Арнольд Шёнберг (Arnold Schoenberg). Арнольд шёнберг От чего умер сын шенберга

(1951-07-13 ) (76 лет)

Арнольд Франц Вальтер Шёнберг (нем. Arnold Franz Walter Schoenberg , изначально Schönberg ; 13 сентября 1874 года - 13 июля 1951 года) - австрийский и американский композитор, педагог, музыковед, дирижёр, публицист. Крупнейший представитель музыкального экспрессионизма , основоположник новой венской школы , автор таких техник, как додекафония (12-тоновая) и серийная техника .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Арнольд Шёнберг родился 13 сентября 1874 года в венском квартале Леопольдштадт (бывшем еврейском гетто) в еврейской семье. Его мать Паулина Наход (1848-1921), уроженка Праги , была учительницей фортепиано . Отец Самуил Шёнберг (1838-1889), родом из Пресбурга (куда его отец перебрался из Сеченя), был владельцем магазина. Арнольд был в основном музыкантом-самоучкой, бравшим только уроки контрапункта у своего шурина Александра фон Цемлинского (в 1901 году Шёнберг женился на сестре Цемлинского Матильде).

    В 1901-1903 годах жил в Берлине, вёл класс композиции в консерватории Штерна . В 1903 году вернулся в Вену, где работал преподавателем в одной из музыкальных школ.

    Двадцатилетним молодым человеком, Шёнберг зарабатывал на жизнь оркестровкой оперетт, параллельно трудясь над своими сочинениями в традициях немецкой музыки конца XIX века , наиболее известным из которых оказался струнный секстет «Просветлённая ночь», ор. 4 ().

    Те же традиции он развивал в поэме «Пеллеас и Мелизанда» (1902-1903), кантате «Песни Гурре» (1900-1911), «Первом струнном квартете» (1905). Имя Шёнберга начинает завоёвывать известность. Его признают такие видные музыканты как Густав Малер и Рихард Штраус . С 1904 года он начинает частное преподавание гармонии , контрапункта и композиции. Следующим важным этапом в музыке Шёнберга стала его «Первая камерная симфония» (1906).

    Летом 1908 года жена Шёнберга Матильда оставила его, влюбившись в художника Рихарда Герстля . Несколько месяцев спустя, когда она вернулась к мужу и детям, Герстль покончил жизнь самоубийством. Это время совпало для Шёнберга с пересмотром его музыкальной эстетики и кардинальным изменением стиля. Он создаёт первые атональные сочинения, романс «Ты прислонилась к серебристой иве» («Du lehnest dich wieder zu einen Weinenbaum an») и наиболее революционное из своих ранних сочинений - «Второй струнный квартет», ор.10 (1907-1908), где в финале добавляет голос, сопрано, положив на музыку стихи Штефана Георге . В «Пяти пьесах для оркестра» ор.16 (1909) впервые применяет своё новое изобретение - метод темброво-раскрашенной мелодии (Klangfarbenmelodie).

    Летом 1910 года Шёнберг пишет свой первый важный теоретический труд «Учение о гармонии» («Harmonielehre»). Затем создаёт вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро» («Pierrot Lunaire»), op. 21 (1912) на стихи Альбера Жиро , используя технику Sprechstimme - вокальной речитации, средней между чтением и пением. В 1910-х годах его музыка была популярна в Берлине в среде экспрессионистов , её исполняли на собраниях литературного «Нового клуба» .

    В начале 1920-х годов он изобретает новый «метод композиции с 12 соотнесёнными между собой тонами», широко известный как «додекафония », впервые пробуя его в своей «Серенаде» ор. 24 (1920-1923). Этот метод оказался самым влиятельным для европейской и американской классической музыки XX века.

    До 1925 года Шёнберг жил в основном в Вене. В 1925 году он стал профессором композиции в Берлине в Прусской академии искусств .

    В 1933 году после прихода к власти нацистов Шёнберг эмигрировал в США , где преподавал сначала в Консерватории Малкина в Бостоне , с 1935 года - в Университете Южной Калифорнии , с 1936-го - в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе .

    Одним из самых значительных достижений Шёнберга стала его незавершённая опера на библейский сюжет «Моисей и Аарон», начатая ещё в начале 1930-х годов. Вся музыка оперы строится на одной 12-звучной серии. Главная партия Моисея исполняется чтецом в манере Sprechgesang , роль Аарона поручена тенору.

    В течение всей жизни Шёнберг вёл активную педагогическую деятельность и воспитал целую плеяду композиторов. Наиболее выдающиеся из них Антон Веберн , Альбан Берг , Эрнст Кшенек , Ханс Эйслер , Роберто Герхард . Шёнберг создал и возглавил целую композиторскую школу известную под названием «новая венская школа ». Хауэр свои ранние произведения писал под влиянием атональной музыки Шёнберга. В 1935 году, уже в Калифорнии, его частным учеником становится Джон Кейдж .

    Одновременно с преподаванием, сочинением музыки, организацией концертов и выступлением в них в качестве дирижёра Шёнберг был также автором множества книг, учебников, теоретических исследований и статей. Кроме всего прочего он писал картины, отличавшиеся оригинальностью.

    Скончался 13 июля 1951 года в Калифорнии. Похоронен на Центральном кладбище Вены .

    В честь Шёнберга назван кратер на Меркурии . Изображен на австрийской почтовой марке 1974 года.

    Сочинения

    • 2 Gesänge (2 Песни) для баритона и фортепиано, op. 1 (1897-1898)
    • 4 Lieder (4 Песни) для голоса и фортепиано, op. 2 (1899)
    • 6 Lieder (6 Песен) для голоса и фортепиано, op. 3 (1899/1903)
    • «Verklärte Nacht» («Просветлённая ночь»), op. 4 (1899)
    • «Песни Гурре» для солистов, хора и оркестра (1900, оркестровка 1911)
    • «Pelleas und Melisande», («Пеллеас и Мелисанда») op. 5 (1902/03)
    • 8 Lieder (8 Песен) для сопрано и фортепиано, op. 6 (1903/05)
    • Первый струнный квартет, D minor, op. 7 (1904/05)
    • 6 Lieder (6 Песен) with orchestra, op. 8 (1903/05)
    • Kammersymphonie no. 1 (Первая камерная симфония), op. 9 (1906)
    • Второй струнный квартет, фа-диез минор (с сопрано), op. 10 (1907/08)
    • 3 Stücke (3 Пьесы) для фортепиано, op. 11 (1909)
    • 2 Balladen (2 Баллады) для голоса и фортепиано, op. 12 (1906)
    • «Friede auf Erden» («Мир на земле») для смешанного хора, op. 13 (1907)
    • 2 Lieder (2 Песни) для голоса и фортепиано, op. 14 (1907/08)
    • 15 Gedichte aus Das Buch der hängenden Gärten
    (15 стихотворений из «Книги висячих садов» Штефана Георге), op. 15 (1908/09)
    • Fünf Orchesterstücke (5 пьес для оркестра), op. 16 (1909)
    • «Erwartung» («Ожидание») Монодрама для сопрано и оркестра, op. 17 (1909)
    • «Die Glückliche Hand» («Счастливая рука»)
    Драма с музыкой для хора и оркестра, op. 18 (1910/13)
    • Три маленькие пьесы для камерного оркестра (1910)
    • Sechs Kleine Klavierstücke (6 Маленьких пьес) для фортепиано, op. 19 (1911)
    • «Herzgewächse» («Побеги сердца») для сопрано и ансамбля, op. 20 (1911)
    • «Pierrot lunaire», («Лунный Пьеро») 21 мелодрама
    для голоса и ансамбля на стихи Альбера Жиро , op. 21 (1912)
    • 4 Lieder (4 Песни) для голоса и оркестра, op. 22 (1913/16)
    • 5 Stücke (5 Пьес) для фортепиано, op. 23 (1920/23)
    • Serenade (Серенада) для ансамбля и баритона, op. 24 (1920/23)
    • Suite (Сюита) для фортепиано, op. 25 (1921/23)
    • Духовой квинтет, op. 26 (1924)
    • 4 Stücke (4 Пьесы) для смешанного хора, op. 27 (1925)
    • 3 Satiren (3 Сатиры) для смешанного хора, op. 28 (1925/26)
    • Suite, op. 29 (1925)
    • Третий струнный квартет, op. 30 (1927)
    • Variations for Orchestra, op. 31 (1926/28)
    • «Von heute auf morgen» («С сегодня на завтра»)
    одноактная опера для 5 голосов и оркестра, op. 32 (1929)
    • 2 Stücke (2 Пьесы) для фортепиано, op. 33a (1928) & 33b (1931)
    • Begleitmusik zu einer Lichtspielszene
    (Музыка к киносцене) для оркестра, op. 34 (1930)
    • 6 Stücke (6 пьес) для мужского хора, op. 35 (1930)
    • Скрипичный концерт, op. 36 (1934/36)
    • Четвёртый струнный квартет, op. 37 (1936)
    • Kammersymphonie no. 2 (Вторая камерная симфония), op. 38 (1906/39)
    • «Kol nidre» («Все обеты») для хора и оркестра, op. 39 (1938)
    • Вариации на «Речитатив» для органа, op. 40 (1941)
    • Ode to Napoleon Buonaparte (Ода Наполеону)
    для голоса и фортептанного квинтетa, op. 41 (1942)
    • Фортепианный концерт, op. 42 (1942)
    • Theme and variations для духового оркестра, op. 43a (1943)
    • Theme and variations для симфонического оркестра, op. 43b (1943)
    • Prelude to «Genesis» для хора и оркестра, op. 44 (1945)
    • Струнное трио, op. 45 (1946)
    • A Survivor from Warsaw, («Уцелевший из Варшавы»), op. 46 (1947)
    • Фантазия для скрипки с фортепиано, op. 47 (1949)
    • 3 Songs (3 Песни) для низкого голоса и фортепиано op. 48 (1933-1943)
    • 3 Folksongs (3 хора - немецкие народные песни), op. 49 (1948)
    • «Dreimal tausend Jahre» («Трижды тысяча лет») для смешанного хора, op. 50a (1949)
    • Psalm 130 «De profundis» («Из глубины») для смешанного хора, op. 50b (1949-1950)
    • «Modern psalm» («Современный псалом»)
    для чтеца, смешанного хора и оркестра op. 50c (1950, не закончен)
    • «Moses und Aron» («Моисей и Аарон») Опера в трёх действиях (1930-1950, не закончена)

    Музыковедческие работы

    . Some translations by Leo Black; this is an expanded edition of the 1950 Philosophical Library (New York) publication edited by Dika Newlin. The volume carries the note .
  • Рыжинский А. С. Хоровое творчество Арнольда Шёнберга. - М. , 2010. - ISBN 978-5-9973-0966-4 .
  • Витоль И., Учение о гармонии («Harmonielehre») Арнольда Шёнберга, «Музыкальный современник», 1915, № 2.
  • Рославец Н., «Лунный Пьеро» Арнольда Шёнберга, «К новым берегам», 1923, № 3.
  • Каратыгин В., Арнольд Шенберг, «Речь», 1912, № 339, то же, в сб.: В. Г. Каратыгин. Жизнь, деятельность, статьи и материалы, т. 1, Л., 1927.
  • Игорь Глебов [Асафьев Б. В.], А. Шёнберг и его «Gurre-Lieder», [Приложение к программе симфонич. концерта 7 XII 1927], Л., 1927, то же, в сб.: Асафьев Б. В., Критические статьи, очерки и рецензии. Из наследия конца десятых - начала тридцатых годов, Л., 1967.
  • Шнеерсон Г., О музыке живой и мертвой, М., 1960, 1964.
  • Шнеерсон Г., О письмах Шенберга, в сб.: Музыка и современность, вып. 4, М., 1966.
  • Холопов Ю., О трёх зарубежных системах гармонии, в сб.: Музыка и современность, вып. 4, М., 1966.
  • Денисов Э., Додекафония и проблемы современной композиторской техники, в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969.
  • Павлишин С. Творчество А.Шёнберга, 1899-1908 гг., в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969.
  • Павлишин С. «Мiсячний П’еро» А. Шенберга, К., 1972 (на укр. яз.).
  • Павлишин С. Арнольд Шёнберг: Монография. - М., 2001. - 477 с.
  • Лаул Р., О творческом методе А. Шёнберга, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 9, Л., 1969.
  • Лаул Р., Кризисные черты в мелодическом мышлении А. Шёнберга, в сб.: Кризис буржуазной культуры и музыка, М., 1972.
  • Кремлев Ю., Очерки творчества и эстетики новой венской школы, Л., 1970.
  • Элик М., Sprechgesang в «Лунном Пьеро» А. Шёнберга, в сб.: Музыка и современность, вып. 7, М., 1971.
  • Друскин М., Австрийский экспрессионизм, в его кн.: О западноевропейской музыке XX века, М., 1973.
  • Шахназарова Н., Об эстетических взглядах Шёнберга, в сб.: Кризис буржуазной культуры и музыка, вып. 2, М., 1973.
  • Шахназарова Н., Арнольд Шёнберг - «Стиль и идея», в кн.: Проблемы музыкальной эстетики, М., 1974.
  • Auner, Joseph. A Schoenberg Reader. Yale University Press. 1993. ISBN 0-300-09540-6 .
  • Brand, Julianne; Hailey, Christopher; and Harris, Donald, editors. The Berg-Schoenberg Correspondence: Selected Letters. New York, London: W. W. Norton and Company. 1987. ISBN 0-393-01919-5 .
  • Shawn, Allen. Arnold Schoenberg’s Journey. New York: Farrar Straus and Giroux. 2002. ISBN 0-374-10590-1 .
  • Stefan, Paul . Arnold Schönberg. Wandlung - Legende - Erscheinung - Bedeutung. - Wien/Berlin/Leipzig: Zeitkunst-Verlag; Berlin/Wien/Leipzig: Zsolnay, 1924.
  • The Origin of Music - Bob Fink. Reviews; ISBN 0-912424-06-0 . One or more chapters deal with modern music, atonality and Schoenberg.
  • Weiss, Adolph (March-April 1932). «The Lyceum of Schonberg», Modern Music 9/3, 99-107
  • Регулярная статья
    Арнольд Шёнберг
    Arnold Franz Walter Schoenberg
    Портрет
    А. Шёнберг. Лос-Анджелес, 1948
    Род деятельности:

    Музыкант

    Дата рождения:
    Место рождения:
    Гражданство:
    Дата смерти:
    Место смерти:
    Сайт:

    Шёнберг, Арнольд (Schönberg, Arnold; 1874, Вена , – 1951, Лос-Анджелес) - композитор, музыкальный теоретик, педагог и живописец, один из зачинателей экспрессионизма и автор додекафонной системы в музыке, глава так называемой Новой венской школы.

    Ранние годы

    Родился в семье небогатого коммерсанта. В детстве учился играть на скрипке и виолончели, играл в любительских оркестрах и сочинял музыкальные пьесы, не владея поначалу основами композиции; только в 16 лет Шёнберг начал систематически заниматься музыкой.

    В 1891 г. окончил реальную гимназию и поступил на работу в частный банк, однако через несколько лет ушел из банка и целиком посвятил себя музыке. Его учителем был композитор и дирижер А. фон Цемлинский, дававший Шёнбергу уроки полифонии. В 1895–99 гг. дирижировал хором рабочих в пригороде Вены .

    В 1898 г. Шёнберг перешел в христианство (в одну из протестантстких конфессий), а в 1901 г. женился на сестре своего учителя, Матильде фон Цемлинской.

    Работа в начале XX века

    В 1901–1903 гг. жил в Берлине, дирижировал оркестром в кабаре литераторов и давал частные уроки. С 1903 г. преподавал в одной из венских музыкальных школ.

    В 1911 г. Шёнберг познакомился с В. Кандинским, что оказало большое влияние на художественное мировоззрение обоих. Шёнберг был известен и как художник: в 1911 г. он впервые показал свои работы на выставке группы художников «Голубой всадник» в Берлине , выставлялся в Вене, в других городах, иногда совместно с Кандинским.

    Как дирижер Шёнберг выступал с концертами в Берлине, Вене, Амстердаме , Лондоне , Санкт-Петербурге) и многих других городах, но постоянного заработка у него никогда не было (сохранилось даже письмо Шёнберга к Г. Малеру , относящееся к 1910 г., с просьбой о материальной помощи).

    В годы Первой мировой войны служил в австрийской армии. С 1925 г., по инициативе Л. Кестенберга , был приглашен на должность профессора в Прусскую академию искусств в Берлине, откуда его уволили в 1933 г. с приходом нацистов к власти.

    Во времена нацизма

    Эмигрировал во Францию.

    В 1941 г. Шёнберг получил известие о гибели брата, оставшегося в Австрии, а в 1942 г. была написана «Ода Наполеону» на слова Дж. Г. Байрона, в которой обличение зла, насилия, убийства невинных людей вызывает явные ассоциации с Катастрофой и событиями Второй мировой войны ; памфлет Байрона, написанный в 1814 г., звучит в этой трактовке как актуальное антинацистское произведение.

    Текст кантаты «Уцелевший из Варшавы» (1947; для чтеца, хора и оркестра), написанный самим композитором, воспроизводит рассказ одного из немногих спасшихся узников Варшавского гетто . В ткань произведения вплетены слова Шма . Произведение крайне лаконично - всего шесть с половиной минут; экспрессионистские приемы музыкальной речи заострены в нем до предела.

    Другие произведения Шёнберга на еврейскую тему - «Современный псалом» (не закончен), «Из глубин» (1950; на псалом 130 для хора), хор «Трижды по тысяче лет» (1950; на слова Д. Рунеса) и т. д.

    Сионистские мотивы

    На протяжении многих лет (1926–51) Шёнберг писал драму «Библейский путь» о возвращении евреев на историческую родину и будущем возрожденного еврейского государства. Шёнберг не был чужд сионистским целям. В 1923 г. он писал: «Меня принудили понять и запомнить навеки, что я не немец, не европеец, а я - еврей».

    Он проявлял интерес, в частности, к концепции В. Жаботинского и к его трудам. Публиковал статьи сионистской направленности: «Израэлиты и евреи» (1923), «По поводу сионизма» (1924), «Еврейский вопрос» (1933), «Заметки о политике по отношению к евреям» (1933), «Программа для еврейства из четырех параграфов» (начало 1940-х гг.) и другие.

    Шёнберг приветствовал рождение Государства Израиль и содействовал созданию в Иерусалиме учебного центра, с которым, по его замыслу, должны были сотрудничать крупнейшие музыкальные деятели-евреи.

    Новая венская школа

    Шёнберг - основатель и глава так называемой Новой венской школы, возникшей как творческое содружество композитора и его учеников - А. Берга и А. Веберна; школа определила пути развития современного музыкального искусства.

    Шёнберг был одним из крупнейших музыкальных педагогов 20 в., среди его учеников, помимо Берга и Веберна, - Э. Веллес (1885–1974), Х. Эйслер (1898–1962), Р. Комин (1896–1978), Р. Серкин и другие. Многие крупнейшие композиторы 20 в. - Б. Барток, И. Стравинский, С. Прокофьев, Д. Шостакович , П. Хиндемит - испытали воздействие музыки и учения Шёнберга и применяли додекафонную технику композиции.

    Теоретические труды

    Среди теоретических трудов Шёнберга - «Учение о гармонии» (1911), «Пособие для начинающих композиторов» (1943), «Стиль и идея» (1950), «Структурные функции гармонии» (1954), «Основы композиции» (1967) и другие.

    Свою библиотеку и рукописи Шёнберг завещал Еврейской национальной и университетской библиотеке в Иерусалиме. Незадолго до смерти Шёнберга Израильская академия музыки избрала его своим почетным президентом.

    Источники

    • КЕЭ, том 10, кол. 158–161
    Уведомление : Предварительной основой данной статьи была статья

    Можно ли проверить алгеброй гармонию? Оказалось, что можно. Арнольд Шёнберг математически вывел новую концепцию написания музыки – додекафонию, которая основывается не на порывах творческой души, а на точном расчете, и оказался создателем нового музыкального языка 20 века.

    Краткую биографию Арнольда Шёнберга и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

    Краткая биография Шёнберга

    13 сентября 1874 года в венском гетто появился на свет Арнольд Шёнберг. Его мать была педагогом по фортепиано, но постигать основы музыкальной грамоты и учиться играть на скрипке Арнольд начал самостоятельно.

    Ранняя кончина отца поставила молодого человека перед необходимостью зарабатывать на жизнь, и с 16 лет после окончания гимназии он начал работать в банке. Однако вскоре понял, что музыка из увлечения стала предназначением. Его первым учителем стал известный австрийский композитор А. фон Цемлинский, на сестре которого в 1901 году Арнольд женился. У них родилось двое детей – дочь и сын.


    В Вене начала 20 века правили бал оперетты, именно они давали возможность Шёнбергу заработать на оркестровке. Он преподавал в музыкальной школе и консерватории, с 1904 года – как частный педагог. В 1903 году в Венской опере композитор знакомится с Г. Малером . Шёнберг был горячим поклонником и пропагандистом творчества непризнанного гения. Его привлекала и творческая позиция Малера – бескомпромиссного служения своему таланту вопреки мнению общества.


    В 1907 году его серьезно увлекла живопись, а его жену Матильду – новый друг Шёнберга, художник Рихард Герштль, ради которого она даже попыталась оставить семью. Увлечение продлилось недолго, хотя за эти несколько месяцев композитор готовился свести счеты с жизнью, а его друзья вели переговоры с беглянкой, взывая к ее человеческим и материнским чувствам. В итоге Матильда вернулась домой, а её любовник повесился.


    В 1911 году в рамках мюнхенской выставки экспрессионистов были показаны и полотна Шёнберга. В это же время выходит его первая книга – «Учение о гармонии». Еще 4 книги и сборник статей будут изданы в 40-60-е годы. Во время Первой мировой войны композитор был призван на службу и провел два года в тыловых частях.

    Матильда скончалась в 1923, а годом позже 50-летний маэстро женился на Гертруде Колишь. Она также была сестрой, но уже не его учителя, а его ученика. В этом браке родилась дочь и два сына. Согласно биографии Шёнберга, с 1925 года композитора пригласили преподавать в Берлинскую консерваторию. Однако работа там продлилась до 1933 – в Германии развивались антисемитские настроения, и Шёнберги переехали в США. В Новом свете он не нашел интереса к своему творчеству, хотя на протяжении 8 лет и преподавал в Калифорнийском университете. Несмотря на свои достижения в области нового музыкального языка – додекафонии, Шёнберг всю жизнь учил студентов основам классической композиции и истории музыки. Выйдя на пенсию, денежное содержание которой было весьма скромным, композитор был вынужден подрабатывать частными уроками. После второй мировой войны его произведения вновь стали широко исполняться. Последние годы жизни он провел в Лос-Анджелесе. В 1946 у него случился инфаркт, а 13 июля 1951 года маэстро скончался.



    Интересные факты о Шёнберге

    • Биография Шёнберга гласит, что он один из немногих композиторов, которые писали музыку не за инструментом, а за столом. Таким же образом работали Моцарт , Берлиоз , Шостакович .
    • Композитор имел суеверный страх перед числом 13, даже несмотря на то, что он родился 13-го. Однако умер он также 13-го, в возрасте 76 (в сумме 13) лет. Кстати, оба этих 13-х числа приходились на пятницу. Даже 13-й (или кратный ему) такт своих произведений он считал неудачным.
    • Несмотря на то, что Шёнберг имел славу скандального композитора и новатора, он был скромным, тихим и деликатным человеком.
    • Композитор был отличным теннисистом.
    • На музыку «Лунного Пьеро» поставлены два балета – в 1962 году Гленом Тетли для собственной труппы, в 2008 – Алексеем Ратманским для примы Мариинского театра Дианы Вишневой.
    • Шёнберг дважды менял вероисповедание – в 1898 году он был крещен в протестантскую веру, а в 1933 – вновь принял иудаизм.
    • Дочь Шёнберга Нурия была женой итальянского композитора Луиджи Ноно, который также использовал технику додекафонии. В 1992 году Нурия написала биографическую книгу о своем отце.
    • Светомузыка «Счастливой руки» - не единственное произведение в подобном роде. А. Скрябин соотносил музыку с цветом и писал световую партитуру для изобретенного им же инструмента. Б. Барток в опере «Замок Синей бороды», созданной на два года раньше, также отождествлял своих героев и эпизоды сюжета с определенными цветами.
    • Несравнимо более известный как композитор, Шёнберг был еще и плодовитым художником – экспрессионистом. Им созданы более 300 картин, которые принимали участие во многих выставках, среди них – множество автопортретов.
    • Портреты Шёнберга были написаны Р. Герстлем, О. Кокошкой, Э. Шиле. Один из портретов создал его коллега-композитор Д. Гершвин - Шёнберг познакомился с ним, эмигрировав в Америку. У них было много общего, помимо любви к музыке оба писали картины (говорят, что Гершвин – лучше) и увлеченно играли в теннис.
    • 31 марта 1913 года в Вене состоялся концерт, впоследствии названный «скандальным». В тот вечер в филармонии Шёнберг дирижировал своей Первой камерной симфонией, также исполнялась музыка учителя композитора – А. фон Цемлинского и его учеников – А. Веберна и А. Берга. Именно во время исполнения берговских «Пяти песен для сопрано и оркестра на тексты Петера Альтенберга» началось негодование публики, которая смеялась и «букала», слыша диссонансные пассажи. Затем случилось и вовсе невероятное – драку затеял… организатор концерта. На последующем судебном разбирательстве он это не отрицал, заметив, однако, что был спровоцирован соперником, оскорбившим его словом. Запал был кинут в уже разгоряченную атмосферу, и вскоре одна часть почтенной венской публики отвешивала друг другу оплеухи не жалея сил, а другая – взывала к полиции и требовала отправить композиторов на психиатрическое лечение.
    • Сюжет «Пеллеаса и Мелизанды» М. Метерлинка стал настоящим хитом начала 20 века. В 1902 году Клодом Дебюсси была написана одноименная опера. В том же году Шёнберг по совету Р. Штрауса приступил к созданию симфонической поэмы, даже не догадываясь, что в Париже готовится к постановке работа Дебюсси.
    • В декабре 1912 года композитор единственный раз посетил Санкт-Петербург, где дирижировал «Пеллеасом и Мелизандой». После 1930-х Шёнберг в СССР не исполнялся ввиду несоответствия его музыки официальным представлениям об искусстве. Интерес к изучению его творчества возродился в нашей стране только три десятилетия спустя.
    • Первая постановка оперы «Моисей и Аарон» потребовала 50 оркестровых и 350 хоровых репетиций.
    • Макс Блонда – таков был псевдоним второй супруги композитора, Гертруды, под которым она написала для него либретто одноактной оперы «С сегодня на завтра» (1928). В основе сюжета произведения - взаимоотношения между мужем и женой.

    • Ученики Шёнберга А. Берг, А. Веберн, Х. Эйслер были последователями музыкального стиля композитора, основав так называемую «нововенскую школу».
    • Одним из самых ярких приверженцев додекафонной системы был композитор Пьер Булез, который после кончины Шёнберга написал скандальный некролог. В нем он ставил в вину покойному композитору отход от повсеместного и исключительного использования этой техники в последнем периоде творчества. Несмотря на эту статью, Булез являлся популяризатором творчества Шёнберга и часто дирижировал его сочинениями.

    Творчество Шёнберга


    Творчество Шёнберга можно разделить на три части – романтическую, экспрессионистскую и додекафонскую. Первые произведения написаны в немецкой классической манере. Эта музыка явилась продолжением романтической традиции Вагнера и Брамса - «Просветлённая ночь » (1899), «Пеллеас и Мелизанда » (1903). Вскоре Шёнберг понял, что использование традиционной гармонии исчерпало себя. Со Второго струнного квартета (1908) он начинает работать в атональном или, как называл этот принцип сам композитор, пантональном стиле. Это позволило ему выйти в мир иррационального, мир экспрессионизма.

    В начале 1910-х годов им написаны самые важные экспрессионистские произведения. Таким было «Ожидание » (1909) – созданная всего за две недели монодрама для сопрано по либретто молодого врача Марии Паппенхайм. Это произведение фактически без сюжета, поскольку слушателя погружают не в события, а в эмоции его героини – страх, ревность, отчаяние. Все, о чем она рассказывает – явь, сон или выдумка? Авторы не дают ответа. К предполагаемым постановкам «Ожидания» проект сценографии разрабатывался самим композитором, а премьера состоялась только в 1924 году в Праге. В 1912 появляется «Лунный Пьеро » - вокальный цикл, герой которого – непризнанный и отринутый обществом творец. Особенность этого произведения – в новом принципе пения, которое скорее является мелодекламацией. Драма с музыкой «Счастливая рука » на собственное либретто была написана в 1913. Это сочинение имеет множество автобиографических черт – супруга героя покинула его, оставив смятение, боль и страх. «Счастливая рука» - это еще и опыт композитора в исследовании феномена синестезии - музыкальные переживания героя четко связаны со светом и цветом. Оратория «Лестница Иакова », начатая в 1917 - грандиозный замысел композитора, над которым он работал много лет, постоянно возвращаясь, дополняя и исправляя, но который так и не считал законченным.


    После экспериментов с атональной музыкой Шёнберг снова начал поиски нового метода композиции. Так, в начале 1920-х была создана додекафония. Принцип этой техники заключен в последовательном использовании 12 различных нот, которые называются серией. Серия и её производные (инверсия, ракоход, ракоходная инверсия) также могут транспонироваться. «Пять пьес для фортепиано », законченные в 1923 году, стали дебютным сочинением, основанным на принципе додекафонии. К концу десятилетия Шёнберг вновь возвращается к произведениям крупной формы, полностью построенным на додекафонии – Третий струнный квартет (1927) и Вариации для оркестра (1928).

    Из биографии Шёнберга мы узнаём, что в 1930 году композитор начинает работу над оперой «Моисей и Аарон » по собственному либретто. Вначале он планировал написать ораторию, максимально приближенную к тексту Библии. Осознав всю противоречивость библейского изложения, Шёнберг создает более вольную его трактовку. Первые два акта были написаны к 1932 году, музыка и текст для третьего акта создавались в 1937, но остались незаконченными. Несмотря на это, существенные элементы истории были завершены к концу второго акта, что позволило ставить оперу как вполне цельное произведение. Премьера концертной версии состоялась в 1954 году, сценической – в 1957.


    Из произведений, созданных в эмиграции, можно отметить Концерт для скрипки с оркестром, Четвертый струнный квартет (оба - 1936) и Концерт для фортепиано с оркестром (1942). В них додекафония развивается, сочетаясь с тональными элементами. В поддержку европейских стран, воевавших с фашизмом, в 1941 году была написана «Ода Наполеону Бонапарту» на стихи Байрона. Одним из самых эмоциональных гуманистических произведений Шёнберга стала кантата «Уцелевший из Варшавы», созданная в 1947 году. Её текст, также написанный композитором, основан на воспоминаниях участников событий уничтожения нацистами варшавского гетто.

    Музыка Арнольда Шёнберга в кино

    В 1975 году вышел фильм по опере «Моисей и Аарон», ставший одним из первых появлений музыки Шёнберга на киноэкране. Впоследствии к творчеству композитора обращались создатели фильмов:


    • «Ставки сделаны» (1997);
    • «Люмьер и компания» (1995);
    • «Между ангелом и бесом» (1995);
    • «Новая волна» (1990).

    Одним из сценаристов картины Саймона Кёртиса «Женщина в золотом» (2015) стал Рэндол Шёнберг – американский адвокат, известный по работе с клиентами, требующими возврата произведений искусства, отобранных у их семей в период холокоста. Рэндол также является внуком композитора. Поскольку фильм основан на реальных событиях, один из его центральных персонажей – сам адвокат, которого сыграл Р. Рейнольдс. В главной роли снялась Х. Миррен.

    «Музыка не должна украшать, она должна быть истинной и только…». Арнольд Шёнберг не искал успеха. Он, прежде всего, хотел развивать музыкальную форму, найти новые пути, не дав искусству композиции прийти в упадок, оставшись при этом верным своему творческому мировоззрению. История показала, что именно так мыслили все вневременные гении. И именно так складывалась их судьба, полная сложных отношений с современниками и противоречивых оценок.

    Видео: смотреть фильм о Арнольде Шёнберге

    АРНОЛЬД ШЁНБЕРГ

    АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ДЕВА

    НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: АВСТРИЕЦ / ПОЗДНЕЕ ГРАЖДАНИН США

    МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: МОДЕРНИЗМ

    ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «ПЯТЬ ПЬЕС ДЛЯ ОРКЕСТРА»

    ГДЕ ВЫ МОГЛИ СЛЫШАТЬ ЭТУ МУЗЫКУ: РАЗВЕ ЧТО В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ

    МУДРЫЕ СЛОВА: «МОЯ МУЗЫКА НЕ СОВСЕМ В СТИЛЕ МОДЕРН, ПРОСТО ЕЕ ПЛОХО ИСПОЛНЯЮТ».

    В истории музыки мало на кого обрушивались с такой беспощадной критикой, как на Арнольда Шёнберга. Конечно, всегда найдется критик, называющий Бетховена «отталкивающим», а Моцарта «пошлым», но злоязычие ненавистников Шёнберга ни с чем не сравнимо.

    Критики из кожи вон лезли, чтобы описать его музыку метафорически. Плоды их усилий выглядели так: «бредовые и бессвязные фантазии», «свистопляска косоглазых демонов», «кормление животных в зоопарке», «кровавое самобичевание», «кошка, гуляющая по клавиатуре» и «лекция о четвертом измерении, прочитанная по-китайски». А воздействие музыки Шёнберга на зрителей уподобили «кромсанию плоти жертвы на мелкие кусочки… острым ножом, раскаленным добела».

    И чем же Шёнберг заслужил такую ненависть? Он всего лишь хотел заложить основы новой западной музыки. Какой наглец!

    ВАШ СЕКСТЕТ - НАШЕ «НЕТ!»

    Семейство Шёнбергов держало обувную лавку в еврейском квартале Вены, довольствуясь весьма скромными доходами. Отец композитора, Самуил, заправлял в лавке, пока его жена Паулина, учительница музыки, делилась своими познаниями с сыном Арнольдом. Мальчик учился так быстро, что вскоре уже знал больше матери и в дальнейшем постигал музыкальные премудрости самостоятельно. О различных композиционных формах он узнавал из энциклопедии, заказанной по почте; то есть сонату он смог сочинить только после того, как получил том с буквой «С».

    Самуил умер, когда Арнольду было пятнадцать лет, и подростку пришлось бросить школу и начать работать. Нанявшись в банк клерком, он возненавидел эту работу всей душой. Музыку он не забросил; напротив, в 1893 году, познакомившись с молодым композитором Александром фон Цемлинским, он начал брать у него уроки гармонии и контрапункта - иного музыкального образования Шёнберг так и не получил. Затем банк, в котором он трудился, обанкротился. Шёнберг устроился руководителем хора рабочих-металлистов в маленьком городке, расположенном в двадцати километрах от Вены. Он был счастлив, хотя на работу часто ходил пешком, поскольку билет на поезд был ему не по карману.

    Его собственные сочинения спросом не пользовались. В 1899 году он написал струнный секстет «Просветлённая ночь» и представил это произведение Венскому музыкальному обществу. Прежде всего мэтрам не понравилась вагнеровская эмоциональность секстета. «Такое впечатление, будто по партитуре «Тристана и Изольды» возили пальцами, пока она была еще сырой!» - высказался один из судей. Окончательно секстет отвергли по той причине, что в нем содержался аккорд, не зафиксированный в учебниках по композиции.

    Шёнберг не сдавался. Он снова огорчил свою семью, перейдя в 1898 году из иудаизма в протестантство. С Александром фон Цемлинским Шёнберг сблизился еще теснее, после того как в 1901 году женился на его сестре Матильде. В том же году у супругов родилась дочь, а в 1906-м - сын.

    У МЕНЯ БУДУТ СВОИ ПРАВИЛА!

    Шёнберг тем временем завел друзей среди художников и увлекся идеей самовыражения в живописи. Сообразив, что нельзя всему выучиться самостоятельно, он начал брать уроки живописи у молодого художника Рихарда Герштля. Герштль ратовал за экспрессивный психологизм в искусстве, и под его опекой Шёнберг стал если не блестящим, то весьма искусным художником.

    Матильда также заинтересовалась живописью, - и вскоре у нее и Герштля начался бурный роман. В 1908 году Матильда сбежала с любовником. Композитор излил свое горе в музыке, написав песенный цикл с использованием диссонансных созвучий, желая таким образом изобразить разлад в собственной душе. Через несколько месяцев Матильда вернулась к мужу и детям, а недолгое время спустя Герштль покончил с собой. Случившееся потрясло Шёнбергов; вдобавок Второй струнный квартет композитора не нашел понимания у публики, - и Шёнберг впал в глубокую депрессию.

    В Первую мировую войну композитора дважды призывали в армию и оба раза комиссовали по медицинским показаниям. Война, как ни странно, способствовала формированию музыкальной философии Шёнберга. Он пришел к убеждению, что классическая музыка - и особенно немецкая классическая музыка - офранцужена до такой степени, что теперь ее можно сравнить лишь с жертвой «пагубного кровосмешения». Аккорды и гармонии стали чересчур «женственными», «жеманными», превратившись в «гермафродитов» и, хуже того, в «пошлятину». (Как совершенно невинный уменьшенный септаккорд может быть гермафродитом, остается загадкой для всех, кроме самых преданных поклонников Шёнберга.) Единственный выход - отринуть декадентские гармонии и раскрыть объятья дисгармонии, атональности и антигармонии. Война предоставила Шёнбергу возможность раз и навсегда покончить с кисейными французами и их гармонической музыкой. «Ныне мы обратим этих мелких шарлатанов в рабство и научим их благоговеть перед немецким духом и чтить немецкого бога», - гремел Шёнберг.

    Но одно дело - теория, иное - практика: с творчеством возникли проблемы. Шёнберг задумывал масштабные произведения, но у него не получалось довести их до завершения. Отбросив все старые правила, которыми музыканты руководствовались веками, он лишь осознал, что правила - шутка, в общем, нужная. И тогда Шёнберг принял решение изобрести свой собственный свод правил. В 1923 году он создает «двенадцатитоновую систему», иначе называемую «додекафонией». В детали этой системы мы вдаваться не станем, они слишком сложны, но по сути все сводится к двум основным пунктам. Во-первых, двенадцатитоновая музыка исходит из 12-тонового звукоряда, а не из 7-тонового, на котором базировалась западная музыка, начиная с «Токкаты и фуги ре минор» Баха и кончая песенкой «С днем рожденья тебя». Во-вторых, в каждом произведении эти двенадцать тонов объединяют в тональную цепочку (не в мелодию как таковую, а скорее в определенный набор соотнесенных меж собой тонов) - она и становится основой произведения. В дальнейшем правила неуклонно усложняются, и композитор уже оперирует такими понятиями, как «интерпретация линейного множества», «изоморфное расчленение» и «гексахордная инверсивная комбинаториальность». Как бы то ни было, Шёнберг изобрел новый композиционный метод, задавший структуру его наиболее амбициозным работам. Он был в восторге.

    А слушатели? Не сказать, чтобы очень. Созвучия, порождаемые двенадцатитоновой системой, неприятно резали ухо, и публике не хватало терпения (а часто и желания) вникать в замысел композитора. Некий проницательный критик заметил, что многие работы Шёнберга «на бумаге - триумф двенадцатитоновой логики, а также досконально выверенное математическое построение. Но математика - еще не музыка, и не-додекафонисту такие произведения кажутся невразумительным безобразием».

    И ВАШЕЙ РЕЛИГИИ МНЕ ТОЖЕ НЕ НАДО

    Постепенно Шёнберг разочаровался в протестантизме, хотя формально и оставался лютеранином. Вероисповедание не помешало немецким и австрийским властям преследовать его как еврея. Уже в 1921 году его вышвырнули с альпийского курорта, где евреев не привечали. Шёнберг мог бы остаться, предъяви он свидетельство о крещении в христианской церкви, но композитор счел подобные доказательства ниже своего достоинства. Этот случай был лишь зловещим предзнаменованием грядущих бесчинств.

    В 1923 году после непродолжительной болезни умерла Матильда. Шёнберг тосковал по ней, по ее неизменному добродушию, но это не помешало ему менее чем через год влюбиться и жениться на Гертруде Колиш, красавице, которая была вдвое его моложе. У них родилось трое детей. В этот же период Шёнберг добился определенного профессионального признания - его пригласили в Прусскую академию искусств в Берлине на должность профессора композиции.

    В 1933 году президент Академии объявил о твердом намерении Гитлера «покончить с засильем евреев в западной музыке». Взбешенный Шёнберг покинул помещение с криком: «Я вас услышал, и дважды мне повторять не надо!» Спустя два месяца он с семьей переехал в Париж. Чувство еврейской солидарности в нем только окрепло, и Шёнберг официально вернулся к вере предков.

    Вскоре еврейские беженцы наводнили Париж, а Шёнберг обнаружил, что с работой по профессии во Франции ему мало что светит. Он принял предложение преподавать в Консерватории Малкина в Бостоне и в октябре 1933 года выехал в США, немного переиначив написание своей фамилии: с умляутом Шёнберг расстался, и вместо Schonberg получилось Schoenberg. Ему было шестьдесят лет.

    КАЛИФОРНИЯ - ТО МЕСТО, ГДЕ НАДО ЖИТЬ

    Консерватория Малкина разочаровала композитора, однако в 1935 году Шёнберга пригласили читать лекции в Университет Южной Калифорнии, и он с семьей переехал в Голливуд, где его дети выросли истинными американцами. Работая в Университете Южной Калифорнии, а затем в Калифорнийском университете в Лос-Анджелес, Шёнберг начал играть в теннис и сделался страстным болельщиком студенческой футбольной команды. Студенты обожали этого несговорчивого немца, старавшегося в каждом ученике разглядеть одаренность, вне зависимости от того, принимает он его двенадцатитоновую систему или нет.

    КРИТИКИ УПОДОБЛЯЛИ МУЗЫКУ ШЁНБЕРГА «ЛЕКЦИИ О ЧЕТВЕРТОМ ИЗМЕРЕНИИ, ПРОЧИТАННОЙ ПО-КИТАЙСКИ» И «СВИСТОПЛЯСКЕ КОСОГЛАЗЫХ ДЕМОНОВ».

    С преподаванием пришлось расстаться в связи с университетской политикой, требовавшей обязательного выхода на пенсию, хотя специально ради Шёнберга пенсионный возраст увеличили с шестидесяти пяти лет до семидесяти. Поскольку пенсия начислялась по рабочему стажу, Шёнберг получал всего 38 долларов в месяц. Содержать жену и троих малолетних детей на такие деньги трудновато, и Шёнберг завел частных учеников, но и обучение на дому уже давалось ему с трудом, здоровье композитора ухудшалось. В августе 1946 года он пережил инфаркт, обрекший его на постоянную физическую слабость и недомогания. Умер Шёнберг 13 июля 1951 года.

    На сегодняшний день Шёнберг, пожалуй, самый знаменитый композитор их тех, кого никто никогда не слышал. Хотя Шёнберг, вероятно, оказал наибольшее влияние на музыку двадцатого века, его собственные произведения исполняют редко. Однако его преданность своим идеям и личная отвага - не говоря уж о твердости духа, с которой он встречал язвительные отзывы на свои сочинения, - говорят о нем как о художнике, не убоявшемся рискнуть и, вопреки прежним авторитетам, перетряхнуть музыкальный мир до основания.

    ЭТОТ НОМЕР НЕ ПРОЙДЕТ? ЕЩЕ КАК ПРОЙДЕТ!

    Шёнберг страдал тяжелой формой трискаидекафобии - боязни числа 13. Его так пугала эта цифра, что он отказался от 13-го такта в своих сочинениях, заменив его на 12а, и утверждал, что стоит ему добраться до тринадцатой страницы новой рукописи, как все начинает идти наперекосяк. Его незаконченная опера Moses und Aron («Моисей и Арон») изначально называлась Moses und Aaron, но он изменил написание имени второго персонажа, и вы уже наверняка догадались почему - потому что число букв составляло 13.

    Шёнберг со страхом ждал своего 76-летия (7 + 6=13), особенно пятницы 13 июля. Он был подавлен из-за плохого самочувствия и в тот день решил остаться в постели. Ночью Шёнберг проснулся, приподнялся, спросил, который час. «Без четверти двенадцать», - ответили ему. Узнав, что страшный день вот-вот минет, Шёнберг с явным облегчением вновь лег, закрыл глаза - и умер. На часах была без тринадцати минут полночь.

    ГРЯЗНАЯ РАБОТА…

    Когда Шёнберга призвали в армию в Первую мировую войну, он старался держаться в тени, надеясь, что окружающие не опознают в нем композитора. И все же некий армейский офицер поинтересовался у него однажды, не тот ли он «скандальный композитор», который наделал столько шуму.

    Ну, кто-то ведь должен был, - ответил Шёнберг, - а никто не хотел, вот я и взялся за эту работу.

    ОНИ МЕНЯ ПРОСТО НЕНАВИДЯТ!

    Попытка Шёнберга заняться визуальными искусствами закончилась тем же, что и его музыкальные начинания. В рецензии на выставку 1910 года один из критиков написал: «Музыка Шёнберга и картины Шёнберга лишают вас слуха и зрения одним ударом».

    ГЕРР ШЁНБЕРГ - АМЕРИКАНЕЦ

    Стоило Шёнбергу оказаться в Университете Южной Калифорнии, как его вкусы в одежде резко изменились: отказавшись от облика «солидного немецкого профессора», он предпочел одеваться на более американский лад. Впрочем, трудно судить, насколько хорошо он понимал, как следует вписываться в окружающую действительность. Его бывший студент так описал появление Шёнберга в аудитории: «…в персиковой рубашке, зеленом галстуке в белый горошек, на брюках плетеный ремень дичайшего фиолетового оттенка с огромной, слепящей глаза золотой пряжкой, и невероятно броский костюм - серый в мелкую черную и коричневую полоску».

    Из книги Арнольд: Биография автора Лей Венди

    Из книги 100 великих спортсменов автора Шугар Берт Рэндолф

    АРНОЛЬД ПАЛМЕР (родился в 1929 г.) Телевидение, сей волшебный фонарь, который в 50-е годы перенесло в страну чудес больше народу, чем могло даже присниться джинну, приятелю Аладдина, обратило в 1960 году свое внимание на спорт. В том самом году ТВ «открыло» для себя

    Из книги Арнольд автора Лей Венди

    Глава 17: Арнольд, Бриджит, Мария и Сталлоне Вернувшись в Лос-Анджелес, Арнольд приступил к съемкам «Коммандос» - приключенческого боевика, близкого по стилю и содержанию к фильму Сильвестра Сталлоне «Рэмбо: первая кровь, часть II», имевшему феноменальный успех. Арнольд

    Из книги Воспоминания о Максимилиане Волошине автора Волошин Максимилиан Александрович

    Федор Арнольд СВОЕ И ЧУЖОЕ На первом курсе университета познакомился я с друзьями-неразлучниками Михаилом Лавровым, студентом-филологом, сыном издателя "Русской мысли", и с коллегой по юридическому факультету - Мишелем Свободиным76. Михаил Лавров, которого товарищи

    Из книги Записки артиста автора Весник Евгений Яковлевич

    ФЕДОР АРНОЛЬД Федор Карлович Арнольд (1877-1954) - присяжный поверенный, после революции юрисконсульт Его воспоминания были переданы в ДМВ профессором В. М. Лавровым (Москва). Текст - по рукописи, хранящейся в ДМВ.

    Из книги Короткие встречи с великими автора Федосюк Юрий Александрович

    Арнольд Григорьевич Арнольд В свое время это был знаменитый режиссер эстрады, цирка; создатель «Балета на льду»; в прошлом – прекрасный танцор; мужчина с фигурой Аполлона, говоривший с легким еврейским акцентом, и очень добрый человек.Наш разговор на ипподроме.– На

    Из книги Дарю, что помню автора Весник Евгений Яковлевич

    Арнольд Цвейг Арнольд Цвейг После войны этот известный в своё время романист поселился в Восточном Берлине, был обласкан властями как антифашист и избран президентом Академии искусств ГДР. Не помню, по чьему приглашению в марте 1952 года он приехал в Москву. Меня

    Из книги 50 знаменитых звездных пар автора Щербак Мария

    Арнольд Григорьевич Арнольд В свое время это был знаменитый режиссер эстрады, цирка; создатель «Балета на льду»; в прошлом прекрасный танцор; мужчина с фигурой Аполлона, говоривший с легким еврейским акцентом, и очень добрый человек.Наш разговор на ипподроме.– На какую

    Из книги Истории давние и недавние автора Арнольд Владимир Игоревич

    АРНОЛЬД ШВАРЦЕНЕГГЕР И МАРИЯ ШРАЙВЕР Многие расценивают семейный союз экранного супермена с известной журналисткой, племянницей Джона Кеннеди, браком по расчету. И небезосновательно, поскольку любвеобильный Арнольд всегда отдавал предпочтение роскошным кинодивам и

    Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

    Вера Степановна Арнольд (Житкова) Вера Степановна Арнольд, отцова мать, была большевичкой и бестужевкой, в 1905 году посажена, но отпущена за границу (в Париж и Цюрих) лечиться. Отец учился в гимназии в Цюрихе, сохранял карты своих походов, резал по дереву; Колмогоров, позже

    Из книги 100 знаменитых евреев автора Рудычева Ирина Анатольевна

    ШВАРЦЕНЕГГЕР АРНОЛЬД (род. в 1947 г.) Знаменитый киноактер, австриец по происхождению, голливудская суперзвезда, продюсер, культурист. Советник президента США по физической культуре и спорту (с 1992 г.). Обладатель премии «Золотой глобус» за роль в фильме «Оставайся

    Из книги Тропа к Чехову автора Громов Михаил Петрович

    ШЁНБЕРГ АРНОЛЬД (род. в 1874 г. – ум. в 1951 г.) Австрийский композитор, блестящий теоретик музыки, дирижер и педагог. Представитель музыкального экспрессионизма, глава новой венской школы. Основоположник додекафонии. Автор опер, кантат, ораторий, вокальных и

    Из книги Дальше – шум. Слушая ХХ век автора Росс Алекс

    Мизинова (в замужестве Шенберг) Лидия Стахиевна (1870–1937) Подруга сестры Чехова, Марии Павловны, «девушка необыкновенной красоты. Настоящая «Царевна-Лебедь» из русских сказок. Ее пепельные вьющиеся волосы, чудесные серые глаза под «соболиными» бровями, необычайная

    Из книги Арнольд и я. Жизнь в тени Австрийского Дуба автора Аутланд Бейкер Барбара

    Шенберг, Дебюсси и атональность Это произошло в 1948-м или 1949 году. Торговый центр Brentwood Country Mart в богатом районе Лос-Анджелеса превратился в сцену для небольшого скандала, который стал отголоском самого значительного музыкального переворота XX века. Марта Фейхтвангер, жена

    Из книги автора

    Шенберг Шенберг родился в 1874 году. Его отец Самуэль Шенберг происходил из немецкоязычной еврейской общины Пресбурга, сейчас это Братислава в Словакии (изначально фамилия композитора писалась Sch?nberg, но в 1933 году, уезжая из Германии, он изменил ее на Schoenberg). В молодости

    Из книги автора

    Арнольд пишет книгу Определившись для себя, что обустройство своей жизни будет самой болезненной местью Арнольду, я решила стать настоящей женщиной и с этой целью начала посещать семинары по расширению сознания. После этих семинаров я стала с удовольствием обращаться

    Представителем наиболее радикального течения в музыке своего времени был Арнольд Шёнберг. Как создатель современных принципов композиции он стал основателем так называемой новой венской школы. Его отличало благородство мыслей, вкус и чутье в выборе созвучий, характерных и пленительных, суровое и даже холодное мастерство, остроумие и тяга к лаконичности, прямолинейности и ясности рядом с наивно романтическими настроениями.

    Арнольд Шёнберг, сын купца, родился в Вене 13 сентября 1874 года. В возрасте восьми лет он потерял отца и рос в тяжелых материальных условиях. Одновременно с началом посещения реального училища двенадцатилетний Шёнберг стал учиться играть на скрипке и пытался сочинять маленькие скрипичные дуэты, а потом трио и квартеты для камерных музыкальных собраний в товарищеском кругу. Покинув училище через некоторое время, Шёнберг один, без посторонней помощи и советов, принялся совершенствовать свое музыкальное дарование. Он твердо решил стать композитором. Большим подспорьем для него явилось знакомство с Александром Цемлинским. Сам композитор и дирижер, Цемлинский всегда был другом музыкальной передовой молодежи. В продолжение нескольких месяцев он регулярно занимался с Шёнбергом. Занятия вскоре перешли в тесную дружбу. Учитель и ученик были не одиноки: Цемлинский ввел Шёнберга в круг юных музыкантов. Это была эпоха страстного увлечения Вагнером и особенно его "Тристаном и Изольдой".

    В сезон 1898-1899 годов в Вене одним из местных камерных ансамблей был исполнен юношеский квартет Шёнберга, явившийся как бы итогом его серьезных занятий. Квартет имел успех, но зато в том же 1898 году исполненные первые песни (Lieder) Шёнберга вызвали большое недоумение и даже скандал. Сейчас это кажется странным, потому что песни звучат теперь как изысканно и утонченно сотканные лирические настроения, не заключая в себе ничего дерзкого. Осенью 1899 года Шёнберг сочинил прекрасный по своей фактуре и музыкально выразительный струнный секстет "Ночь просветления", проявив себя здесь уже зрелым мастером формы. Это произведение пользуется заслуженной известностью в силу искренности музыки, изысканной сочности гармонической ткани и образно-поэтической манеры выражения, в чем еще сказывался романтик.

    Вопрос о заработке стоял в то время на первом плане и часто служил помехой творчеству. Шёнберг дирижировал хорами и мелкими оркестрами, пытался, но неудачно, сочинять легкую музыку. Из нужды Шёнберг брал работу по оркестровке чужой театральной музыки, причем его соавторство не раскрывалось, занимался переложениями - словом, рад был всякой работе.

    После женитьбы на сестре Цемлинского, с декабря 1901 года Шёнберг жил в Берлине. По 1903 год он являлся дирижером и преподавателем консерватории Штерна в Берлине. Там в течение 1902 года композитор сочинил симфоническую поэму "Пеллеас и Мелисанда", которая волнует своей выразительностью, пластичностью и образностью, своим чудесным колоритом и сочетанием томной нежности с мужественной сдержанностью.

    Летом 1903 года Шёнберг вернулся в Вену. Мало-помалу его песни стали получать признание. Был исполнен секстет. Знакомство с Густавом Малером также имело большое значение для Шёнберга. С зимы 1903 года начинает расти известность Шёнберга как педагога. Вокруг него группируется чуждающаяся консерваторской рутины молодежь: среди первых его учеников были Антон Веберн, Эрвин Штейн и Альбан Берг. Творческая работа шла, однако, своей чередой. Летом 1904 года Шёнберг принялся за сочинение струнного Квартета и летом 1905 года окончил его.

    Весной и летом 1906 года он сочинил свое переходное произведение - Камерную симфонию, в которой едва ли не впервые в современной музыке был резко выдвинут принцип экономии инструментальных средств выражения и оркестр был сведен к 14 солирующим инструментам. Струнный Квартет был в первый раз исполнен в Вене квартетом Розе 5 февраля 1907 года. В том же году Шёнберг принялся за сочинение Второго струнного квартета и. окончил его летом 1908 года.

    В 1909 году были написаны фортепианные пьесы и "Пять пьес для оркестра". "Пять пьес для оркестра" - инструментальная фантасмагория. Им присуще множество новых тембровых сочетаний, изумительные колористические находки, неисчерпаемость изобретения, остроумнейшие комбинации ритмов и орнаментов, сжатость мотивов и вместе с тем характерность их в смысле выявления индивидуальных особенностей языка каждого инструмента. Пять пьес - пять "чередований" быстрых и сдержанных движений. Бег ломких и капризных линий первой пьесы сменяется ясно очерченными, нежно выразительными мотивами, их поглощает своеобразно мерцающая звучность третьей пьесы, дикий романтический порыв сметает ее завораживающее очарование.

    Осенью 1909 года в течение трех недель Шёнберг сочинил монодраму "Ожидание". Параллельно в эти же годы создавались песни, и в числе их исключительно интересный цикл мелодий на слова Стефана Георге. Это был исключительно плодотворный и напряженный период в творчестве Шёнберга. Каждое его новое произведение, вызывая ожесточенные споры, было новым смелым завоеванием и вместе с тем новым претворением строго классических принципов музыкальной композиции, ибо Шёнберг никогда не был безрассудным новатором из любви к новаторству. Он шел вперед, подчиняясь внутреннему влечению, но отдавая себе отчет в каждой технической детали.

    С 1911 по 1915 год Шёнберг снова жил в Берлине, совершая концертные турне в качестве дирижера. Так, в 1912 году Шёнберг приехал в Петербург и в одном из концертов дирижировал своей симфонической поэмой "Пеллеас и Мелисанда". В передовых музыкальных кругах его горячо приветствовали, но скорее "вкушали", как пряность, детали его сочинений, чем охватывали в целом его творчество, как глубокое и сильное явление. Впрочем, конечно, трудно было тогда почувствовать, что Шёнберг - больше чем "странный модернист" и что в его музыке старое давало новые свежие ростки, до неузнаваемости изменяясь. Музыка его казалась парадоксальной, бесформенной и не имеющей корней.

    В 1911 году Шёнберг закончил инструментовку "Песен Гурре" и свою книгу о гармонии, посвятив ее памяти Густава Малера. Поэтический текст "Песен Гурре" принадлежит датскому поэту Иенсу Петеру Якобсену. В основу песен положено датское сказание о том, как король Вальдемар IV Аттердат тайно любил прекрасную девушку - маленькую Тове, и как королева Гедви-га из ревности повелела ее убить. Гурре - замок возле одного из озер северной Исландии. В Гурре умер Аттердат, и, по народному преданию, он каждую ночь охотится в окрестностях этого замка.

    Шёнберг начал сочинять "Песни Гурре" в марте 1900 года в Вене. О ходе работы Шёнберга над циклом лучше всего повествует его собственное письмо, помещенное Альбаном Бергом в "Путеводителе", содержащем тематический анализ песен.

    "В марте 1900 года, - пишет Шёнберг, - я сочинил 1 и 2 часть и многое из 3 части. После этого наступил длительный перерыв, заполненный инструментовкой опереток! В марте 1901 года все сочинение было закончено! В августе 1901 года я начал инструментовать (опять с перерывами, среди других работ, как это обычно происходило с моим сочинительством). В Берлине в 1902 году - посреди года - инструментовка была продолжена. Затем опять последовал большой перерыв из-за оркестровки опереток. В 1903 году работа возобновилась, и инструментовка была доведена до 118 страницы партитуры, после чего я отложил ее в сторону, и работа совсем приостановилась! В июле 1910 года (в Вене) последовало возобновление работы. Инструментовка дошла вплоть до заключительного хора; окончание его последовало в Целендорфе (около Берлина) в 1911 году... При окончательной отделке партитуры я переработал лишь немногие места... Эти исправления стоили мне большего труда, чем в свое время все сочинение".

    Последними словами своего письма Шёнберг, по-видимому, хотел сказать, что благодаря непрерывной творческой эволюции ему трудно было закончить десять лет ранее начатое сочинение в том виде, как оно было задумано, но что он все-таки предпочел добиться этого и добился за очень немногими исключениями. Судьба сыграла с Шёнбергом злую шутку в том отношении, что, когда создавались "Песни Гурре", он был гоним и непризнан, голодал и должен был бросить работу. А когда в 1913 году в Вене состоялось первое исполнение цикла оркестром под управлением Франца Шрекера и принесло композитору первый большой успех, он сам уже далеко отошел от этого произведения и не мог уже получить от восприятия тех впечатлений и живых стимулов. какие, несомненно, получил бы, если бы мог закончить и услышать "Песни Гурре" значительно раньше.

    Тем не менее успех "Песен Гурре" был вполне заслуженным, и сочинение это продолжает вызывать интерес к себе волнующей, глубоко искренней лирикой и напряженностью эмоционального тона. Волны музыки "Песен Гурре" охватывают и ритмически влекут слушателя с первых страниц вступления. Цикл всегда вызывает к себе симпатию благодаря своей эмоциональной насыщенности и мелодической щедрости, причем в характере музыки дает себя знать вагнеровский пафос. Каждая из отдельных песен, на которые распадается все произведение, является ярким эпизодом, но не случайным и не обрывочным, а тесно спаянным с остальными. Это достигается общностью тем-мелодий и их многообразными превращениями, в которых раскрывается с необычайной полнотой композиторское изображение Шёнберга.

    Музыка к циклу стихотворений "Лунный Пьеро", написанная весной и летом 1912 года, явилась показателем совсем новой эры в творчестве композитора, как в отношении содержания, так и фактуры. В чудесном лирическом цикле "Лунный Пьеро" сочетались в парадоксальном содружестве расчетливый ум с романтическими стремлениями и зовами, и рассудок проницательно уступил свои права искупающей и манящей мечте, отдав ей свое мастерство и свой опыт.

    В 1913 году Шёнберг завершил музыкальную драму "Счастливая рука". Увы, начинается Первая мировая война. С 1915 по 1917 год Шёнберг служит в армии. Только в 1919 году он вновь возвращается к творческой работе и пытается придать музыке более современное звучание: разрушает консонансные и диссо-нансные связи и придает функциям аккордов равное значение. Тем самым он приходит к понятию атональности вместо известной до того времени тонально-гармонической организации музыкального материала, что само по себе явилось великим открытием. В новой технике создаются его Второй квартет для струнных инструментов и песенный цикл на 15 стихотворений из "Книги висячих садов".

    Вторым открытием Шёнберга был так называемый тематический стиль - рациональный способ работы с мелодией, в которой все 12 тонов хроматической гаммы имеют одинаковое значение (тона звучат в сериях - серийная техника - и обычно не повторяются раньше, чем звукоряд полностью мелодически исчерпает себя). Эта система получила название додекафонии. Шёнберг использовал их в уже упомянутых произведениях в монодраме "Ожидание" и в произведении для голоса с инструментальным ансамблем "Лунный Пьеро".

    Эти пьесы создали ему авторитет мастера, и он был приглашен в Берлин в качестве профессора композиции в Прусскую Академию музыки. Но очень скоро его объявили представителем "большевистского искусства" за еврейское происхождение, так что - несмотря на фанатичную волю и истощающую его работоспособность - он вынужденно покидает Германию и обосновывается в Лос-Анджелесе в США. С 1936 по 1944 год Арнольд Шёнберг был профессором Калифорнийского университета.

    Его целью стало воплотить свои художественные принципы в крупной форме; так были созданы "Духовой квинтет", "Сюита для фортепиано, малого кларнета, бас-кларнета, скрипки и виолончели", "Вариации для оркестра", Третий и Четвертый струнные квартеты, скрипичный и фортепианный концерты и опера "Моисей и Аарон", написанная на сюжет из Ветхого завета. В опере противопоставлены человечность и варварство, добро и зло. Это самое большое из додекафонических сочинений автора.

    В последние годы жизни Шёнберг несколько отошел от принципов, которые сам создал; возможно, на него повлияло стремление высказаться по поводу важных событий в общественной жизни и стремление выразить гуманистические идеалы наиболее убедительно. В духе этой тенденции написаны произведения, ставшие вершиной его творчества, такие как Вторая камерная симфония, "Уцелевший из Варшавы" и памфлет против тирании "Ода Наполеону".

    Портреты