Права и обязанности соискателей лицензий, лицензиатов и должностных лиц подразделений лицензирующего органа. Могут ли аннулировать квалификационный аттестат

Деятельность управляющих организаций по управлению многоквартирными домами (далее — МКД) согласно ст. 192 ЖК РФ подлежит обязательному лицензированию и осуществляется на основании лицензии, выданной органом государственного жилищного надзора — государственной жилищной инспекцией субъекта РФ (далее — жилищная инспекция) по решению лицензионной комиссии субъекта РФ. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению МКД на основании договора управления МКД.

В соответствии с ч. 1 ст. 193 ЖК РФ к управляющим организациям — соискателям лицензии, а также управляющим организациям, имеющим лицензию (далее — лицензиаты), предъявляются следующие лицензионные требования:

1) обязательная регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории РФ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению МКД не допускаются;

1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД возникло ранее;

Внимание

Новое лицензионное требование введено с 11 января 2018 года федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ (далее — Закон N 485-ФЗ). Лицензиаты, не соответствующие этому требованию на 11.01.2018 в течение шести месяцев (по 11 июля 2018 года) обязаны внести изменения в свои учредительные документы и, соответственно, переоформить лицензию (ч. 8 ст. 5 Закона N 485-ФЗ, п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

2) наличие у должностного лица лицензиата или соискателя лицензии квалификационного аттестата. Должностными лицами лицензиата или соискателя лицензии являются:

— единоличный исполнительный орган юридического лица, управляющего МКД;

— руководитель юридического лица, управляющего МКД, или его филиала;

— индивидуальный предприниматель, управляющий МКД;

— единоличный исполнительный орган юридического лица или индивидуальный предприниматель, которым на договорной основе переданы полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица, управляющего МКД.

Порядок выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, а также форма квалификационного аттестата утверждены приказом Минстроя России от 05.12.2014 N 789/пр;

Примечание

Никаких требований ни к уровню образования (среднее, высшее), ни к квалификации (бакалавр, специалист, магистр), ни к специальности (экономист, юрист, строитель) должностных лиц лицензиата или соискателя лицензии законодательством не установлено.

3) отсутствие у должностного лица лицензиата или соискателя лицензии (см. п. 2) неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций (см. п. 1 Положения о ведении реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110) информации о должностном лице лицензиата или соискателя лицензии. Отметим, что в данном пункте речь идет о руководителе управляющей организации, поскольку именно руководитель является единоличным исполнительным органом этой организации;

5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии (сайт Минстроя России: http://www.minstroyrf.ru);

6) соблюдение лицензиатом требований, установленных к раскрытию информации. Управляющая организация в силу ч. 10 ст. 161 ЖК РФ должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утв. постановлениемПравительства РФ от 23.09.2010 N 731.

Приведенный перечень лицензионных требований является открытым. Иные дополнительные лицензионные требования установлены п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110. К числу таких требований относится, например, выполнение управляющей организацией обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ (см., например, постановление Волгоградского областного суда от 06.09.2016 по делу N 4А-898/2016, постановление Тверского областного суда от 29.09.2016 по делу N 4А-525/2016).

Соответствие лицензиата лицензионным требованиям проверяется в ходе лицензионного контроля, проводимого жилищными инспекциями как при получении лицензии, так и в последующем, при осуществлении управляющей организацией деятельности по управлению МКД. Лицензионный контроль проводится на основании Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и положений ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ). Особенности проведения внеплановой проверки при лицензионном контроле установлены ч. 3 ст. 196 ЖК РФ. Названной нормой регулируется порядок проведения внеплановой проверки по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ, а также в связи с поступлением в жилищную инспекцию обращений, заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований. В указанных случаях внеплановая проверка проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).

Отметим, что нарушение лицензионных требований не является основанием для аннулирования лицензии или прекращения ее действия иным способом. Вместе с тем за выявленное нарушение лицензионных требований — осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии, а также с нарушением лицензионных требований управляющей организации грозит административная ответственность, предусмотренная 14.1.3 КоАП РФ (см., например, определение Конституционного Суда РФ от 08.12.2015 N 2735-О, постановления Верховного Суда РФ от 07.07.2016 N 44-АД16-15, Самарского областного суда от 30.05.2016 по делу N 4А-613/2016).

Если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания об устранении нарушений одного или нескольких лицензионных требований, предусмотренных пп.1 — 5 ч.1 ст.193 ЖК РФ, лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, по решению органа ГЖН из реестра лицензий субъекта РФ исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ). Исключение сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению МКД. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 200 ЖК РФ (ч. 6 ст. 198ЖК РФ). Вместе с тем согласно ч. 7 ст. 198 ЖК РФ если собственники помещений приняли решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению МКД такой дом из реестра лицензий не исключается.

С 1 мая 2015 года управляющая компания может осуществлять свою деятельность в сфере ЖКХ только при наличии лицензии. Мы расскажем об условиях ее получения, о том, какие требования предъявляются к компании и должностным лицам и может ли компания быть лишена лицензии.

Лицензированная деятельность в области ЖКХ

Лицензирование УК предусмотрено Законом от 21.07.14 №255-ФЗ, ЖК и иными нормативными актами. Получение лицензии не требуется, если деятельность осуществляется жилищными, потребительскими кооперативами или ТСЖ.

Получить лицензию могут как юрлица, так и лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Данный документ выдается в течение месяца с момента подачи документов в органы ГЖК. Это время отводится на проведение проверки компании, на определения соответствия поданных документов требованиям законодательства. ГЖК также осуществляет проверку и контроль за соблюдением лицензионных требований.

Лицензирование УК является единоразовым действием.

Разрешительный документ платный, его стоимость устанавливается Правительством. Лицензия на право осуществления деятельности в сфере ЖКХ является бессрочной. Она не может быть передана иным лицам и действует только на территории России.

Неотъемлемый атрибут лицензии - приложение, в котором указываются адреса МКД, где осуществляется деятельность компании. В случае изменения реестра многоквартирных домов, управляющая компания обязана не позже 3 рабочих дней известить органы ГЖК. Изменения вносятся на сайт ГЖК, поскольку данная информация является открытой и общедоступной.

Понятие лицензионных требований

Согласно п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, Постановления №1110 от 28.10.14 г., лицензионные требования подразумевают выполнение требований, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК. Согласно данным требованиям управляющая компания, в процессе деятельности принимает обязательства:

  • за надлежащее содержание имущества коллективного пользования, находящегося на балансе МКД;
  • за надлежащее качество услуг и работ, за соблюдение требований техрегламента и порядка содержания МКД;
  • за соразмерность качества предоставляемых услуг установленным предписаниям.

Требования, предъявляемые к лицензиату или соискателю

Согласно ст. 193 ЖК к управляющей компании, которая претендует на получение лицензии (лицензиат), предъявляются следующие требования:

  • лицензиат или соискатель обязан зарегистрироваться в качестве юридического лица либо являться ИП в соответствии с законами РФ. Лица, зарегистрированные на территории иностранных государств, допуск к деятельности, связанной с управлением МКД не получают.
  • Должностные лица компании должны иметь квалификационный аттестат.
  • У руководителя компании не должно быть судимости за совершение экономических и иных преступлений.
  • В реестре должны отсутствовать лица, ранее осуществлявшие функцию лицензиата, и лицензия которых аннулирована, лица, к которым применялось админнаказание (дисквалификация), а также ИП, чья лицензия аннулирована или применялось админнаказание (дисквалификация).
  • Сводный федеральный реестр лицензий не должен содержать данные про аннулирование лицензии на управление МКЖ.
  • Выполнение требований по предоставлению данных (согласно ч.10 ст.161 ЖК).
  • Другие, установленные законом требования.

Кроме вышеуказанных лицензионных требований, компания должна пройти проверку на наличие помещения и оборудования, необходимого для осуществления деятельности в сфере ЖКХ. УК должна осуществлять аварийно-диспетчерское обслуживание дома как лично, так и силами субподрядчиков.

Кроме того, получение лицензии будет невозможным в случае банкротства либо открытого процесса ликвидации юрлица, претендующего на управление МКД.

Лицензионные требования и условия, предъявляемые к должностному лицу лицензиата или соискателя

Для того чтобы УК была допущена к лицензированию, ее руководителю необходимо сдать бесплатный экзамен, прием которого осуществляет постоянно действующая региональная комиссия. Перечень экзаменационных вопросов утверждается на законодательном уровне.

После сдачи экзамена на соответствие занимаемой должности, руководитель получает аттестат (срок действия последнего - 3 года). Только при наличии у должностного лица квалификационного аттестата, компания сможет претендовать на получение лицензии.

  • Для руководителей УК существуют следующие лицензионные требования и условия:
  • лицо не должно иметь судимости за экономические преступления (непогашенные и не снятые);
  • раскрыть информацию о работе в порядке, установленном законом;
  • иметь квалификационный аттестат на соответствие занимаемой должности

Обязанности управляющей компании

Обязанности УК предусмотрены договором, на основании которого компания, по требованию жильцов, управленческих органов ТСЖ, жилкооператива либо другого кооператива, на протяжении определенного срока и за вознаграждение принимает на себя обязательства:

  • осуществлять работы либо предоставлять услуги, необходимые в процессе управления домом;
  • осуществлять работы либо предоставлять услуги, связанные с надлежащим содержанием и ремонтом имущества коллективного пользования;
  • предоставлять услуги ЖКХ лицам, проживающим в доме;
  • проводить по согласованию с владельцами квартир дома деятельность, связанную с улучшением управления МКД.

Нарушения лицензионных требований

С целью повышения ответственности управляющих компаний, законом предусмотрены основания для аннулирования лицензии.
Потерей права на управление домом является неисполнение предписаний органов госжилнадзора 2 и более раза в течение года. Грубые нарушения лицензионных требований также являются основанием для лишения управляющей компании разрешения на осуществления деятельности.

Кроме того, лицензия аннулируется, если общее число многоквартирных домов в реестре, приложенном к лицензии, сокращается на 15% и более за год.

Лицензия может быть аннулирована только в судебном порядке и по решению органов ГЖН. В случае аннулирования либо отмены лицензии, компания продолжает выполнять свои функции по управлению МКД до момента возникновения обязательств у новой управляющей компании. Новая управляющая компания выбирается на общем собрании владельцев квартир МКД либо на основании публичного конкурса, проводимого местными органами самоуправления.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

СРО и лицензия

если мы члены СРО нам нужна лицензия?

Сергей 03.06.2019 14:38

Добрый день! С 2010 года в связи с отменой государственного лицензирования строительства организациям, деятельность которых связана с инженерными изысканиями, строительством и проектированием, нужно в обязательном порядке вступить в саморегулируемые организации и получить допуск СРО для осуществления указанных работ.

Открывая строительную компанию, чья деятельность не ограничивается сферой коттеджного и малоэтажного строительства, а то и вовсе обычными малярно-штукатурными работами, бизнесмен сталкивается с необходимостью вступления в СРО и уплаты немаленького взноса. Естественно, возникает вопрос: что такое СРО и зачем оно нужно?

СРО — саморегулируемые организации, функция которых заключается в следующих моментах:

Разработка и утверждение требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства;

Выдача свидетельств о допуске к этим работам;

Контроль за выполнением правил контроля в области градостроительного законодательства, нормативной и технической документации;

Установление систем мер дисциплинарного воздействия за несоблюдением членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования.

Перечень работ, для выполнения которых необходимо иметь допуск СРО, утвержден приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624.

Незаконное предпринимательство согласно ст.171 Уголовного кодекса РФ, в том числе выполнение работ, включенных в Перечень, без свидетельства о допуске, влечет за собой административную либо уголовную ответственность.

А потому, желающие заниматься серьезной строительной деятельностью, должны вступить в СРО, потому как купить допуск просто не реально.

Сайботалов Вадим Владимирович 03.06.2019 15:27

Задать дополнительный вопрос

Здравствуйте! Или СРО или лицензия. С 2010 только СРО.

Федорова Любовь Петровна 04.06.2019 08:55

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Прекращение деятельности по управлению МКД в связи с изменениями статуса лицензии
  • Информирование органов МСУ и собственников помещений в МКД о решениях, принятых лицензионной комиссией и органом ГЖН
  • Порядок организации и осуществления лицензионного контроля
  • Реестры информации, содержащие сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД
  • Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе
  • Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
  • Создание условий для управления многоквартирными домами
  • Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками
  • Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности
  • Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования
  • Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья
  • Председатель правления товарищества собственников жилья
  • Ревизионная комиссия товарищества собственников жилья

1.Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (ст. 192 ЖК РФ)

Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).

2.Срок на который предоставляется лицензия

Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.

3.Лицензионные требования (ст. 193 ЖК РФ)

1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;

2) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;

3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации,;

6.1) соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ (размещения в системе ГИС ЖКХ);

7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.

(отнесение к лицензионным требованиям соблюдения требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

4.Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии

Заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора в порядке, установленном Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии является:

1) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

2) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации.

5.Порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра (статья 198 ЖК РФ)

Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки , утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда.

6.Возникновения права осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом

При выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ, за исключением случая, указанного в части 7 статьи 198 ЖК РФ.

7.Исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации сведений о доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора

В случае, если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, сведения о таких доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением предусмотренного частью 7 статьи 198 ЖК РР случая принятия решения.

В случае, если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания об устранении нарушений одного или нескольких лицензионных требований, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 статьи 193 ЖК РФ, лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.

В случае, если лицензиатом и (или) должностным лицом, должностными лицами лицензиата в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, вновь совершено такое нарушение лицензионных требований, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (применяется по истечении 10 дней со дня утверждения Правительством РФ перечня грубых нарушений лицензионных требований).

В случае, если в течение двенадцати месяцев лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом три и более раза было назначено административное наказание за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного жилищного надзора по проведению проверок или уклонение от таких проверок, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиатом были совершены действия (бездействие), направленные на воспрепятствование проведению таких проверок или уклонение от таких проверок.

В случае вступления в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.

8.Основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению домом

Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 ЖК РФ.

С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 ЖК РФ.

В течение двух месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 ЖК РФ порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом. В течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

9.Аннулирование лицензии и прекращение ее действия

Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.

10.Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии

Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в частях 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

11.Прекращение действия лицензии

Действие лицензии прекращается в связи с аннулированием лицензии по решению суда и иным основаниям, указанным в Федеральном законе от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», со дня внесения соответствующих записей в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

12.Исполнение обязанности по управлению многоквартирным домом лицензиатом в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации

Лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 ЖК РФ обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:

1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФобязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;

2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 ЖК РФ;

4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

13.Полномочия лицензионной комиссии

1) принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии;

2) принятие квалификационного экзамена;

3) участие в мероприятиях по лицензионному контролю;

4) принятие решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Права и обязанности

соискателей лицензий, лицензиатов и должностных лиц подразделений лицензирующего органа


Права и обязанности должностных лиц подразделений лицензирующего органа при осуществлении .

Должностные лица ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, специальных подразделений, осуществляющие государственную функцию (далее - должностные лица подразделений лицензирующего органа), при исполнении государственной функции обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований;

при проведении проверки в рамках исполнения государственной функции соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы лицензиата;

проводить проверку на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, специального подразделения о ее проведении (далее - распоряжение о проведении проверки) в соответствии с ее назначением;

проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, а выездную проверку только - при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения о проведении проверки;

осуществлять проверку в соответствии с принципами законности и презумпции добросовестности;

не препятствовать лицензиату (иному уполномоченному им лицу) присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

представлять лицензиату (иному уполномоченному им лицу) при проведении проверки информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

знакомить лицензиата (иного уполномоченного им лица) с результатами проверки;

учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов лицензиата;

запрашивать у лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для проведения проверки и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации;

выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;

применять меры по пресечению и привлечению виновных лиц в их совершении к в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании лицензиатами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом от 01.01.01 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

не требовать от лицензиата документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

перед началом проведения выездной проверки по просьбе лицензиата (иного уполномоченного им лица) ознакомить его с положениями настоящего Административного регламента;

осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.

При осуществлении проверок соответствия лицензиатов лицензионным требованиям должностные лица подразделений лицензирующего органа не вправе:

проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к требованиям в области лицензируемой деятельности;

осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку, в случае отсутствия при ее проведении лицензиата (иного уполномоченного им лица);

требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

превышать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом от 01.01.01 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

При осуществлении проверок соответствия лицензиатов лицензионным требованиям должностные лица подразделений лицензирующего органа вправе истребовать документы и информацию, необходимую для осуществления государственной функции.


Права и обязанности лицензиата, в отношении которого осуществляются мероприятия по контролю (надзору)

Лицензиат (иное уполномоченное им лицо) при проведении проверки имеет право:

присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

получать от должностных лиц подразделений лицензирующего органа, проводящих проверку, информацию, которая относится к предмету проверки и представление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации;

знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц подразделений лицензирующего органа, проводящих проверку;

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц подразделений лицензирующего органа, проводящих проверку, повлекшие за собой нарушение прав лицензиата при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензиат (иное уполномоченное им лицо) при проведении документарной проверки обязан предоставить должностным лицам подразделений лицензирующего органа, проводящим документарную проверку, сведения и документы, относящиеся к осуществлению деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения зданий и сооружений.

Лицензиат (иное уполномоченное им лицо) при проведении проверки обязан:

предоставить должностным лицам подразделений лицензирующего органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;

обеспечить доступ проводящим выездную проверку должностным лицам подразделений лицензирующего органа и участвующим в выездной проверке экспертам, представителям экспертных организаций на территорию, в здания, сооружения, помещения, а также к оборудованию, используемому лицензиатом в ходе осуществления деятельности;

предоставить по запросу должностных лиц подразделений лицензирующего органа, проводящих проверку, сведения об используемой продукции и сертификатах, применяемых при осуществлении лицензионной деятельности, а также сведения об объектах, на которых лицензиат по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

    Права, обязанности и ответственность должностных лиц лицензирующих органов (статья 7 Федерального закона от 4 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных ")

1. Должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право:

1) запрашивать у органов государственной власти, соискателей лицензий и лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов;

3) выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;

4) применять меры по пресечению и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Должностные лица лицензирующих органов при осуществлении лицензирования обязаны:

1) исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в области лицензирования;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы соискателей лицензий и лицензиатов.

3. При осуществлении лицензирования должностные лица лицензирующих органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В течение тридцати рабочих дней со дня получения сведений о фактах нарушения законодательства Российской Федерации должностными лицами лицензирующих органов при осуществлении лицензирования лицензирующие органы обязаны сообщить юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, права и законные интересы которых нарушены, о мерах, принятых в отношении виновных в таких нарушениях должностных лиц.

Ответственность должностных лиц лицензирующего органа

за решения и действия, принимаемые ими в ходе предоставления услуги

4.9. Нарушение должностным лицом порядка предоставления государственной услуги, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4.11 регламента, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение на должностное лицо в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

4.10. Требование должностным лицом документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение на должностное лицо административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

4.11. Нарушение должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению -

влечет наложение на должностное лицо административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Лицензирующий орган не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, а также:

1) представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона от 01.01.01 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственных и муниципальных услуг, в соответствии с актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 01.01.01 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;

2) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 Федерального закона от 01.01.01 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Педагогика