Этические взгляды А. Шопенгауэра и Ф

Вступление

В широком смысле философия жизни - это любая концепция, рассматривает вопрос смысла, цели, ценности жизни, особенно когда она недооценивает или игнорирует теоретическое знание, обращаясь к неподдельной полноты непосредственного переживания, стремится «понять жизнь из него самого». Она предпочитает чувством, инстинкта; выступает против интеллекта; защищает иррационализм и мистику от рационализма, созерцание от понятия, «творческое начало» от «механического». В этом смысле к сторонникам философии жизни причисляют некоторых досократиков, стоиков, представителей иррационализма XVIII в., Романтиков и др. Учредителями современной философии жизни считаются А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.

Философия жизни - подчеркнуто антирациональное направление в философии, в центре внимания которого находится инстинктивно узнаваемая целостная реальность, не тождественна ни духу, ни материи, которая была названа «жизнью».

К представителям этой школы относятся немецкие мыслители А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, Зиммель (1858-1918), Людвиг Клагес (1870-1956), Освальд Шпенглер (1880-1936), французские - Анри Бергсон (1859-1941), испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883 -1955) и др.

Этические взгляды А. Шопенгауэра

Создатель философской концепции, которая стала одним из источников философии жизни, А. Шопенгауэр научное миропонимание считал иллюзорным, классическую философию - шарлатанством, а диалектику - «жонглированием абстрактными формулами». Его труды - «Мир как воля и представление», «Две основные проблемы этики» и «Афоризмы и максимы» значительно повлияли на европейскую философию, в том числе и на этику.

Мир, по мнению философа, существует лишь постольку, поскольку человек его представляет. Представление распадается на субъект и объект: наблюдение за тем, кто смотрит. Без субъекта представления не его объекта, который приобретает пространственной и временной определенности (речь идет не о предметах объективного, материального мира, а о представлении). Однако этого для познания, руководствуется принципом каузальности (причинности), недостаточно, поскольку возникает вопрос, не является ли мир чем-то большим и иным, чем представление.

В конце концов, субъект познания на основе опыта может обнаружить в себе две принципиально разные сущности: свое тело, которое является для него как представление, объект среди объектов, а также то, непосредственно знакомо каждому, что называют волей. Тело это объективация воли, а воля это в себе бытие тела.

Концепция А. Шопенгауэра основывалась на двух основных положениях: «мир - это воля в себе» и «мир - это представление для нас» (вспомним «вещи в себе» и «вещи для нас» И. Канта). Мир как вещь в себе возникает у философа как слепая «воля к жизни». Понятие, по его мнению, это только абстракции, поэтому более мотивированным за декартовское «Я мыслю, следовательно, существую» считал утверждение «Я хочу (предпочитаю), следовательно, существую». Именно в желании субъект выступает сам по себе, раскрывает свою сущность, то есть волю. Она всегда находится в состоянии стремление, поскольку этот поезд является ее единственной сущностью. Свобода не имеет четко очерченной цели, которой можно достичь. Она неуемная, никогда не может быть удовлетворенной, а человек счастливой.

Волю А. Шопенгауэр понимал как космическое начало (мир предстает как следствие воли к жизни), внутреннюю сущность всех сил (силы, благодаря которым человек имеет стремление; силы, которые вызывают развитие растений, даже силу тяжести). Воля как «вещь-в-себе» находится, по его убеждению, вне пространства и времени. Она беспричинная и непознаваема, не имеет объективной основы и определенной цели. Воля к жизни измельчается на бесконечное множество объективаций, каждой из которых присуще стремление к абсолютному господству, что выражается в войне всех против всех. философия шопенгауэр экзистенциальный

Высшей степенью объективаций воли А. Шопенгауэр считал человека - существо, наделенное разумным познанием, которое он расценивал только как вспомогательное средство деятельности.

Если воля как «вещь в себе» и основа любого явления есть свободным, то все, что касается этого явления, в том числе и эмпирическая человек, подчиняется необходимости. Человек может выбирать решения, и эта возможность делает ее ареной борьбы мотивов. Каждый индивид познает себя всей волей к жизни.

Все другие индивиды существуют в его представлении как нечто зависящее от него, что является источником безграничного эгоизма человека. Государство не уничтожает эгоизм, поскольку она - лишь система сбалансированных единичных воль. Преодоление эгоистических импульсов происходит, по мнению философа, в сфере искусства и морали.

Будучи результатом творчества гения, искусство основывается на способности к «незаинтересованными созерцания», в котором потребитель искусства предстает «чистым безвольным» субъектом, а объектом - идея (в платоновском смысле). Музыка как высший вид искусства имеет целью не воспроизведение идей, а непосредственное отражение воли.

По словам А. Шопенгауэра, то, что в человеке, гораздо важнее того, что есть в ней. Высоко ценя здоровья, он, однако, не разделял гедонистических взглядов: «Дурак гоняется за наслаждениями и находит разочарование; вместо мудрец только избегает горя ». Недооценивая дружбе, отстаивая преимущества одиночества, считал, что человек избегает, терпит ли одиночество в соответствии с тем, какова ценность его «Я». Польза одиночества видел и в том, что именно в одиночестве каждый видит в себе то, чем он есть на самом деле. Истинная дружба - призрак. Реальная дружба основывается на взаимном благе, общих интересах, но как только интересы сталкиваются - дружба рушится. Даже брачные узы философ считал неприемлемыми («Жениться - значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности»).

Этическая концепция А. Шопенгауэра пессимистическая, из-за чего его называли философом «мировой скорби». Он считал существующий мир худшим из возможных, а полемизируя с Гегелем, провозгласил тезис: «Все действительное неразумное, все неразумное действительное». Одновременно действовать разумно и морально, по его мнению, невозможно. Истинная судьба человека всегда является трагической: «Оптимизм, утверждал философ, кажется мне не только бессмысленным, но и, по правде говоря, бессовестным взглядом, горькой насмешкой над несказанными страданиями человечества».

Правда, с точки зрения молодости жизнь кажется бесконечным будущим, однако с точки зрения старости оно выступает как очень короткое прошлое. Однако жизнь и смерть являются трагическими только для обычного, неспособной постичь их тайну человека.

Для человека, способного созерцать сущность мира, то есть волю, а постигнув ее, отказаться от нее и благодаря этому достичь абсолютной безмятежности, покоя, целью жизни является смерть: «Смерть - это конечный вывод, resume жизни, его итог...» Настоящий философ, мудрец, постигшим тайну мира, не бояться смерти, так как и в жизни знает, что он ничто. Именно поэтому в нем отсутствует желание индивидуального бытия. А через отрицание воли к жизни человек, по А. Шопенгауэру, может достичь вечной добродетели.

Существенным признаком жизни человека философ считал страдание, которое является неотвратимым. То, что называют счастьем, всегда фактически сводится к освобождению человека от страданий. Однако, освободившись от одних страданий, человек испытывает других страданий и тоски. Иллюзорный мир суеверия и религии не спасает человека от одиночества, поэтому она всегда оставлены на саму себя.

Признание доминирующей роли страдания в жизни человека привело его к выводу, что сочувствие (сострадание) является важнейшим моральным принципом.

Сочувствие касается не только человека, но, на чем акцентировал А. Шопенгауэр, и животных. Открывая человеку невикориненисть страданий, сознание, по мнению А. Шопенгауэра, указывает путь освобождения от мирового зла. Поняв, что свобода во всех ее проявлениях одна, человек может дойти до состояния полного отсутствия желаний. И тогда ее свобода не будет утверждать своей сущности, а возражать.

Речь идет о переходе к аскетизму, цель которого заключается в уничтожении не только жизнь тела, но и воли, проявлением которой является тело. Это вызывает расширение в мировой воли индивидуальной, переход ее в небытие, в результате чего весь остальной мир (мир-объект) превращается в ничто, поскольку без субъекта нет объекта. Такие мысли также близкие индуистском учению о нирване.

По утверждениям А. Шопенгауэра, проповедовать мораль легко, а обосновать трудно. Поэтому он высоко ценил нравственный смысл своей философии, поскольку она признает волю сущностью человека. Индивид сам себя творит, а потому поступки человека действительно ее собственными поступками, а следовательно, могут быть поставленными ей в вину.

Концепция А. Шопенгауэра сильно повлияла не только на философов, но и на художников, в частности на немецкого композитора Рихарда Вагнера (1813-1883).

Этика Шопенгауэра основывается на положении о том, что в борьбе мировых сил должно явственно ощущаться стремление первоосновы всего бытия – воли – возвратиться к своему истинному, бессознательному бытию . Оно выражается на фоне скорби, боли и страданий , господствующих в жизни . По мнению Шопенгауэра, истинное содержание жизни – постоянная борьба воли, в которой она, томясь, стремится к покою своего бессознательного бытия.

Мир, как арена этой борьбы – не лучший, а худший из всех миров. Влечение воли возвратиться к своему общему бытию более всего обнаруживается , согласно Шопенгауэру, в двух явлениях: в процессе размножения , в котором индивид стремится воспроизвести общее, род; и в сострадании , источнике всякой морали, где индивид в подобных ему тварях сознает себя родом.

Чем более человек отрешается от своей индивидуальности и возвышается ко всеобщему, тем более он освобождается от житейских страданий – вот основной пункт этики Шопенгауэра.

Он говорит, что это освобождение может совершаться двум путями :

1. Возвышение над страданием через искусство, которое, будучи символическим изображением общего объективирования воли, в погружении духа в бытие и чистом беспристрастном его созерцании дает возможность забыть житейские невзгоды.

2. Освобождение от страдания через отрицание воли к жизни. Относительно оно осуществляется в аскетизме, а совершенно – в добровольном отречении от жизни, в самоубийстве.

Воля есть беспрерывное хотение бытия, и из этого-то хотения непрерывно рождается мир явлений. Пока будет существовать воля, будет существовать и вселенная. Индивидуумы рождаются и умирают, говорит Шопенгауэр, но воля, хотение, их порождающее, вечна подобно Идеям, по образу которых она их создаёт. Рождение и смерть касаются не самой воли, а только её проявлений. Сущность нас самих, воля не умирает .

Смерть , по взгляду Шопенгауэра, не есть факт печальный; напротив. Подобно рождению, она есть следствие всеобщего порядка. Но если тот факт, что мы заключаем в себе частицу общей воли, неумирающее начало, с одной стороны, утешителен, так как гарантирует нам до известной степени бессмертие, то с другой он крайне прискорбен для тех, кто хотел бы освободиться от бедствий существования с помощью самоубийства. Так как смерть уничтожает один лишь феномен, то есть тело, а вовсе не самую душу, т. е., всеобщую волю, то самоубийство освобождает меня только от моего «существования в явлении», а вовсе не от меня самого.

Артур Шопенгауэр, создавая свою пессимистическую концепцию морали, исходит из того, что «страдание - неизбежный и истинный удел человека ». Оптимизм - свидетельство плоской тупости его сторонников или кровавое издевательство над безмерностью человеческого страдания. Из страсти и страдания Шопенгауэр выводит всемирный закон как результат слепой воли и жизни. Произвола слепой воли способен избежать лишь беспристрастный, творческий гений или аскет. Достичь этого можно лишь попиранием воли, т. е. уничтожением жизни, к чему и движется человечество. Впрочем, с его точки зрения, лучшего оно и не заслуживает.


Все поступки, мотивированные желанием личного блага, Шопенгауэр расценивает как эгоистические и исключает их из числа нравственных.Воля к жизни (эгоизм) пользуется для своего удовлетворения убийством, кражей, ложью, но также и трудом, экономией. Поэтому труд, упорное прилежание, бережливость – все это только утонченный эгоизм, плод воли к жизни . Положительной добродетели нет, ибо в основании всего того, что обычно называется добродетелью и этикой, мы находим эгоизм, волю к жизни и к наслаждению . Критерием нравственности является отсутствие эгоистических мотивов . Это возможно, когда люди настолько близки друг к другу, что чужое страдание воспринимают как свое. Такое отношение возможно лишь при взаимной симпатии, поэтому симпатия - единственная, реально существующая форма нравственности.

Из принципа сострадания вытекают две нормы поведения: пассивное (не вреди никому) и активное (помогай каждому по мере сил). При пессимистическом взгляде на мир нравственный поступок может привести лишь к облегчению страдания, но не избавить от него, ибо страдание бесконечно. Чем глубже и нравственнее человек, тем шире его сочувствие, тем больше его собственное страдание и чувство безысходности, ибо мир полон страданий, нищеты, несчастий .

Единственным искуплением может быть аскетизм . Единственный путь, ведущий к истинной этике, согласно Шопенгауэру, состоит в том, чтобы воля, убежденная разумом в бесплодности жизни и её удовольствий, обратилась на самое себя, отринула себя, отказалась от желания бытия, жизни, наслаждений. «Слепая воля к жизни зажгла в человеке светильник разума, и он освещает безмерность страдания и открывает путь к его прекращению через сознательное подавление воли аскетическим отрицанием жизни, отказом от стремления к продолжению рода, а тем самым отказом от постоянно растущей цепи мучений ». Через преодоление воли к жизни человек приходит к вечной добродетели.

Учение Шопенгауэра оказало большое влияние на философию Ницше, последующую буржуазную этику, экзистенциализм и др.

Центральное значение категории воли характерно и для этики Шопенгауэра. Но и тут дело не обошлось без парадокса. С одной стороны, концепцию морали Шопенгауэр строит так: воля, продвигаясь по "лестнице" устремлений и импульсов, обращается на саму себя и отчасти против самой себя. Ведь от воли исходит "тотальное себялюбие". Но воля же, толкая к осознанию себя как свободы, способствует особому человеческому познанию и самопознанию: появляется универсальное осознание человеком собственной вины и греховности; умеряется и смягчается себялюбие. Воля, в конечном счете, ведет к новой мудрости, к простоте и достоинству человека.

С другой стороны, в концепции мудрости Шопенгауэр редко прибегает к манипуляциям с вездесущей, универсально значимой категорией воли. "Житейская мудрость" оказывается знакомой, близкой и дорогой мыслящему и страдающему человеку. Книгами Шопенгауэра зачитывались и до сих пор зачитываются люди, которые ценят в авторе собеседника, передающего им, как эстафету, вековую мудрость человечества, ее жизненные правила - простые и одновременно бесконечно ценные, как сама жизнь. Мыслитель так начинает свои "Афоризмы житейской мудрости": "Аристотель (Eth. Nicom., I, 8) разделил блага человеческой жизни на три группы: блага внешние, духовные и телесные. Сохраняя лишь тройное деление, я утверждаю, что все, чем обусловливается различие в судьбе людей, может быть сведено к трем основным категориям.

1 Что такое человек; т.е. личность его в самом широком смысле слова. Сюда следует отнести здоровье, силу, красоту, темперамент, нравственность, ум и степень его развития.
2 Что человек имеет; т.е. имущество, находящееся в его собственности или владении.
3 Что представляет собою человек; под этими словами подразумевается то, каким человек является в представлении других; как они его себе представляют - словом, это мнение остальных о нем, выражающееся вовне в его почете, положении и славе" (Афоризм 18). Самым ценным для счастья, рассуждает Шопенгауэр, является наша личность. В отличие от других благ она не может быть отнята у нас, и в этом смысле ее ценность абсолютна, тогда как ценность других благ только относительна. Рассуждая о таких ценностях, как здоровье, обеспеченность и т.д., Шопенгауэр далек от моралистичности и назидательности. Он признает, что от здоровья зависит девять десятых всех благ и возможностей нашей жизни. А потому забота о здоровье понятна, естественна, целесообразна, если это не перерастает в маниакальную заботу о самосохранении.

Шопенгауэр принимает Эпикурово деление потребностей на естественные и необходимые, естественные, но не необходимые, и неестественные и не необходимые. "Не думаю, что опозорю мое перо, если посоветую о сохранении заработанного и унаследованного состояния... Состояние - это иммунитет, гарантия против присущей человеческой жизни нужды и горестей, избавление от кабалы, составляющей удел всех сынов земли" (Афоризм 43). Опираясь на традиции этики, Шопенгауэр формулирует простые и здравые поучения и правила поведения. Так, он согласен с древними, что мудрец должен искать не наслаждений, а избавления от страданий. Человеку лучше не быть чувствительным к мелочам. Не стоит предъявлять к жизни слишком высокие требования. Надо идти трудным, но доступным человеку путем самопознания. Ориентации на настоящее и будущее следует сохранять в разумном балансе. Необходимо извлекать уроки из прошлого. Следует помнить, стремясь к счастью, о благотворности самоограничений. Общение с другими людьми полезно, если общительность умеренна и необременительна. Зависть к другим людям естественна и вряд ли устранима, но следует помнить, что она - порок. Необходимо стойко переносить несчастья, если они обрушатся на вас. Воздержанность, концентрированность и сосредоточенность в труде и выполнении благородных жизненных целей - другие заповеди этики Шопенгауэра.

Эти правила - афоризмы спокойной, взвешенно-рассудительной и даже светлой "житейской мудрости" - резко контрастируют и, однако же, парадоксальным образом уживаются в учении Шопенгауэра с пессимистическими основаниями его философской метафизики, о которых уже шла речь. Согласно Шопенгауэру, пессимизм зиждется на глубоких и достаточных основаниях. Философ отстаивает идею о предопределенности, жесткой детерминированности всего, что имеется в являющемся нам ("феноменальном") мире. Что же касается воли (которая трактуется как вещь сама по себе, т.е. как "ноуменальная реальность"), то она, не имея сознательной цели и во многих своих формах оставаясь слепой, темной волей, делает мир вечным становлением, бесконечным потоком. Мир как поток, становление наделен у Шопенгауэра такими антропоморфными свойствами, как бесконечный поиск, тоска, внутреннее Противоборство, страдание. Пессимизм в шопенгауэровском учении становится неизбежным следствием не зависящего от человека устройства самой вселенной. Человек же мыслится как воплощение особенного глубокого противоречия. В своей жизни он детерминирован противоречивым взаимодействием причин - следствий, стимулов - реакций, мотивов - действий. "Свобода воли", о которой так много спорили философы, для Шопенгауэра не более, чем иллюзия невежд, плод их воображения.

Из фаталистического детерминизма как будто бы должен был вытекать безраздельный пессимизм в оценке жизни и возможностей человека. Между тем и здесь мы опять сталкиваемся с характерным шопенгауэровским парадоксом. Шопенгауэр смотрит на человеческое существование как на неизбывную и неотвратимую трагедию. Она коренится и в общем характере бытия мира, и в особенностях человеческого существования, в специфике общества. Человек, как всякое животное, по природе своей одержим желаниями и стремлениями. А это значит, что он обречен на страдания уже из-за детерминированности своими потребностями. Но Шопенгауэр вынужден признать, что человек все же располагает определенной мерой свободы. Она проявляется прежде всего в том, что человек способен к познанию, к "возвышению сознания". Однако отсюда проистекает еще более глубокое страдание. Итак, человеческая жизнь "уже по самому своему характеру неспособна к истинному блаженству, а является по существу многообразным страданием и состоянием вполне несчастным...". В человеческом мире "все лучшее с трудом пролагает себе путь, благородное и мудрое очень редко проявляет себя и воздействует, ему редко внемлют, все же абсурдное и превратное в сфере мысли, плоское и безвкусное в сфере искусства, злое и коварное в сфере поступков действительно утверждают свое господство, прерываемое лишь изредка и ненадолго". Если самого закоренелого оптимиста "провести по больницам, тюрьмам, застенкам, через поля битв и места казни", если "открыть перед ним все темные обители нищеты", то от его оптимизма, скорее всего, не останется и следа. И все же это не последнее слово метафизики и этики Шопенгауэра. Парадоксальным образом одним из следствий пессимизма, доводимого до крайней степени, оказывается призыв мыслителя к поистине титаническим усилиям человека, все-таки способного к "спасению", "избавлению" (Eriosung) среди юдоли зла и страданий. Чем меньше человек поддается напору потребностей, страстей и желаний, чем аскетичнее и праведнее его жизнь, чем сдержаннее воля, чем больше сострадание к другим людям, тем больше надежд на спасение. Таковы основные идеи и парадоксы философии Шопенгауэра.

Этика: конспект лекций Аникин Даниил Александрович

1. Этика А. Шопенгауэра

1. Этика А. Шопенгауэра

Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860 гг.) отверг своим учением многие принципы классической фило–софской традиции, в особенности ее представление о том, что нравственность должна формироваться на основе разумности. Обращаясь в основном к человеческой субъективности, он обратил внимание на неисчерпаемость психики, прежде всего ее волевого компонента, на значение интуиции, импульсив–ных составляющих духовного опыта.

Основная философская идея мыслителя выражена также в названии его основного произведения – «Мир как воля и представление». Она связана с различием двух миров. Пер–вый – пространственно-временная область явлений, предста–влений, а второй – особая сфера воли, не соотнесенная с про–странством и временем, которая неизменна, тождественна сама себе, свободна в проявлениях. Как, в частности, и у Пла–тона, «настоящим» А. Шопенгауэр считает лишь один из ми–ров – это загадочный, непостижимый человеческой мыслью мир воли, который он понимает как «слепое стремление к жизни», ничем не объясняемое, иррациональное «хотение», которое пронизывает собой все вокруг, в том числе и самого человека.

Мыслитель в своих произведениях то отходил, то возвра–щался вновь к этой идее, но все этические размышления А. Шопенгауэра так или иначе всегда оказывались с ней свя–занными. Изменяясь на «человеческом уровне», воля приво–дит к жизни побуждения поведения личности, такие, как эго–изм, злоба, но также и сострадание.

Именно последнее, а совсем не стремление человека к сча–стью или выполнению своего долга составляет исходные по–ложения морали. А. Шопенгауэр утверждает, что сострадание содержит в себе и некий мистический элемент. Он считает, что сострадание – «процесс изумительный и, более того, таин–ственный. Это поистине мистерия этики, ее первофеномен и пограничный столб».

Вместе с тем философ утверждал, что возникновение его естественно, потому что каждый человек обречен на страда–ния, которые являются результатом вечной неудовлетворен–ности воли и которые дают возможность ощутить острую боль другого. Задача личности – победить эгоистические установ–ки, которые побуждаются ее волей.

Но сделать это и тем самым преодолеть страдания возмож–но лишь путем полного отказа от воли к жизни, выбора пози–ции недеяния, ведущей к нирване. Несомненно, в этих утвер–ждениях А. Шопенгауэра, навеянных восточной философией, обнаруживается пессимистический характер его этических размышлений. Согласно его идеям, жизнь практически ока–зывается лишь ожиданием смерти.

Таким образом, А. Шопенгауэр в своем учении предложил этике другие, по сравнению с классической европейской тра–дицией, ориентиры. В своих этических трудах он выступал против всевластия разума и отрицал авторитет общезначимо–го, обезличивающего и подчиняющего индивида. Но пафос утверждения индивидуальности был принят соотечественни–ком А. Шопенгауэра, который оказался более последователь–ным и радикальным «сокрушителем классических устоев».

Одним из важных этических вопросов А. Шопенгауэр счи–тал взаимоотношение понятий справедливости и несправед–ливости в человеческом обществе. «Никакое участие к друго–му, никакое сострадание по отношению к нему не может налагать на меня обязательства терпеть от него обиды, то есть подвергаться несправедливости», – писал философ, указывая также, что активное сопротивление личности, которое необходимо для защиты ее прав и достоинства, нельзя рассма–тривать как несправедливость в отношении посягателя.

Требование недопущения несправедливости, непосред–ственно понимаемое как запрет на несправедливость в отно–шении других, обладает и другим, очень важным в этическом плане аспектом – не совершать по отношению к другим не–справедливости, так же, как и в отношении себя.

В результате соблюдение справедливости в отношении к другим полагает исполнение и своих обязанностей. Но так–же справедливость в отношении себя должна предполагать от–стаивание своих собственных прав.

Из книги Введение в Лакана автора Мазин Виктор Аронович

Из книги В поисках морального абсолюта: сравнительный анализ этических систем автора Латцер Ирвин У

Из книги Этика: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

3. Этика Аристотеля Творчество Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) считают вы–сшим развитием античной этики. Это вряд ли стало возмож–ным, если бы ученик Платона не превзошел своего учителя, сделав выбор в пользу истины.Всем нам известно высказывание философа: «Хотя Платон и

Из книги Этика автора Зубанова Светлана Геннадиевна

1. Этика И. Канта. Формулировка категорического императиваОсновная проблема этики И. Канта – проблема человече–ской свободы. Она являлась основной проблемой эпохи. И. Кант выводит взаимное равенство всех людей. Другое значе–ние решения И. Кантом этой проблемы состоит в

Из книги На свидании автора Новикова Ирина Николаевна

2. Корпоративная этика Предпринимательская этика регулирует также и отношения между предпринимателями в различных сообществах – ассо–циациях, гильдиях, корпорациях.Эти отношения предусматривают как отстаивание конку–рентных позиций, так и солидаристские связи,

Из книги Величие Древнего Египта автора Мюррей Маргарет

5. Этика софистов Этика античности была обращена к человеку. «Человек есть мера всех вещей» – эти слова Протагора исследователи по праву считают девизом для всех этических произведений данного периода. Для этических произведений античных авторов характерно

Из книги Японская цивилизация автора Елисеефф Вадим

9. Этика Аристотеля «Этика» (учение о нравственности) понималась Аристотелем как жизненная мудрость, «практические» знания о том, что такое счастье и каковы средства для его достижения. Можно ли считать учение придерживаться правильных норм поведения и ведения

Из книги Мифы и правда о женщинах автора Первушина Елена Владимировна

16. Этика Б. Спинозы Аксиоматический метод доказательства моралиОсновная установка мыслителей Нового времени предполагала выведение морали из природы, что часто становилось сведением ее к естественнонаучному знанию.Бенедикт Спиноза (1635–1677) превращает этику в

Из книги автора

20. Этика И. Канта Моральная теория Иммануила Канта не допускает исключений из реализации закона, которые были бы обусловлены неблагоприятными обстоятельствами. Лжесвидетельство не должно быть услышано. Однако нравственный закон не принуждает к тому, чтобы героические

Из книги автора

22. Этика А. Шопенгауэра Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788–1860) отверг своим учением многие принципы классической философской традиции, в особенности ее представление о том, что нравственность должна формироваться на основе разумности.Основная философская идея

Из книги автора

35. Новая этика Демократический строй и проблема формирования новой этикиНовая этика предлагает различные способы постижения и должного выражения моральных ценностей; обрисовываются различные «круги проблем» с разной субординацией в них (либо, в частности, признается

Из книги автора

37. Корпоративная этика В отличие от Западной Европы, где в основании предпринимательской этики находились менталитет средневековых городов, этос капитализма, и особенно этика протестантизма, в России духовными истоками данной этики оказались служебные этосы

Из книги автора

6. Этика секса Эротический этикет не так строг, как этикет в других областях человеческой жизни. Однако как мужчины, так и женщины должны отвечать за свои поступки. Если женщина сексуально привлекательна, она должна соблюдать определенные правила, которые помогут ей

Из книги автора

Этика Много писалось об этических нормах древних египтян. Мы знаем, что с древнейших времен жители этой страны отличались высокими моральными принципами. Первым было моральное обязательство по отношению к богу, но, поскольку царь и бог были едины, значит, моральное

Из книги автора

Конфуцианская этика Конфуцианство было официально изъято из школьного образования после войны, так как оно скомпрометировало себя как духовное прикрытие для того милитаристского сумасшествия, которое привело к поражению. Тогда случился один из обычных парадоксов

Докторская диссертация Четвероякий корень принципа достаточного основания (ber die vierfache Wurzel des Satzes vom zureichenden Grunde , 1813, второе издание 1847) заложила предпосылки главной его работы – Мир как воля и представление (Die Welt als Wille und Vorstellung , 1819, второе издание 1844, третье – 1859), первая и третья книги которой посвящены миру как идее, а вторая и четвертая – миру как воле. Критически оценивая некоторые идеи Канта, Шопенгауэр воспринял многие взгляды великого мыслителя, в частности кантовскую теорию пространства и времени как априорных субъективных форм чувственности и причинности как категории рассудка. Согласно Шопенгауэру, истина в том, что мир – это воля, а именно воля к жизни и ее продолжению. Кант утверждал, что последняя реальность (noumenon, вещь в себе) непознаваема; Шопенгауэр настаивал, что наше знание о ней является непосредственным: она есть не что иное, как наша собственная неутолимая и мучительная воля, или желание. Эта воля, существование которой мы осознаем непосредственно внутри себя, также одушевляет всю природу. Мы не только чувствуем волю в себе самих, но и воспринимаем ее в объективации, т.е. как развернутую во времени и пространстве. В неорганическом мире воля проявляется в конфликте природных стихий. Она восходит от растений и животных к человеку по все более высоким ступеням объективации и определяется множеством все более специфичных законов. Каждый организм приближается к идеям (в платоновском смысле), отражением которых он является, и чем он ближе к идеальному образцу, тем прекраснее.

Царство платоновских идей представляет собой высшую объективацию воли. В отличие от феноменального мира, здесь нет времени, пространства, изменения. Вечные и бесстрастные идеи, составляющие сущность изменчивых явлений и познаваемые только в созерцании, становятся темой всего изобразительного искусства. Следующей ступенью является поэзия. Музыка же не является отражением идей, скорее она – отражение самой воли. Эстетический опыт представляет собой незаинтересованное созерцание, оставляющее в стороне все «почему», «по какой причине», «для чего». Таким образом, искусство дает возможность временной передышки от непрестанной борьбы и разочарований, присущих этому миру.

Буддисты, которыми Шопенгауэр восхищался, принимали мировое зло за нечто само собой разумеющееся. Шопенгауэр искал для своего пессимизма логическое оправдание. Человеческие желания, настаивал он, бесконечны, и удовлетворить их невозможно. На место удовлетворенного желания заступают десять других, и даже если бы все желания были удовлетворены, результатом была бы лишь скука. При этом Шопенгауэр замечает, что цели часто достигают после долгих лет борьбы, а удовлетворение длится краткий миг. Боль, говорил философ, позитивна, удовольствие негативно, это всего лишь временное облегчение. Иначе говоря, наш мир – наихудший из всех возможных миров, и если бы он был еще хуже, никто не захотел бы в нем жить.

От борьбы и боли можно спастись тремя способами. Первый – созерцание произведений творческого гения, в которых отражаются вечные идеи. Этот путь приносит временное облегчение. Второй – моральная жизнь, уменьшающая страдание, поскольку главной добродетелью является сострадание, т.е. отождествление собственной страдающей воли с той, что присуща другим людям и животным. Полнота спасения достигается, однако, лишь через отрицание воли, отказ от самости и желаний – через бесстрастную аскетическую жизнь.

Педагогика