Классификатор специальностей по образованию. Оксо – общероссийский классификатор специальностей по образованию

Аббревиатура ОКСО расшифровывается как общероссийский классификатор специальностей в сфере образования.

ОКСО – это набор кодов, названий предметов и характеристика их вспомогательных признаков, обозначенных в единой таблице.

Классификатор специальностей необходим для обмена информацией между государственными органами, отвечающими за подготовку специализированных кадров во всех областях трудовой деятельности (производство, экономика, медицина и другие).

Другими словами, производится мониторинг рынка труда, следствием которого является снижение уровня безработицы в стране.

Объекты классификации ОКСО

К объектам ОКСО относятся профессии высшего и средне-специального образования.

Профессия в этом случае обозначает навыки, умения, знания, полученные во время обучения в колледжах, институтах и других учебных заведениях, в тот момент, когда подготовленные кадры становятся способными к самостоятельному урегулированию возможных проблем и разрешению задач.

Структура и коды в ОКСО

ОКСО – это сборник кодовых обозначений предметов классификации, их обозначений и вспомогательных свойств.
Существует 3 блока структурного изображения предмета :

  • название;
  • аутентификация;
  • вспомогательные классификационные свойства.

В свою очередь, аутентификационный блок основан на иерархическом способе классификации и градационном способе кодировки.

Иерархическая классификация является трехуровневой:

  • профессия;
  • профессиональная ориентация ;
  • укрупненные классы ориентации и профессий.

Кодовое определение состоит из 6 цифр:

  • первые 2 цифры – это укрупненные классы;
  • третья и четвертая – профессиональная ориентация;
  • пятая и шестая цифры обозначают профессию.

№ Кодовое обозначение Название профессии Квалификация

Код Название

  • 160000 Авиационная и ракетно-космическая техника;
  • 220000 Автоматика и управление;
  • 270000 Архитектура и строительство;
  • 280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды;
  • 25000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов;
  • 120000 Геодезия и землеустройство;
  • 130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых;
  • 030000 Гуманитарные науки;
  • 020000 Естественные науки;
  • 060000 Здравоохранение;
  • 230000 Информатика и вычислительная техника;
  • 090000 Информационная безопасность;
  • 070000 Культура и искусство;
  • 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка;
  • 180000 Морская техника;
  • 050000 Образование и педагогика;
  • 170000 Оружие и системы вооружения;
  • 200000 Приборостроение и оптотехника;
  • 110000 Сельское и рыбное хозяйство;
  • 040000 Социальные науки;
  • 100000 Сфера обслуживания;
  • 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров;
  • 190000 Транспортные средства;
  • 010000 Физико-математические науки;
  • 240000 Химическая и биотехнологии;
  • 080000 Экономика и управление;
  • 210000 Электронная техника, радиотехника и связь;
  • 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника.

Среднее профессиональное образование


Средним профессиональным образованием принято называть уровень знаний, получаемых в процессе обучения в колледжах, техникумах или на базе некоторых университетов.Этот тип обучения направлен на получение практических навыков рабочих специальностей.

Для ряда профессий получение средне-профессионального образования является высшей ступенью обучения. К таким специальностям относятся – артисты цирка и балета, некоторые другие профессии художественного профиля.

Обучение проводится на базе 9 и 11 классов, продолжительность зависит от выбранной специальности и количества оконченных классов.

В ряде случаев этот вид образования является предпочтительнее:

  • предъявляемые требования к абитуриентам меньше , чем при поступлении в высшие учебные учреждения;
  • бюджетных мест предоставляется достаточно много;
  • среднее образование в первую очередь нацелено на получение практических навыков, вследствие чего работодатели отдают предпочтение специалистам этого уровня;
  • еще одним плюсом считается получение нескольких смежных специальностей.

Примеры СПО по общероссийскому классификатору:

  • Бурение нефтяных и газовых скважин – 130504 – получаемая квалификация техник-технолог, возможна углубленная подготовка по данному курсу, в этом случает специальность будет старший техник-технолог. Обучение проходит на базе 9 (среднее общее образование) и 11 классов (среднее полное общее образование).
  • Сестринское дело (060109) – после получения образования выпускнику присваивается квалификация медицинская сестра/медицинский брат. Принимаются абитуриенты, закончившие 9 и 11 классы. Срок обучения составляет 46 календарных месяцев и 34 месяца.
  • Менеджмент (по отраслям) – 080501 – менеджер. Специалист этой отрасли должен решать кадровые и организационные вопросы, к управленческой деятельности.
  • Организация обслуживания в общественном питании (100106) – квалификация менеджер. Срок обучения 2 года и 10 месяцев. Специалист занимается организацией обслуживания в заведениях общественного питания на различных уровнях.

Из приведенных примеров можно сделать вывод о большом разнообразии рабочих профессий, которые можно получить в течение достаточно короткого времени в колледжах и техникумах.

Высшее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование (ВПО) – это высшая образовательная ступень, нацеленная на подготовку руководящих специалистов в любой сфере деятельности . Обучение проводится на базе законченных 11 классов или после получения диплома СПО. В процессе обучения студенты получают в большей степени теоретические знания.

Современная система образования предполагает присвоение выпускникам ученых степеней – бакалавра (4 года обучения) и магистра (после получения «бакалавра» 2 года).

Подготовка части профессионалов по-прежнему осталось на уровне «специалитета». К ним относятся врачи и фармацевты, а также таможенное дело. Срок обучения специалистов составляет в среднем пять лет.

Процесс получения ВПО протекает в нескольких формах:

  • очная форма обучения является классическим методом получения знаний. При этой форме между профессорским составом и обучающимися происходит непосредственный контакт, что приводит к получению более глубокого представления о выбранной профессии и развитию нужных для нее навыков. Этот тип обучения предполагает отрыв от работы;
  • заочное обучение. Эта форма прекрасно сочетает в себе положительные стороны очного образования и самостоятельных занятий. В первую очередь заочное обучение подходит работающим людям, которым необходимо повышение квалификации, так как она не предусматривает отрыва от производственной деятельности. Из минусов же стоит отметить необходимость усвоения большого количества нового материала за короткий промежуток времени, кроме того, срок обучения по сравнению с очным образованием увеличивается в среднем на год;
  • дистанционное образование (свободная форма получения знаний) предполагает обучение с помощью компьютера. Как и любой другой тип обучения дистанционное имеет как плюсы, так и отрицательные стороны. Положительными сторонами можно считать дешевизна обучения, возможность заниматься в любое удобное время и комфортной обстановке, не отрываясь от работы. К минусам же относятся недостаток практических навыков, недостаточное развитие коммуникабельности, к тому же нужно иметь сильную мотивацию для освоения большого количества информации самостоятельно и без стороннего контроля.

Примеры ВПО по ОКСО

  • Микроэлектроника и полупроводниковые приборы – 010803 – уровень подготовки специалитет, срок обучения лет. Получаемая квалификация – физик-микроэлектронщик.
  • Востоковедение, африканистика – 030800 – бакалавриат, магистратура. Квалификация выпускников – бакалавр востоковедения, магистр востоковедения. Возможно дальнейшее обучение в аспирантуре. После завершения курса обучения выпускники готовы к научно-исследовательской и преподавательской деятельности.
  • Медицинская кибернетика – 060114 – для высших медицинских учреждений характерен толькоспециалитет. Квалификация – врач-кибернетик. Деятельность специалиста заключается в разработке и внедрении автоматизированных технических систем управления для улучшения качества медобслуживания населения. Продолжительность обучения составляет 6 лет.

Поступление в высшие учебные заведения страны предполагают наличие у абитуриентов аттестата об окончании 11 классов.

Система ОКСО является крайне необходимой при современных экономических отношениях. С ее помощью будущие студенты могут понять какие специальности им необходимо выбрать, чтобы иметь конкурентоспособность на рынке труда.

Обеспечивает обмен информацией государственными ведомствами в системе образования, решает задачи в области подготовки необходимых специалистов в производственной или иной сфере, иными словами, в ОКСО учитываются потребности рынка в тех или иных областях деятельности, что в конечном итоге приводит к снижению безработицы.

Среди прочих задач классификатора можно выделить регулирование лицензирования в образовательной сфере, соотношение уровня подготовки специалистов в России с международными стандартами и, конечно, статистический учет, анализ и обработку этих данных для достижения вышеуказанных задач.

Общероссийский классификатор специальностей включает в себя высшее и среднее профессиональное образование, опирается на закон «Об образовании» и разработанные в соответствии с ним списки направлений подготовки кадров, а его ведение регулирует Министерство образования России в тесном сотрудничестве с ВНИИКИ Госстандарта.

Объекты ОКСО

Объектами ОКСО являются специальности среднего и высшего профессионального образования, где за специальность принимают умения, знания, навыки, полученные в ходе обучения в образовательных учреждениях, когда подготовленные специалисты становятся способны решать профессиональные задачи.

Структура и коды в ОКСО

Общероссийский классификатор специальностей – это совокупность кодов, наименований объектов и их дополнительных классификационных признаков, которые сведены в одну таблицу. При этом кодирование (идентификация объекта) имеет трехуровневую систему иерархии, используя для кодировки последовательный метод. Каждый последующий уровень конкретизирует предыдущий, который, в свою очередь, является некоторым обобщением для последующего. Коды ОКСО имеют следующий вид: ХХХХХХ – шесть цифровых значений, где первые два обозначают первый уровень иерархии, 4 и 5 – второй, а последние два – третий. На первом уровне выделяются укрупненные группы специальностей, которым соответствует более обширная предметная область. Она сужается на втором уровне и конкретизируется на третьем, где выделяется сама специальность. При этом в блоке наименования общероссийский классификатор специальностей разделяет названия разных уровней классификации разным шрифтом – полужирным на втором уровне и курсивом на третьем.

Классификационные признаки ОКСО

Дополнительные классификационные признаки включают сведения о квалификации, которая определяет уровень подготовки специалиста. На данном этапе коды ОКСО имеют вид ХХ, т. е. представляют собой два разряда, где первый знак указывает на высшее или среднее профессиональное образование, а второй называет уровень подготовки: бакалавр, специалист или магистр для высшего образования и базовый или повышенный для среднего. Таким образом, если нужно закодировать в ОКСО название квалификации целиком, получается код из 8 знаков вида ХХХХХХХХ (первые шесть для направления подготовки или специальности и 2 для самой квалификации).

    Приложение N 1. Перечень направлений подготовки высшего образования - бакалавриата Приложение N 2. Перечень направлений подготовки высшего образования - магистратуры Приложение N 3. Перечень специальностей высшего образования - специалитета Приложение N 4. Перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Приложение N 5. Перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре Приложение N 6. Перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры Приложение N 7. Перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061
"Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования"

С изменениями и дополнениями от:

29 января, 20 августа, 13 октября 2014 г., 25 марта, 1 октября 2015 г., 1 декабря 2016 г., 10, 11 апреля 2017 г., 23 марта 2018 г.

перечень направлений подготовки высшего образования - магистратуры (приложение N 2);

перечень специальностей высшего образования - специалитета (приложение N 3);

перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (приложение N 4);

перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (приложение N 5);

перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры (приложение N 6);

перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки (приложение N 7).

Д.В. Ливанов

Закреплены перечни направлений подготовки высшего образования: бакалавриата, магистратуры, подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и в адъюнктуре.

Утверждены перечни специальностей высшего образования: специалитета, подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры и ассистентуры-стажировки.

Перечни, утвержденные в 2009 г. Правительством РФ и Минобрнауки России, можно применять до завершения обучения лиц, ранее принятых на направления подготовки (специальности), указанные в них.

Это перечни направлений подготовки (специальностей) высшего профобразования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист", а также "бакалавр" и "магистр".

Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования"


Настоящий приказ вступает в силу его официального опубликования


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Минобрнауки России от 23 марта 2018 г. N 210


Приказ Минобрнауки России от 11 апреля 2017 г. N 328

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа


Приказ Минобрнауки России от 10 апреля 2017 г. N 320

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня

  • Ответственный за поддержку классификатора: Минобрнауки России
  • Основание: Постановление Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст 01.01.2004
  • Утвержден: 15.06.2005
  • Вступил в действие: 01.10.2005
Код ОКСО Наименование специальности Квалификация
Код Наименование
90000 Информационная безопасность
210000 Электронная техника, радиотехника и связь
30000 Гуманитарные науки
140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника
100000 Сфера обслуживания
280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды
50000 Образование и педагогика
240000 Химическая и биотехнологии
170000 Оружие и системы вооружения
80000 Экономика и управление
10000 Физико-математические науки
200000 Приборостроение и оптотехника
150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка
260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров
270000 Архитектура и строительство
120000 Геодезия и землеустройство
130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых
230000 Информатика и вычислительная техника
20000 Естественные науки
250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов
160000 Авиационная и ракетно-космическая техника
190000 Транспортные средства
60000 Здравоохранение
110000 Сельское и рыбное хозяйство
40000 Социальные науки
220000 Автоматика и управление
180000 Морская техника
70000 Культура и искусство

Что такое ОКСО

ОКСО – это сокращенное название Общероссийского классификатора специальностей. Классификатор создан для того, чтобы обеспечивать обмен данными между государственными ведомствами в области образования. ОКСО призван решать задачи в сфере подготовки нужных специалистов в производственной либо иной области. Другими словами, Общероссийский классификатор специальностей учитывает потребности рынка в различных областях деятельности, что приводит в конечном итоге к снижению уровня безработицы.

Среди остальных задач ОКСО выделяют такие, как регулирование лицензирования в образовательной области, статистический анализ, учет и обработку информации, регулирование соотношения уровня подготовки российских специалистов в соответствии с международными стандартами.

ОКСО включает в себя как высшее, так и среднее профессиональное образование. Классификатор опирается на закон «Об образовании», а также на списки направлений в подготовке кадров, составленные в соответствии с данным законом. Ведение классификатора регулируется Министерством образования РФ и ВНИИКИ Госстандарта.

Какие объекты классифицируются в ОКСО

Объектами Общероссийского классификатора специальностей являются специальности высшего и среднего профессионального образования. Под специальностью в данном случае понимаются навыки, знания, умения, которые были получены в процессе обучения в образовательном учреждении, когда становятся способны решать подготовленные специалисты поставленные профессиональные задачи.

Какова структура и коды в ОКСО

ОКСО в целом представляет свод кодовых обозначений объектов для классификации, наименований данных объектов и дополнительные классификационные признаки.

Включает структурное описание объекта:

  • Блок наименования
  • Блок идентификации
  • Блок классификационных дополнительных признаков

В ОКСО блок идентификации строится с применением иерархического метода классификации, а также при помощи последовательного метода кодирования. Можно выделить три уровня иерархической классификации:

  • Специальности
  • Направления подготовки
  • Укрупненные группы направлений и специальностей

В структуру кодового обозначения включены шесть десятичных цифровых знака. Она обладает следующим видом: ХХХХХХ, где:

  • Первый и второй знак соответствует укрупненным группам направлений и специальностей подготовки
  • Третий и четвертый знак – это направления подготовки
  • Пятый и шестой знак – специальности

В ОКСО блок наименования включает в себя наименования специальностей, направлений подготовки, наименования укрупненных групп направлений и специальностей. Для удобства использования классификатора наименования направлений выделены полужирным, специальностей – курсивом. В блоке классификационных дополнительных признаков содержится информация о квалификации, которая присваивается по специальности и направлению подготовки. В 1 графе блока квалификационных дополнительных признаков указывают код, во 2 графе блока – наименование квалификации. Определяется наименование квалификации утвержденными Министерством образования РФ перечням направлений и специальностей среднего профессионального и высшего образования.

<11> К другим товарам аптечного ассортимента относятся медицинские изделия, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуда для медицинских целей; предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет; очковая оптика и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства; медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни - Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1815 N 31, ст. 4161, N 42, ст. 5293, N 49, ст. 6409; 2011, N 50, ст. 7351; 2012, N 26, ст. 3446, N 53, ст. 7587; 2013, N 27, ст. 3477, N 48, ст. 6165; 2014, N 11, ст. 1098, N 43, ст. 5797, N 52, ст. 7540; 2015, N 10, ст. 1404, N 27, ст. 3951, N 29, ст. 4359, 4367, 4388; N 43, ст. 5797; N 51, ст. 7245; 2016, N 1, ст. 9, N 23, ст. 3287, N 27, ст. 4194, 4238, 4283).


<7> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

<8> Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 15, ст. 1768; 1997, N 41, ст. ст. 4673, 8220, 8221, 8222, 8223, 8224, 8225, 8226, 8227, 8228, 8229, 8230, 8231, 8232, 8233, 8234, 8235; 2002, N 52, ст. 5288; 2003, N 6, ст. 549, N 27, ст. 2700, N 46, ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6055, ст. 6079; 2009, N 29, ст. 3617; 2010, N 47, ст. 6033; 2011, N 30, ст. 4590, ст. 4596, N 46, ст. 6407; 2013, N 51, ст. 6697; 2015, N 10, ст. 1393).

Дошкольное образование