Презентация и доклад на тему: "Приемы и методы работы учителя по повышению качества образования". Методы, приемы и формы обучения Методы повышения качества образования учащихся

18.04.2018 10:59

Математические диктанты. Очень часто использую данную форму контроля знаний в начале урока, с целью проверки вычислительных навыков, проверки таблицы умножения (есть дети, которые не знают её). Вопросы задаю сама, к звукозаписи на данном этапе не обращаюсь. Дети пишут ответы в строчку через запятую, не зная ответ - по середине клетки ставят точку.

Тестовые задания

На дом задаю подобные номера из учебника, разобранные в классе, для того, чтобы работали по образцу. По моему мнению, от количества заданных номеров, знания детей не изменятся, а наоборот, многие начинают обращаться к ГДЗ. Также, использовать творческие задания - составить кроссворды, нарисовать ребусы. Учащимся хочется поставить одноклассника в «тупик», тем самым, ученик повторяет изученный материал. Составить презентацию на дом не задаю, потому что заметила, что ученики не готовят их самостоятельно, а скачивают с интернета, а для учителя важно, чтобы ребёнок повторил материал.

Список литературы:

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы повышения качества образования на уроках математики.»

Методы и приёмы повышения качества образования на уроках математики.

В настоящее время, в процессе обучения, наиболее значимым вопросом является вопрос повышения качества образования учащихся. Снижение уровня познавательной активности учащихся в целом, не велика. Но, результаты за самостоятельные и контрольные работы показывают низкие результаты. С чем это связано и как добиться отличных результатов, как повысить качество образования наших детей?

Все дети, будучи в детском саду, очень хотят учиться, у них повышенная мотивация, но, в скором времени, придя в школу, это желание у многих учащихся пропадает. Кто в этом виноват или что? Опять множество вопросов, но не все вопросы есть ответы. А главный вопрос: Что делать?

Темой данной статьи является раскрытие системы работы учителя по повышению качества обучения через использование современных методов, приёмов и эффективных педагогических технологий на уроках математики в среднем звене.

Для повышения активности учащихся на уроке используются различные приёмы и методы. На некоторых из них остановлюсь подробнее.

Математические диктанты. Очень часто использую данную форму контроля знаний в начале урока, с целью проверки вычислительных навыков, проверки таблицы умножения (есть дети, которые не знают её). Вопросы задаю сама, к звукозаписи на данном этапе не обращаюсь. Дети пишут ответы в строчку через запятую, не зная ответ – по середине клетки ставят точку.

Тестовые задания использую крайне редко, в основном, при проверке теории. Заданиями, в которых дано выражение и варианты с ответами, перестала пользоваться, так как для того, чтобы выбрать правильный ответ, учащиеся должны вычислить данное выражение, а 30 % класса этого не делают, то есть, галочку ставят необдуманно.

При знакомстве с новым термином обязательно использую проектор, предварительно приготовив презентацию, в которой описывается история происхождения данного слова, перевод с того или иного языка, имя учёного с его портретом, годы жизни. Данный этап урока называю «Немного из истории…». Учащиеся слушают с удовольствием, более заинтересованным детям, предлагаю приготовить доклад на эту тему. Желающих всегда много получить дополнительную отметку.

Вообще, раз уж коснулись презентации, пользуюсь ей, в основном, на этапе устного счёта. Применяю различные цепочки, игры по станциям и т.п. ученикам это очень нравится, у них проявляется повышенный интерес к предмету, придя на следующий урок, они уже спрашивают, «будем ли мы сегодня лопать шарики?», «прыгать по болоту?», «проходить сквозь стены?».

На изучении нового материала, стараюсь «приглашать в гости» того или иного персонажа. И вот здесь, хочется дать рекомендации. Ученикам больше нравится персонаж, нарисованный своими руками, вырезанный, ярко раскрашенный, нежели скопированный из интернета и выведенный на проектор. Крепится на магнит и присутствует весь урок. Мне даже кажется, что дети до такой степени себе воображают, что это действительно гость, что где-то начинают стесняться сказать неправильно, многие желают себя показать с лучшей стороны, стараются постоянно поднимать руку, боятся ошибиться. Такой техникой, конечно же, пользуюсь в 5-6 классах. Дети более старшего возраста тоже любят, когда урок построен в форме игры, смотрят с интересом, глазки «горят». Такую форму применяю на уроке обобщения знаний при подготовке к контрольной работе. Также, при изучении нового материала, обязательно использовать примеры из жизни, связанные с темой. Учащиеся становятся более активнее, вспоминают, сравнивают, стараются ответить быстрее одноклассника. Нужно в своей работе применять поисково-исследовательские задания, старинные и занимательные задачи с нестандартным решением, «задачи-ловушки».

В конце урока важную роль играет рефлексия, в наше время имеется бесконечное множество, разработанные для каждого возраста.

На дом задаю подобные номера из учебника, разобранные в классе, для того, чтобы работали по образцу. По моему мнению, от количества заданных номеров, знания детей не изменятся, а наоборот, многие начинают обращаться к ГДЗ. Также, использовать творческие задания – составить кроссворды, нарисовать ребусы. Учащимся хочется поставить одноклассника в «тупик», тем самым, ученик повторяет изученный материал. Составить презентацию на дом не задаю, потому что заметила, что ученики не готовят их самостоятельно, а скачивают с интернета, а для учителя важно, чтобы ребёнок повторил материал.

На уроке контроля знаний, работу стараюсь приготовить в форме ОГЭ, начиная с 6 класса. Учащимся нравится такой вид работы. При знакомстве с инструкцией, они сами могут, в зависимости от верного решения, себя примерно оценить, посчитав количество баллов. И поэтому, на уроке обобщения, учащиеся начинают интересоваться, «Какая работа будет?»

Также, занимаюсь внеурочной деятельностью, преподаю кружок «Математика вокруг нас» (6 класс), на котором ученики узнают много нового и интересного, знакомятся с историей математики, выполняют занимательные задания и т.п.

Очень важно участвовать в олимпиадах, конкурсах. Дети с нетерпением ждут результатов и наград.

Если использовать данные методы в своей работе, а главное, применять их правильно, работоспособность учащихся повысится, появится повышенная мотивация к учебной деятельности, дети будут ходить в школу с удовольствием, тем самым мы добьёмся нужного результата, а именно, повысится качество образования учащихся.

Список литературы:

    Бердникова, И. А.Повышение качества высшего образования // Проблемы управления качеством образования в вузе: сборник статей II Международной научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2007.

    Хованская В. Опора на наглядность или проверено временем // Начальная школа, Изд. Дом “Первое сентября” - №13. - 1997.

    О. Б. Епишева, Е. Е. Волкова, В. Е. Гусева, С. В. Демисенова, Х.Х Кадралиева, В. В. Клюсова, Т. В. Оленькова, Д.Ю.Трушников, Л. П. Шебанова, З. И. Янсуфина. Интеграция инновационных подходов к обучению в математическом образовании: вопросы теории и практики: Коллективная монография / Под ред. О. Б. Епишевой. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. - 200 с.

Балакина Лилия Валерьевна, учитель математики МБОУСОШ п.Зеленоборск

План

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Подготовила

Учитель русского языка и

Литературы Новикова Е.Б.

ГБОУ СОШ № 810 г. Москвы

План

1.Потребность общества в качественном образовании.

2.Определение качества образования. Составляющие “качественного образования”.

3.Отличительные признаки и методические требования к современному уроку.

4. Определение форм и методов работы на уроке.

5. Нестандартные формы уроков.

Цель обучения ребёнка состоит в том ,
чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя .

Элберт Хаббард

1.Потребность общества в качественном образовании.

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с принятием Государственного стандарта базового и начального образования и с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей качественного обучения, проявления творческих способностей. Современная школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования.

Повышение качества образования должно осуществляться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.

Добиваться качества обучения учителю помогает и система эффективного планирования учебного материала, чёткая организация образовательного процесса, контроль всей деятельности учащихся.

Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей.

Целью данного доклада является раскрытие системы работы учителя по повышению качества обучения через использование современных методов, приёмов и эффективных педагогических технологий на уроках.

2. Качество образования. Составляющие качественного образования.

Что же такое за понятие - качество образования?

Главная задача образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Качество образования – это совокупность свойств образования, обуславливающих его способности удовлетворять определенные потребности гражданина, общества, государства в соответствии с назначением этого образования. Это социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских и бытовых профессиональных компетенций личности.

Составляющие качественного образования – это:

  1. Деятельность учителя, направленная на повышение качества знаний.
  2. Рациональная организация учебного труда школьника как средство повышения качества знаний.
  3. Использование информационных и новых образовательных технологий.
  4. Использование современных методов и приемов обучения.
  5. Формирование мотивации.
  6. Личностно-ориентированный подход.
  7. Высокий уровень профессионализма учителя.
  8. Создание комфортных условий учения.
  9. Обеспечение метериально-технический базы.
  10. Стимулирование труда учителя.
  11. Проведение работы в обществе с целью уважительного отношения к труду учителя.

3. Отличительные признаки и методические требования к современному уроку.

Психологи утверждают, что познавательная активность школьника - качество неврожденное и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием семьи, школы, труда и других социальных факторов. Действия учителя, которые побуждают школьников к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения учебе. Единственной формой обучения в школе является урок.

Урок - это форма организации обучения, живая и гармоничная часть педагогического процесса. Любой урок должен органически вписываться в систему работы учителя. Каждый урок должен осуществлять какую-то конкретную часть общих задач обучения. В то же время урок должен отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты. Как традиционный, классический, так и нетрадиционный уроки должны являться конкретным воплощением и выражением той или иной методической концепции, практической пробой, определяющей ее правомерность и эффективность. И одновременно урок - это показатель производительности труда учителя и учащихся. Конечно же, степень активности на уроке во многом зависит от самого ученика. Поиски новых методов и форм организации обучения, которые обусловлены требованиями современного общества к школе, породили новый термин в методике обучения - «современный урок», который противопоставляют традиционному уроку.
Современный урок – неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, так как именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходят его воспитание, развитие, раскрывается его индивидуальность, складываются интересы, формируется личность .
Урок нельзя рассматривать только как форму передачи содержания образования, его надо оценивать как источник развития школьников, раскрытия их познавательных сил и возможностей, которые проявляются при рациональной организации совместной деятельности учителя и учащихся.

Уровень общественного развития обусловливает усвоение больших объемов знаний, усложнение самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, пересмотра содержания, обогащения форм и методов обучения.

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего , удивить, заинтересовать . Современное образование должно создавать условия , когда каждый учащийся смог бы получать необходимую ему личностно значимую информацию, должно помочь в раскрытии внутреннего потенциала каждого школьника, в его движении по пути самореализации.

Главное на уроке (и самое сложное) - соблюсти разумный баланс между "увлекательными элементами" и кропотливым трудом. Применяя информационные технологии, нельзя забывать, что все они должны быть вместе с учителем, а не вместо него. Ибо никакие современные электронные образовательные ресурсы не заменят живого слова учителя.

Создавая условия для получения каждым человеком информации, нельзя допускать беспорядочного поглощения информации. Необходимо развивать у школьников способность критически анализировать и продуктивно использовать эту информацию, научить их понимать, какая информация обогащает возможности человека, а какая больше отвлекает от работы, чем помогает.

Информатизация общества и образования, развитие новых информационных технологий - объективный и закономерный процесс. Понятие "новая грамотность" включает в себя помимо всего прочего и умение ориентироваться в разнообразных информационных потоках, самостоятельно создавать медиаобъекты для сети Интернет.

Следовательно, необходимо перестраивать традиционный урок, ориентируясь на требования к образованию современного общества и человека.

Что отличает современный урок ?

1.Обучение происходит через открытие нового.

2. Происходит самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

3. Наличие дискуссий, различных точек зрения, поиск истины.

4. Демократичность.

5. Развитие личности.

6.Способность ученика проектировать предстоящую деятельность.

7. Осознание учениками деятельности, того как, каким способом получен результат, какие были затруднения, как они были устранены.

8.Поиск новых путей решения.

9.Педагог не доминирует, а управляет проблемно-поисковой деятельностью, исследованием.

10. Использование прогрессивных методик и технологий.

Методические требования к современному уроку:

  • Опора на межпредметные связи для формирования целостного представления о системе знаний.
  • Обеспечение практической направленности учебного процесса.
  • Включение упражнений творческого характера.
  • Оптимальное сочетание и соотношение методов обучения.
  • Знание различных технологий развивающего обучения и их дифференцированное применение.
  • Индивидуальный подход.
  • Мотивация учебной деятельности.
  • Создание условий для самостоятельной работы школьников.
  • Использование ИКТ.
  • Знание и использование основных принципов здоровьесбережения.
  • Обеспечение эстетических и гигиенических условий.

4. Определение форм и методов работы.

Проводя свои или присутствуя на открытых уроках, иногда приходится ловить себя на мысли: «Скучно. Неинтересно…» Работают пять человек, остальные пассивны, отсиживают 45 минут. Плотность урока высокая. Содержание развивающее. Но кого оно развивает? Этих пятерых человек, которые, как роботы, выдают правильные ответы? Форма работы чаще фронтальная. Учитель торопится изложить материал, чтобы успеть всё.

Чему учить? Знаем. Зачем учить? Знаем. Как учить результативно? Знаем не всегда. Вместе ответ на данный вопрос в педагогике найден давно – учить, применяя интерактивные формы и методы организации учебного процесса.

Существующая система образования кажется для работающего в ней педагога настолько понятной, что сделанные психологами, социологами в этой области открытия или выводы кажутся совершенно неожиданными, приводят в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность.

Исследование, описываемое в статье А.Зверева «10 и 90 – новая статистика интеллекта», начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончивших школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы.

Результат этого исследования подтолкнул российского педагога М. Балабана сделать вывод, который и приводит в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся.

К.Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя, иногда, кажется, что обучение проходит успешно».

Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характеризуется всё теми же 10% учащихся. Объяснение очень простое: «только 10% людей способны учиться с книгой в руках». Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».

Результаты этого исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса – использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения.

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В современном понимании процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы: пассивные методы, активные методы, интерактивные методы . Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным ,

Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах . Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства , однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания , в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Схема 3

Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности.

Для обеспечения каждому полноценного качественного образования на уроках и во внеурочное время ученикам предоставляется простор их собственной умственной инициативе как проявлению активности учебной позиции и выражению индивидуальной уникальности, создаются условия для доверительных отношений между учителем и учениками и изменения позиции ученика в учебно-познавательной деятельности. Опора не на среднестатистического, а на конкретного ученика , тщательный отбор содержания работы, ориентированного на личностное развитие каждого ребёнка, делает работу по внедрению инновационного обучения в школе успешной. Использование интерактивных методов актуально тем, что они :

  • Способствуют росту интереса к предмету
  • Ускоряют процесс обучения
  • Улучшают качество усвоения материала
  • Обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию
  • Способствую сотрудничества учителя и ученика
  • Развивают коммуникативную компетенцию

По результатам диагностических исследований американских учёных Р. Карникау и Ф. Макэлроу, человек помнит 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 80% того, что говорит сам, и 90% того, до чего дошёл самостоятельно в своей практической деятельности.

Краткое содержание метода

Деятельность обучающего

Деятельность обучаемого

1. Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода - организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Объяснительно - иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества

1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д.

1. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации

2. Репродуктивный метод. Основное назначение метода - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний

2. Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения

2. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий

3. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода - раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения

3. Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. При этом обучаемый может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдений и т.д.

3. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.)

4. Частично-поисковый метод, или эвристический метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем

4. Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы

4. Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д.

5. Исследовательский метод. Основное содержание метода - обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода - обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем

5. Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий и т.д.

5. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д.

Ю. К. Бабанский предложил интересную модель выбора методов обучения, включающий шесть последовательных шагов преподавателя:

– принять решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога;

– определить соотношение репродуктивных и продуктивных методов. Если есть условия, предпочтение должно отдаваться продуктивным методам;

– определить соотношение индуктивной и дедуктивной логик, аналитического и синтетического путей познания, меру и способы сочетания словесных, наглядных, практических методов;

– определить способы и средства стимулирования деятельности обучающихся 5 ;

– определить “точки”, интервалы и методы контроля и самоконтроля;

– продумать запасные варианты на случай отклонения реального процесса обучения от запланированного.

С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода или их сочетания для проведения учебного занятия.


“Менять педагогические ориентиры- это самое трудное и самое необходимое, что приходится делать сегодня.” В.А. Караковский .

Путешественник увидел трёх рабочих, которые

толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил у

каждого, что он делает.

Первый ответил: «Толкаю эту тяжёлую тачку,

будь она проклята».

Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей

семьи».

А третий гордо произнёс: «Я СТРОЮ

ПРЕКРАСНЫЙ ХРАМ.

5. Нестандартные формы уроков Можно выделить два основных подхода к пониманию нестандартных форм урока. Первый подход трактует данный тип урока, как отход от чёткой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приёмов. При втором подходе под нестандартными формами урока подразумеваются формы урока, появившиеся в последнее время и завоёвывающие всё более прочные позиции в современной школе.

Нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Современный урок требует применения новых форм проведения, организации. Это обусловлено развитием общества, широким доступом к получению различной информации, многообразием источников информации. Особенности нестандартных форм уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки:
самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
необычные условия работы;

На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:

Самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях;

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и другого.

Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-дискуссии – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Многие учащиеся с интересом участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.

Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны п о своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.

Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий.

По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок - блок, урок - «дублер» начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5.Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.

6.Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

  • Нетрадиционные формы урока:

ролевые игры;

урок-путешествие;

урок-спектакль;

круглый стол или конференция;

исполнение сказочного сюжета;

урок-состязание;

смотр знаний;

пресс-конференция;

урок фантазирования;

урок взаимообучения;

урок-игра;

урок открытых мыслей;

деловая игра;

урок-восхождение;

урок-зачет;

урок-соревнование;

урок взаимообучения;

урок-диалог;

урок-КВН;

мозговая атака;

урок-викторина;

урок-брифинг;

игра «Следствие ведут знатоки»;

актуальное интервью;

аукцион знаний;

имитационно-ролевое моделирование;

урок-диспут;

моделирование мышления учащихся;

урок-турнир;

ролевая деловая игра;

урок-эврика;

урок-лекция:

игра «Волшебный конверт»;

межпредметный интегрированный урок;

урок-конкурс;

лекция вдвоем;

урок творчества;

математический хоккей;

лекция-провокация;

лекция-диалог

лекция-конференция;

Использование видео-урока

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.

Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа-носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.

Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики - представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых.

Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.
Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Практика показывает, что видео-уроки являются эффективной формой обучения.
Применение урока-спектакля.

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.


Информационно-коммуникативные технологии .

Современный урок невозможно провести без привлечения информационно – коммуникационных технологий. Одним из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИТ является его эмоциональное воздействие на учащихся, которое направлено на формирование у школьников личностного отношения к изученному, на развитие различных сторон психической деятельности учащихся. На таких уроках у детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, складывается алгоритмический стиль мышления, закладываются знания и навыки не только конкретного учебного предмета, но и владения средствами ИТ, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение.

Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Одним из видов нетрадиционной формы работы можно назвать - метод создания ситуации успеха – метод стимулирования интереса к учению и учащихся, испытывающих затруднения в учёбе. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на успех в преодолении учебных затруднений. Вот почему надо подбирать такие задания, которые доступны ученикам, а потом переходить к более сложным. Ситуация успеха создаётся путем дифференцированной помощи ученикам при выполнении задания одной и той же сложности. Учащиеся с низкими учебными возможностями даётся задание, которое позволяет им на данном уровне справиться с ним, а потом выполнять его самостоятельно. Ситуация успеха уже организуется и путём поощрения промежуточных действий ученика. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности в себе, без чего невозможны дальнейшие учебные успехи. томительным. Цель нетрадиционных (нестандартных) уроков: отработка новых методов, приёмов, форм и средств обучения по реализации основного закона педагогики – закона активности обучения .

Обращение к нетрадиционным формам урока предполагает наличие у учителя педагогической профессиональной грамотности, способность к творческой деятельности, а также – знание учителем законов возрастной психологии. В противном случае нетрадиционные уроки могут стать самоцелью, никому не нужным формотворчеством. В учебно-воспитательном процессе учителя школы широко и эффективно используют современные образовательные технологии, которые наиболее полно воплотили идеологию личностно-ориентированного образования и являются ключевым условием повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени: исследовательские и проектные методы обучения, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии, технология модульного обучения, организационно-деятельностные и игровые технологии, коллективная система обучения, обучение в сотрудничестве, система инновационной оценки «портфолио», разноуровневое обучение и др

Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.
Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе. Преподаватель может сам распределить роли с учетом характеров детей.
Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.
Данная форма работы применяется для моделирования поведения и эмоциональных реакций людей в тех или иных ситуациях путем конструирования игровой ситуации, в которой такое поведение предопределено заданными условиями.
Разминки с целью снятия психологической и физической нагрузки. Разминки также способствуют развитию коммуникативных навыков (общению). Они должны быть уместными по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Так, например, перед упражнениями, требующими сосредоточенного внимания, не следует проводить слишком подвижные игры-разминки.
«Мозговой штурм », «мозговая атака» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.
«Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить информированность вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной и/или отношение участников к определенному связи.

Методы мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.

Методы формирования новых умений
Упражнения, лабораторная работа, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.

Методы обобщения и систематизации изученного
Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков, опорных конспектов, заполнение контурных карт; Методы стимулирования учебной деятельности
Предъявление требований, поощрение и нказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др. Приемы обучения в технологии развития критического мышления

Приемы мотивации и целеполагания на стадии вызова:

Выдвижение предположений по теме урока и прогнозирование ее содержания:
Прогноз по названию (по иллюстрациям, схемам, ключевым словам текста)
Дерево предсказаний
Ключевые слова
Перепутанные логические цепочки
Верные и неверные утверждения
Вводный вопрос

Задавание вопросов как результат осознания неполноты знаний:
Вопросительные слова
Тонкие и толстые вопросы
Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)
РИСК (фраза проблемного характера и вопросы к ней)
Создание кластера
Корзина фактов

Приемы работы с текстом на стадии Содержания

Чтение с пометками на полях книги и в рабочей тетради:
ИНСЕРТ («V» - знал раньше, «+» - новое, «?» - есть вопрос, непонятно, «!» - это интересно, «-« - противоречит тому, что я думал раньше)
Вопрос-ответ (номер вопроса, на который содержится ответ в тексте; овал вокруг номера вопроса в индивидуальном списке вопросов)

Организация информации с помощью схем :
Кластер
Фишбоун
Понятийное колесо
Граф
Денотатный граф
Пирамида
Лестница
Цепочка
Лекция-визуализация

Организация и осмысление информации с помощью таблиц:
Сводная таблица
Т – таблица
Сюжетная таблица
Таблица для перекрестной дискуссии
ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)
Таблица «Синтез»
Мышление под прямым углом
Бортовой журнал

Остановки в чтении текста или в устном рассказе для осмысления прочитанного (услышанного) и прогнозирования дальнейшего содержания текста:
Чтение с остановками (с прогнозированием)
Продвинутая лекция

Приемы организации рефлексии на стадии Размышления

Устные формы рефлексии:
Беседа по пометкам
Беседа по вопросам
Интервью участника событий

Письменные формы рефлексии (создание рефлексивного текста):
Резюме
Эссе
Синквейн
Диаманта
Хокку

Телеграмма
Благодарность

ВЫВОД:

Современный урок могут отличать любые черты, главное, чтобы и педагоги, и ученики приходили на него с большим желанием работать . Подводя итог сказанному, следует отметить, что использование современных средств, методов и форм обучения является необходим условием повышения качества образования.


Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. Суще­ствуют и другие определения методов обучения.

Методы обучения есть способы работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается усвоение последними знаний, умений и навыков, а также формирование их мировоззрения и развитие познавательных сил (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности педа­гогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и раз­вития (Ю. К. Бабанский).

Методы обучения - это способы обучающей работы учителя и органи­зации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различ­ных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материа­лом (И. Ф. Харламов).

Методы обучения - система последовательных, взаимосвязанных дей­ствий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образо­вания, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения (Г. М. Коджаспирова).

Несмотря на различные дефиниции, даваемые этому понятию дидакта-ми, общим является то, что большинство авторов склонны считать метод обучения способом совместной работы педагога и учащихся по организа­ции учебной деятельности. Если же речь идет только о деятельности педа­гога, то уместно говорить о методах преподавания, если же только о дея­тельности учащихся - то о методах учения.

Отражая двуединый характер процесса обучения, методы являются одним из механизмов, способов осуществления педагогически целесооб­разного взаимодействия преподавателя и учащихся. Сущность методов обу­чения рассматривается как целостная система способов, в комплексе обес­печивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познава­тельной деятельности учащихся.

Таким образом, понятие метода обучения отражает во взаимосвязи спо­собы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельно­сти учащихся по достижению целей обучения.

Широко распространенными понятиями в дидактике являются также понятия «прием обучения» и «правило обучения».

Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Границы между понятиями «метод» и «прием» очень подвижны и измен­чивы. Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (час­тей, приемов). С помощью приема не решается полностью педагогиче­ская или учебная задача, а лишь только ее этап, какая-то ее часть. Мето-


ды обучения и методические приемы могут меняться местами, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И на­оборот, один и тот же метод у разных преподавателей может включать различные приемы.

В одних ситуациях метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначе­ние. Например, если преподаватель сообщает новые знания словесным ме­тодом (объяснение, рассказ, беседа), в процессе которого иногда демонст­рирует наглядные пособия, то демонстрация их выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения, основные знания уча­щиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения вы­ступают как прием, а демонстрация как метод обучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не явля­ется их простой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы преподавателя и учащихся, придают индивидуальный характер их деятель­ности.

Правило обучения - это нормативное предписание или указание на то, как следует оптимальным образом действовать, чтобы осуществить соответ­ствующий методу прием деятельности. Другими словами, правило обучения (дидактическое правило) - это конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Правило выступает описательной, нормативной моделью приема, а сис­тема правил для решения определенной задачи - это уже нормативно-опи­сательная модель метода.

Владимир Федорович Шумеев

учитель технологии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных

предметов № 28» г.Курска.

Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения
в достижении оптимальных результатов образования

«Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным».

Я. Коменский

Специфика современного этапа совершенствования урока состоит в том, что в новых условиях показатели эффективности основной формы организации обучения не ограничиваются внешними проявлениями (четкости, организованности, использования комплекса методов и средств), а определяются конечными результатами урока и системы уроков, уровнем овладения учащимися научными знаниями, сформированностью уровня познавательных интересов, качеств всесторонне развитой личности.

Важнейшее направление совершенствования урока - оптимальное сочетание и взаимодействие основных его компонентов: задач образования, воспитания и развития, содержания учебного материала, методов преподавания и учения, способов организации процесса обучения и познавательной деятельности уч-ся. Качество урока, его высокая результативность зависят от комплексного планирования и целенаправленного осуществления учебно-воспитательных задач. Много значит и то, как учитель продумывает организацию учебной деятельности учащихся в системе уроков: сосредоточивает внимание учащихся на главных, ведущих идеях и понятиях изучаемого материала, организует их творческую поисковую познавательную деятельность, ориентируясь на конечные результаты с учетом реальных возможностей учеников, учителя, школы).

Эффективность современного урока основывается на творческой работе учителя и обучаемых, на формировании самостоятельности и системности мышления учащихся, широкой реализации меж предметной связи, связи обучения с жизнью и их вне учебной деятельности.

Известно, что применяемая в наших школах стандартах классно-урочная система «вопрос-ответ» не лишена существенных недостатков: стираются индивидуальные особенности личности ребенка, не учитываются его психофизиологические способности.

Не зря А. Кушнир говорит «Проектирование методических конструкций на основе точного знания психофизиологической природы человека - вот нормальное положение дел».

Для того, чтобы успешно прошел урок, учащиеся освоили данный материал и показали результативность, в современной школе, как и нашей, учителя претворяют в жизнь различные педагогические методики.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.

Поскольку методы обучения имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям:

1) По источникам передачи и характеру восприятия информации на

Словесные;

Наглядные;

Практические.

2) В зависимости от поставленных задач:

Методы приобретения знаний;

Формирования умений и навыков;

Применение полученных знании;

Творческой деятельности;

Закрепление;

Проверки знаний, умений и навыков.

3) В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования:

Объяснительно-иллюстративный;

Репродуктивный;

Проблемного изложения;

Частично-поисковый (эвристический);

Исследовательский.

В современных условиях созрели реальные возможности для обобщения и систематизации представлений о методах обучения на основе методологии целостного подхода к деятельности. Это:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Словесные, наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия учебной информации (рассказ, лекция, семинар, беседа);

Индуктивные и дедуктивные методы (логический аспект);

Репродуктивные и проблемно-поисковые методы - (аспект мышления).

Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).

2) Методы стимулирования и мотивации учения:

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению;

Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.

3) Методы контроля и самоконтроля в обучении:

Методы устного контроля и самоконтроля;

Методы письменного контроля и самоконтроля;

Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

В настоящее время предметные методики переживают определенный кризис. По мнению А. Кушнира, в основе его лежит традиционная ориентация авторов методик изучения школьных предметов на логику соответствующих наук.

На самом же деле, в школе мы, работая, учим детей. И потому, методика должна ориентироваться на природные особенности людей. Неверно обоснованная (не учитывающая особенности психики человека) методика может выглядеть вполне научно, но как только учитель начнет ее применять в школе, он столкнется с неизбежным сопротивлением детей, для преодоления которого ему придется прибегнуть к психологическому давлению «Наука, которая в своих продуктах - концепциях, программах, учебниках и методиках - открыто, откровенно игнорирует внутренний настрой ребенка, по сути, конструирует насилие в качестве главного педагогического средства».

Учение - один из видов деятельности школьника, потому, организуя этот процесс, учитель не игнорировать особенности и закономерности его деятельности. Человек начинает действовать только тогда, когда у него появляется желание действовать. И вот здесь я обращаюсь к тесту изучения удовлетворительности учащихся школьной жизнью, проведенному в 8-9 классах (48 человек опрошенных), где на вопросы «Я иду в школу с радостью» - 12 положительных ответов, «затрудняюсь сказать» - 26, отрицательных ответов - 10 человек. Но при этом на вопрос «Школа нужна, чтобы...» все ответили однозначно: «учиться», «получать образование» и даже «учиться быть человеком».

Таким образом, если у детей не будет желания заниматься школьными делами, или относиться к ним они будут инертно, то учебно-воспитательный процесс будет обречен не на успех. Отсюда неизбежно следует вывод о ключевой роли педагогического стимулирования в обучении. Когда школьник хочет учиться и стремиться участвовать в многообразной деятельности, организуемой его педагогами, процесс обучения в школе, классе станет эффективным.

И вот здесь уже необходимо применить термин не «целесообразно подобранный метод», а вернее сказать «используемая педагогическая технология», основанная на методике.

Под технологией, обычно, разумеется твердо установленный порядок действий, соответствующий некоторой жестко определенной последовательности алгоритмов, с учетом психоэмоционального состояния ребенка и приводящая к достижению запланированного результата.

Учителя, уставшие от трудностей школьной жизни, чрезмерной сложности задачи формирования личности учащихся, ищут в предлагаемых педагогических технологиях простые, понятные, легкие и эффективные способы обучения и воспитания. Они используют скорее не предложенные технологии в полном объеме, а их детали, доработанные в соответствии с конкретными условиями. Полное и точное применение в школе разработок ученых оказалось трудной, а порой и не выполнимой задачей. И причина этого вовсе не в том, что учителя - практики плохо разбираются в определенных технологиях и недостаточно точно выполняют их предписания, а причина кроется в другом: «Целесообразны ли объекты педагогической деятельности. Подходят ли они для системного применения технологий. И, как правило, ответ «нет, не целесообразны», потому что мы имеем дело со сложнейшими объектами-личностями детей и детскими группами. Они постоянно изменяются, имеют бесчисленное число связей между собой, испытывают множество влияний. Уникальность и непредсказуемость этих объектов не позволяют применить по отношению к ним любую, даже самую прогрессивную технологию. Поэтому, можно сделать вывод, что технология применима лишь частично, элементно, что и способствует повышению результативности учебно- воспитательного процесса как на уроке, так и в школе в целом.

Технологической обработке поддаются только формы учебно-воспитательной деятельности. А уже технология проведения каждой конкретной формы работы с детьми включает свои средства, методы и приемы действий учителя. И с этой точки зрения урок, учебно-воспитательный процесс будет представлять собой некоторую целостность.

Конкретные действия учителя определяются не жестким технологическим набором операций, а соотношением решаемых им задач и наличной совокупности обстоятельств.

Целесообразность используемых технологий подтверждает тот факт,
что в том же тестировании учащихся 8-9 классов на вопрос «Когда в вашем классе
открытый урок, ты с удовольствием идешь на занятия», большинство оценили «4» и «3»
баллами («совершенно согласен» и «согласен» соответственно), т. к. на таких мероприятиях учитель старается использовать элементы педтехнологии, а учащимсяся предоставляется возможность самому реализоваться, самоутвердиться.

Но нельзя забывать, что целесообразным и эффективным будет урок в том случае, если конкретные действия учителя определяются не жестким технологическим набором операций, а соотношением решаемых им задач и наличной совокупности обстоятельств. Это соотношение каждый раз уникально. Именно данное соотношение заставляет учителя выбирать в каждый момент приоритеты, логику и порядок действий, педагогические методы общения.

Однако, все это - составные части не педтехнологии, а методики!

Педагогическая методика - более широкое понятие, чем педтехнология. Методика не подсказывает способ решения конкретной задачи в конкретных условиях, но предлагает логику, обоснование и выбор средств для такого решения. Если применение технологии рассчитано на обученного и точного исполнителя, то методика предлагает и творчество работника, ибо никто не исключит из деятельности учителя самостоятельность в принятии решений и творческий поиск, отбор и комбинирование различных педагогических средств, методов, приемов и технологий, что и осуществляется учителями нашей школы.

Цель обучения ребёнка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя.

Элберт Хаббард

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования .

Повышение качества образования должно осуществляться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых. Младший школьник не просто готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности.

Добиваться качества обучения учителю помогает и система эффективного планирования учебного материала, чёткая организация образовательного процесса, контроль всей деятельности учащихся.

Использование перспективных методов и форм проведения занятий, современных педагогических технологий обучения даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всём. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую ранее он не решал.

Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей.

Целью данной статьи является раскрытие системы работы учителя по повышению качества обучения через использование современных методов, приёмов и эффективных педагогических технологий на уроках в начальной школе. В этой работе рассматривается методика проведения уроков русского языка, чтения и начального литературного образования, математики, окружающего мира.

Одной из важнейших задач изучения русского языка в школе является формирование у школьников прочных орфографических навыков, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание в письменном общении.

С чего же следует начать формирование прочных навыков грамотного письма?

Прежде всего, необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные, твёрдые и мягкие согласные. Эту работу нужно начать в букварный период, составляя с учащимися звуковые схемы. На этих уроках можно использовать таблицу, в которой есть и звуки, и буквы (авторский вариант В. Хованской). Она построена на основе принципов развивающего обучения.

В тот период обучения грамоте, когда говорится о звуках, появляются первые орфограммы, поэтому необходимо учиться распознавать звуки, обозначать определённой буквой. Ознакомление младших школьников с понятием “орфограмма” поможет осознать системные отношения между разрозненными орфографическими темами, которые изучаются в связи с фонетикой, словообразованием, морфологией.

Большое внимание на уроках русского языка нужно уделять формированию у детей языковых знаний и умений. Необходимо систематически развивать орфографическую зоркость младших школьников, которая заключается в умении находить, видеть, замечать орфограммы и классифицировать их на основе опознавательных признаков. Целенаправленная, регулярная работа по формированию орфографической зоркости на основе графического обозначения орфограмм даёт хорошие результаты: большинство учащихся пишут грамотно слова, разбираются в составе слова, понимают образование слов, различают разные части речи, законы и правила языка. Дети овладевают умением абстрагировать, они учатся быстро и точно использовать графическое обозначение, определяют место в слове, где возникает орфографическая задача, видят даже те орфограммы, которые ещё не изучали, составляют схемы, таблицы, алгоритмы. Введение в практику работы алгоритмов, эффективное их применение на уроках русского языка развивает логическое мышление учащихся, устную и письменную речь, пробуждает интерес к изучаемым языковым фактам, способствует усвоению опознавательных признаков орфограмм. При выполнении самостоятельных работ с применением алгоритмов дети действуют значительно увереннее и затрачивают меньше времени.

Важным звеном в системе обучения русскому языку является работа над ошибками, допущенными учащимися в тетрадях. Исправляя свои ошибки, ученики могут пользоваться памятками, составленными для каждого года обучения на основе “Памятки для ученика начальной школы” авторов Е.В.Бунеевой, М.А.Яковлевой . Проверяя работы детей, учитель использует приём нумерации орфограмм в тетрадях учащихся, т.е. на полях указывает не только наличие на данной строчке ошибки, но и рядом ставит номер орфограммы в памятке. Многие учащиеся 1-2 классов сразу не могут овладеть алгоритмом исправления той или иной орфограммы, а с помощью нумерации им легче справиться с работой над ошибками. Ведь не секрет, что больше всего допускают ошибок слабые ученики, а им трудно самостоятельно выполнить эту работу правильно. Исправляя ошибки на уроке, можно использовать технологию уровневой дифференциации и технологию индивидуализации обучения. Для тех учеников, которые не допустили ошибок в диктанте, сочинении, изложении или проверочной работе заранее подготовить дидактический материал, который стимулирует творческую деятельность, расширяет словарный запас.

Ученик должен знать слова, в которых он допустил ошибки, поэтому со второго класса можно вести словарь-копилку слов, куда записываются свои ошибки по определённым орфограммам. Орфограмма подчёркивается, используя опознавательные признаки орфограмм. На уроке эти слова можно использовать в индивидуальной и коллективной деятельности, в парной и групповой работе.

На уроках чтения и начального литературного образования используются технология формирования типа правильной читательской деятельности, технологии на основе личностной ориентации, коммуникативные технологии и технологию развития критического мышления. Эти технологии позволяют добиваться высоких результатов обучения чтению, постепенно учиться овладевать целостным восприятием художественного текста. Учащиеся активно участвуют в образовательном процессе, у них появляется устойчивый личностный интерес к изучаемой теме. Они принимают участие в аргументированной дискуссии, обмениваются мнениями, выполняют творческие задания.

На уроке чтения можно использовать технологию работы с текстом, обучать детей читать самостоятельно, выборочно. Во время урока проводить упражнения на развитие артикуляционного аппарата, на освоение детьми процесса беглого, правильного, выразительного чтения различных текстов. Стараться, чтобы дети могли в знакомом по первоначальному чтению тексте открыть что-то новое для себя, ранее ими не замеченное, сосредоточить внимание на главном: определить тему художественного произведения, идею, отношение автора к героям. С самых первых уроков обучать учащихся следить за мыслью автора, добывать недостающую информацию различными способами, формировать осмысленное отношение к слову, способность к рефлексии. На уроках чтения учащиеся много и охотно говорят, имеют своё мнение и с интересом выслушивают мнение других, участвуют в диалоге с одноклассниками и учителем. Они владеют различными способами раскрытия значения незнакомого слова.

Важный шаг в усилении качества обучения - тренировка оптимального чтения. Для выработки навыков беглого чтения, можно пользоваться рекомендациями В.Н. Зайцева “Резервы обучения чтению”. “Быстро читают те ученики, которые много читают. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность” .

Важна не длительность, а частота тренировок. Для развития навыков беглого чтения на уроке проводятся упражнения: жужжащее чтение, ежеурочные пятиминутки чтения, многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. В 1-2 классах для ежеурочных пятиминуток чтения можно использовать книги, рекомендованные для внеклассного чтения, а в 3-4 классах читать статьи из газет, которые подбирает учитель.

У многих учащихся слабо развита оперативная память. Обучаемый не может уловить смысл предложения, не может воедино увязать все слова. Развивать оперативную память помогают зрительные диктанты. По рекомендациям профессора И.Т. Федоренко их надо писать каждый день, только тогда они дают результаты не только в развитии оперативной памяти, но и в развитии орфографической зоркости. Тексты для зрительных диктантов можно найти в статье В.Н. Зайцева или самостоятельно подобрать предложения по теме урока.

Чтобы заинтересовать учащихся в развитии навыков чтения необходимо периодически отслеживать технику чтения учащихся, вести индивидуальный мониторинг каждого читающего и класса в целом, анализировать диагностику умений читать. На классных часах знакомить с диагностикой учащихся, на родительских собраниях - родителей.

В любом классе дети с разными способностями и разными личностными характеристиками. На уроках математики необходимо построить работу так, чтобы учащиеся не просто получали знания, а "открывали" мир вокруг, выступали в роли исследователей, творцов, умели рассуждать, аргументировать, выдвигать гипотезы. Помогут учителю методы организации и осуществления мыслительной деятельности. Используя на уроке логические (научные) методы, учитель учит учащихся анализировать, обобщать, классифицировать, придумывать задачи и примеры, аналогичные предложенным в учебнике или учителем. Учащиеся с интересом выполняют задания на поиск закономерностей, установление взаимосвязей между частью и целым, составляют схемы-опоры, стабильно выполняют задания логического типа, направленные на развитие алгоритмического мышления. При решении задач дети уверенно составляют числовые выражения и оперируют ими.

Эффективный и нетрадиционный подход к решению задач, разнообразие упражнений на выработку вычислительных навыков помогают развивать у учащихся мыслительные операции, устную речь, творческие способности, познавательные мотивы деятельности, навыки самоконтроля. При изучении геометрического материала можно использовать проблемно-поисковые технологии. Они способствуют развитию глазомера, логического мышления и пространственных представлений, придают знаниям практическую направленность.

На уроках математики нужно вырабатывать умение учиться, развивать познавательную активность и самостоятельность, ответственность, интеллектуальные и логические способности. В работе использовать эффективные педагогические технологии: на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение), технология уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения, групповые технологии, технологии развивающего обучения.

На уроках ознакомления с окружающим миром развивается наблюдательность, склонность искать причины увиденного, склонность искать место данного факта среди подобных явлений, формируется у детей целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека. Умелое сочетание разнообразных методов фронтального и индивидуального учёта знаний вызывает интерес к учебному материалу урока у всех учащихся. Некоторые темы программы, возможно, рассматривать значительно шире, чем они рассматриваются в учебнике, используя материалы по национально-региональному компоненту, учитывая возрастные особенности и мотивацию обучения.

Краеведческий материал расширяет кругозор учащихся, развивает наблюдательность, приобщает к активной поисковой, творческой деятельности. На экскурсиях в областной краеведческий музей дети знакомятся с бытом коренных жителей севера, с основными географическими и климатическими особенностями области, с видами животных и растений и их значением в жизни человека.

Дидактическим стержнем многих уроков становится деятельность самих учащихся, в ходе которой дети наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Дети выполняют творческие задания, осваивают технологию проектной деятельности на уроках и во внеклассной работе: готовят сообщения из дополнительной литературы и пишут рефераты о растениях, животных, полезных ископаемых своего края.

На каждом уроке необходимо создавать условия не только для усвоения знаний, но и для развития личностных качеств учащихся: коммуникабельность, креативность, рефлексивность, индивидуальность, чтобы они добывали знания сами и применяли их в нестандартных ситуациях. Достичь этой цели помогают современные педагогические технологии: проблемно-диалогического обучения, личностно-ориентированные технологии.

Одной из главных причин повышения качества знаний учащихся по предметам в начальной школе является формирование мотивации и проявление заинтересованности обучающихся к изучаемому материалу. Широкие возможности для повышения мотивации к обучению и формированию основ знаний и навыков открывает исследовательская работа. Учащиеся, имеющие высокую мотивацию к обучению, серьёзнее относятся к усвоению учебного материала. Они не только механически запоминают новые сведения, но и стремятся применять полученные знания при решении задач по различным предметам. Это помогает формированию способности творчески мыслить и находить решения в нестандартных ситуациях.

Важнейшим показателем качества знаний обучаемых является объективная оценка учебных достижений. Различные виды, формы, методы и технологии контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков учащихся, необходимо использовать в тесной взаимосвязи на всех уроках. Ученик старается аккуратно выполнить письменную работу, выучить заданный материал, подготовить реферат, если соблюдаются единые требования учителя. Каждая работа должна быть проверена или прослушана, т. е. организован непрерывный контроль результатов работы учащихся в освоении учебных программ.

Повышение качества обучения зависит от личности учителя, от его желания “сделать свою работу в школе максимально эффективной. И пусть от нашего с вами труда мир станет лучше, а наши ученики займут достойное место в жизни” .

Литература

  1. Бердникова, И. А.Повышение качества высшего образования // Проблемы управления качеством образования в вузе: сборник статей II Международной научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2007.
  2. Бунеева, Е.В. Яковлева, М.А. Русский язык. 4-й класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2001. - 192 с.
  3. Бунеев, Р.Н. Ещё раз о личностно ориентированном образовании // Начальная школа плюс до и после. Издание Министерства образования Российской Федерации, Российской Академии образования, Московского психолого-социального института, ООО Баласс.- № 12 - 2006. - с.3-5.
  4. Зайцев, В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. Издание Министерства образования Российской Федерации. - № 8. - 1990. - с.52-62.
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. Издание Министерства образования Российской Федерации. - № 4. - 2002. - с.3-19.
  6. Кузьменко, И.С. С чего начинать орфографическую работу в первом классе // Начальная школа - №12. - 1994.
  7. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах - М.: Просвещение. -1990.
  8. Савельева, Л.В. Учёт опознавательных признаков орфограмм в процессе их изучения.// Начальная школа - №12. - 1999.
  9. Хованская В. Опора на наглядность или проверено временем // Начальная школа, Изд. Дом “Первое сентября” - №13. - 1997.
Портреты