская жизнь.

Уже тогда сотрудники полпредств старались на людях хаять страну пребывания и вообще заграничную жизнь. Они знали, что среди слушателей обязательно окажется секретный сотрудник госбезопасности, который бдительно следит за моральным состоянием аппарата полпредства. Если советскому дипломату нравилась буржуазная действительность и он не умел это скрыть, его быстренько возвращали на родину. А уже очень многим хотелось поработать за рубежом - на родине было голодно и скудно.

Некоторые дипломаты вообще предпочитали не возвращаться. Только за один год, с осени 1928 по осень 1929 года, семьдесят два сотрудника загранаппарата отказались вернуться в Советский Союз. Отбор на загранработу стал еще более жестким - не пускали тех, у кого обнаруживались родственники за границей, «непролетарское происхождение» или отклонения от партийной линии.

В 1929 году проблема обсуждалась на заседании политбюро. «О беспорядках, выявленных в советских загранпредставительствах» доложил старый большевик Борис Анисимович Ройзенман, член президиума Центральной контрольной комиссии и член коллегии Наркомата рабоче-крестьянского контроля. Он занимался загранкадрами и проверкой работы загранучреждений.

Постановили:

«а) Поручить наркомату рабоче-крестьянской инспекции представить в Политбюро конкретные предложения во всем вопросам, вытекающим из доклада тов. Ройзенмана (список отзываемых лиц, сокращение штатов и пр.), а также по следующим вопросам, возникшим в связи с его докладом:

1) уничтожение секретных фондов во всех заграничных полпредствах,

2) максимальное сокращение существующих представительств различных организаций,

3) недопущение образования новых представительств без специального разрешения и регистрации их в НК РКИ.

б) Создать комиссию для изучения причин, вызывающих разложение наших работников за границей и отказы возвращаться в СССР».

В двадцатых годах дипломатический корпус состоял из старых большевиков, людей образованных, бывавших за границей, знавших языки. В тридцатых за рубеж стали посылать «выдвиженцев», как тогда говорили, то есть мобилизованных на дипломатическую работу партийцев, совершенно неподготовленных и не «испорченных» знаниями иностранных языков. Общение с иностранцами дозволялось только дипломатам. Остальные - то есть технический и административный аппарат полпредства - должны были вариться в собственном соку. Это порождало в небольшом коллективе конфликты похуже, чем в тесной коммунальной квартире. Ссорились, писали друг на друга доносы полпреду и прямо в Москву. Все уезжавшие за границу сдавали партийные билеты, но в полпредстве проходили собрания партячейки, могли раскритиковать и полпреда, сообщив свое мнение в аппарат ЦК.

Старались за границу никого без особой нужды не выпускать. В 1930 году политбюро постановило:

«1. Временно, впредь до особого постановления ЦК: запретить командировки за границу театров, спортивных команд, делегатов на выставки, литераторов, музыкантов и т. п., а также, как правило, делегатов на научные съезды. Исключения допускать лишь в каждом отдельном случае по особому постановлению ЦК.

2. Сократить планы ведомств по заграничным командировкам, за исключением командировок на учебу, особенно жестко урезать командировки по операциям, которые могут быть проведены аппаратом торгпредств.

3. В целях сокращения сроков командировок признать необходимым выдачу заграничных паспортов на ограниченные сроки (3–6 месяцев).

4. В целях повышения ответственности ведомств запретить комиссии ЦК по выездам рассматривать командировки, не утвержденные наркомом (в промышленности - персонально утвержденные председателями объединений и уполномоченным на то заместителем председателя ВСНХ). Вместе с тем ответственность за персональный подбор командируемых возложить на одного из членов коллегии по утверждению ЦК.

5. Комиссии ЦК по выездам совместно с валютным управлением наркомата финансов разработать и в декадный срок представить на утверждение ЦК прожиточный минимум для каждой страны, куда даются командировки, а также стоимость (валютная ее часть) проезда. Размер выдачи валюты на каждую поездку утверждать в комиссии по выездам. Категорически запретить как ведомствам, так и торгпредствам под страхом уголовной ответственности производить какие-либо дополнительные выдачи валюты командируемым.

6. В случае досрочного выполнения заданий или дискредитирующего поведения командируемых представители Рабоче-крестьянской инспекции сообщают об этом полпреду и торгпреду на предмет откомандирования в Советский Союз.

7. Предоставить право полпредам по предложению представителей РКИ в 24 часа откомандировывать в Москву лиц, находящихся в заграничных командировках».

Сами полпреды позволяли себе возражать наркому и оспаривать его указания. Вообще вели себя достаточно самостоятельно. Наркомат наводил дисциплину с помощью постановлений политбюро. Скажем, в 1926 году приняли такое решение:

«Об отлучках работников полпредств

б) Ввиду заявления НКИД о том, что в парижском полпредстве одновременно (без разрешения НКИД) ушли в отпуск тт. Раковский и Давтян, предложить НКИД немедленно принять меры к тому, чтобы полпред (или советник) был вызван на место своей работы в Париже.

в) Обязать НКИД принять меры к тому, чтобы впредь вопросы об отлучках (об отпусках, выездах в Москву и т. п.) основных работников полпредств производились с разрешения НКИД, а в нужных случаях и ЦК.

г) Разослать это постановление всем полпредам…»

До начала массовых репрессий дипломатическая служба, как, впрочем, и вся жизнь в стране, еще не устоялась. Многое решали личные отношения и связи в центральном аппарате. В двадцатых годах (очень широко) и еще в начале тридцатых некоторые полпреды - бывшие крупные партийные работники - напрямую обращались к членам политбюро, с которыми у них были личные отношения, а то и к самому Сталину. Партийный статус Литвинова был выше, чем у Чичерина, но он не принадлежал к верхушке, поэтому недавние партийные работники не чувствовали себя его подчиненными. Хотя Литвинов, как и его преемники, требовал, чтобы все обращения наверх шли через наркомат.

Полпред в Чехословакии Александр Яковлевич Аросев жаловался Сталину: «Ведомство не хочет, чтобы полпред имел возможность непосредственно сноситься с политбюро или его членами. Ведомство хочет, чтобы на всех постах стояли его чиновники». Аросев не упускал случая отметить, что Литвинов близок к правым, а замнаркома Крестинский - и вовсе троцкист. Литвинов ничего не мог поделать, потому что Аросев когда-то учился вместе с Молотовым, а с Ворошиловым отбывал ссылку.

Сталин не возражал, когда полпреды обращались к нему напрямую. Советских представителей в наиболее крупных странах он принимал у себя в Кремле. Это позволяло получать дополнительную информацию, в том числе о взаимоотношениях внутри наркомата, хотя никакой самодеятельности дипломатам генеральный секретарь не позволял. Главным в сталинской дипломатии было сознательное самоограничение: каждый должен заниматься тем, что ему поручено, точно и буквально исполнять указания руководства.

Посол в Швеции Александра Михайловна Коллонтай записала в дневник в 1933 году после встречи со Сталиным: «В нашей работе не надо быть инициативной. Надо «проводить задания».

22 декабря 1933 года Литвинов жаловался Сталину относительно кадровых назначений в полпредстве в США, из-за которых он разошелся во мнениях с полпредом Александром Трояновским: «Вы неоднократно (и еще на днях) упрекали меня, что я не пользуюсь своим авторитетом наркома в своих сношениях с полпредами. Вы, вероятно, согласитесь, что не может быть этого авторитета у наркома, когда при его конфликте с полпредом по делу, в котором полпред ничего не может понимать, ЦК всецело решает вопрос в его пользу…»

Став наркомом, Литвинов обновил состав послов, бывших политиков сменяли первые профессиональные дипломаты. Подбором дипломатических кадров занимался организационно-распределительный отдел ЦК, в котором был заграничный сектор. На дипломатическую работу переводили с партийной, брали людей с производства. Им зачастую не хватало элементарной подготовки. В 1934 году политбюро утвердило проект постановления Совнаркома о передаче из резервного фонда в распоряжение Наркомата иностранных дел средств, необходимых для организации Института дипломатических и консульских работников. Его слушателям также решением политбюро предоставили отсрочку от призыва в армию и освободили на время учебы от военных сборов.

Непосредственно дипломатами занималась комиссия по проверке товарищей, вернувшихся в СССР с заграничной работы. Она существовала внутри аппарата партийной инквизиции - Центральной контрольной комиссии.

11 августа 1937 года Георгий Максимилианович Маленков, восходящая партийная звезда, заведующий отделом руководящих парторганов ЦК, докладывал Сталину: «По Вашему поручению отобрано пятьдесят работников для Наркоминдела. Все эти работники проверены в Орграспредотделе ЦК ВКП(б), а также и через НКВД. Каждого из отобранных товарищей я принимал, после чего с ними знакомился тов. Литвинов».

В 1938 году ввели новое правило: все работающие за границей должны приезжать в отпуск на родину, чтобы чекисты могли к ним присмотреться.

В решении политбюро записали:

«1. Установить, что работники заграничных учреждений СССР обязаны свой отпуск проводить в Советском Союзе.

2. Предложить наркоматам оплачивать проезд работников заграничных учреждений СССР, приезжающих в отпуск в Советский Союз».

Из книги Москва подземная автора Бурлак Вадим Николаевич

«Маленький нарком» После того как в 1937 году Генриха Ягоду арестовали, новым главой НКВД стал Николай Ежов. Поговаривали, что «маленький нарком» обожал не только стрелять из пистолета, но и лазить по подземельям.Безопасности метрополитена он уделял не меньше внимания, чем

Из книги Ракеты и люди. Фили-Подлипки-Тюратам автора Черток Борис Евсеевич

Фото 34. Заместители С.П. Королева С.О. Охапкин (слева) Заместители С.П. Королева С.О. Охапкин

автора Калашников Максим

Последний сталинский нарком Последняя попытка Сталина спасти положение провалилась. Надо было что-то делать. И коль потерпели неудачу идеологи, вперед выступил деятель экономики. А именно – Алексей Косыгин, сталинский выдвиженец. Правая рука Императора в труднейшем

Из книги Третий Проект. Том I `Погружение` автора Калашников Максим

Баталин, последний нарком… Между тем, независимо от ВПК, еще одна группа переломить гибельные тенденции в стране, начиная контрпроект – русскую экономическую реформу Баталина.Юрий Петрович последний нарком Советского Союза.В позднем СССР Юрий Баталин и его шеф, глава

Из книги ЦРУ и другие спецслужбы США автора Пыхалов Игорь Васильевич

Первые заместители директора ЦРУ Дуглас, Кингмэн (Douglass, Kingman)16 апреля 1896 - 8 октября 1971.Родился в г. Оак-Парк, штат Иллинойс. В 1918 г. окончил Йельский университет, получив степень бакалавра гуманитарных наук.Работал в банковской сфере.Во время 2-й мировой войны призван в

автора Млечин Леонид Михайлович

НАРКОМ УЕЗЖАЕТ ЛЕЧИТЬСЯ Чичерину назначили двух заместителей - больше в те годы не позволялось. Вся коллегия наркомата состояла из четырех-пяти человек. Первым заместителем был старый большевик Максим Максимович Литвинов, вторым - Лев Михайлович Карахан. С Караханом

Из книги МИД. Министры иностранных дел. Тайная дипломатия Кремля автора Млечин Леонид Михайлович

ЛИШЬ БЫ НАРКОМ НЕ СБЕЖАЛ Состояние Чичерина ухудшалось, и наконец стало ясно, что вылечить его невозможно. Сейчас же отношение к нему в Москве переменилось. Он перестал быть нужным, и сразу стало жалко тратить на него деньги. Кроме того, в политбюро возникла другая

Из книги Фрунзе. Тайны жизни и смерти автора Рунов Валентин Александрович

Нарком В минувшем году мы Красную Армию сократили с 610 тыс. до 562 тыс. человек, т. е. уменьшили ее на 50 тыс. человек. А при нашей территории и международном положении ясно, что даже в 600 тыс. человек - маленькая армия… В отношении подготовки мы далеко отстаем от уровня

Из книги Лев Троцкий. Большевик. 1917–1923 автора Фельштинский Юрий Георгиевич

5. Нарком иностранных дел Лишь ощупью Троцкий пытался найти наиболее целесообразные подходы к налаживанию внешнеполитической деятельности большевистского правительства. В литературе часто можно встретить утверждение, что он поначалу совершенно пренебрежительно

Из книги Сталин и заговорщики сорок первого года. Поиск истины автора Мещеряков Владимир Порфирьевич

Часть 2. Нарком ВМФ Кузнецов вспоминает… Мы уже обращались к воспоминаниям адмирала Кузнецова изложенные в его книге «Курсом к победе», а также, приводили его интервью, данное историку Куманеву. Но у него есть еще книга «Накануне». Она тоже представляет определенный

автора Лобанов Михаил Петрович

Из книги Спецслужбы первых лет СССР. 1923–1939: На пути к большому террору автора Симбирцев Игорь

Первый нарком в НКВД Назначение Сталиным главой НКВД 10 июля 1934 года Ягода явно воспринял как должное, не подозревая, что начался его путь к эшафоту. А пока на пике своего величия он стал членом ЦК партии, а вскоре и наркомом внутренних дел со званием генерального комиссара

Из книги 1937 год: Элита Красной Армии на Голгофе автора Черушев Николай Семенович

Нарком военно-морского флота Выстрел Гамарника прозвучал 31 мая – и должность начальника Политуправления РККА стала вакантной. Реально на нее претендовать могли прежде всего армейский комиссар 2-го ранга Гайк Осепян – действующий заместитель Яна Борисовича и бывший

Из книги История российского сыска автора Кошель Пётр Агеевич

Нарком Ежов становится писателем

Из книги Сталин в воспоминаниях современников и документах эпохи автора Лобанов Михаил Петрович

Нарком боеприпасов Б. Ванников «Доставлен из тюрьмы» В первых числах июня 1941 года, за две с половиной недели до начала Великой Отечественной войны, я был отстранен с поста Наркома вооружения СССР и арестован. А спустя менее месяца после нападения гитлеровской Германии

Из книги Сталин автора Белади Ласло

НАРКОМ ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ Циркулирующий среди некоторых товарищей проект восстановления старых губерний (Тифлисская, Бакинская, Эриванская) с единым закавказским правительством во главе является, на мой взгляд, утопией, притом утопией реакционной, ибо такой

Литература