Анализ стихотворения "Железная дорога" Некрасова Н.А. Некрасов железная дорога анализ стихотворения Железная дорога олицетворения

О поэтичности стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога"

Некрасовское произведение поэтично не только вследствие яркости картин, прелести пейзажей; оно поэтично прежде всего потому, что являющаяся, так сказать, нервной системой стиха поэтичность есть внутренняя мера, которой все в стихе измерено и оценено.

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;


Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно - покой и простор! -

Желты и свежи лежат, как ковер.

Ясные, тихие дни...

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою...

Пейзаж Некрасова поэтичен, но это поэзия особого рода. Названо время года - осень, и сразу раскатившееся - ядреный, «воздух ядреный» - дерзкая заявка, обрывающая, кажется, всякую связь с поэтической тра­дицией описания, передачи ощущения осени в русской поэзии. Чего стоит природа, зовущая выспаться, не спать, а именно выспаться. По-мужицки усталый человек хочет уйти в природу, отдохнуть не для того, чтобы «в истине блаженство находить», а просто... выспаться.

Но сфера поэтического не только не пропадает, она расширилась. В самой природе поэтизировано все традиционно непоэтизировавшееся: пни и моховые кочи, лед, словно тающий сахар. Некрасовский стих распах­нут в природу. Мы не только в вагоне, но уже и вне его, мы глотнули воздуха - «воздух усталые силы бодрит». «Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно» - здесь передано почти физическое ощущение приобщения к природе, не в высоком философском, тютчевском, а в тоже по-своему высоком, но самом непо­средственном смысле. Некрасов не прозаизирует поэти­ческое, но поэтизирует прозаическое. Два слова в конце этой части - «родимая Русь» («всюду родимую Русь узнаю») -как бы вдруг все к себе сводят, в себя вби­рают и сразу, даже несколько неожиданно, дают стиху высокое звучание. Как музыкант одной нотой, так боль­шой поэт одним словом может определить характер и высоту нашего восприятия. Ведь пушкинское «Зимнее утро» не идиллия у камелька, не зимний пейзаж только, это момент в развитии могучего духа, выраженный в форме подлинно бетховенской сонаты: борение двух на­чал и разрешающий выход в свет, в гармонию финала. И уже в первых пушкинских аккордах


Навстречу северной. Авроры Звездою севера явись!

задана эта высота, эта масштабность, которой уже воль­но или невольно мы определим все развитие темы.

Такова и у Некрасова «родимая Русь» в последней строке первой части, которая никак не исчерпывает, ко­нечно, значительности произведения, но которая на та­кую значительность настраивает. Во вступлении же ин­тонации и мотивы народной песни: «Русь» - «родимая», а «речка» - «студеная». Народ, который явится непо­средственно позднее, явлен уже здесь. В поэте и через поэта он заявил себя, и заявил поэтически.

Первая и вторая части некрасовского произведения внутренне едины, и это не единство контрастов. И та и другая поэтичны. Картина удивительного сна, который увидел Ваня, прежде всего поэтичная картина. Раскре­пощающая условность - сон, который дает возможность увидеть многое, чего не увидишь в обычной жизни, - мотив, широко использовавшийся в русской литературе и до Некрасова. Достаточно вспомнить о Радищеве и Чернышевском, если говорить о близкой Некрасову традиции. У Некрасова сон перестает быть просто ус­ловным мотивом. Сон в некрасовском стихотворении - поразительное явление, в котором смело и необычно совмещены реалистические образы со своеобразным поэтическим импрессионизмом. Сон служит не выявлению смутных подсознательных состояний, души, но и не перестает быть таким подсознательным состоянием, и то, что происходит, происходит именно во сне, вернее, даже не во сне, а в атмосфере странной полудремоты. Что-то все время повествует рассказчик, что-то видит растревоженное детское воображение, и то, что Ваня увидел, гораздо больше того, что ему рассказывалось. Собесед­ник говорил о косточках, а они ожили, как в романти­ческой сказке, о тяжелой жизни людей, и они пропели Ване свою страшную песню. И где был сон, где была явь -р ассказ, не может понять разбуженный, опомнив­шийся мальчик:

«Видел, папаша, я сон удивительный,-

Ваня сказал: - тысяч пять мужиков,

Русских племен и пород представители

Вдруг появились - и он мне сказал:

Вот сии - нашей дороги строители!..»


Как будто бы он - рассказчик, и это, как позднее шутил Маяковский в подобном случае, «устраняет вся­ческие подозрения по поводу веры автора во все за­гробные ахинеи». Но для Вани был не только рассказ, был сон, странный и фантастический. Он у Некрасова выделено курсивом:

И он мне сказал.

Он уже не только рассказчик, но кто-то или что-то трудноуловимое. Как и ряд других элементов некрасов­ского стиха, такое он, возможно, пришло из романти­ческой поэзии, и, видимо, непосредственно из /стихов Жуковского, где встречается часто, например, в пере­веденной Жуковским из Соути «Балладе, в которой опи­сывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди»:

Никто не зрел, как с нею мчался он...

Лишь страшный след нашли на прахе;

Лишь, внемля крик, всю ночь сквозь тяжкий сон

Младенцы вздрагивали в страхе.

Однако то, что у Жуковского выглядит, как хотя и не реальный, но легко определяемый элемент (он - просто нечистая сила), у Некрасова предстает как реальное, но трудно определяемое психологическое состояние. Там не реально, но определенно и грубо; здесь неопре­деленно и тонко, но реально.

Сон Вани подготовлен отчасти уже и пейзажем вступления, картиной лунной ночи. Элемент этого пей­зажа появляется во второй части. Стих вступления

Всё хорошо под сиянием лунным

повторится точно, предваряя картину сна:

Вы мне позвольте при лунном сиянии

Правду ему показать.

Некрасов-поэт не позволяет Некрасову-живописцу внести ни одной лишней краски, стремясь к почти гип­нотической сосредоточенности стихов.

Вместе с Ваней мы погружены в атмосферу полусна, полудремоты. Рассказ ведется как повествование о правде, но и как обращенная к мальчику сказка. Отсюда


удивительная безыскусность и сказочная масштабность уже первых образов:

Труд этот, Ваня, был страшно громаден -

Не по плечу одному! В мире есть царь; этот

царь беспощаден, Голод названье ему».

Сна еще нет. Идет рассказ, идет поезд, идет дорога, дремлет мальчик, и поэт, в первый и единственный раз разошедшийся с рассказчиком, прерывая рассказ, дает еще одну дозу поэтического наркоза. К ритму рассказа он подключает убаюкивающий ритм дороги:

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

И снова продолжается рассказ:

А по бокам-то все косточки русские...

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Разве мы не усыплены вместе с Ваней? И начался Ванин сон;

Чу! Восклицанья послышались грозные!

Топот и скрежет зубов;

Тень набежала на стекла морозные...

Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,

То сторонами бегут.

Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную

Любо нам видеть свой труд!..»

Сон начат, как баллада. Луна, мертвецы со скреже­том зубовным, их странная песня - характерные ак­сессуары балладной поэтики сгущены в первых строфах и усиливают ощущение сна. Балладность подчеркнута, как бы декларирована традиция, романтическая и вы­сокая, в рамках которой пойдет рассказ о народе. Но рассказ о народе не остается балладой, а переходит в

В некрасовском произведении два народа и два раз­ных к нему отношения. Есть возмущение, но, если угод­но, есть и умиление. Есть народ в его поэтической и нравственной сущности, достойной поэтического опре­деления, и народ в его рабьей пассивности, вызывающей горькую иронию.

Образ народа, каким он явился во сне, образ траги­ческий и необычайно масштабный. Предстала как бы


вся «родимая Русь». Первоначально бывшая у Некрасо­ва строка

С Немана, с матушки Волги, с Оки

сменяется другой

С Волхова, с матушки Волги, с Оки

не только потому, что, правда, очень удачно, Волхов фонетически связывается внутренней рифмой с Волгой." | География становится более национальной и в своем настоящем, и даже в обращенности к прошлому.

Народ этой части высоко поэтичен, ни о каком обли­чении не может быть и речи. Иногда вдруг рассказ ста­новится сдержанным, почти сухим: ни одного «образа», ни единой лирической ноты. Повествование приобретает характер и силу документального свидетельства, как в песне мужиков:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда...

И вдруг взрыв, ворвавшееся в рассказ рыданье:

Всё претерпели мы, божий ратники,

Мирные дети труда!

Братья! Вы наши плоды пожинаете!

Это рыданье не могло подчиниться строфическому делению стихов и начаться с новой строфы. Оно ворва­лось там, где, что называется, подступило к горлу. То же в описании белоруса, уже авторском:

Видишь, стоит, изможден лихорадкою,

Высокорослый, больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках.

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли; колтун в волосах...

Рассказ приобрел бесстрастную сухость протоколь­ного показания, но в ней и предпосылка, и оправдание нового взрыва, высокого лирического пафоса, Рассказ о белорусе заканчивается словами:


Не разогнул свою спину горбатую

Он и теперь еще: тупо молчит

И механически ржавой лопатою

Мерзлую землю долбит!

А эти слова сменяются призывом?

Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять...

«Железная дорога» Некрасов

«Железная дорога» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Железная дорога» написано Некрасовым в 1864 году и напечатано в журнале «Современник». Николаевская железная дорога строилась с 1942 по 1952 гг. и позволила проделать путь, на который раньше тратилась целая неделя, за сутки. Николай I издал указ о строительстве первой железной дороги Москва-Петербург своеобразно: он прочертил дорогу на карте под линейку, по лесам и болотам. Цена такого проекта - человеческие жертвы и работа в невозможных условиях.

Строительством руководил Клейнмихель, который к моменту написания стихотворения был снят с должности за жестокость. Тема постройки железной дороги была актуальна и в 1964 г., при Александре II, строившем железные дороги силами освобождённых в 1861 г. от крепостного права рабочих и крестьян.

Литературное направление, жанр

Некрасов считается певцом гражданской лирики, поэтом реалистического направления. В целом стихотворение носит обличительный характер и действительно является образцом гражданской лирики. Но его первая часть - прекрасное лирическое стихотворение.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 частей. Они объединены сюжетом, образом лирического героя-рассказчика и его соседей по вагону: генерала с сыном Ваней, чей диалог о строителе дороги является эпиграфом.

Первая часть - описание осенней русской природы, которую рассказчик видит из окна поезда. В природе нет безобразья, она совершенна.

Вторая часть контрастирует с первой. Это монолог рассказчика, проявляющий несовершенство общества. Ване рисуется картина страданий строителей железной дороги - русского народа. Рассказчик описывает сонм бедняков, умерших при строительстве, так что впечатлительный мальчик даже робеет. Основная мысль содержится в последних трёх строфах: нужно уважать трудолюбивый народ, потому что он многое вынес и благодаря этой выносливости придёт к счастливому будущему. Некрасов точно подмечает менталитет народа, способного веками терпеть страдания. Сегодня фраза «Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придётся - ни мне, ни тебе» приобрела ироническое значение «никогда», которое Некрасов в свои стихи не вкладывал.

Третья часть - это возражения отца-генерала. По его мнению, народ, склонный к пьянству, не способен создать ничего великого, а может только разрушать. Папаша предлагает показать Ване светлую сторону.

В четвёртой части рассказчик сообщает Ване, что после строительства дороги наградой рабочим была бочка вина и прощение недоимки, которую насчитали каждому хитрые подрядчики.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем в первой части, который в остальных частях чередуется с трёхстопным с укороченной последней стопой. Этот ритм лучше всего передаёт стук колёс поезда. Чередование женской и мужской рифмы в первой строфе, описывающей природу, сменяется чередованием дактилической и мужской в одних строфах и женской и мужской в других. Рифмовка в стихотворении перекрёстная.

Тропы и образы

Первая часть написана в лучших традициях пейзажной лирики. Природу характеризуют эпитеты славная осень, здоровый, ядрёный воздух, лёд неокрепший, речка студёная, ясные, тихие дни . Некрасов пользуется яркими сравнениями: лёд похож на тающий сахар, в листьях можно выспаться, как в постели.

Для описания голода как первопричины народных несчастий Некрасов использует олицетворение. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами контрастируют со страшной картиной смерти: дороженька, столбики, Ванечка - и косточки русские . Истинное мастерство проявил Некрасов, описывая портреты несчастных. Невозможно забыть высокорослого, больного белоруса. Особенно трогательна такая деталь: даже после смерти привидение белоруса механически долбит мёрзлую землю лопатою. Привычка к труду доведена у народа до автоматизма. Вторая часть заканчивается символическим образом широкой ясной дороги и прекрасной поры.

В третьей части, монологе генерала, почти нет тропов. Речь генерала ясна, однозначна и лишена образов, в ней преобладает логика. Только эпитет светлая сторона неконкретен, чем спешит воспользоваться рассказчик.

В четвёртой части, сохраняя краткий и логичный стиль генерала, лирический герой описывает «светлое будущее» рабочих.

Картина народной жизни представлена в стихотворении “Железная дорога”. Этому стихотворению предпослан не вполне обычный эпиграф: не литературная цитата, не народная пословица, а вопрос какого-то мальчика, заданный отцу, и ответ отца. Оформлено это как миниатюрная пьеска - указаны действующие лица, имеются авторские ремарки:

Ваня (в кучерском армячке)
Папаша! кто строил эту дорогу?
Папаша (в псмъто на красной подкладке)
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!

Разговор в вагоне

Этот своеобразный эпиграф выполняет роль экспозиции, введения: и с Ваней, и с папашей у автора состоится разговор. Нетрудно догадаться, о чем он будет: о том, кто же на самом деле строил железную дорогу. Ее, соединившую в 1852 г. Москву и Петербург, прокладывали 10 лет под руководством главного управляющего путями сообщения графа П.А. Клейнмихеля. Осенью 1864 г. Некрасов в поезде, услышав или будто бы услышав приведенный в эпиграфе разговор отца с сыном, счел или будто бы счел нужным вмешаться в этот разговор. Но сначала - в первой части стихотворения - он поведал о том, как хороша лунная ночь, видная из окна вагона.

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит.

В этих звучных стихах (яфеным, бофит) побеждена усталость, крепнут силы. Природа необыкновенно прекрасна. А как же болота с кочками, пни (обрубки бывших деревьев)? Ими едва ли принято любоваться. Говорят: “глуп, как пень”, а болотом именуют обывательщину, застой. Но подлинный поэт найдет всему этому место в мире красоты. Некрасов - подлинный.

Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...

Красота хороша не только сама по себе, но и тем, что она национально родная: Русь... Хорошо путешествовать по России, наслаждаясь новообретенным комфортом железнодорожной вояжировки, это чувство удовольствия охотно выражали разные поэты некрасовской эпохи, не чуждо оно и нашему автору: “Быстро лечу я по рельсам чугунным, / Думаю думу свою...”

Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.

В нашем языковом сознании слово “обаяние” - приятное. Никто не откажется от того, чтобы выглядеть обаятельным человеком. Но в этих стихах Некрасова данное слово имеет несколько иной оттенок значения. Обаяние - нечто близкое к заблуждению, хотя, впрочем, тоже приятному. “Он в каком-то обаянии, ничего не видит” (пример из “Толкового словаря” Даля). Казалось, что “все хорошо под сиянием лунным”, однако при том же “лунном сиянии” предстоит разглядеть весьма жестокую “правду”, которая будет показана Ване:

Труд этот, Ваня, был страшно громаден, -
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Строка “Не по плечу одному” прямо отсылает к эпиграфу, отвергая ответ “папаши”, сказавшего, что железную дорогу строил Клейнмихель. На самом деле ее строили, как выяснится, “массы народные”, а подвиг их на это царь Голод. Грандиозная символическая фигура: Голод правит миром. Как у Шиллера: “Любовь и Голод правят миром” (по словам Горького, “это самый правдивый и уместный эпиграф к бесконечной истории страданий человека”). Понуждаемые Голодом, люди нанимались строить железную дорогу в нечеловечески тяжелых условиях, и многие “фоб обрели здесь себе”; “дороженька” сейчас такая красивая (“насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты”), построена на русских костях, им же нет счету.

Чу! Восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные...
Что там? Толпа мертвецов!

“Чу!” - междометие, по значению близкое к призыву “слушай!”. Начинается страшное. Как в балладах (например, Жуковского, Катенина, Лермонтова) - мертвецы встают из могил. О своеобразной балладности уже шла речь в связи со стихотворением “Вчерашний день, часу в шестом...”. Выходцы из могил преследуют мчащийся поезд; мертвецы не просто бегут, но поют песню, в которой опять-таки упоминается лунная ночь - время, самое подходящее для контакта живых с призраками, которые, по обыкновению, должны исчезнуть перед рассветом. Они поют о том, как им при жизни было холодно и голодно, как они болели, как их обижали десятники, то есть старшие над группой рабочих. Один из этой толпы мертвецов - “высокорослый больной белорус”, русоволосый и изможденный лихорадкой, - обрисован особенно подробно, упоминается даже колтун в его волосах (болезнь, при которой слипаются и склеиваются волосы на голове; возникает в антисанитарных условиях, может быть следствием инфекции).

Одна многозначительная странность: написано, что белорус стоит. А ведь толпа мертвецов, представителем которой он является, бежит. Как будто это маленькое противоречие (белорус должен был бы бежать вместе со всеми), но оно пришлось очень кстати. Статическая фигура, выхваченная из общего потока и застывшая на одном месте, легче поддается детальному описанию. В отличие от мертвецов, поющих на бегу свою песню, белорус молчит. Это еще более обосабливает его от остальных. В результате как-то забываешь, что он мертвый, и начинаешь относиться к нему как к живому. Тем более что детали его портрета (бескровные губы, упавшие веки, опухшие ноги и пр.) могут обозначать не только смерть, но и болезненность живого человека. И далее: “Эту привычку к труду благородную нам бы не худо с тобой перенять”. Это прозвучало бы странно, если помнить, что белорус мертвый: не у мертвеца же брать уроки труда! К тому же пафос труда перебивается зловещими мотивами смерти: в поведении белоруса поэт усматривает нечто тупое и механическое, нечто похожее на неживую заведенную куклу, однообразно повторяющую какое-то заданное движение.

Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Словосочетание “мужика уважать” стало расхожим. В балладе А.К. Толстого “Поток-богатырь” герой попадает из Древней Руси в Россию XIX в., и его строго спрашивают: “Уважаешь ли ты мужика?” - “Какого?” - “Мужика вообще, что смиреньем велик!” Но Поток говорит: “Есть мужик и мужик. / Если он не пропьет урожаю, / Я тогда мужика уважаю”.

Да не робей за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ.

В первоначальном варианте текста вместо слова “достаточно” было: “татарщину”, то есть монголо-татарское иго (1243-1480). Замененное слово удивительно созвучно заменившему. Можно догадываться о причинах такой замены: “татарщина” - дела далекого исторического прошлого, между тем как в строительстве железной дороги наверняка участвовали и татары “с матушки Волги, с Оки”, страдавшие вместе с русскими, так зачем же их задевать этим словом, как бы способствуя тем самым национальной розни?

В начале третьей части балладные мертвецы исчезают:

В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул - исчезла толпа мертвецов.

Здесь паровозный свисток сыграл традиционную роль петушьего крика, предвещающего утреннюю зарю и разгоняющего призраков, которые теперь спешат скрыться из мира живых. Таковы славянские, и не только славянские, представления на этот счет. У Шекспира именно так исчезает призрак отца Гамлета: “Он вдруг исчез при крике петуха” (цит. по современному Некрасову переводу А. Кронеберга). Ване кажется, что все это привиделось ему во сне: появились тысячи мужиков (рассказывает он “папаше”), и некто - он - сказал: “Вот они - нашей дороги строители!..” Может быть, этот он тоже был в Ванином сне - и рассказывал о строителях железной дороги, и показывал их? Но нет, отец мальчика, оказавшийся генералом, воспринимает рассказчика как реальное лицо и вступает с ним в спор. Он говорит, что побывал недавно в Риме, в Вене, видел чудесные памятники старинной архитектуры. Неужели “все это народ сотворил” - такую красоту? И неужели собеседник генерала, говоривший так красноречиво о нуждах низкой жизни, ставит их превыше вечных идеалов прекрасного:

- Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?

Имеется в виду стихотворение Пушкина “Поэт и толпа”, в котором резко осуждается своекорыстная “чернь”: “...на вес / Кумир ты ценишь Бельведерский, / Ты пользы, пользы в нем не зришь... / Печной горшок тебе дороже...” Что важнее: красота или польза? Шекспир или сапоги? Рафаэль или керосин? Аполлон Бельведерский или печной горшок? - об этом на все лады спорили в некрасовскую эпоху, литература и публицистика бились над этими “проклятыми” вопросами. С одной стороны, эстеты, жрецы чистого искусства, с другой - утилитаристы, материалисты. Некрасовский генерал эстетствует, презирает черный и грубый народ:

Вот ваш народ - эти термы и бани,
Чудо искусства - он всё растаскал!

Восклицание “Вот ваш народ!” вошло в изустный обиход. В повести Короленко “Прохор и студенты” два студента проходят мимо жалкого, опустившегося мужичка, и, указывая на него, один говорит другому: “Вот ваш народ!”, а тот недоумевает: где же народ, ведь я тут один! Термы - древнеримские общественные бани, когда-то роскошные, ныне развалины, свидетельствующие о погибшем величии античной культуры. Ее разрушили варвары, то есть народы, не причастные к римской цивилизации: славяне (по-видимому, южные, нерусские), германцы... разрушители, а не созидатели:

Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать - разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!..

Точно так же, по мнению генерала, нельзя и русских варваров-мужиков считать созидателями железной дороги: “дикое скопище пьяниц” на это не способно. Но ведь есть же и “светлая сторона” народной жизни! Так пусть же собеседник генерала покажет Ване и ее, вместо того чтобы травмировать ребенка “зрелищем смерти, печали”! И в четвертой части стихотворения показана эта “светлая сторона”.

Строительство железной дороги закончено, мертвые в земле, больные в землянках, рабочие собрались у конторы: каков-то будет заработок? Но плуты-десятники (по-современному бригадиры) рассчитали их так лихо, что, оказалось, рабочие не только ничего не должны получить, но еще и должны выплатить недоимку (не уплаченную в срок часть налога) подрядчику (здесь - богатому купцу, ответственному за данный участок работы). Положение скверное, но вот появляется сам подрядчик, “проздравляет” (поздравляет) собравшихся и готов их угостить и вообще осчастливить: “Недоимку дарю!”

Реакция народа - всеобщее ликование. Кричат “ура!”. Десятники с песней катят обещанную бочку вина. По-видимому, в словах генерала - “дикое скопище пьяниц!..” - есть известная доля правды. Вот вам и “светлая сторона” народной жизни - замученные люди искренне радуются:

Выпряг народ лошадей - и купчину
Скриком “ура!” по дороге помчал...
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..

Часто на уроках литературы звучит вопрос: «Насколько актуально это произведение сегодня?». В разной степени меняются жанры и формы литературы, но человеческая натура остается неизменной. Незыблемыми остаются законы человеческого общества: беды и радости народов во все времена одни и те же. Стихотворение Н. Некрасова «Железная дорога» повествует не только о революционном прорыве в транспортной системе державы, но и об обратной стороне – тысячах загубленных жизней, о рабочих, на костях которых и стоит весь мировой прогресс.

Ходит легенда, что при проектировании железной дороги Санкт-Петербург-Москва Николай I прочертил на карте ровную линию, не огибая болота, топи, овраги. Строительство было крайне тяжелым, и работникам приходилось трудиться в постоянном холоде, голоде, терпя болезни и нищету:

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Строили дорогу простые крепостные крестьяне, которые не так давно получили вольную после отмены крепостного права, но не знали, что с этой волей делать. Так как Российская империя считалась еще отсталой аграрной страной, строительство железной дороги приобрело принципиальное стратегическое значение. Оно должно было стать масштабным рывком к производственному и техническому прогрессу. Россия стала бы еще более серьезным игроком на мировой арене. И вот тысячи крестьян, работая без устали в тяжелейших условиях, погибли там же, на строительстве железной дороги, которая призвана была стать символом величия и развития державы. Этому немому, всеми забытому подвигу простых трудяг посвящено стихотворение Некрасова «Железная дорога» 1864 года.

Жанр, направление и размер

Многие литературоведы склоняются к мнению, что «Железная дорога» – это поэма, сочетающая в себе драму, сатиру и даже балладу. По форме своей это разговор попутчиков (генерал и его сын Ваня) с самим лирическим героем.

Некрасов выбрал в качестве размера четырехстопный дактиль и перекрестную рифму, чтобы создать атмосферу повествования, постепенного, но насыщенного разговора. Этот прием по звучанию можно даже сравнить со стуком колес на железной дороге – своеобразная звукопись создает эту непередаваемую атмосферу баллады.

Композиция

Важно отметить, что стихотворение с легкостью делится на 3 смысловые части.

  1. Первая – это описание Некрасовым природы, красоты родных краев. Поэт признается в искренней любви к русской земле, и это создает сильный и эффектный контраст для следующих частей.
  2. Вторая часть наиболее эпическая, здесь Некрасов пишет, как погибшие крестьяне пробуждаются, чтобы спеть о своей нелегкой доле. Поэт рассказывает настоящую историю строительства дороги со всеми бедами рабского труда.
  3. В третьей части сын Ваня сообщает отцу о странном сне, в котором ему привиделась эта история. Генерал смеется и отвечает, что народ – это скопище пьяниц, и поистине прекрасные и важные вещи в мире создают отдельные личности – гении, а не народ, а после побуждает лирического героя не запугивать сына, а рассказать правду. Поэт соглашается и говорит об окончании строительства, когда для крестьян прикатили бочку вина и простили «долги», взявшиеся ниоткуда. Народ снова обманули, но железная дорога построена, и праздновать теперь будут начальники.
  4. Образы и символы

    В «Железной дороге» Некрасов создает несколько очень ярких и мастерски проработанных образов. Первый из них – это Россия и русский народ. Поэт называет крестьян Божьими ратниками, мирными детьми труда, братьями, восхищаясь простотой и силой их характеров.

    Ярким образом стал замученный белорус, который стал символом всех и каждого, кто был заморен рабским трудом:

    Губы бескровные, веки упавшие,
    Язвы на тощих руках,
    Вечно в воде по колено стоявшие
    Ноги опухли; колтун в волосах.

    Еще один яркий образ – это генерал, с которым разговаривает лирический герой. О нем сказано не много, но несколько ярких деталей позволяют воссоздать портрет гордеца с легкостью. Например, пальто на красной подкладке сразу же выдает в нем генерала, а заносчивые слова о никчемности народа (причем любой страны и национальности) еще и рисуют его как человека самонадеянного, гордого, напыщенного. Генерал перечисляет мировые диковинки архитектуры, явно зная в них толк, но при этом не понимает, кому обязан и должностью, и пальто на красной подкладке. При этом сына Ваню он одел в кучерский армячок, чтобы подчеркнуть близость к народу. Благодаря этим трем деталям, поэт виртуозно нарисовал читателям портрет типичного «начальника» из любой сферы.

    Образ лирического героя – это собирательный образ настоящего гражданина, который осознает свой долг перед народом. Он, не боясь гнева генерала, говорит правду, которая колит глаза господам. Это сознательный, совестливый и справедливый человек, который настаивает на справедливой критике в адрес каждой инициативы. Да, дорога – это, безусловно, важно, но не такой ценой.

    Темы и проблемы

    Некрасов добивается душевного сопереживания читателя с помощью ярких контрастов и противопоставлений, на которых и построено стихотворение. Дивные русские пейзажи сменяются страшными картинами:

    Прямо дороженька: насыпи узкие,
    Столбики, рельсы, мосты.
    А по бокам-то всё косточки русские…
    Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

    Так же быстро поэт уводит читателя от тягот строительства к одинокому несчастному белорусу, от него – к напыщенному генералу, и снова к уставшим лицам крестьян. Постоянно создавая контрастные ситуации, Некрасов создает напряженную атмосферу, которая полностью поглощает внимание.

    Здесь важна роль и поднятых в стихотворении тем. Кроме судьбы крестьянства, сначала замученного ярмом крепостного права, а затем оставленного без помощи, Некрасов обращает внимание на судьбу России. Вот два ярких представителя страны: генерал, рассуждающий об эстетике и симулирующий патриотизм, и сам народ, который этой мнимой заботы и символизма в одеянии Вани не увидит никогда. Как можно говорить о прогрессе и выходе в мир индустриальных держав, когда те, для кого, казалось бы, должна работать государственная машина, безвестно тысячами гибнут от рабского труда?

    Автор поднимает также проблему равнодушия господ к судьбе простых людей. Генерал считает народ сборищем пьяниц, которое не достойно его внимания и сожаления. Для того и создан мужик, чтобы трудиться до смерти, больше он ничего не умеет. Но этот герой даже не понимает, что живет за счет всех этих людей. Если бы не они, он и не смог бы себя обеспечить. Деньги, которыми щедро содержались военные чины, взяты из казны, а кто наполняет ее? Не царь и не его свита, а трудовой народ, который производит то, что продается. Поэтому мы можем выделить и другую проблему – социальную несправедливость, из-за которой сотни людей вынуждены обеспечивать одного такого генерала, который палец о палец не ударяет всю жизнь, так как чин достался ему по наследству.

    Основная идея

    Весь трагизм эпохи и смысл стихотворения Некрасов сжал до 4 строчек, которые играют роль эпиграфа:

    Ваня (в кучерском армячке):
    «Папаша! кто строил эту дорогу?»
    Папаша (в пальто на красной подкладке):
    «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!».

    Граф Клейнмихель и весь чиновничий свет, который получил лавры, признание и немалое вознаграждение, дорогу не строили. Эти рельсы лежат на костях крестьян, замученных голодом, болезнями, несправедливостью и бедностью. Эту идею, сатирически обрисованную в эпиграфе, поэт доказывает в своем стихотворении, и тем сильнее и масштабнее предстает всечеловеческая проблема: простой народ, который ценой своей жизни строит, воюет, пашет, никогда не получит заслуженной благодарности. Никогда и ни в одной стране мира. Генерал нахально задает вопрос лирическому герою:

    Был я недавно в стенах Ватикана,
    По Колизею две ночи бродил,
    Видел я в Вене святого Стефана,
    Что же… всё это народ сотворил?

    Да, народ. Но потомкам останется только имя архитектора и царя, а тех, кто создает красоту, кто кормит, везет, защищает свои страны, потомки и не вспомнят. В этом большая человеческая трагедия не только России, но и всего мира. Это и есть главная мысль произведения.

    Средства художественной выразительности

    Достичь столь масштабной и выразительной картины жизни и труда крестьянского народа Некрасову удается с помощи системы художественных средств.

    1. Во-первых, это яркие эпитеты в описании природы: славная осень, ядреный воздух, речка студеная;
    2. Во-вторых, метафоры и сравнения: «Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит», «Ямою грудь»;
    3. Здесь же инверсия (привычка к труду благородная);
    4. Аллитерация (листья поблекнуть … не успели);
    5. Ассонанс (всюду родимую Русь узнаю).
    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Некрасов – поэт, чьи произведения проникнуты неподдельной любовью к народу. Его и называли «русский народный» поэт, народный не только в силу популярности своего имени, но и по самому существу поэзии, по содержанию и языку.

Временем наивысшего развития литературного дара Некрасова считается период, продлившийся с 1856 по 1866 годы. В эти годы он нашел свое призвание, Некрасов стал автором, который явил миру поразительный образец спаян­ности поэзии с жизнью.

Лирики Некрасова первой половины 1860-х гг. коснулась та непростая атмосфера, которая господствовала в обществе: освободительное движение набирало обороты, крестьянские волнения то нарастали, то затухали. Правительство не было лояльным: аресты революционеров участились. В 1864 году стал известен приговор по делу Чернышевского: он осужден на каторжные работы с последующей ссылкой в Сибирь. Все эти тревожные, смятенные события не могли не сказаться на творчестве поэта. В 1864 году Некрасов пишет одно из выдающихся своих произведений – стихотворение (иногда его называют поэмой) «Железная дорога».

Русская дорога… Какой поэт не писал о ней! Дорог на Руси много, так как большая она, матушка Русь. Дорога… в это слово можно вложить особый, двойной смысл. Это и колея, по которой перемещаются люди, а ведь это и жизнь, она — та же дорога, со своими остановками, отступлениями, поражениями и движением вперёд.

Москва и Петербург – два города, два символа России. Железная дорога между этими городами, безусловно, была нужна. Без дороги нет развития, нет движения вперёд. Но какой ценой она далась, эта дорога! Ценой человеческих жизней, искалеченных судеб.

При создании стихотворения Некрасов опирался на документальные материалы о строительстве Николаевской железной дороги, опубликованные в газетах и журналах того времени. В этих публикациях часто упоминалось тяжелое положение людей, занятых на строительстве. В основу произведения положен полемический диалог генерала, считающего, что дорогу строил граф Клейнмихель, и автора, убедительно доказывающего, что истинным создателем этой дороги является народ.

Действие поэмы «Железная дорога» происходит в вагоне поезда, следующего по Николаевской железной дороге. За окном мелькают осенние пейзажи, красочно описанные автором в первой части поэмы. Поэт невольно становится свидетелем разговора важного пассажира в генеральском пальто со своим сыном Ваней. На вопрос сына о том, кто строил эту железную дорогу, генерал отвечает, что строил ее граф Клейнмихель. Этот диалог вынесен в эпиграф поэмы, которая явилась своеобразным «возражением» на слова генерала.

Автор рассказывает мальчику о том, кто на самом деле строил железную дорогу. Со всей России были собраны простые люди для возведения насыпи под железную дорогу. Труд их был тяжел. Строители жили в землянках, боролись с голодом и болезнями. Многие умирали, не выдержав невзгод. Их хоронили тут же, возле железнодорожной насыпи.

Эмоциональный рассказ поэта словно возрождает к жизни людей, отдавших свои жизни на строительство дороги. Впечатлительному Ване кажется, что мертвецы бегут вдоль дороги, заглядывают в окна вагонов и поют жалобную песню о своей нелегкой доле. Они рассказывают, как мерзли под дождем, изнывали под зноем, как их обманывали десятники и как они терпеливо сносили все тяготы работы на этой стройке.

Продолжая свой мрачный рассказ, поэт призывает Ваню не стыдиться этих ужасно выглядящих людей и не заслоняться от них перчаткой. Он советует мальчику перенять у русского народа благородную привычку к труду, научиться уважать русского мужика и весь русский народ, который вынес не только строительство Николаевской дороги, но и многое другое. Автор выражает надежду, что когда-нибудь русский народ проложит себе ясную дорогу в «прекрасную пору»:

«Вынесет всё – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе».

Эти строчки можно отнести к пиковым в развитии лирического сюжета поэмы.

Впечатлённый этим рассказом, Ваня говорит отцу, что будто воочию увидел настоящих строителей дороги, простых русских мужиков. На эти слова генерал засмеялся и выразил сомнение в том, что простой народ способен к созидательному труду. По мнению генерала, простые люди — варвары и пьяницы, способные только разрушать. Далее генерал предлагает попутчику показать его сыну светлую сторону строительства железной дороги. Автор охотно соглашается и описывает то, как рассчитывали мужиков, закончивших строительство насыпи. Оказалось, что каждый из них еще и должен остался своим нанимателям. И когда подрядчик сообщает людям, что недоимку им прощают, да еще и выдают строителям бочку вина, обрадованные мужики выпрягают лошадей из повозки купца и везут его сами с восторженными криками. В конце стихотворения поэт с иронией спрашивает генерала, можно ли показать картину отраднее этой?

Не смотря на мрачные описания, заполняющие произведение, стихотворение можно отнести к оптимистическим творениям Некрасова. Через строки этого великого произведения поэт призывает молодежь своего времени верить в русский народ, в его светлое будущее, в победу добра и справедливости. Некрасов утверждает, что русский народ вынесет не только одну дорогу, он вынесет всё – он наделен особой силой.

Главная мысль стихотворения Некрасова «Железная дорога» — доказать читателю, что истинным создателем железной дороги является русский народ, а не граф Клейнмихель.

Главная тема произведения – размышления о суровой, драматичной судьбе русского народа.

Новизна произведения в том, что это первое по времени стихотворение-поэма, посвященная созидательному народному труду.

Специфика произведения «Железная дорога» следующая: в существенной своей части стихотворение представляет собой те или иные формы явной и тайной полемики.

Проводя анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога», следует отметить, что оно отличается разнообразием составляющих частей. Есть в поэме и красочное описание осенней природы, есть и диалог вагонных попутчиков, который плавно перетекает в мистическое описание толпы мертвецов, следующих за поездом. Погибшие на строительстве дороги люди поют свою печальную песню о тех невзгодах, что им довелось пережить. Но при этом они горды результатами своего труда. Паровозный гудок разрушает жуткий мираж, и мертвецы исчезают. Но спор между автором и генералом еще не окончен. Все это разнообразие в содержании Некрасов сумел выдержать в едином песенном стиле.

Напевность, музыкальность произведения подчеркивает и выбранный автором размер стиха – четырехстопный дактиль. Строфы стихотворения представляют собой классические четверостишия (катрены), в которых использована перекрестная схема рифмовки строк (первая строка четверостишия рифмуется с третьей строкой, а вторая – с четвертой).

В стихотворении «Железная дорога» Некрасов применил разнообразные средства художественной выразительности . Есть в нем многочисленные эпитеты: «неокрепший лед», «морозные ночи», «добрый папаша», «узкие насыпи», «спина горбатая». Использует автор и сравнения: «лед…, как тающий сахар», «листья… лежат, как ковер», «лабазник… красный, как медь». Применены и метафоры: «здоровый, ядреный воздух», «стекла морозные», «ямою грудь», «ясная дорога». В последних строках произведения автор использует иронию, задавая генералу вопрос: «Кажется, трудно отрадней картину / Нарисовать, генерал?..» В поэтической работе есть и стилистические фигуры, например, обращения: «Добрый папаша!», «Братья!» и восклицания: «Чу! восклицанья послышались грозные!»

Стихотворение «Железная дорога» — из когорты произведений, относящихся к гражданской лирике. Это произведение — высшее достижение некрасовской поэтической техники. Оно сильно своей новизной, лаконизмом. В нем интересно решены композиционные задачи, оно отличается особым совершенством поэтической формы.

Стихотворение «Железная дорога» мне понравилось своей характерностью. Некрасов всегда верил в лучшее; его стихи обращены к народу. Некрасов никогда не забывал о том, что цель поэтического творчества — напомнить человеку об его высоком призвании.

Филология