Была ли подводная лодка летучий голландец. История в фактах

В позапрошлом году исполнилось 55 лет творческой деятельности кинорежиссера и оператора Одесской киностудии Вадима КОСТРОМЕНКО .

Для справки. Костроменко Вадим Васильевич. Заслуженный деятель искусств Украины. В 1952-1957 гг. учился на операторском факультете ВГИКа, в мастерской профессора Б. И. Волчека. С марта 1957 года работает на Одесской киностудии, сначала оператором (снял 13 фильмов), затем кинорежиссёром (поставил 12 фильмов). С 1996 года - директор Музея кино Одесского отделения Национального Союза кинематографистов Украины.

А четверть века назад Центральное телевидение показало четырехсерийный фильм "Секретный фарватер", снятый В. Костроменко по мотивам одноименного романа Леонида Платова. По сей день эту скромную ленту регулярно демонстрируют на разных телеканалах, и уже новое поколение зрителей с удовольствием следит за приключениями командира советского торпедного катера Шубина, который сумел обезвредить грозную немецкую подлодку. Но мало кто знает, что в "Секретном фарватере" впервые в мировом кино снят проход настоящей подводной лодки под водой.

Лодки нет, а кино осталось

Действие фильма происходит в 1944 году на Балтийском море. Выполняя боевую задачу, командир торпедного катера Борис Шубин случайно обнаруживает секретный фарватер немецкой подводной лодки без опознавательных знаков. Непредвиденный случай забрасывает его на "Летучий голландец" и дает возможность приоткрыть завесу строжайшей тайны Третьего рейха, которая ее окружает.

Естественно, что в картине, где действует подводная лодка, трудно было обойтись без сцен под водой. Поначалу предполагалось, что погружение и всплытие подлодки снимут в знаменитом бассейне Одесской киностудии. Этот бассейн был построен для съемки морских батальных сцен. Вода в бассейн наливалась так, чтобы она переливалась через край. В бассейн запускали макеты кораблей разных эпох, преимущественно парусного флота, и при помощи разных приспособлений их приводили в действие. На заднем плане открывалась панорама на Черное море, благодаря чему создавалась иллюзия морской дали.

Местные мастера комбинированных съемок умудрялись устраивать вполне правдоподобные морские сражения. Сегодня, пересматривая эти картины, трудно поверить, что в этих сценах на самом деле были задействованы не реальные корабли, а их совсем небольшие по размерам макеты.

Макет подлодки готовился и для "Секретного фарватера", но, когда режиссер увидел погружение реальной подлодки, он буквально заболел желанием снять эту сцену в натуре.

- Когда подводная лодка погружается, - поясняет свое решение Вадим Васильевич Костроменко, - возникает такой водоворот, такая потрясающая картина, что в бассейне создать подобный эффект просто невозможно.

Хотя по сюжету действие фильма происходило на Балтике, подводные сцены снимали в Крыму, в Балаклаве, тем более что вода в этих местах была удивительно прозрачной. К кинематографистам в ту пору относились уважительно, тем более что фильм рассказывал о героизме советских моряков, так что все, что требовалось для съемочной группы, флотское командование выдавало без лишних слов и бесплатно. (В нынешних условиях подобные съемки стоили бы миллионы гривен, а то и долларов). Однако с этим эпизодом поначалу не складывалось.

Съемочной группе выдали водолазный борт, у которого жёсткий трап уходит глубоко под воду. Режиссер решил, что на конце этого трапа будет сидеть оператор, естественно, соответствующим образом экипированный, и со специальной камерой для подводной съёмки. А рядом с ним должна была пройти подводная лодка.

И вот наступил день съемки. Подводная лодка пришла, но...

- Я поставил перед командиром лодки задачу, - вспоминает В. В. Костроменко. - Он на меня посмотрел и говорит: "Вадим Васильевич, в тюрьму мы сядем оба. Вы думаете, что я по шоссе еду? Я же под водой буду плыть. Чуть-чуть не туда - и ваш оператор попадёт мне под винты. И всё - сядем. Нет, я этого делать не буду!"

Развернул свою лодку и ушел.

Пришлось режиссеру ехать в Севастополь к командующему флотом.

- Я его понимаю, - сказал командующий, выслушав рассказ режиссера. - Тут нужен человек рисковый.

И распорядился дать другую лодку, с другим командиром. Съемка прошла отлично, ожидаемый эффект получился. Во время нашей беседы Вадим Васильевич признался, что не запомнил фамилию лихого командира подлодки. Помнит только его уникальное имя-отчество - Африкан Африканович. Зато фамилию, как нам удалось установить, моряк носил самую простецкую - Попов.


А командовал капитан-лейтенант Попов А. А. дизель- электрической подводной лодкой С-296 проекта 613, заводской номер 152. Первый выход в море этой лодки помечен 1955 годом, а 1 октября 1990 года экипаж был расформирован. По всей видимости, в ходе последующих бурных лет лодка пошла на металлолом. Но в историю мирового кино она успела войти...

С весельем и отвагой

Вадим Васильевич вспоминает и о других интересных ситуациях во время крымских съемок. Предстояло снять несколько подводных сцен встречи двух героев. В кино существует неписаный закон: во время съемок опасных и ответственных эпизодов постановщик обязательно должен находиться на съемочной площадке. В данном случае такой площадкой было подводное царство, так что режиссеру пришлось в ускоренном темпе пройти курс аквалангиста и даже сделать первое пробное погружение.

- Но, как только я погрузился, вода заполнила маску, - вспоминает В. В. Костроменко. - Я вынырнул и говорю: "Ребята, что вы мне за маску дали, которая пропускает воду?" А мне отвечают: "Вадим Васильевич, маска не виновата, усы сбрить надо".

- Ну не могу я сбрить усы! - улыбаясь, продолжает режиссер и рассказывает, что, когда однажды в молодости он совершил эту процедуру, то чувствовал себя так, как будто находится без штанов.

Тупиковую эту ситуацию разрешил исполнитель главной роли Анатолий Котенев, который уговорил режиссера оставаться на берегу, поскольку эта подводная съемка технически была совсем несложной. Скрепя сердце постановщик согласился. Но на душе скребли кошки: ведь актерам предстояло сниматься без аквалангов: они должны были нырнуть в воду и быстро вынырнуть. Однако прошло уже довольно много времени, а никто из моря не появлялся. В. Костроменко в ужасе метался на берегу, предполагая, что случилось самое страшное. А актеры между тем просто решили разыграть постановщика. Они быстро сняли эпизод, потом заплыли подальше от режиссерских глаз и преспокойно себе загорали.

- Сейчас, конечно, рассказывать об этом весело, но то, что я тогда высказал "шутникам", я вам повторить не могу, - улыбается Вадим Васильевич.


Сам исполнитель главной роли вспоминал, что консультант картины - адмирал, увидев его на съемках, спросил: "Ты, наверное, на флоте служил? У тебя походка, выправка флотские". Между тем прежде артист к флоту не имел никакого отношения. Он служил в артиллерии, к тому же большую часть службы провел на сцене, поскольку уже имел начальное театральное образование. Помогли занятия спортом, которые пригодились и во время съемок "Секретного фарватера", где актеру пришлось прыгать с парашютом, плавать под водой и долго держаться на плаву в открытом море. Правда, признавался артист, под водой по большей части плавал один мой дублер, другой - прыгал с парашютом, а сам исполнитель в это время бегал в катакомбах, где с "немцем" - каскадером Петром Шерекиным - изображал драку. А вот в воде ему пришлось провести целую съемочную смену.

- Нашли длинный пирс, уходящий в море, - рассказывал впоследствии артист, - с него и снимали на фоне моря. Я там плаваю, изображаю что-то, а с пирса кричат: "Толя! Побарахтайся немножко! Сейчас мы камеру перезарядим!" И вижу, как помощник оператора неуклюже карабкается в гору, к автобусу с аппаратурой. А я плаваю. Вот тогда я понял, что, пока камера работает, актер и в огонь пойдет, и в воду... да на все пойдет! И пока я слышал громкий треск камеры "Конвас", я самоотверженно барахтался в воде.

Но однажды А. Котеневу захотелось лично прыгнуть с парашютом, хотя снимали общий план и его вполне мог заменить дублер. Однако артист уговорил режиссера дать ему возможность прыгнуть, заверив, что имеет опыт целых пяти прыжков. "Правда, - глядя честными глазами на постановщика, сказал актер, - документы об этом у меня остались дома". Проблема заключалась в том, что во время войны использовались круглые парашюты, которых сорок лет спустя на складах уже не было. С огромным трудом нашли старый круглый парашют, тщательно его проверили и наконец дали согласие на съемку.

Прозвучала команда, включили камеру, и из самолета вылетел комочек. Он летел подозрительно долго и лишь почти у самой земли раскрылся парашют.


"Толя, что случилось?" - подбежал к артисту обеспокоенный режиссер.

"Ничего особенного, - "на голубом глазу" ответил тот, - я просто хотел вам показать, что такое затяжной прыжок".

Еще один забавный эпизод случился во время съемок на Балтике. В сценарии было написано: "Флотилия входила в залив, вода кипела от взрывов". Чтобы снять эту сцену, пиротехники целый день на лодочке закладывали взрывпакеты. Но никто не подумал о последствиях взрывов. А они не заставили себя ждать. Ибо, как только закончилась съемка эпизода, на поверхность вспыли тысячи рыбьих трупов. И, как на грех, откуда ни возьмись, появился инспектор рыбнадзора, который потребовал, чтобы съемочная группа заплатила штраф. Но в смете фильма такой статьи, естественно, не было. Пришлось провести с инспектором беседу на предмет того, что это за фильм. Кто в нем снимается и т. п. А моряки тем временем из оглушенной рыбы сварили прекрасную уху, от которой инспектор не смог отказаться...

Интересные факты о фильме

- Некоторые эпизоды биографии книжного героя Шурки Ластикова (закрытие пробоины радиатора своим телом и медаль Ушакова среди наград) почерпнуты из реальной жизни выпускника Соловецкой школы юнг А. Ф. Ковалёва (Рабиновича).

- В фильме таинственной немецкой субмариной является U-127. На это указывает номер, выбитый на тарелке, из которой кормят Шубина на этой подводной лодке, и номер на согнутой вилке, обнаруженной в куче мусора на корабельном кладбище в Пиллау. Реальная лодка U-127 погибла ещё в 1941 году.

- В качестве торпедных катеров снимался речной сторожевой артиллерийский бронекатер проекта 1204 "Шмель". С нескольких "Шмелей" демонтировали реактивную систему залпового огня БМ-14- 17, установив на освободившееся место муляжи трубчатых торпедных аппаратов. После чего в своём новом виде 73-тонные "Шмели" в фильме исполнили роли 15-тонных торпедных катеров Г- 5.

- Имя командира "Летучего голландца" - Герхард фон Цвишен. В переводе с немецкого это означает "Герхард из между", то есть из ниоткуда, и является аллюзией на капитана Немо (Немо по- латыни значит "никто") из романа Жюля Верна "Двадцать тысяч лье под водой".

Секрет долголетия - искренность

Шутки шутками, но, как полагает режиссер, его картина в определённой мере оказалась пророческой. Ибо в последней сцене на подводной лодке фашистский командир произносит такой текст: "Это безумный, дурной Гитлер войну проиграл. И я хочу, чтобы вы поняли, как легко и свободно мы внедримся в послевоенный мир. Мы будем пользоваться покровительством важных людей, мы сохраним национал-социализм и будем заботливо его выращивать на новой почве".


- Мне горько от того, что кое-где, даже у нас, фашизм снова поднимает голову, - говорит В. В. Костроменко. - Наш фильм довольно часто показывают по телевидению, и хочется верить, что эти слова заставят кого-то задуматься...

"Секретный фарватер" принес популярность исполнителю главной роли Анатолию Котенёву. Сейчас он - один из ведущих артистов Белоруссии, снялся в 60 фильмах и сериалах и даже избран вице- президентом Белорусской гильдии актёров кино.

Нет надобности представлять и Ларису Гузееву, которая снималась в этой картине вскоре после оглушительного успеха "Жестокого романса". Ей было интересно сыграть роль в военной форме. Вот только некоторые зрители остались недовольными гибелью героини, и режиссер после выхода картины получил немало писем с гневным вопросом: "Почему вы убили такую красивую женщину?"

"Секретный фарватер" не назовешь шедевром мирового кинематографа. Честная, добротная работа, которая и четверть века спустя смотрится с неослабевающим вниманием. В чем секрет такого долголетия? На этот вопрос даже сам постановщик не знает ответа. Скорее всего, в искренности, чувстве личной причастности, с каким снимал фильм В. В. Костроменко - "дитя войны".

Американские же кинематографисты - при всей своей технической изощренности - только лишь через пять лет рискнули снять реальное погружение подводной лодки. Так что лавры первооткрывателей остались за нашими киношниками.

использованы материалы
Романа Черемухина и Максима Обода.

1 февраля 1960 года, залив Гольфо-Нуэво, что в тысяче трехстах километрах к югу от Буэнос-Айреса. Суровые, неприветливые берега, где и по сию пору витают тени каравелл Магеллана, с упорством и настойчивостью искавшего новый — западный — путь в Индию. Итак, в тот день моряки аргентинского сторожевика «Муратуре» засекли с помощью гидролокатора полузатонувший объект — он находился на тридцатиметровой глубине, в нескольких милях от корабля. Не исключено, что это были обломки потерпевшего крушение судна. А может — неизвестная подводная лодка: ведь несколькими днями раньше в туманной дымке, у самой линии горизонта, видели странный корабль, глубоко сидевший в воде, — на поверхности торчала только надстройка, похожая на орудийную башню; однако вскоре неопознанный корабль исчез из вида.

И сигнал, отраженный на экране гидролокатора «Муратуре», лишний раз подтверждал это предположение. Надо было заставить неизвестную подлодку всплыть. В ход пошли учебные глубинные бомбы. Вслед за тем послышались глухие отзвуки взрывов, вспенивших поверхность залива во многих местах. Потом наступила тишина. И долгие минуты ожидания.
Но море было пустынно.

Между тем гидролокатор аргентинского сторожевика продолжал перехватывать таинственные сигналы. Моряки на «Муратуре» пребывали в недоумении и растерянности: что же это за цель — недосягаемая, неуязвимая. Ну прямо настоящий корабль-призрак. Что верно, то верно, только на этот раз им оказалась подводная лодка — первый «летучий голландец» морских глубин.

Логично было думать, что атакованная подлодка попытается уйти в открытое море. Однако на самом деле она предпочла искать убежище там же, в Гольфо-Нуэво, даже несмотря на то, что залив мог стать для нее западней.

Призрак Гольфо-Нуэво

Залив Гольфо-Нуэво уходит в глубь Южноамериканского материка на добрую сотню километров; берега его сплошь изрезаны песчанистыми бухтами в окаймлении отвесных скал, за которыми тянутся волнообразные дюны. На всем побережье — один-единственный городишко, Пуэрто-Мадрин. В общем, залив этот мало кто знает, однако за какую-нибудь пару недель о нем узнали многие, потому как именно он стал своего рода сценой, на которой разыгралась одна из величайших трагикомедий, что когда-либо происходили на море.

А началась она с того, что в один прекрасный день в безмятежном небе над Гольфо-Нуэво появилась бригада бомбардировщиков с тяжелыми бомбами на борту. Летчики кружили над заливом в поисках цели — и со стороны это казалось даже очень забавным. Но вот самолеты устремились в атаку. И вслед за тем водная гладь словно вскипела — в воздух взметнулись столбы пены и брызг, которые медленно рассыпались под дуновением легкого ветра.

Затем самолеты пронеслись над самой поверхностью залива, едва не касаясь крыльями угасающей зыби, поднятой взрывами бомб. И вдруг в воде промелькнула длинная, сигарообразная, с неровными очертаниями, тень. «Мы засекли подводную лодку на малой глубине, — докладывал потом один из летчиков. — Длина ее корпуса превышала сто метров. На носу и корме мы разглядели шахты пусковых ракетных установок».

Но на этом дело не закончилось. Вода над лодкой вспенилась — на поверхности появилось какое-то пятно. Черное, переливающееся маслянистое пятно.

Подводная лодка, похоже, была подбита. Однако на следующий день, 4 февраля, она всплыла на поверхность и на полном ходу устремилась к выходу из залива, двигаясь зигзагами, чтобы не попасть под обстрел сторожевых кораблей, а потом снова ушла на глубину.

Через два дня подлодка предприняла еще одну попытку оторваться от преследования. Сигнал на гидролокаторах аргентинских сторожевиков становился все слабее и в конце концов исчез вовсе...

Так уж получилось, что события, произошедшие в Гольфо-Нуэво, породили легенду: в диком, пустынном месте вдруг появляется таинственный, неопознанный объект — он то всплывает на поверхность, то исчезает под водой, потом снова появляется как ни в чем не бывало, и ничем его не прошибешь — ни бомбами, ни снарядами. Пока объект несколько дней таился на глубине, в Аргентине начали говорить о каком-то странном недоразумении, или видении, или даже заурядном надувательстве. Но вот на сцене появился священнослужитель — архиепископ Мариатио Перес. Однажды он ехал вдоль Гольфо-Нуэво на машине и вдруг заметил на сверкающей в лучах полуденного солнца глади залива продолговатый серый предмет, который с четверть часа шел на малой скорости, а потом погрузился под воду.

Аргентинские власти удивились: надо же, служитель церкви, а все туда же — разглагольствует про какие-то видения! Но потом призадумались: а что, если это и правда была подводная лодка?

Да, но чья? На официальный запрос из Буэнос-Айреса Вашингтон ответил, что вблизи аргентинских берегов нет ни одной американской подводной лодки. Ближайшая же в феврале находилась в двух с половиной тысячах километров от Гольфо-Нуэво. СССР также подтвердил, что в то время близ берегов Аргентины не было ни одной советской подлодки.

Сотрудники Главного штаба аргентинских ВМС пребывали в недоумении. Самый верный способ узнать, какой стране принадлежит таинственная лодка, — заставить ее наконец всплыть на поверхность. И тогдашний президент Аргентины Фрондиси не уставал повторять: «Надо действовать...», но против кого?..

Соединенные Штаты направили в Аргентину самые современные вооружение и средства обнаружения... Едва на экранах гидролокаторов начинал трепетать сигнал, с авианосца «Индепенденс», крейсировавшего у входа в Гольфо-Нуэво, тотчас взмывали в небо самолеты. Гладь залива взбухала от разрывов бомб — но все безрезультатно, если не считать тонны оглушенной рыбы, всплывавшей на поверхность.

Тогда-то и поползли по стране всевозможные слухи: в заливе, дескать, выловили тело аквалангиста, который был убит как раз в тот момент, когда ремонтировал поврежденный взрывом корпус подводной лодки. А кое-кто даже утверждал, что неизвестная подлодка высадила на берег отряд диверсантов, с тем чтобы убить президента Эйзенхауэра во время его предстоящего визита в Аргентину. Вскоре пошли разговоры и о наваждениях...

25 февраля аргентинские власти объявили о том, что поиски подводной лодки прекращены. Но с чего бы это вдруг? То ли лодка убралась восвояси? То ли еще по какой-то неведомой причине? И все же — какой? Как всегда бывает в подобных случаях, ни на один из поставленных вопросов не было дано точного ответа. Зато по стране опять поползли слухи. К примеру, такие: советское правительство направило-де президенту Фрондиси секретную ноту. Интересно знать, что это была за нота? Быть может, в ней содержалось решительное требование закрыть дело о загадочных событиях в Гольфо-Нуэво?..

Как знать, как знать, однако дело это так никогда и не закончилось — оно получило дальнейшее продолжение. Так подводная лодка-призрак навсегда вошла в историю тайн и загадок, связанных с морем.

На пути к бегству

Многие предполагали, что таинственная подлодка из Гольфо-Нуэво принадлежала ВМФ «третьего рейха», а к берегам Южной Америки, за тридевять земель, ее занесло в поисках надежного убежища — хотя с тех пор, как капитулировала фашистская Германия, минуло полтора десятка лет. Так родилась легенда, и основана она была, как и многие легенды, на вполне реальных фактах.

Ранним утром 10 июля 1945 года у аргентинского берега, прямо напротив города Мардель-Плата, всплыла подводная лодка и на малой скорости направилась к кораблю морской пограничной охраны «Белграно». Подойдя ближе, она подала световой сигнал — просьбу предоставить ей убежище в аргентинском порту. Это была подлодка U-530, командовал ею Отто Вермоутт. Он заявил, что вышел из Киля 19 февраля. Переждав какое-то время у берегов Норвегии, он прорвался в Атлантику и пересек океан с севера на юг — чтобы не попасть в руки к русским.

Но только ли по этой причине Отто Вермоутт отважился на столь долгий и опасный переход? Скорее всего, причин на самом деле было несколько. И главная — во всяком случае, так поговаривали в то время — заключалась в другом. Было известно, что где-то на побережье Норвегии действителен» базировался секретный дивизион немецких подводных лодок, находившийся в полном распоряжении руководителей «третьего рейха». И 16 июля «Таймс» даже предположила, что одна из них доставила Гитлера в Аргентину.

17 июля 1945 года у аргентинского побережья были замечены еще две подводные лодки. 17 августа в Мардель-Плата зашла U-977 под командованием Хайнца Шеффера, — у нее было на исходе горючее. U-977 и U-530 были не единственными немецкими подводными лодками, покинувшими берега Европы в последние дни второй мировой войны. В действительности, их было гораздо больше, вот только многие из них пропали без вести, некоторые были потоплены, как, например, знаменитая U-853, груженная золотом на общую сумму миллион долларов. И лишь далеко не многим удалось добраться до далеких берегов, где они рассчитывали обрести верное убежище. Так, 25 сентября 1946 года капитан американского китобойца «Джулиана II» заявил, что неподалеку от Фолклендских островов он наткнулся на подводную лодку, и ее командир приказал американцам отдать весь запас топлива. По другим, непроверенным, сведениям, немецкие подводные лодки видели у берегов Патагонии даже в пятидесятых годах. Что, если «летучий голландец», зашедший в Гольфо-Нуэво, был одной из них? Впрочем, маловероятно. Не имея ремонтной базы, запасных частей и, что самое главное, топлива и продовольствия, ни одна подлодка не смогла бы плавать автономно столько лет.

Как бы то ни было, немецкие подводные лодки времен второй мировой войны давали о себе знать и в 1965 году. Например, 2 июня американский водолаз Ли Приттимэн обнаружил и сфотографировал на сорокадвухметровой глубине близ Нью-Йорка, между Лонг-Айлендом и побережьем, обломки большой подводной лодки. Предположительно это были обломки знаменитого «Сюркуфа».

Официально считалось, что «Сюркуф» затонул 18 февраля 1942 года в результате столкновения с транспортным кораблем. Но не у Лонг-Айленда, а в трех тысячах восьмистах километрах от Нью-Йорка и в ста сорока километрах к востоку-северо-востоку от входа в Панамский канал.

В свое время «Сюркуф» был самой крупной и самой мощной в мире подводной лодкой — настоящим крейсером, с огромной рубкой, сплошь утыканной стволами 203-миллиметровых пушек и зенитных пулеметов; на лодке имелись десять торпедных аппаратов, кроме того, на ее борту помещался гидросамолет и служили сто пятьдесят человек команды.

Эта громадина должна была сеять ужас в морях и океанах: ибо назвали ее в честь знаменитого корсара, чье имя, пережив века, стало легендарным. Однако в 1939 — 1940 годах, когда началась война, «Сюркуфу» была уготовлена роль сторожевого подводного корабля, которому надлежало сопровождать канадские конвои. В июне 1940 года «Сюркуф» стоял в ремонтном доке во французском порту Брест, когда туда нагрянули немцы. Лодке чудом удалось выйти в море — и она благополучно дошла до Плимута. Там-то и начались ее злоключения. Английские моряки попытались было завладеть «Сюркуфом». Французы воспротивились. Со стороны англичан последовали угрозы. Вспыхнула ссора. В ход пошли револьверы. В перестрелке были убиты двое английских офицеров и один французский матрос...

В дальнейшем, переоснащенный на средства «Свободной Франции» («Свободная Франция» — патриотическое движение за освобождение Франции от фашистских оккупантов, возглавляемое Шарлем де Голлем.), «Сюркуф» снова отправился сопровождать морские конвои. 12 февраля 1942 года он снялся с Бермудских островов и взял курс на Таити — через Панамский канал. С тех пор его больше никто не видел.

18 февраля американский транспорт «Томсон Лайке» покинул Кристобаль (Кристобаль — порт в Панаме, расположенный на выходе из Панамского канала, в Карибском море.) и направился в бухту Гуантанамо (Гуантанамо — бухта на юго-восточном побережье острова Куба.) в тот день было пасмурно, на море стояла легкая зыбь.

Надвигалась ночь. Волнение на море усилилось. Ходовые огни на «Томсон Лайке» в целях маскировки затемнены: ничего не попишешь — война. На мостике, обступив рулевого, безмолвно стоят трое — капитан и два вахтенных офицера; горит только одна лампочка — освещающая картушку компаса, и в ее слабом свете лица у всех четверых кажутся неестественно осунувшимися. Напряженные взгляды устремлены в ночь. Видимость оставляет желать лучшего.

В 22 часа 30 минут — едва различимая вспышка на мгновение разорвала тьму. Может, моряков подвело зрение?
А может, это обыкновенное свечение моря? Впрочем, не исключено, что прямо по курсу — корабль. Раздается крик: «Лево на борт, живо!»

Штурвал резко поворачивается по команде — «Томсон Лайке» всей своей тяжестью заваливается на левый борт. Корпус корабля вздрагивает под ударами волн и на мгновение исчезает за стеной пенных брызг.
Секунды тянутся долго, очень долго.

Капитан и его подчиненные стоят, открыв рты от удивления, брови нахмурены, руки сжаты в кулаки — моряки продолжают ощупывать беспокойными взглядами тьму, которая становится еще гуще, словно пытаясь скрыть надвигающуюся беду. На лицах моряков появляется слабая надежда: что, если призрачный огонь им и впрямь привиделся...
Ан нет! Вот он снова — огонь. Уже очень близко. Сомнений нет: это — корабль. До него, кажется, совсем рукой подать.

Капитан отдает новую команду: «Право руля!» Надо попытаться обойти неизвестный корабль с кормы.
Однако все усилия безнадежны. И тщетны. Раздается удар — где-то под днищем «Томсон Лайке». Глухой удар — и пронзительное эхо по всему кораблю.

Дальше был сущий ад: в черное небо взметнулся огромный столб пламени, озаривший мрачными отблесками вздыбившийся нос транспорта и ослепивший моряков. Огонь, который, казалось, вырвался из самых глубин моря, принес на палубу едкий, удушающий смрад горящего топлива.

Потом и правда было нечто, напоминающее видение. Вдоль правого борта «Томсон Лайке» проплыло что-то огромное и черное, похожее на торчащие из воды обломки корабля. За видением последовал взрыв, потрясший тяжело загруженный транспорт, как утлую лодчонку, в воздух вновь взвились языки пламени, слившиеся в один огненный фонтан, как бы увенчавший трагедию. Когда пламя, чуть ослабнув, опустилось на палубу, на море опять воцарились ночь и безмолвие.

Все это напоминало кошмар, в котором смешались пространство и время, — пробуждение было нелегким и мучительным. На «Томсон Лайке» вспыхнул сначала один прожектор, потом другой. Оба луча, прорезав тьму, упали в море. Оно было пустынно — ни обломков кораблекрушения, ни шлюпок, ни воздетых над волнами рук спасшихся людей. Единственное, что было более или менее ясно различимо на поверхности, — широкое, переливающееся маслянистое пятно.
«Томсон Лайке» крейсировал до самого рассвета, то и дело меняя курс — прочесывая злополучный участок Карибского моря миля за милей...

Пришло время дать оценку случившемуся. Этим занялись эксперты. Заслушав показания капитана «Томсон Лайке» и членов экипажа, следственная комиссия пришла к единодушному заключению: транспорт потопил подводную лодку.

Гибель неизвестной подлодки многим показалась тогда нелепой — тут уж наверняка не обошлось без злой иронии судьбы. В самом деле, подводная лодка способна потопить любой корабль, грузовой, пассажирский или военный... и даже выиграть войну. Зато на поверхности, да еще в ночное время, она довольно уязвима — особенно если столкнется с надводным кораблем, каким бы то ни было. Тогда подводная лодка идет ко дну. А потом — и такое иногда случалось — обломки могут вновь всплыть на поверхность, подобно призраку, восставшему из преисподней.

В случае с «Томсон Лайке» обломков не было, и подтверждение тому — прошедший мимо транспорта, уже после взрыва, таинственный черный объект, низко сидящий в воде, который вслед за тем бесследно исчез. Потому-то все и решили, что транспортное судно потопило немецкую подводную лодку.

И это — что именно немецкую — казалось вполне невероятным. Почему? Да очень просто. 11 декабря 1941 года Германия вступила в войну с Соединенными Штатами, и сразу же после этого у восточного побережья Америки — от Нью-Йорка до Флориды — появились подводные лодки «третьего рейха». В начале января 1942 года их было пять, в июле — семьдесят, а в сентябре — уже добрая сотня. И действовали они на редкость эффективно, что ввергало американцев в ужас. Еще бы: ведь только с января по апрель 1942 года они отправили на дно сто девяносто восемь кораблей, причем едва ли не на выходе из портов.

Американцы не оказывали агрессорам никакого сопротивления. Хотя, впрочем, и рады были бы — но чем? В самом начале военных действий на вооружении американской береговой охраны состояла всего лишь дюжина сторожевиков да сотня самолетов-развалюх, тогда как в сложившихся обстоятельствах и того, и другого требовалось раз в десять больше. Лишь несколько судов-ловушек (Судно-ловушка — обычно торговое судно, переоборудованное для борьбы с подводными лодками.) совершали бесстрашные рейды в Карибское море — и среди них была одна большая яхта с мощным мотором, вооруженная тяжелыми пулеметами, базуками, глубинными бомбами и оснащенная надежными средствами маскировки. А командовал яхтой сорокатрехлетний здоровяк с коротко стриженной бородой, обрамлявшей скуластое лицо, — словом, не кто иной, как знаменитый писатель Эрнест Хемингуэй. Он действовал дерзко и решительно — подпускал вражеские подлодки как можно ближе и открывал по ним огонь из всех видов оружия, что имелось у него на борту.

В первые годы войны немецких подводных лодок в Карибском море было не счесть. Они пиратствовали там повсюду — грабили сухогрузы и выходившие из Маракайбо и с Кюрасао нефтеналивные танкеры. И все же в период с января по июнь 1942 года немцы потеряли двадцать одну лодку. Что, если как раз одну из них и потопил «Томсон Лайке»?

Что же касается «Сюркуфа», американское правительство сделало в связи с его исчезновением вполне официальное заявление, где среди прочего говорилось, что «подводную лодку «Сюркуф», вышедшую с Бермудских островов курсом на Таити, следует считать пропавшей без вести, поскольку она довольно долго не дает о себе знать»...

Массовому вторжению немецких подводных лодок в американские территориальные воды после вступления Соединенных Штатов в войну предшествовал период долгой подготовки. Некоторые даже утверждали, что какая-то немецкая лодка не раз побывала в гавани Ньюпорта еще в декабре 1941 года. Это был большой транспорт, предназначенный для снабжения других подлодок. Его обслуживала французская команда. Да и плавал он под трехцветным флагом.

И вот однажды ночью, буквально через несколько дней после начала военных действий, эту громадину застал врасплох американский противолодочный корабль (ПЛК) — как раз в то время, когда с нее переправляли на борт другой лодки запасы продовольствия. Американцы открыли огонь — и подводная плавбаза вмиг затонула. Где же это произошло? Как раз неподалеку от Лонг-Айленда. И немецкий моряк, знакомец Ли Приттимэна, утверждал, что это и был «Сюркуф», в один злополучный день захваченный немцами и переданный на вооружение ВМФ «третьего рейха», — только под французским флагом.

Как ни удивительно, прикоснувшись к этой загадочной истории, мы как бы переступили грань, лежащую между реальностью и фантазией. Однако на этот раз фантазия превзошла самое себя. Ведь «Сюркуф», как известно, покинул Бермуды 12 февраля 1942 года. Стало быть, немцы никак не могли захватить его до вступления Соединенных Штатов в войну — то есть до 13 декабря 1941 года.

Однако, даже если допустить, что «Сюркуф» торпедировали немцы или по ошибке сами же американцы, как это могло случиться вблизи Нью-Йорка, если он лежит много севернее от трассы Бермуды — Панама?

Конечно, наиболее вероятным было предположить, что «Сюркуф» затонул в результате столкновения с транспортным кораблем. Но столь обычный — хотя и трагический — конец подлодки-гиганта, разумеется, мало кого бы устроил, и потому ее загадочное исчезновение тотчас легло в основу легенды.

«Титаник» морских глубин

В 1955 году в подводном флоте произошла революция. 17 января капитан одной подлодки впервые послал в эфир сообщение: «Идем на атомном двигателе».

Отныне отпала всякая необходимость пополнять запасы топлива в дальнем походе — энергии маленького уранового стержня с лихвой хватало, чтобы обогнуть земной шар двадцать раз кряду. Теперь даже не нужно было всплывать на поверхность, чтобы рассчитать координаты, — автоматический радиосекстант, улавливающий электромагнитные волны звезд, позволял определять местоположение в постоянном подводном режиме. Кроме того, благодаря регенераторам воздуха, опреснительным и холодильным установкам — для хранения больших запасов продуктов — подводная лодка уже могла находиться на глубине, не всплывая, от двух до трех месяцев. Так, например, в 1960 году «Тритону» понадобилось всего-навсего восемьдесят четыре дня, чтобы совершить автономное кругосветное плавание под водой.

Вскоре атомные подлодки снискали себе славу непотопляемых. Таким, к примеру, был «Трешер», «самая быстрая, самая надежная и самая маневренная подводная лодка американских ВМС», — словом, «Титаник» морских глубин.

10 апреля 1963 года телетайпы разнесли по всему миру короткую — однако совершенно невероятную — весть: «Во время учебного погружения пропала без вести американская атомная подводная лодка «Трешер». Что?.. Неужели это морское чудище, словно воскресшее из средневековых легенд и нагонявшее, благодаря своему суперсовременному вооружению, ужас на надводные корабли, пошло ко дну из-за какой-нибудь пустяковой течи или механической поломки? Да быть того не может!

Все произошло на удивление просто — и это только усугубило несчастье. Накануне трагедии «Трешер» покинул портсмутский арсенал, где его отремонтировали и перевооружили, и вышел в открытое море, чтобы пройти ходовые испытания в подводном положении. 10 апреля он достиг предельной глубины. За ходом погружения следил корабль «Скайларк». Каждые четверть часа из глубин океана по гидрофону доносился голос. Подлодка прошла полпути до предельной глубины — до критической точки погружения осталось сто метров. Наконец предельная глубина достигнута. В 9 часов 12 минут в гидрофоне снова послышался спокойный, чуть гнусавый, металлический голос, прозвучавший далеким-далеким эхом, как будто исходил он из самой преисподней: «Испытываем незначительные осложнения. Переходим на положительный угол подъема. Пытаемся продуть балласт. До связи».
Дальше — молчание.

Долгое, напряженное молчание. Слишком долгое. И слишком напряженное. Люди на «Скайларке» уже теряли терпение. И вот в гидрофоне, с поверхности, прозвучал вопрос: «Как там у вас — лодка слушается управления?» Казалось бы, самый обычный вопрос — но сколько в нем тревоги! Однако ответа на него не последовало...

Наконец сквозь бесчисленные помехи из бездны донеслись обрывочные, невнятные крики: «Испытательная глубина!..», и дальше что-то вроде: «...перешли допустимый предел...» Потом раздались щелчки — и снова наступила тишина. Однако, по свидетельству экипажа батискафа, спущенного со «Скайларка», тишина не была мертвой — ее наполняли тысячи далеких, едва различимых звуков, к которым вскоре примешался отчетливый треск и следом за тем — странный грохот, точно от взрыва. Великан «Трешер», непобедимый, непотопляемый «Трешер», сплющился на огромной глубине, как жалкая консервная банка, и разлетелся на множество обломков, которые медленно опустились на морское дно.

В течение следующих нескольких дней обломки «Трешера» — или хотя бы следы крушения — искали тридцать три надводных корабля. На другой день после катастрофы какая-то подводная лодка поймала «отчетливые, резкие звуковые сигналы». Откуда они взялись? Быть может, их подавали подводники, чудом уцелевшие в каком-нибудь наглухо задраенном отсеке полуразрушенной лодки? Но министерство ВМС Соединенных Штатов не приняло в расчет эту последнюю надежду: на «Трешере» не было передатчика, могущего передавать похожие сигналы. Итак, «Трешер» исчез, причем бесследно.

А дальше произошла довольно странная вещь. Точнее, это был мираж, подобный тому, что моряки, рыщущие в поисках затонувших кораблей, видели уже не раз. Однажды со «Скайларка», поймавшего последние сообщения «Трешера», заметили неизвестный корабль «грязно-серого цвета». Он двигался, глубоко осев в воде, надстроек на нем не было — только какой-то странный предмет треугольной формы над мостиком. Что за предмет? Один из матросов «Скайларка» позже сообщил: «Сначала мы было решили, что это подводная лодка с парусом...» Чудеса, да и только: атомная подлодка с парусом!

Однако шутки в сторону. В том, что «Трешер» затонул, увы, не возникало никаких сомнений: в том месте, где случилась катастрофа, на поверхности моря вскоре были обнаружены нефтяные пятна и разные предметы, бесспорно, принадлежавшие «Трешеру».

Но отчего все-таки лодка затонула? Не выдержал корпус? Что ж, вполне возможно: ведь засек же гидролокатор «Скайларка» шум, похожий на треск. Да, но в таком случае на поверхность всплыло бы куда больше обломков. Скорее всего, трещали водонепроницаемые переборки, не выдержавшие шального напора воды, хлынувшей внутрь лодки в образовавшуюся под огромным давлением течь.

Чуть позднее на глубину 2800 метров, где покоились обломки «Трешера», опустился батискаф «Триест». Находившиеся на его борту изыскатели сфотографировали все, что осталось от развалившейся на куски подлодки, и подняли на поверхность отдельные части трубопровода.

Покуда эксперты скрупулезно изучали извлеченные с океанского дна находки, пошли слухи, будто «Трешер» затонул оттого, что его отремонтировали на скорую руку, что он стал жертвой диверсии или что его атаковала советская подлодка. Подобного рода домыслы к тому же подкреплялись докладом экипажа «Боинга-707»: 11 апреля летчики, пролетая над Атлантикой, наблюдали на поверхности океана странный водоворот; да, но это случилось в 2500 километрах от места катастрофы.

Если причина гибели «Трешера» была более или менее ясна, то катастрофа атомной подводной лодки «Скорпион» осталась полной загадкой — величайшей из морских тайн.

После учений в Средиземном море «Скорпион» отправился на базу в Норфолк, штат Вирджиния. Лодка должна была подойти к американскому берегу 21 мая 1968 года, в 17 часов ровно. Однако в тот день она так и не вернулась на базу. Что же с нею стряслось?

Обширный по площади квадрат в восьмидесяти километрах от берега — между точкой, откуда поступило последнее «радио» от «Скорпиона», и Норфолком — миля за милей обшарили 55 кораблей и 30 самолетов. Впрочем, их могло быть больше или меньше — какая разница. Главное, чего недоставало морякам и летчикам, — удачи и везения.

Через некоторое время в 1 300 километрах от Азорских островов поисковый самолет заметил на поверхности океана маслянистое пятно и одинокий предмет оранжевого цвета. Но подоспевшие в указанное место спасательные корабли ничего похожего на описанный летчиками предмет не обнаружили. Может, то был сигнальный буек, выпущенный потерпевшими кораблекрушение подводниками. А может, и нет. Ведь в океане дрейфует великое множество самых разных обломков, и у каждого есть своя история и тайна.

Но вот в один прекрасный день какой-то радиолюбитель из Йоркшира поймал невероятное сообщение: «На связи «Скорпион». У нас вышел из строя конденсатор. Но мы попытаемся дотянуть до базы». Однако в министерстве ВМС США опять только пожали плечами. Если сообщение ретранслировалось через аварийный радиобуй, выпущенный со «Скорпиона», оно должно было повториться несколько раз: аварийные радиобуи запрограммированы на постоянную передачу сигнала бедствия. Так что высшие чины американского ВМФ отнеслись к известию йоркширского радиолюбителя с очевидным недоверием.

Но, как бы то ни было, надежда отыскать «Скорпион» пока не пропала. 31 мая другая американская подводная лодка засекла с помощью гидролокатора объект вытянутой, сигарообразной, формы, лежавший на пятидесятипятиметровой глубине в ста десяти километрах от мыса Генри. В указанное место тут же опустились аквалангисты — «объектом» оказался ржавый, обросший водорослями и ракушками корпус немецкой подлодки, затонувшей в годы второй мировой войны...

8 июня «Ньюсуик» писал, что «Скорпиону» было поручено секретное задание наблюдать за советской атомной подводной лодкой. Дальше журнал намекал, что даже в мирное время подобные операции слежения нередко заканчиваются трагически. Однако бывают и исключения.

Так, например, в мае 1974 года неподалеку от Петропавловска-Камчатского, вспенив гладь океана, всплыла подводная лодка. На первый взгляд, казалось бы, ничего необычного. Но через несколько минут на поверхности, в том же месте, появилась другая подлодка. Быть может, обе лодки вернулись из совместного плавания? Ничуть не бывало. Первая из них — «Пинтадо» — была американская. А вторая — советская. И они следили друг за другом. Причем дистанция между ними была столь мала, что во время очередного маневра на двухсотметровой глубине они попросту столкнулись. Так едва не случилась очередная трагедия, о которой навряд ли бы кто узнал, тем более что произошла бы она на значительной глубине. Однако, слава Богу, на этот раз все обошлось, трагедия обернулась трагикомедией, и жертв не было — и русские, и американцы отделались лишь незначительными повреждениями. А конец у этой истории и вовсе был забавный: лодки развернулись друг к дружке кормой и ушли каждая на свою базу...

19 марта 1975 года «Нью-Йорк таймс» писала, что русские лишились атомной подлодки — в Тихом океане, в 1500 километрах от Гавайских островов, и затонула она на пятитысячеметровой глубине. Это случилось в 1960 году. Тогда гидролокаторы американских кораблей противолодочного дозора засекли в том районе глубинный взрыв и установили точное место, где он произошел.

Прошло время — и американцам удалось поднять со дна океана часть корпуса лодки. По сообщениям все той же «Нью-Йорк таймс», ЦРУ организовало в районе катастрофы секретную поисковую экспедицию под кодовым названием «Операция «Дженнифер», которую финансировал Говард Хьюз.

В этой дорогостоящей операции участвовал корабль, оснащенный специальным радиоэлектронным оборудованием, позволяющим быстро расшифровывать засекреченные опознавательные коды советских подводных лодок.

После долгой, тщательной подготовки корпус лодки наконец с огромным трудом подцепили за тали и начали осторожно поднимать на поверхность. Однако во время подъема он развалился пополам — и та часть подлодки, где размещались ракеты, двигатели и узел связи, безвозвратно канула в бездну.

Так «Операция «Дженнифер», проводившаяся в режиме строжайшего молчания, потерпела фиаско: ядерное сердце, силовые и ракетные установки суперсовременной советской атомной подводной лодки, вместе со всей сверхсекретной судовой документацией, остались навеки покоиться на дне океана. Зато в результате на свет появилась новая легенда о «летучем голландце» морских глубин. А сколько их будет еще — одному Богу известно.

Робер де Лак французский писатель | Перевел с французского И. Алчеев


27 лет назад Центральное телевидение показало четырехсерийный фильм "Секретный фарватер", снятый В. Костроменко по мотивам одноименного романа Леонида Платова.
По сей день эту скромную ленту регулярно демонстрируют на разных телеканалах, и уже новое поколение зрителей с удовольствием следит за приключениями командира советского торпедного катера Шубина, который сумел обезвредить грозную немецкую подлодку. Но мало кто знает, что в "Секретном фарватере" впервые в мировом кино снят проход настоящей подводной лодки под водой.

Лодки нет, а кино осталось
Действие фильма происходит в 1944 году на Балтийском море. Выполняя боевую задачу, командир торпедного катера Борис Шубин случайно обнаруживает секретный фарватер немецкой подводной лодки без опознавательных знаков. Непредвиденный случай забрасывает его на "Летучий голландец" и дает возможность приоткрыть завесу строжайшей тайны Третьего рейха, которая ее окружает.
Естественно, что в картине, где действует подводная лодка, трудно было обойтись без сцен под водой. Поначалу предполагалось, что погружение и всплытие подлодки снимут в знаменитом бассейне Одесской киностудии.
Этот бассейн был построен для съемки морских батальных сцен. Вода в бассейн наливалась так, чтобы она переливалась через край. В бассейн запускали макеты кораблей разных эпох, преимущественно парусного флота, и при помощи разных приспособлений их приводили в действие. На заднем плане открывалась панорама на Черное море, благодаря чему создавалась иллюзия морской дали.
Местные мастера комбинированных съемок умудрялись устраивать вполне правдоподобные морские сражения. Сегодня, пересматривая эти картины, трудно поверить, что в этих сценах на самом деле были задействованы не реальные корабли, а их совсем небольшие по размерам макеты.
Макет подлодки готовился и для "Секретного фарватера", но, когда режиссер увидел погружение реальной подлодки, он буквально заболел желанием снять эту сцену в натуре.

- Когда подводная лодка погружается, - поясняет свое решение Вадим Васильевич Костроменко, - возникает такой водоворот, такая потрясающая картина, что в бассейне создать подобный эффект просто невозможно.
Хотя по сюжету действие фильма происходило на Балтике, подводные сцены снимали в Крыму, в Балаклаве, тем более что вода в этих местах была удивительно прозрачной.
К кинематографистам в ту пору относились уважительно, тем более что фильм рассказывал о героизме советских моряков, так что все, что требовалось для съемочной группы, флотское командование выдавало без лишних слов и бесплатно. (В нынешних условиях подобные съемки стоили бы миллионы гривен, а то и долларов). Однако с этим эпизодом поначалу не складывалось.

Съемочной группе выдали водолазный борт, у которого жёсткий трап уходит глубоко под воду. Режиссер решил, что на конце этого трапа будет сидеть оператор, естественно, соответствующим образом экипированный, и со специальной камерой для подводной съёмки. А рядом с ним должна была пройти подводная лодка.

И вот наступил день съемки. Подводная лодка пришла, но...
- Я поставил перед командиром лодки задачу, - вспоминает В. В. Костроменко. - Он на меня посмотрел и говорит: "Вадим Васильевич, в тюрьму мы сядем оба. Вы думаете, что я по шоссе еду? Я же под водой буду плыть. Чуть-чуть не туда - и ваш оператор попадёт мне под винты. И всё - сядем. Нет, я этого делать не буду!"
Развернул свою лодку и ушел.
Пришлось режиссеру ехать в Севастополь к командующему флотом.
- Я его понимаю, - сказал командующий, выслушав рассказ режиссера. - Тут нужен человек рисковый.
И распорядился дать другую лодку, с другим командиром. Съемка прошла отлично, ожидаемый эффект получился. Во время нашей беседы Вадим Васильевич признался, что не запомнил фамилию лихого командира подлодки. Помнит только его уникальное имя-отчество - Африкан Африканович. Зато фамилию, как нам удалось установить, моряк носил самую простецкую - Попов.
А командовал капитан-лейтенант Попов А. А. дизель- электрической подводной лодкой С-296 проекта 613, заводской номер 152. Первый выход в море этой лодки помечен 1955 годом, а 1 октября 1990 года экипаж был расформирован. По всей видимости, в ходе последующих бурных лет лодка пошла на металлолом. Но в историю мирового кино она успела войти...


С весельем и отвагой

Вадим Васильевич вспоминает и о других интересных ситуациях во время крымских съемок. Предстояло снять несколько подводных сцен встречи двух героев. В кино существует неписаный закон: во время съемок опасных и ответственных эпизодов постановщик обязательно должен находиться на съемочной площадке. В данном случае такой площадкой было подводное царство, так что режиссеру пришлось в ускоренном темпе пройти курс аквалангиста и даже сделать первое пробное погружение.
- Но, как только я погрузился, вода заполнила маску , - вспоминает В. В. Костроменко. - Я вынырнул и говорю: "Ребята, что вы мне за маску дали, которая пропускает воду?" А мне отвечают: "Вадим Васильевич, маска не виновата, усы сбрить надо".
- Ну не могу я сбрить усы!
- улыбаясь, продолжает режиссер и рассказывает, что, когда однажды в молодости он совершил эту процедуру, то чувствовал себя так, как будто находится без штанов.

Тупиковую эту ситуацию разрешил исполнитель главной роли Анатолий Котенев, который уговорил режиссера оставаться на берегу, поскольку эта подводная съемка технически была совсем несложной. Скрепя сердце постановщик согласился. Но на душе скребли кошки: ведь актерам предстояло сниматься без аквалангов: они должны были нырнуть в воду и быстро вынырнуть.

Однако прошло уже довольно много времени, а никто из моря не появлялся. В. Костроменко в ужасе метался на берегу, предполагая, что случилось самое страшное. А актеры между тем просто решили разыграть постановщика. Они быстро сняли эпизод, потом заплыли подальше от режиссерских глаз и преспокойно себе загорали.

Сейчас, конечно, рассказывать об этом весело, но то, что я тогда высказал "шутникам", я вам повторить не могу, - улыбается Вадим Васильевич.
Сам исполнитель главной роли вспоминал, что консультант картины - адмирал, увидев его на съемках, спросил: "Ты, наверное, на флоте служил? У тебя походка, выправка флотские" .
Между тем прежде артист к флоту не имел никакого отношения. Он служил в артиллерии, к тому же большую часть службы провел на сцене, поскольку уже имел начальное театральное образование. Помогли занятия спортом, которые пригодились и во время съемок "Секретного фарватера", где актеру пришлось прыгать с парашютом, плавать под водой и долго держаться на плаву в открытом море. Правда, признавался артист, под водой по большей части плавал один мой дублер, другой - прыгал с парашютом, а сам исполнитель в это время бегал в катакомбах, где с "немцем" - каскадером Петром Шерекиным - изображал драку. А вот в воде ему пришлось провести целую съемочную смену.

- Нашли длинный пирс, уходящий в море,
- рассказывал впоследствии артист, - с него и снимали на фоне моря. Я там плаваю, изображаю что-то, а с пирса кричат: "Толя! Побарахтайся немножко! Сейчас мы камеру перезарядим!" И вижу, как помощник оператора неуклюже карабкается в гору, к автобусу с аппаратурой. А я плаваю. Вот тогда я понял, что, пока камера работает, актер и в огонь пойдет, и в воду... да на все пойдет! И пока я слышал громкий треск камеры "Конвас", я самоотверженно барахтался в воде.

Но однажды А. Котеневу захотелось лично прыгнуть с парашютом, хотя снимали общий план и его вполне мог заменить дублер. Однако артист уговорил режиссера дать ему возможность прыгнуть, заверив, что имеет опыт целых пяти прыжков.
"Правда , - глядя честными глазами на постановщика, сказал актер, - документы об этом у меня остались дома" . Проблема заключалась в том, что во время войны использовались круглые парашюты, которых сорок лет спустя на складах уже не было. С огромным трудом нашли старый круглый парашют, тщательно его проверили и наконец дали согласие на съемку. Прозвучала команда, включили камеру, и из самолета вылетел комочек. Он летел подозрительно долго и лишь почти у самой земли раскрылся парашют.
"Толя, что случилось?" - подбежал к артисту обеспокоенный режиссер.
"Ничего особенного, - "на голубом глазу" ответил тот, - я просто хотел вам показать, что такое затяжной прыжок".

Еще один забавный эпизод случился во время съемок на Балтике. В сценарии было написано: "Флотилия входила в залив, вода кипела от взрывов" . Чтобы снять эту сцену, пиротехники целый день на лодочке закладывали взрывпакеты. Но никто не подумал о последствиях взрывов. А они не заставили себя ждать. Ибо, как только закончилась съемка эпизода, на поверхность вспыли тысячи рыбьих трупов.
И, как на грех, откуда ни возьмись, появился инспектор рыбнадзора, который потребовал, чтобы съемочная группа заплатила штраф. Но в смете фильма такой статьи, естественно, не было. Пришлось провести с инспектором беседу на предмет того, что это за фильм. Кто в нем снимается и т. п. А моряки тем временем из оглушенной рыбы сварили прекрасную уху, от которой инспектор не смог отказаться...

Интересные факты о фильме
- Некоторые эпизоды биографии книжного героя Шурки Ластикова (закрытие пробоины радиатора своим телом и медаль Ушакова среди наград) почерпнуты из реальной жизни выпускника Соловецкой школы юнг А. Ф. Ковалёва (Рабиновича).
- В фильме таинственной немецкой субмариной является U-127. На это указывает номер, выбитый на тарелке, из которой кормят Шубина на этой подводной лодке, и номер на согнутой вилке, обнаруженной в куче мусора на корабельном кладбище в Пиллау. Реальная лодка U-127 погибла ещё в 1941 году.
- В качестве торпедных катеров снимался речной сторожевой артиллерийский бронекатер проекта 1204 "Шмель". С нескольких "Шмелей" демонтировали реактивную систему залпового огня БМ-14- 17, установив на освободившееся место муляжи трубчатых торпедных аппаратов. После чего в своём новом виде 73-тонные "Шмели" в фильме исполнили роли 15-тонных торпедных катеров Г- 5.
- Имя командира "Летучего голландца" - Герхард фон Цвишен. В переводе с немецкого это означает "Герхард из между", то есть из ниоткуда, и является аллюзией на капитана Немо (Немо по- латыни значит "никто") из романа Жюля Верна "Двадцать тысяч лье под водой".
- Диверсанта-аквалангиста, реально сыграл спецназовец Шерекин Пётр Павлович. Мастер спорта СССР по рукопашному бою. Первый командир Республиканского отряда специального назначения МВД Украинской ССР. Первый абсолютный чемпион Украины по каратэ-до.
Представитель тай-дзюцу в Украине от World Federation HOKU SHIN KO RYU BUDJUTSU. Пожизненный член в JU JUTSU INTERNATIONAL, член Академии черных поясов и Дома Самурая.

Секрет долголетия - искренность
Шутки шутками, но, как полагает режиссер, его картина в определённой мере оказалась пророческой. Ибо в последней сцене на подводной лодке фашистский командир произносит такой текст: "Это безумный, дурной Гитлер войну проиграл. И я хочу, чтобы вы поняли, как легко и свободно мы внедримся в послевоенный мир. Мы будем пользоваться покровительством важных людей, мы сохраним национал-социализм и будем заботливо его выращивать на новой почве".
- Мне горько от того, что кое-где, даже у нас, фашизм снова поднимает голову, - говорит В. В. Костроменко. - Наш фильм довольно часто показывают по телевидению, и хочется верить, что эти слова заставят кого-то задуматься...

"Секретный фарватер" принес популярность исполнителю главной роли Анатолию Котенёву. Сейчас он - один из ведущих артистов Белоруссии, снялся в 60 фильмах и сериалах и даже избран вице- президентом Белорусской гильдии актёров кино.
Нет надобности представлять и Ларису Гузееву, которая снималась в этой картине вскоре после оглушительного успеха "Жестокого романса". Ей было интересно сыграть роль в военной форме. Вот только некоторые зрители остались недовольными гибелью героини, и режиссер после выхода картины получил немало писем с гневным вопросом: "Почему вы убили такую красивую женщину?"
"Секретный фарватер" не назовешь шедевром мирового кинематографа. Честная, добротная работа, которая и четверть века спустя смотрится с неослабевающим вниманием. В чем секрет такого долголетия? На этот вопрос даже сам постановщик не знает ответа. Скорее всего, в искренности, чувстве личной причастности, с каким снимал фильм В. В. Костроменко - "дитя войны".

Американские же кинематографисты - при всей своей технической изощренности - только лишь через пять лет рискнули снять реальное погружение подводной лодки. Так что лавры первооткрывателей остались за нашими киношниками.

Из поколения в поколение моряки пересказывали друг другу легенду о Летучем Голландце. Этот образ всегда заставлял сердца биться чаще. Тайна и романтика, с ним связанные, будоражили воображение. И неспроста: легенда действительно очень поэтична.
Каждый год в Мировом океане исчезают десятки судов. Это не только хрупкие ялики и шлюпки, элегантные яхты и прогулочные катера - среди без вести пропавших есть и пассажирские лайнеры и сухогрузы.
Что случилось? Куда подевались? Любой моряк вам ответит, что все тут очень просто и безысходно: они повстречались с "Летучим голландцем".

Легенда гласит, что жил некогда голландский капитан Ван дер Декен. Был он пьяницей и богохульником. И вот однажды близ мыса Доброй Надежды его корабль попал в сильный шторм.Команда без промедления начала уговаривать старого капитана причалить к берегу и переждать бурю. Однако тот был пьян, а может быть, сошел с ума. Так или иначе, но мольбу своих подопечных он оставил без внимания. Мало того: он поклялся любыми средствами обогнуть мыс. Опасаясь за судьбу корабля во власти полоумного капитана, матросы вместе с пассажирами взбунтовались и подняли восстание, возымев целью обезвредить безумца. Однако тот оказался хитрее и поймал предводителя непокорных. Через пару секунд он отправился на корм рыбам.

С каждым, кто пойдет против меня, будет то же самое, - прорычал капитан, обращаясь к перепуганным матросам, и пихнул ногой тело штурмана. Видимо, эта угроза не образумила команду, и капитан снова пустил в ход пистолет.

С тех пор Летучий Голландец бороздит морские просторы, сея смерть и разрушение. С прогнившим корпусом, он тем не менее прекрасно держится на волнах. Команду свою проклятый Богом капитан набирает из утопленников, причем чем поганее и мерзостнее были их деяния в жизни, тем лучше. Как гласит поверье, призрак Летучего Голланца предвещает верную гибель для корабля или части экипажа. Поэтому моряки боялись его, как огня, суеверно прибивая к мачтам лошадиные подковы.

"…И если в час прозрачный, утренний Пловцы в морях его встречали, Их вечно мучил голос внутренний Слепым предвестием печали…"

Такова легенда, пронизанная мистикой, похожая на фантасмагорию. Должно быть, этот миф имеет под собой какую-то историческую подоплеку. Однако и реальные факты теряют свои очертания под завесой времени.

Так, например, бытуют разногласия насчет имени капитана проклятой шхуны. Одни его зовут Ван Дер Декеном, другие - Ван Страатеном, третьи - просто Ваном. По всей вероятности, в основу легенды легла реальная история, произошедшая с одним из голландских мореплавателей в 1641 году. Торговое судно вознамерилось обогнуть мыс Доброй Надежды в поисках подходящего места для небольшого поселения, которое могло бы служить перевалочным пунктом для судов Ост-Индской Компании. Разыгрался шторм, но капитан решил добраться до цели, чего бы ему это ни стоило. История закончилась плачевно. Однако и здесь не обошлось без мифотворчества. Согласно легенде, упрямый капитан так хотел попасть на восточную сторону мыса, что провозгласил: "Я попаду туда, даже если у меня это займет время до самого конца света!" Дьявол даровал ему вечную жизнь, и с тех пор корабль носится по волнам неподалеку от современного Кейптауна.

Есть и другой, вполне реальный прецедент "летучего голландца". В 1770 году на одном из кораблей вспыхнула эпидемия неизвестной болезни. Находясь в окрестностях Мальты, моряки попросили убежища в местном порту. Власти отказали из соображений безопасности. Подобным же образом поступили порты Италии и Великобритании, обрекая обитателей корабля на медленное умирание. В конце концов судно действительно превратилось в плавающий остров с грудой скелетов на борту.

11 июля 1881 г. в судовом журнале фрегата военно-морского флота Великобритании «Бакканте», который огибал мыс Доброй Надежды, появилась запись: «Во время ночной вахты наш траверз пересек «Летучий голландец». Сначала появился странный красноватый свет, исходивший от корабля-призрака, и на фоне этого свечения четко вырисовывались мачты, снасти и паруса брига». На следующее утро впередсмотрящий, первым заметивший корабль-призрак, сорвался с мачты и разбился насмерть. Позднее внезапно заболел и умер командир эскадры.

За последние 400 лет «Летучий голландец» видели много раз. Встречи с ним наиболее часто происходят южнее мыса Доброй Надежды.

Окрашенный в черный цвет и ярко освещенный, корабль всегда идет с гордо поднятыми парусами, даже в самую свирепую погоду. Временами оттуда раздается голос, но люди опытные не отвечают на вопросы таинственного призрака, ибо знают: за этим обязательно последует несчастье. Некоторые моряки убеждены, что достаточно просто посмотреть на корабль, чтобы найти свою смерть при кораблекрушении.

Даже экипажи немецких подводных лодок в годы Второй мировой войны испытывали страх перед «Голландцем», которого много раз видели к востоку от Суэца. Адмирал Карл Дениц писал в своих донесениях в Берлин: «Матросы говорили, что они предпочли бы встретиться с силами Союзного флота в Северной Атлантике, чем испытать ужас повторной встречи с фантомом».

Интересно, что с Летучим Голландцем чуть было не встретился один из представителей английской королевской семьи. 11 июля 1881 года британский корабль "Вакханка", на борту которого находился юный принц в качестве курсанта-гардемарина, встретил корабль-призрак. Волею судеб принцу было суждено прожить еще долгие лета и стать королем Георгом V. А вот матрос, стоявший в тот роковой день на дозоре, вскорости свалился с мачты и расшибся насмерть.

Но самое потрясающее во всей этой истории состоит в том, что легендарный корабль встречали даже в 20 веке! Так, в марте 1939 года его присутствие воочию наблюдало множество южно-африканских купальщиков. Это событие задокументировано, так как в тот день о нем писали все газеты. Аналогичная история произошла с одной из немецких подводных лодок во время Второй Мировой войны. В 60-е годы прошлого века ученые попытались привлечь последние научные данные для объяснения феномена Летучего Голландца. Предполагалось, что это мираж, возникающий в преддверии бури в результате особого рода атмосферных катаклизмов. Однако эта гипотеза себя не оправдала.

Корабли, идущие под всеми парусами, но не имеющие команды, вовсе не редкость.

Ранним солнечным утром 1850 года судно "Морская птица" появилось у побережья американского штата Род-Айленд близ города Ньюпорт. Собравшиеся на берегу люди видели, что корабль идет под всеми парусами к рифам. Когда до рифов оставалось несколько метров, огромная волна подняла парусник и аккуратно перенесла его на сушу. Добравшиеся до судна жители поселка были поражены: на судне не было ни одной живой души. На плите в камбузе кипел чайник, в кубрике стоял табачный дым, на столе были расставлены тарелки. Навигационные приборы, карты, лоции и судовые документы = все было на месте. Из судового журнала стало известно, что парусник шел из Гондураса в Ньюпорт с грузом кофе. Командовал кораблем капитан Джон Дарем.

Последняя запись в вахтенном журнале сообщала: "Вышли на траверз рифа Брентон". Этот риф находится всего лишь в нескольких милях от Ньюпорта. Рыбаки, вернувшиеся в тот же день после промысла, рассказали, что рано утром они видели парусник в море и капитан их приветствовал. Самое тщательное расследование, проведенное полицией, не объяснило, почему и куда пропали люди.

Некоторые специалисты полагают, что одним из объяснений исчезновения команды в ряде случаев может быть внезапно вспыхнувшая эпидемия. В конце 1770 года на остров Мальта зашел корабль, капитан и 14 матросов которого были поражены желтой лихорадкой. Когда об этом доложили Великому магистру Мальтийского ордена, он приказал отбуксировать из порта корабль вместе с 23 членами экипажа. Судно отправилось в Тунис, однако местного властителя успели предупредить, и он запретил пускать корабль в порт. Команда решила вести парусник в Неаполь. Там его тоже не приняли, опасаясь эпидемии. Не приняли корабль и во Франции, и в Англии. В конце концов неприкаянный парусник пропал без вести.

Другое объяснение - инфразвук. Что мы о нем знаем? Инфразвук - это не слышимые человеческим ухом упругие волны низкой частоты (менее 16 Гц). При штормах и сильных ветрах над поверхностью моря в воздухе возникают поперечные и продольные колебания. При скорости ветра в 20 м/сек мощность "голоса моря" достигает 3 Вт с каждого метра водной поверхности. Сравнительно небольшой шторм генерирует инфразвук мощностью в десятки киловатт в диапазоне 6 Гц, результатом воздействия которого на организм могут стать временная слепота, ощущение тревоги, не редки и приступы безумия. При таких приступах люди выбрасываются за борт или превращаются в убийц, после чего и сами кончают счеты с жизнью. Если частота излучения составляет 7 Гц, смерть экипажа наступает почти мгновенно, так как сердце не в силах выдержать такую нагрузку...

В сентябре 1894 года в Индийском океане с борта парохода "Пиккубен" заметили трехмачтовый парусник "Эбий Эсс Харт". На его мачте развевался сигнал бедствия. Когда моряки высадились на палубу, они увидели, что все 38 человек экипажа мертвы, а капитан сошел с ума. Лица мертвых, те, что еще не так сильно были тронуты тлением, были искажены ужасом.

Однако есть случаи, перед которыми пасует разум. Мистика, да и только! Люди подвержены болезням - это верно, но ведь и корабли дряхлеют и долго не живут без каждодневного ухода.

В октябре 1913 г. спасательная команда с английского парохода "Джонсонс" поднялась на борт дрейфующего парусника, на борту которого с трудом читались полустертые слова "Малборо". Паруса и мачты корабля были покрыты зеленоватой плесенью. Доски палубы прогнили. У трапа полулежал скелет, прикрытый истлевшими лохмотьями. На мостике и в каютах были обнаружены еще 20 скелетов. Страницы вахтенного журнала слиплись, чернила растеклись, и прочитать что-либо было невозможно. Надвигался шторм, и капитан парохода, не имея возможности, да и желания взять судно- призрак на буксир, отметил на карте место встречи с загадочным парусником и приказал ложиться на обратный курс. В порту капитан сообщил властям о своей находке. Быстро выяснилось, что "Малборо" в январе 1890 года вышел из порта Литлтон в Новой Зеландии с грузом шерсти и мороженой баранины. Командовал экипажем капитан Хирд. Он был известен как опытный и знающий моряк. Последний раз парусник видели 1 anpeля 1890 года в Тихом океане вблизи Огненной Земли. Невероятно, но 23 года парусник скитался no морям! Такого не могло быть, но факт оставался фактом.

Так и по сей день природа корабля-призрака остается для нас тайной. Кто знает, быть может, ему суждено еще не раз напомнить о себе. А может быть, Летучий Голландец - всего лишь миф? Кто знает…

Чтобы не заканчивать на слишком уж мрачной ноте, завершим рассказ о "Летучем голландце" забавным происшествием из недавнего прошлого.

В 1986 году в Атлантическом океане, в районе Филадельфии пассажирами морского прогулочного корабля был замечен старинный парусник с порванными парусами. На палубе толпились люди в камзолах, треуголках, со шпагами. Завидев прогулочный корабль, они столпились у борта и стали кричать, потрясая старинными мушкетами. Туристы же вовсю щелкали фотоаппаратами. На борту судна находился репортер одной популярной газеты. За приличную сумму ему разрешили передать информацию о сенсации в свое издание. Тут-то все и разъяснилось. Голливуд снимал очередной фильм про... "Летучий голландец". При сильном порыве ветра лопнул трос, удерживающий корабль у причала, и судно, переполненное статистами, "поймав" ветер, рванулось в открытое море. Что ж, пусть любая встреча с "Летучим голландцем" заканчивается так же благополучно.

Больше тридцати лет тому на телевизионные экраны Советского Союза вышел многосерийный фильм «Секретный фарватер». Актеры и роли, ими сыгранные, даже сегодня не теряют своей популярности. Снят он был режиссером Вадимом Костроменко на основе романа Леонида Платова.

Сюжет «Секретного фарватера»

Время действия картины состоит из двух отрезков: 1944 год и 1952 год. Командир торпедного катера Борис Шубин во время выполнения боевой задачи в Балтийском море замечает неизвестную подводную лодку без опознавательных знаков. Позже эта самая лодка - «Летучий голландец» - спасает Шубина, когда самолет, на котором он летел, был сбит. Отлично владея немецким языком, капитан выдает себя за летчика из Финляндии и входит в доверие к членам команды.

Внимательно вслушиваясь в разговоры, которые велись на субмарине, Борис понимает, что «Летучий голландец» выполняет секретные задания главных руководителей фашистской Германии. Шубин узнает об их ужасных планах относительно начала третьей мировой войны. При первой возможности капитан сбегает, чтобы доложить руководству и помешать осуществиться вражеским планам.

Как снимался фильм «Секретный фарватер»

Для съемок о подводной субмарине съемочная бригада решила использовать макет подводной лодки. Все сцены должны были сниматься в специально построенном на Одесской киностудии бассейне. Однако после того, как режиссер киноленты увидел воочию погружение настоящей подводной лодки, ни о каких макетах не было разговора.

Министерство обороны представило бесплатно все корабли, самолеты, орудия, подводные лодки - весь реквизит, который был необходим для создания картины. Сцены под водой снимались в Черном море. Съемки подводной лодки происходили в Одессе. Кроме того, они проводились и в Ленинграде, и на Балтийском море. Несмотря на обширную географию съемок, актеры «Секретного фарватера» и съемочная бригада создали фильм за семь месяцев.

Юнга Шурка Ластиков

Одного из главных героев - мальчишку, усыновленного моряками, Шурку Ластикова - сыграл Богатырев Вячеслав Михайлович. Родился он 27 мая 1972 года. В возрасте четырнадцати лет он снялся в своем первом и единственном фильме «Секретный фарватер». После завершения съемок у Вячеслава умирает мама. Он остается с отцом и двумя братьями.

Жизнь Славы Богатырева была посвящена морю. Известно, что во время несения службы к нему обратился режиссер Севастопольской киностудии с предложением сняться в кино в роли сына конюха. На что был получен категорический отказ: «Я свой выбор сделал - море!».

Сложно представить себе, как бы сложилась судьба Вячеслава Михайловича, если бы ему предложили сняться в фильме на морскую тематику. Окончив военную службу, Вячеслав остался с морем, нанявшись матросом на гражданские суда. 16 марта 2001 года жизнь актера «Секретного фарватера» - юнги Шурки Ластикова - трагически обрывается.

Капитан подводной лодки Борис Шубин

25 сентября 1958 года в красивом грузинском городе Сухуми в семье воспитательницы Валентины Петровны и машиниста Владимира Васильевича появился на свет Анатолий Котенев. Детство будущего актера прошли в городе Невынномысске Ставропольского края. Мечтая в детстве о море, небе, юный Толя неожиданно для себя открыл театр. Его первые пробы в роли артиста состоялись в городском Доме культуры.

Еще будучи студентом в школе-студии МХАТ, Котенев начал получать предложения о съемках в фильмах. Дебют будущего капитана подводной лодки состоялся в киноленте «Неизвестный солдат». В 1986 году начались съемки многосерийного телевизионного фильма «Секретный фарватер». В этом фильме Анатолий Владимирович сыграл свою любимую роль. Военная служба и работа в театре помогли актеру ярко воплотить роль командира торпедного катера.

После съемок артист снимается еще в нескольких фильмах, женится, переезжает в Белоруссию. После развала Советского Союза Анатолий возвращается в Москву, где успешно снимается до сегодняшнего дня. В его активе более ста десяти сыгранных ролей.

Жена капитана - Виктория Мезенцева

Лариса Андреевна Гузеева сыграла роль женщины, которую любит капитан Борис Шубин. Актриса родилась 23 мая 1959 года. Родного отца Лариса Андреевна не знала. Воспитанием будущего метеоролога Виктории Мезенцовой занималась мать и отчим, которые держали девочку в ежовых рукавицах. Несмотря на такое строгое воспитание, Лариса мечтает стать актрисой. После школы она поступает в Ленинградский театральный институт. Известной и популярной артистка стала после главной роли в «Жестоком романсе».

После проб на роль метеоролога режиссер не захотел, чтобы на это место пробовались другие актеры в фильм «Секретный фарватер». И роли были в нем разные, но только Ларису он видел возлюбленной женщиной капитана Шубина. Гузеева в образе Виктории Мезенцевой в киноленте очень правдоподобно и искренне сыграла женщину военных лет. Во время такого тяжелого испытания ей довелось испытать любовь. Трагическая гибель Виктории очень поразила всех зрителей и тронула до глубины души.

Интересные факты про фильм «Секретный фарватер»

Для съемок в фильме использовалась советская дизель-электрическая подлодка С-376, которая была построена в пятидесятых годах двадцатого века. В киноленте таинственная немецкая подводная лодка является субмариной U-127, о чем свидетельствуют номера на столовых приборах. Действие фильма происходит в 1944 году, а реальная лодка U-127 погибла в 1941 году.

Имя командира немецкой подводной лодки - Герхард фон Цвишен. Дословный перевод обозначает «Герхард из ниоткуда».

В оригинальном произведении нет близких отношений между командиром Борисом Шубиным и метеорологом Викторией Мезенцевой. Но для отображения настоящих чувств сценаристы добавили в фильм эту сюжетную линию.

Актеры «Секретного фарватера» очень достоверно и правдоподобно передали содержание книги Леонида Платова. Благодаря режиссерскому и операторскому таланту фильм покорил широчайшую аудиторию всех возрастов и поколений.

Филология