Харитон прокофьевич лаптев когда и где умер. Лаптев харитон прокофьевич, землепроходец

Известный исследователь северной Азии; в 1718 г. поступил на службу в гардемарины флота; в 1737 г. был назначен в большую северную экспедицию, описавшую и снявшую впервые берега Ледовитого океана от Белого моря до р. Колымы. 9 июня 1739 г. Л. вышел из Якутска, а 21-го был уже в океане и, производя опись берега, зазимовал в Хатангской губе. 12 июля 1740 г. на той же дубель-шлюпке отправился далее на З; после тяжелого плавания по губе, вышел в море только месяц спустя, но здесь встретились еще более тяжелые препятствия; наконец, льдами окончательно раздавило судно и команде с офицерами пришлось по льду добираться до берега; с трудом они возвратились в свое прошлогоднее зимовье. Ввиду двух неудачных попыток обогнуть морем Таймырский полуо-в, Л. решил описать его берега сухим путем, передвигаясь на собаках. Для этой цели им были снаряжены три отдельные экспедиции, причем сам Л. описал часть берега от устья р. Таймыры несколько к В и к 3. В 1742 г. ездил еще раз в устье Таймыры, думая принять участие в описи крайней сев. части полуострова, но, за недостатком провианта, вернулся в Туруханск и оттуда с отчетами уехал в СПб. Скончался в 1763 г., в звании обер-штер-кригс-комиссара флота.

{Брокгауз}

Лаптев, Харитон Прокофьевич

путешествовал по Северному Ледовитому океану, лейтенант, † 1768.

{Венгеров}

Лаптев, Харитон Прокофьевич

лейтенант, путешествовал по Северному Ледовитому океану на северо-восток от Сибири, 1739-40 г., † 1768 г. обер-комиссаром Балтийского флота.

{Половцов}

Лаптев, Харитон Прокофьевич

(г. рожд. неизв. - ум. 1763) - рус. исследователь Арктики, Начал службу во флоте в 1718 гардемарином. В 1737 был произведен в лейтенанты и назначен начальником отряда Великой Сев. экспедиции по съемке морского берега к западу от р. Лены. В 1739 прошел на дубель-шлюпке "Якутск" от Лены до мыса Фаддея, где был остановлен льдами. На зимовку встал в устье р. Блудной (правый приток р. Хатанги). В 1740 при новой попытке обогнуть п-ов Таймыр судно было раздавлено льдами вблизи берега под 75°26" с. ш. В 1741-42, проводя работы санными партиями, Л. со своими помощниками С. Челюскиным (см.) и Н. Чекиным завершил маршрутную съемку Таймырского п-ова, к-рая служила единственным источником для изображения его на картах до конца 19 в. Большую ценность представляло составленное Л. описание побережья от Лены до Енисея. После окончания экспедиции Л. продолжал службу в Балтийском флоте. В честь Л. названы: морской берег между р. Пясиной и Таймыром, два (ев.-вост. мыса острова пилота Махоткина, мыс на вост. берегу п-ова Челюскина; в честь X. П. Лаптева и Д. Я. Лаптева (см.) названо море Лаптевых.

Соч.: Берег между Лены и Енисея, "Записки Гидрографич. департамента морского министерства", 1851, ч. 9.

Лит.: См. лит. к статье Лаптев Дмитрий.

Родословная рода Лаптевых начиналась со знаменитого князя Родеги, выехавшего из Косуйской орды. У потомка этого князя Глеба Романовича Сорокоумова был сын Варфоломей, по прозванию Лапоть, от которого и пошли Лаптевы.

Год 1700-й - в семье… Лаптева, владельца сельца Покарево (оно и нынче живет и почти здравствует), родился сын - Харитон Лаптев. Годом позже (в 1701-м) в семье его брата Якова Лаптева, владельца села Болотово (селение исчезло в годы войны), тоже появляется на свет сын - Дмитрий Лаптев. Крестили мальчиков в приходской Слауйской церкви. Здесь стоит обратить особое внимание на один момент: Харитон и Дмитрий считаются двоюродными братьями. Но если верить родословной рода Лаптевых, составленной сыном Харитона, Капитоном, (о ней пишет в своей статье, посвящённой мореплавателям, С. Петров), то получается, что это отцы знаменитых исследователей были двоюродными, а сами Харитон и Дмитрий - братья троюродные.

Родились мальчишки во времена, когда царь Петр как раз флот российский в порядок приводил, и по сему в головы юных отпрысков, живущих на берегах спокойной Ловати, удящих рыбу в окрестных озерцах, закралась мысль о море. Да не просто закралась, а так увлекла, что отправили их родители в Петербург. А там их дядюшка Борис Иванович Лаптев, состоящий на службе государевой (в должности корабельного мастера галерных верфей), пристроил мальцов во вновь созданную Морскую академию.

Окончив обучение, братья пошли разными путями: младший, Д. Лаптев, уже через два года по окончании академии стал мичманом, а вскоре и унтер-лейтенантом и командиром корабля. Харитону до звания мичмана пришлось служить целых шесть лет в должности подштурмана. Участвовали братья и в военных сражениях, но славу принесла им, как бы сейчас сказали, исследовательская деятельность. С 1736 года Дмитрий руководит одним из северных отрядов Второй Камчатской экспедиции, вскоре к нему присоединился и брат.

Долгой была судьба моряков. Харитон Лаптев прожил до 63 лет и умер 21 декабря 1763 года в Петербурге. По одной из версий, похоронен в своем имении под Великими Луками, правда, могилы его ни один наш современник не видел.

Дмитрий Лаптев вышел в отставку в апреле 1762 и поселился в своем имении Болотово. До недавнего времени дата смерти и место захоронения Д. Лаптева были неизвестны. Но около 2005 года сотрудники нашего архива отыскали метрическую книгу Троицкой церкви погоста Слауй Великолукского уезда за 1771 год, где в части третьей «Об умирающих» под № 2 священником записано: «Умер 20 генваря 1771 года селца Болотова дворянин Дмитрий Яковлев, сын Лаптев, 70 лет».

Что осталось от Лаптевых на земле великолукской? Да, практически, ничего, кроме памяти об известных всему миру земляках. Покарево - почти дачный поселок. Маленький, но с памятником. От Болотова же не осталось совсем ничего, кроме красивых холмов да рельефа, подсказывающего, что здесь когда-то жили. В 2001 году на месте села поставили деревяннный памятный крест.


Имение Покарёво – родина Харитона Прокофьевича Лаптева.

Источники:
1. Псковская энциклопедия // Главный редактор - А. И. Лобачёв. Псков: Псковское региональное общественное учреждение - издательство "Псковская энциклопедия", 2007. - С. 435.
2. С. Петров Великолукская старина. Историко-краеведческая мозаика / С. Петров. - Великие Луки, 1999.

Харитон Прокофьевич Лаптев (1700 - 21 декабря 1763) - русский полярный исследователь.

Харитон Прокофьевич Лаптев родился в 1700 году. В 1718 году поступил на службу гардемарином и 24 мая 1726 года произведён в мичманы.

В 1734 году участвовал в войне против сторонников Лещинского на фрегате «Митава» под командованием Дефремери, который был обманом взят в плен французами. После возвращения из плена Х. П. Лаптев вместе со всеми офицерами корабля был приговорён к смертной казни за сдачу корабля без боя, но затем экипаж был признан невиновным. После освобождения Х. П. Лаптев вернулся во флот.

В 1736 году посылался на реку Дон для отыскания удобного места для постройки судов. В 1737 году командовал придворной яхтой «Декроне», и был произведён в лейтенанты. В декабре 1737 был назначен начальником отряда Великой Северной экспедиции с поручением обследовать и описать побережье Арктики к западу от Лены до устья Енисея. К этому времени из Якутска прибыл за указаниями для дальнейших действий Дмитрий Лаптев, участник Великой северной экспедиции, и при отъезде обратно взял с собой двоюродного брата Харитона и лейтенанта Чиханова. В марте 1738 года они отбыли в Якутск.

9 июля 1739 году Харитон Лаптев с заданием описать берег Ледовитого океана к западу от Лены, вышел из Якутска на дубель-шлюпке «Якутск» и 21 июля добрался до океана. Постоянно борясь со льдами, идя то под парусом, то под вёслами, то толкаясь шестами среди льдов, почти через месяц он добрался до устья реки Оленёк. Описав часть устья, прошёл до Хатангской губы, где был задержан льдами. Только 21 августа подошёл к мысу Святого Фаддея в 76°47\" северной широты. Здесь встретил сплошные льды и вернулся к Хатангской губе, где 29 августа встал в устье речки Блудной под 72°56\" северной широты. В марте 1740 года Харитон Лаптев послал геодезиста Чекина описать берег от реки Таймыры на запад до Пясины. Чекину удалось сделать лишь часть работы и в конце мая он вернулся пешком обратно.

Хатанга вскрылась 15 июня, но двинуться с зимовки, за льдами стало возможно, только 12 июля и к 13 августу добрались до выхода в океан.

На широте 75°30\" судно затёрло льдами, носило по морю, ежеминутно грозя раздавить. Через двое суток было решено покинуть судно. До 30 августа перетаскивали запасы на берег по льду. Отсюда шли по берегу до старого зимовья. Таким образом двухлетние усилия обогнуть морем Таймырский полуостров не удались. Лаптев решил описать его берега сухим путём, на собаках, к чему и приступил весной 1741 года.

Для описи берегов Таймыра Лаптев разбил свой отряд на три партии. Партию Челюскина 17 марта 1741 года он отправил на запад для описи реки Пясины и берега от устья Пясины до реки Таймыры. Геодезиста Чекина 15 апреля 1741 года Лаптев послал описывать восточный берег Таймыра от зимовья до реки Таймыры, но из-за снежной слепоты Чекин описал только 600 километров берега и вынужден был вернуться к зимовью. Сам Лаптев 24 апреля 1741 года пошел от зимовья до озера Таймыр, а далее по долине Нижней Таймыры достиг её устья - Таймырской губы. Далее, изменив первоначальный маршрут, он двинулся на северо-восток вдоль берега на предполагаемую встречу с Чекиным. Лаптев смог дойти только до 76°42’с.ш. оставив для Чекина знак и страдая от снежной слепоты, Лаптев вернулся в Таймырскую губу.

Едва оправившись от болезни глаз, Лаптев пошел на запад, усмотрел несколько островов (из архипелага Норденшельда), по его данным достигнув 76°38’с.ш. (истинная широта составляла 77°10’с.ш. - северная оконечность острова Русского) повернул на юго-юго-запад и 1 июня у мыса Лемана (в заливе Миддендорфа) встретился с Челюскиным. Далее в совместном походе они выявили и нанесли на карту ряд бухт, мысов и прибрежных островов. Весь этот участок впоследствии назвали берегом Харитона Лаптева.

9 июня оба вернулись к устью Пясины, где вновь разделились: Лаптев на лодке поднялся по реке до озера Пясино, а оттуда на оленях до Енисея, Челюскин же на оленях вдоль берега добрался до устья Енисея и там догнал Лаптева, а близ устья реки Дудинки их встретил Чекин. В августе все перебрались на Енисей и зимовали в Туруханске. Оставалось описать самую северную часть Таймырского полуострова, так называвшийся Северовосточный мыс, теперь мыс Челюскина. Для этого в декабре был послан Челюскин, который в 7 мая добрался до этого мыса и затем произвёл опись от мыса Святого Фаддея до реки Таймыры, куда Харитон Лаптев выехал к нему на встречу. После этого они вернулись в Туруханск, а Лаптев с отчётами поехал в Петербург. В 1743 возвратился в Петербург, успешно выполнив задание. Донесения и отчеты Лаптева 1739-1743 содержали ценные сведения о ходе работ северного отряда Великой Северной экспедиции, о гидрографии побережья полуострова Таймыр. Впоследствии продолжил службу на судах Балтийского флота. С 1746 года он командовал кораблём «Ингерманланд» в Балтийском море. В 1754 году произведён в капитаны 3 ранга, а в 1757 - 2 ранга, и тогда же командуя кораблём «Уриил» ходил к Данцигу и Карлскрону. В 1758 году произведён в 1 ранг и, командуя только что построенным 66-пушечным кораблём (ещё без названия), на переходе в Кронштадт, 19 сентября потерпел крушение у Скагена. В 1762 году назначен обер-штер-кригс комиссаром.

Память о Харитоне Лаптеве

  • В честь Харитона Лаптева и его двоюродного брата Дмитрия Лаптева названо Море Лаптевых.
  • В честь Харитона Лаптева юго-западное побережье полуострова Таймыр названо берегом Харитона Лаптева.
  • В честь братьев Лаптевых установлен памятный знак на месте бывшего сельца Болотово Купуйской волости Великолукского района.

ХАРИТОН ПРОКОФЬЕВИЧ ЛАПТЕВ

Имя Харитона Лаптева получило широкую известность в России лишь столетие спустя после совершенного им подвига.

Лаптеву принадлежит честь открытия огромного полуострова Таймыр, протянувшегося к северу между Леной и Енисеем. До появления на этих берегах Лаптева о существовании Таймыра в России не знали.

Лишь Лаптев впервые установил размеры и протяженность этого полуострова, описал его рельеф и природные условия, составил первую лоцию его берегов и уникальное географическое описание природы внутренних областей и населявших их народов.

Работа, проделанная Лаптевым в труднейших условиях дикой природы Севера, была настолько огромна, что некоторые даже сомневались в реальности достижения его отрядом северной точки Азии.

Харитон Прокофьевич Лаптев происходил из старинного, хотя и обедневшего рода великолукских дворян.

Он родился в 1700 году в небольшом сельце Пекарево Слауцкого стана Великолукской провинции. Здесь Харитон провел свои детские годы, получив под руководством местного священника начальное образование. В 1715 году по указу Петра I среди дворянских недорослей северных провинций, «яко живущих при водяных сообщениях», проводился набор во вновь организовавшуюся в новой русской столице Морскую академию. В нее и отправился Харитон Лаптев вместе со своим младшим братом Дмитрием.

В 1718 году братья Лаптевы после сдачи экзаменов были произведены в гардемарины и зачислены в Балтийский флот. Спустя два года Харитон Лаптев был произведен в унтер-офицерский чин подштурмана.

Пять лет спустя его отправили в Италию в составе специальной флотской миссии, а по возвращении Лаптев был произведен в первый офицерский чин мичмана.

В 1774 году Харитон Лаптев принял участие в войне за польское наследство, но там его подстерегала неудача.

Фрегат «Митау», на котором служил Лаптев, был послан к Данцигу с задачей узнать, суда каких стран поддерживают претендента на польский престол Станислава Лещинского. Однако пославший Лаптева для проведения разведки командующий Кронштадтской эскадрой адмирал Гордон не написал в «ордере», данном командиру фрегата, о том, что французские суда следует считать неприятельскими. Все это привело к тому, что «Митау» оказался окруженным военными судами союзников Станислава Лещинского, и весь экипаж фрегата оказался в плену.

Участь экипажа «Митау» разделил и Лаптев. После окончания боевых действий произошел обмен пленными и офицеры фрегата были отданы под военный суд по обвинению в сдаче фрегата врагу без боя. По петровскому морскому уставу за такой проступок офицеры могли лишиться жизни. Приговор уже был вынесен, однако нашлись свидетели, подтвердившие, что в «ордере» французские суда не считались неприятельскими. Было назначено новое следствие, и лишь в феврале 1736 года офицеры «Митау» вышли на свободу.

Вначале Лаптев плавал на фрегате «Виктория» на Балтийском море. Затем был послан для строительства боевых кораблей на случай войны с Турцией. После выполнения этого задания Лаптев вернулся в Петербург, где получил назначение командовать придворной яхтой «Декроне».

Однако узнав, что в Камчатскую экспедицию требуются офицеры, Лаптев в феврале 1737 года подал прошение на имя императрицы Анны Иоанновны с просьбой направить его в Сибирь. На протяжении нескольких месяцев он ожидал ответа на свое прошение и лишь в декабре был утвержден командиром дубель-шлюпки «Якуцк» Ленско-Енисейского отряда с производством в следующий чин лейтенанта.

В инструкции, данной Лаптеву в Адмиралтейств-коллегий, предписывалось пройти морем из Лены в Енисей и описать неизвестные берега. На выполнение задания Лаптеву отводился четырехлетний срок. Адмиралтейств-коллегия предоставила Лаптеву достаточно широкие полномочия для выполнения задания, разрешив решать многие вопросы по собственному усмотрению.

В марте 1738 года Харитон и Дмитрий Лаптевы выехали в Сибирь.

По пути они заехали в Казань, где находилось все необходимое для экспедиции.

Обоз Лаптевых шел вначале по Волге до устья Камы, затем по Каме и Чусовой. Через Урал груз был перевезен гужевыми обозами до реки Туры. В Верхотурье все имущество было погружено на небольшие баржи и лодки, которые двинулись по Туре через Тюмень в реку Тобол.

Из Тобольска баржи с грузом дошли по Иртышу до впадения его в Обь, откуда пошли вверх по Оби до реки Кеби. От Кеби баржи шли до Маковского острога, где все имущество было погружено на лошадей и перевезено в Енисейск.

Санным путем к новому 1739 году Лаптевы добрались до Усть-Кута на реке Лене, где уже строились дощаники и баржи для сплава снаряжения вниз по реке.

8 июня 1739 года «Якуцк» двинулся вниз по течению Лены. На буксире дубель-шлюпка вела большой ялбот с дровами. За дощаником на буксире вели каяк с мукой.

Более месяца продолжалось плавание по Лене, наконец 21 июля 1737 года «Якуцк» вышел в море курсом на запад. По пути ему часто встречались льдины, которые «Якуцк» успешно обходил.

27 июля открылись высокие утесистые мысы, окружавшие вход в залив, необозначенный на карте. Это был мыс Пакса. Этому заливу Лаптев присвоил название Нордвик (Северный залив). Закончив описание Нордвика, Лаптев двинулся на север. Дальнейшее продвижение «Якуцка» затрудняли льды, которых становилось все более.

Лаптев намеревался выгрузить часть провианта с перегруженного судна в зимовье Конечном, располагавшемся в 12 км севернее мыса Сибирского, на случай, если «Якуцк» погибнет во льдах, а экипажу пришлось бы добираться пешком. Однако с моря подул восточный ветер и снова появился лед, и Лаптев приказал идти на юг, в Хатоичский залив, где находилось другое зимовье в устье речки Журавлева. Здесь было другое зимовье, в которое и была перенесена лодка. Здесь участники экспедиции оставили ялбот, и далее «Якуцк» устремился на всех парусах вдоль восточного берега. По пути ему почти не встречалось льдин.

От острова св. Павла (совр. остров св. Андрея) «Якуцк» шел вдоль берега к западу. Однако вскоре снова встретился со льдинами, что заставило Лаптева плыть около берега. В ночь на 20 августа южный ветер отогнал льдины, и, используя образовавшееся разводье, экипаж «Якуцка» вначале пошел на веслах, а затем и на парусах. Скоро они вошли в залив Фаддея, который они ошибочно приняли за устьевую губу реки Таймыры. Найти устье реки так и не удалось, и Лаптев обозначил входящий в море мыс, как мыс Фаддея.

Далее за мысом на север пройти было невозможно, и Лаптев разослал небольшие группы людей разведать, имеется ли во льдинах какой-нибудь проход. Однако вскоре выяснилось, что льдины покрывают на севере все видимое пространство, и тогда Лаптев решил созвать на совет всех унтер-офицеров своей команды для принятия решения о дальнейших действиях. Совет высказался единодушно за возвращение на юг, где необходимо стать на зимовку.

22 августа «Якуцк» взял курс на юго-восток. Под попутным штормовым северо-западным ветром дубель-шлюпка к утру 27 августа вошла в Хатангский залив.

Здесь Лаптев намеревался забрать из зимовья оставленные большой ялбот и провиант. Однако льды настолько плотно окружили берег, что подойти к нему оказалось невозможным.

Было решено искать новое зимнее убежище для судна и людей. Такое место было найдено на Хатангском заливе в устье речки Попичай.

28 августа «Якуцк» стал у зимовья, рядом с которым уже к середине сентября были построены пять жилых домов и амбары, в которых хранились паруса, пушки и провиант. В этом поселке и разместился отряд Лаптева.

Сюда же был перевезен и провиант с Усть-Оленекского зимовья. Кроме того, свежую рыбу и оленье мясо привозили от соседнего зимовья.

Уже в зимовье Лаптев думал о продолжение работ. Первоначальной задачей на этом этапе он поставил определение с моря устья рек Таймыры и Пясины. Уже в начале апреля Лаптев послал несколько человек во главе с геодезистом Н. Чекиным для осмотра берега устья рек Таймыры и Пясины с палубной съемкой берега. Однако поездка кончилась неудачей, поскольку опыта санных поездок Чекин не имел.

15 июня Хатанга вскрылась и скоро освободилась ото льда. 8 июля на «Якуцк» были погружены продукты и бочки с пресной водой, которая могла понадобиться для плавания в море.

12 июля «Якуцк» отошел от берега и к утру следующего дня дошел до последнего мыса реки Хатанга, называвшемся Кортой. Здесь за ненадобностью был оставлен большой ялбот. Однако плыть далее было пока невозможно - залив был покрыт невзломанным льдом. Лишь 30 июля он освободился ото льда, и «Якуцк» тронулся в путь, однако спустя двое суток стал у непроходимой стены стоячего льда.

С большим трудом Лаптеву и его товарищам удалось найти протоку и выйти в устье речки Журавлева.

К вечеру 12 августа юго-восточный ветер разогнал льдины и «Якуцк» вновь стал пробиваться на север. Однако плавание продолжалось недолго, на следующий день «Якуцк» был затерт льдами. Дубель-шлюпка оказалась сильно помята льдинами, в ней появилась течь, никакие меры, принятые экипажем «Якуцка», не могли спасти судна. Не только «Якуцку», но всему экипажу грозила гибель. Однако к западу от места крушения обнаружился стоячий лед, который мог спасти экипаж судна. С большим трудом дубель-шлюпку, наполненную водой, протащили по стоячему льду, на который стали выгружать находившийся на борту «Якуцка» груз.

К 16 августа экипаж судна вышел на берег, куда стали свозить все снятое с судна. Здесь, на крутом скалистом побережье, Лаптев приказал рыть круглые ямы, настилать их дно плавником, сделать из жердей перекрытия, накрыв их принесенными парусами, взятыми с «Якуцка». В этих «земляных юртах» предстояло провести до того времени, когда лед станет крепок и по нему можно будет перейти к зимовьям.

20 сентября лед стал настолько крепок, что Лаптев решил послать группу из девяти солдат во главе с Чекиным на южный берег бухты Марии Прончищевой. Они должны были добраться до ближайшего зимовья и попросить там помощи.

Весь свой отряд Лаптев поделил на три группы с тем, чтобы в пути они могли останавливаться в небольших промысловых избах, меняя друг друга. Сам Лаптев пошел со второй группой из 15 человек. Следом за ним должна была идти группа во главе со штурманом С. Челюскиным. В юрте были оставлены лишь больные солдаты и матросы, которых всего было четверо человек.

За пять дней группа Лаптева прошла 120 километров и, наконец, пришла в зимовье Кожина.

25 ноября Лаптев послал рапорт в Адмиралтейств-коллегию, в котором изложил все обстоятельства гибели «Якуцка» и решение совета о проведении весной сухопутных съемок побережья группами из нескольких человек на собачьих упряжках. Группы должны были двигаться навстречу друг другу из устьев рек Хатанги, Нижней Таймыры и Пясины. Солдат и матросов, которых не предполагалось задействовать в съемках, было решено отправить на Енисей.

Однако первая попытка съемок берегов оказалась неудачной для многих из ее участников, в том числе и для самого Лаптева, многие заболели снежной слепотой - световым ожогом глаз. Едва оправившись от «очной болезни», Лаптев выехал на запад навстречу Челюскину, двигавшемуся с востока.

По пути Лаптев обнаружил несколько небольших островов, необозначенных на его карте. 24 мая он пересек пролив, различив видневшийся на севере остров (называемый ныне Русский). На юго-западной его оконечности было обнаружено множество холмов, между которыми не было никакой земли. Лаптев не подозревал, что холмы - это небольшие острова, также уже нанесенные на карту.

От острова Русский Лаптев взял направление на западный край массива островов западной части архипелага Норденшельда. Здесь он высадился на высокий остров, впоследствии названный именем Макарова.

28 мая Лаптев и его спутники выступили на юг. Однако в пути их настигла пурга, пропала видимость и вместо стоячего льда путники едва не попали в цель, отделявшую торосы от стоячего льда.

1 июня 1741 года у мыса Лемана произошла встреча группы Лаптева с группой Челюскина. Обе группы проделали многокилометровый путь навстречу друг другу вдоль северного берега из устьев рек Пясины и Таймыры. «Погода изрядна, - писал в своем журнале Лаптев, описывая эту встречу. - С полудни приехал к нам навстречу штурман Челюскин, у которого пришедшие с ним собаки весьма худы, и корму малое число с ним пришло. И, накормив собак, поехали в путь, возврате оного штюрмана».

Когда река Пясина очистилась ото льда, Лаптев поплыл по ней вверх, а затем по ее притоку речке Пуре к Енисею. Дальнейший путь Лаптев проделал по тундре на оленях, и уже на следующий день он перешел на дощаник и пошел вверх по Енисею, ведя по пути съемку берегов реки до самого Туруханска.

29 августа Лаптев и большая часть его отряда собралась в Мангазитске (Туруханске). В ходе исследований весной 1741 года экспедицией Лаптева был положен на карту неизвестный до того морской берег между устьем рек Нижняя Таймыра и Енисей. Однако было еще необходимо разведать один маршрут по внутренним районам Таймыра.

8 февраля 1742 года Лаптев вместе с четырьмя матросами выехал из Туруханска, и 2 марта прибыл в Дудинку. Затем на оленях Лаптев выехал на восток от Енисея.

19 марта он достиг устья реки Норильской и продолжил свой путь к озеру Таймыр навстречу группе Челюскина. Однако скоро он понял, что дальнейшее его продвижение затруднено, поскольку из-за ранней весны снег стал мягким. Подготовив для группы Челюскина лабаз с провиантом, Лаптев двинулся в обратный путь.

На стоянках он отдавал распоряжения о предоставлении команде Челюскина оленей или лодок. 27 июня он добрался до устья Дудиной реки в зимовье Бобылево и, как только Енисей очистился ото льда, на ясашном дощанике 16 июля прибыл в Туруханск, куда спустя четыре дня прибыл со своей партией Челюскин.

Осенью 1742 года в Енисейске собрался и весь отряд Лаптева. Свой рапорт о завершении похода Лаптев направил в Адмиралтейств-коллегию в сопровождении Челюскина.

Зимой 1743 года отряд Лаптева был расформирован. Сам он занимался составлением двух отчетных карт и описанием обследованной им территории.

Заслушав отчет, Адмиралтейств-коллегия решила определить Лаптева в корабельную команду Балтийского флота. Он остался в прежнем чине лейтенанта, не получив никаких наград за свой пятилетний труд. Лишь спустя семь лет Лаптеву был присвоен чин капитана в связи с назначением помощником директора вновь открывшегося Морского кадетского корпуса.

Во время Семилетней войны 1757–1762 годов Лаптев в чине капитана 2-го ранга командовал боевым кораблем, блокировавшем прусское побережье. После окончания войны он был назначен «обер-штер-кригскомиссаром» (главным интендантом) Балтийского флота.

Но в связи с пошатнувшимся здоровьем Лаптев удалился в свою великолукскую деревню Пекарево, где и скончался 21 декабря 1763 года.

Именем Харитона Лаптева названа северо-западная часть побережья Таймыра, где в 1741 году произошла встреча Лаптева с Челюскиным (берег Харитона Лаптева). В 1878 году А.Э. Норденшельд назвал мысом Лаптева юго-восточную оконечность острова Таймыр. В море Лаптевых, на северо-восточном берегу Таймыра, есть мыс Харитона Лаптева.

В августе 1980 года на высоком берегу реки Хатанга на месте зимней стоянки дубель-шлюпки «Якуцк», где располагались дома, в которых жили участники экспедиции, был открыт памятник ее участникам. Памятник 5-метровой высоты представляет собой металлический конусообразный тросный морской буй. Этот памятник помогает морским судам ориентироваться на фарватере реки Хатанги, выходящим сюда из моря Лаптевых, по пути, который когда-то проложил здесь отряд Харитона Лаптева.

При прохождении мимо памятника по приказу капитана судна в течение четверти минут дается звуковой сигнал, а в судовой трансляции экипажу и всем находящимся на борту судна объявляется, в честь кого дается этот салют.

Из книги Власть без славы автора Лаптев Иван

Иван Лаптев Власть без славы

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ЛАПТЕВ Григорий Михайлович Григорий Михайлович Лаптев родился в 1915 году в поселке Рудничный Саткинского района Челябинской области в рабочей семье. Русский. В поселке окончил школу, а затем саткинскую школу ФЗО. Работал бурильщиком в геологоразведочной партии

Из книги Персональные помощники руководителя автора Бабаев Маариф Арзулла

Харитон Юлий Борисович Помощник Курчатова Игоря Васильевича, одного из создателей ядерной физики в СССР27 февраля 1904 года в Санкт-Петербурге родился Юлий Борисович Харитон. Будущий главный конструктор ядерного оружия, трижды Герой Социалистического Труда.Для каждого

Из книги Роковая Фемида. Драматические судьбы знаменитых российских юристов автора Звягинцев Александр Григорьевич

Дмитрий Прокофьевич Трощинский (1754–1829) «ДЕЛО НЕ В ДОКЛАДЕ, А В ДОКЛАДЧИКЕ» В отличие от многих других сановников Дмитрию Прокофьевичу удалось не только сохраниться после восшествия на престол императора Павла I, но и возвыситься. Д. П. Трощинский получил новые

Из книги Люди и взрывы автора Цукерман Вениамин Аронович

АКАДЕМИК ЮЛИЙ БОРИСОВИЧ ХАРИТОН Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Б. Пастернак В последние годы опубликовано много книг и статей,

Из книги Южный Урал, № 6 автора Куликов Леонид Иванович

С. Лаптев ГОЛОС МОСКВЫ Стихотворение В далеком Вьетнаме, горячем от зноя, В Корее весеннею ночью холодной, В момент передышки от боя до боя, На кратком привале приемник походный Кругом обступили друзья боевые. И тихо. И лица становятся строже. Настойчиво ловит Москвы

Из книги Каменный пояс, 1976 автора Гагарин Станислав Семенович

Из книги Великие евреи автора Мудрова Ирина Анатольевна

Харитон Юлий Борисович 1904–1996 российский физик-теоретик и физик-химик Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 27 февраля 1904 года в еврейской семье. Дед, Иосиф Давидович Харитон, был купцом первой гильдии в Феодосии. Отец, Борис Осипович Харитон, был известным

Из книги Он между нами жил… Воспоминания о Сахарове [сборник под ред. Б.Л. Альтшулера и др.] автора Альтшулер Борис Львович

Ю. Б. Харитон Ради ядерного паритета Интервью академика Ю. Б. Харитона журналисту Олегу Морозу 19 декабря 1989 года. Печатается по тексту «Досье Литературной газеты», январь 1990 г. Кроме высказываний Ю. Б. Харитона, в тексте содержится еще информация, добавленная О. П.

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

ТРОЩИНСКИЙ Дмитрий Прокофьевич (1754–1829), высокопоставленный чиновник, дальний свойственник и покровитель Гоголя. Прадед Т. был племянником гетмана И. С. Мазепы (1629–1709). Т. окончил Киевскую Духовную Академию. Был сенатором, членом Государственного Совета, в 1802–1806 гг.

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Шеренга великих путешественников автора Миллер Ян

Димитрий Яковлевич Лаптев (XVIII в.) Лаптев начал службу в русском флоте в 1718 году, и в 1731 году получил звание лейтенанта. Отличался организационными способностями и хорошо владел искусством мореплавания, поэтому царское правительство поручило ему командование одним из

Из книги автора

Харитон Прокофьевич Лаптев (ум. 1763) Русский мореплаватель. Место рождения и время рождения неизвестны. Службу в морском флоте начал в 1718 году. В 1737 году получил звание лейтенанта, и спустя два года был назначен командиром отряда Великой северной экспедиции.В 1739 году отряд

Лаптев Харитон Прокофьевич – известный русский исследователь Арктики родился в 1700 году в деревне Пекарево, что в Великослутской губернии (ныне Псковская область). Будущий мореплаватель и первооткрыватель первое образование получал в Троицкой церкви под наставничеством священников. Харитон Лаптев с 1715 года продолжил свое обучение в Петербуржской Морской академии, которую окончил в 1718 году. После сдачи всех экзаменов поступает на службу в гардемарины в Балтийский флот.

Харитон Прокофьевич за время службы в Балтийском флоте плавал на различных судах. В 1720 году он уже дослужился до унтер-офицерского чина и стал подштурманом. В 1725 году в составе флотской миссии отправился в Италию, по возвращению из которой получил чин мичмана.

Первый корабль под свое командование мичман Лаптев получил в 1730 году, а в развернувшейся четырьмя годами позже войне против сторонников Лещинского принимал участие под командованием Дефремери на фрегате «Митау », который обманным способом был захвачен в плен французским флотом. За сдачу корабля без боя Х.Лаптев вместе с остальными офицерами фрегата был передан суду и приговорен к смертной казни, которая так и не состоялась благодаря дополнительному расследованию, которое провели в 1736 году. Весь экипаж был помилован и признан невиновным.

Возвращение на службу Балтийского флота произошло в 1736 году, и уже в этом году Лаптев плавал на фрегате «Виктория » на реку «Дон» с целью найти подходящее удобное место для постройки на нем судов.

В 1737 году назначен командиром придворной яхты «Декроне », а после – в ноябре этого же года подал царствующей императрице Анне Иоанновне прошение на участие в Великой Северной экспедиции. 13 декабря 1737 года получает под свое командование дубель-шлюпку «Якутск » и следующий чин – лейтенант флота. Ленско-Енисейскому отряду, в число которых входила и шлюпка «Якутск», по полученному предписанию следовало пройти к западу от реки Лены до устья Енисея, попутно описывая неизвестные берега.

В марте 1738 года вместе со своим двоюродным братом Дмитрием Лаптевым , участником , и лейтенантом Чихановым отправляется из Петербурга в Якутск, куда прибыл в мае 1739 года. 9 июля 1739 года под руководством Харитона Лаптева Ленско-Енисейский отряд вышел в плавание с предписанием описать берега Ледовитого океана, которые простираются к западу от Лены. Результатом похода стали сделанные участниками экспедиции описания ряда островов и участка берега между устьями рек Пясина и Хатанга – полуострова Таймыр.

Во второе плавание вдоль северной береговой линии Таймырского полуострова Лаптев вышел летом 1740 года, но встреченный чрезвычайно сложной ледовой обстановкой дубель-шлюпка «Якутск » была оставлена командой, а в августе 1740 года раздавлена льдом. Таким образом, немалые усилия обогнуть морем Таймырский полуостров, предпринимаемые в течение двух лет, команде не удались.

Харитоном Лаптевым было принято решение начать сухопутные (на собаках) походы для описи Таймырского полуострова. К осуществлению поставленной задачи приступили три группы летом 1741 года. Группы возглавляли Харитон Лаптев, Семен Челюскин и Никифор Чекин . Поставленные перед группой задачи были благополучно выполнены, и экспедиция завершилась в августе 1742 года после того, как весь состав Ленско-Енисейский отряда в полном своем составе прибыл в Енисейск.

Харитон Лаптев продолжая службу в Балтийском флоте, с 1746 года командовал судном «Ингерманланд », а в 1752 году получил назначение помощника начальника Морского кадетского корпуса. В период с 1756 по 1762 года (период Семилетней войны) под его командованием был 66-пушечный боевой корабль и Х. Лаптев дослужился до чина капитана первого ранга, а по окончанию войны получил звание обер-штер-кригс-комиссара.



Оценка статьи:

Портреты