Ледокол ермак. «Ермак» – первый в мире арктический ледокол

Четвертого марта 1899 года по пристани Кронштадта ходили тысячи удивленных людей. Несмотря на метровый слой льда, к городку подошел огромный корабль под названием «Ермак». Для обитателей острова Котлин пахарь льда не был чудом — ведь первый в мире ледокол «Пайлот» сконструировал их земляк Михаил Бритнев. Но та машина начинала ходить по Финскому заливу лишь в конце апреля, когда лед становился тонким. Поэтому появление ледокола в Кронштадте в начале марта вызвало у горожан неподдельное удивление — то был звездный час адмирала Макарова. Он добился своего.

Всего лишь два года назад в докладной записке к управляющему Морским министерством Степан Макаров предлагал создать мощный ледокол для плавания в арктических водах. Но его заявка была отклонена. Адмирал с этим не смирился. То, что он сделал, сегодня назвали бы грамотной PR-кампанией. Чтобы ознакомить общественность со своим проектом, адмирал подготовил цикл лекций. Одна из них — «К Северному полюсу — напролом» — сильно заинтересовала журналистов, и вскоре о его затее был наслышан весь Петербург.

Среди прочих идеей постройки ледокола заинтересовался Дмитрий Менделеев: выдающийся химик впоследствии вместе с адмиралом участвовал в разработке машины. Ключевой фигурой в проекте стал министр финансов Витте. Макаров и Менделеев убедили его, что проект окупит себя. В ноябре 1897 года Витте ознакомил с проектом царя и получил его одобрение. Всего лишь через год на верфи Armstrong Whitworth в Ньюкасле закончилось строительство ледокола.

Любопытная деталь: во время строительства корабля Макаров был обеспокоен тем, что при плавании во льдах ледокол получит пробоины и затонет. Поэтому он изготовил цинковую модель корабля в масштабе 1:48 с точно такими же водонепроницаемыми отделениями в днище. Все отделения имели отверстия, закрываемые пробками. В ходе опытов в ванне, заполняя водой 1−2 отсека, Макаров убедился, что опасения его напрасны. Поэтому, когда в ходе первого пробного плавания в Арктику ледокол получил серьезную пробоину, адмирал был спокоен. Он знал, что машине ничего не грозит.

Стоивший империи 1,5 млн рублей ледокол практически мгновенно окупил себя. Зимой 1899 года во время метели на мель у острова Гогланд сел новейший броненосец «Генерал-адмирал Апраксин». Если бы не «Ермак», корабль стоимостью 4,5 млн рублей получил бы существенные повреждения. Позже ледокол еще неоднократно будет спасать самые разнообразные суда.


Почти 100 человек на борту Ермака" работали кочегарами. Технические подробности. «Ермак» рубил лед также как современные ледоколы — взбирался на ледовое поле и своим весом ломал его. Преодолевать особенно толстый лед кораблю помогала дифферентная система. На корабле находились две цистерны — носовая и кормовая, соединенные трубой. Когда ледокол застревал в носовую цистерну из кормовой на высокой скорости перекачивалась вода — это помогало ему резать лед. Гребные винты «Ермака» приводились от трех паровых двигателей суммарной мощностью 9000 л.с. Котлы, вырабатывавшие пар, работали на угле. Огромные угольные бункеры занимали пол длины ледокола: автономность плавания была 4400 морских миль, а круизная скорость по воде составляла 12 узлов. Любопытно, что изначально ледокол укомплектовали передним гребным винтом — такое решение использовалась на обычных зарубежных ледоколах. Но в арктических условиях винт быстро повредился и его заменили конусом, с помощью которого можно было дробить подводный лед.

С ледоколом «Ермак» были связаны многие известные люди той поры. Среди них Александр Попов. Его первая радиограмма была послана именно командиру «Ермака» во время спасения броненосца у острова Гогланд. Попов был искренне рад: его изобретение помогло спасти человеческие жизни.

Но удача не всегда сопутствовала ледоколу Макарова. Адмирал надеялся достичь на «Ермаке» Северного полюса. Этого же желал ему Дмитрий Менделеев. Когда ледокол впервые пришел в Петербург, химик писал моряку: «Лед, запирающий Петербург, Вы победили, поздравляю. Жду такого же успеха в полярных льдах». Повторить успех не удалось. Как ни пытался Макаров, его судно было недостаточно мощным, чтобы преодолевать льды высоких широт Арктики. Пределом для ледокола стали 81 градус 28 минут северной широты. Недоброжелатели адмирала злорадствовали.


Но что удивительно: маломощный по сравнению с современными ледоколами «Ермак» прошел через три войны — Японскую, Первую и Вторую мировые — и служил на Крайнем Севере более 60 лет! Только лишь в 1963 году его списали. На базе первого в мире арктического ледокола собирались сделать памятник-музей, но отстоять машину энтузиастам не удалось. Прославленный ледокол пустили на переплавку.

К счастью, в музеях страны сохранились артефакты с «Ермака». В Мурманске установлен памятник ледоколу, выстроенный вокруг его подлинного трехтонного якоря. В Санкт-Петербурге в Музее Арктики и Антарктики хранится штурвал корабля, а в московском Музее морского флота — многие предметы из кают-компании «Ермака». Вещи продолжают хранить дух одной из самых грандиозных машин своего времени.

Благодарим за помощь в подготовке материала Музей морского флота (Москва) и Музей Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург)

VIII. Трагический финал

В правительство и Министерство морского флота шли многочисленные письма моряков и полярников с предложениями о превращении «Ермака» в судно-памятник. Активное участие в этом принимал И. Д. Папанин.

Дискуссии о судьбе ледокола-ветерана развернулись на страницах газет «Правда» и «Комсомольская правда». В защиту судна выступили председатель полярной секции Географического общества СССР Е. И. Толстиков, директор выставки «Морской флот СССР» известный капитан дальнего плавания А. П. Бочек, секретарь Мурманского обкома Комсомола А. Жигалов. Принять ледокол-ветеран под свою опеку соглашалось и руководство ленинградского Высшего морского инженерного училища имени С. О. Макарова. Однако голоса, выступавшие против сохранения «Ермака», были также весьма весомыми. Так, заместитель министра морского флота СССР А. С. Колесниченко заявил: «Беречь „Ермак“ как реликвию очень дорого. К тому же ледокол не имеет каких-то особых заслуг». Ему вторил начальник Мурманского государственного морского арктического пароходства Ю. Г. Левин: «Конечно, „Ермак“ жаль, но один ремонт его сколько будет стоить…Нет, оставлять „Ермак“ будет слишком накладно».

Тем не менее казалось, оптимистичные слова «Ермаку – жить!», которые завершали материал, опубликованный в «Комсомольской правде», сбудутся. 12 декабря 1963 г. вышел приказ министра морского флота № 245, в котором говорилось: «Начальнику Мурманского арктического пароходства т[оварищу] Левину Ю. Г. передать безвозмездно Мурманскому высшему мореходному училищу Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР ледокол „Ермак“».

Однако «Ермаку» все же не было суждено стать судном-памятником. И, по воспоминаниям ветеранов, трагическую роль в его судьбе сыграл именно А. С. Колесниченко. Это тем более странно, что Колесниченко считается видным инженером-кораблестроителем и одним из создателей отечественного ледокольного флота послевоенного поколения.

Анатолий Семенович Колесниченко (1905–1984) окончил Севастопольский техникум водного транспорта в 1925 г. В 1925–1927 гг. он работал в гидрографических экспедициях на Черном море. В 1933–1934 гг. – в качестве четвертого механика парохода «Челюскин» участвовал в знаменитой эпопее этого судна. По свидетельству О. Ю. Шмидта, он входил в состав группы студентов-коммунистов (А. С. Колесниченко учился в тот момент в Ленинградском кораблестроительном институте, который окончил в 1936 г.), направленных на «Челюскин» для усиления партийной ячейки. В 1935 г. Колесниченко участвовал в экспедиции на ледокольном пароходе «Садко», а со следующего года работал в Главсевморпути. В 1949–1957 гг. Анатолий Семенович руководил Бюро по наблюдению за проектированием и строительством ледоколов в Ленинграде. С 1956 г. он стал заместителем министра морского флота. Казалось бы, из уст человека, тесно связанного с Арктикой, ледоколами в целом и «Ермаком» в частности, слова об отсутствии у «Ермака» особых заслуг звучат просто дико, но, тем не менее, они не только прозвучали, но и даже были опубликованы в центральной прессе…

Служба Главного механика Мурманского морского пароходства настаивала на ремонте судна перед передачей его училищу. Стоимость ремонта оценивалась примерно в 1 млн. рублей. Однако замминистра, узнав о величине требуемой суммы, в выделении ее отказал и велел списать ледокол на слом. На все предложения И. Д. Папанина он же ответил: «Нам достаточно и „Авроры“». Весной 1964 г. после встречи Колесниченко с Хрущевым решение об установке «Ермака» как корабля-памятника было отменено, после чего его было решено списать. 23 мая министр морского флота СССР В. Г. Бакаев подписал приказ № 107 – смертный приговор судну.

В нем говорилось: «В связи с большим износом и нецелесообразностью затрат на восстановительный ремонт, приказываю:

1. Списать с баланса Мурманского пароходства линейный ледокол „Ермак“, мощностью 9420 и[ндикаторных] л[ошадиных] с[ил] постройки 1899 г., балансовой стоимостью 3 685 699 руб. 47 коп.

2. Начальнику Технического управления т[оварищу] Дубчаку:

а) организовать изготовление двух моделей ледокола „Ермак“ для выставки „Морской флот СССР“ в Москве и музея Морского флота в Одессе.

б) Создать комиссию по отбору на ледоколе „Ермак“ предметов, представляющих историческую ценность, для передачи заинтересованным музеям и общественным организациям;

в) Обратиться в государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии с просьбой создать короткометражный фильм о ледоколе „Ермак“ на базе имеющихся хроникальных и документальных материалов.

3. Начальнику Мурманского пароходства тов[арищу] Левину в соответствии с „Инструкцией о порядке определения технического состояния и дальнейшего использования судов, имеющих большой износ или крупные повреждения“, утвержденной приказом Министра морского флота от 1 июня 1956 г. № 202 и актом технической комиссии, обеспечить разборку ледокола „Ермак“, сдачу металлолома, хранение и использование полученных от разборки материалов и оборудования.

4. Присвоить очередному линейному ледоколу, полученному из постройки, наименование „Ермак“».

По уже цитированным нами воспоминаниям Г. О. Кононовича, «…зябким летом 1964 года на Мурманском рейде состоялось прощание с „дедушкой ледокольного флота“. Его убили и мертвым остовом былой славы поставили на корабельном кладбище. А 17 декабря в два часа дня над ним взвилось багровое пламя и загудело огненным смерчем – „Ермака“ сожгли прежде чем разрезать на металлолом». За разделку «Ермака» «Вторчермет» запросил приблизительно вдвое большую сумму, чем требовалось для ремонта ледокола в случае создания на нем музея. Начальник Мурманского высшего морского инженерного училища Минрыбхоза СССР Евгений Иванович Портнов предлагал посильную помощь: установить «Ермак» в сухом доке на территории Морского вокзала Мурманска. Затраты на это составили бы примерно 10 тыс. рублей. Но Мурманский обком КПСС не поддержал его инициативу, хотя Портнов являлся членом обкома.

Из книги Невероятные путешествия автора Урбанчик Анджей

Трагический рейс Лекомба «1000 рубежей» - Ренэ ЛекомбГерои одиночного рейса на плоту че-рез Атлантический океан, Ренэ Лекомб поселился там, где высадился на берег - на Антильских островах. Стал преподавать французскую литературу в сельской школе. Но океан продолжал

Из книги Место битвы – Италия?! автора Колесников Валерий

Трагический финал битвы на реке Каяле «ТО БЫЛО ВЪ ТЫ РАТИ, ВЪ ТЫ ПОЛКЫ; А СИЦЕ И РАТИ НЕ СЛЫШАНО…»По поводу этой строчки разногласий у исследователей практически нет. Перевод примерно одинаков: «То было в те войны, в те сражения, но о такой (грандиозной) битве (сица – сеча)

Из книги Вторая мировая война автора Лиддел Гарт Бэзил Генри

Часть VIII ФИНАЛ 1945 год

Из книги Повседневная жизнь армии Александра Македонского автора Фор Поль

Трагический итог Эпопея Александра была записана, положена на стихи и исполнена теми людьми, которые в ней не участвовали. Иначе они описали бы невероятные тяготы армии, потерявшей девять солдат из десяти в ледяных и огненных пустынях, в болотах и при переправах через

Из книги В тени побед. Немецкий хирург на Восточном фронте. 1941–1943 автора Киллиан Ханс

Трагический провал Затем меня настигает еще один тяжелый удар судьбы.Во время осмотра раненых в Порхове мой взгляд внезапно падает на молодого солдата, у которого с правой стороны шеи видна ужасная пульсирующая опухоль. Отекшее лицо обезображено. Он сидит на кровати

Из книги Между двумя гражданскими войнами (656-696) автора Большаков Олег Георгиевич

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Трагический финал Похода бедноты Когда ополчение подошло к Константинополю, из более чем 50 тысяч двинувшихся в путь (цифра, выведенная современными историками, ибо хроники дают совершенно фантастические числа крестоносцев, от 200 тыс. до полумиллиона) столицы Византии

Из книги Династия Ямато автора Сигрейв Стерлинг

Глава 3 ТРАГИЧЕСКИЙ ПРИНЦ Единственный выживший сын императора Мэйдзи известен как «трагический император» под коронационным именем Тайсё, хотя истинная природа трагедии умело скрыта от посторонних за карикатурными и преувеличенными деталями. Кроме язвительных

Из книги Цусимский бой автора Александровский Георгий Борисович

ГЛАВА XV. ТРАГИЧЕСКИЙ ЗАКАТ Наступал вечер. Тени удлинялись. Поле битвы точно кто-то покрыл тусклым серым колпаком. Туман чередовался с полосами дыма, стлавшегося из труб кораблей, от выстрелов, от разрывов снарядов и от пожаров, бушевавших то на одном, то на другом корабле.

Из книги ТАСС уполномочен… промолчать автора Николаев Николай Николаевич Из книги Приключения на орбитах автора Салахутдинов Гелий Малькович

Трагический шестьдесят седьмой Параллельно с полетами «Джемини» в США широким фронтом велись работы по созданию «Аполлона». В 1962 году американские специалисты окончательно определили основную концепцию этого аппарата и логику его полета. «Аполлон» должен был состоять

Из книги Тайны Всемирного потопа и апокалипсиса автора Баландин Рудольф Константинович

Трагический финал царства земного Судя по избранным Альбрехтом Дюрером сюжетам, нетрудно убедиться, что каждый читающий вольно или невольно выделяет из Апокалипсиса то, что ему представляется наиболее существенным и актуальным. Множество аллегорических образов,

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Трагический парадокс Но вот – парадокс! Все корабли, которые потом по русской традиции называли именем героического адмирала, погибали, и порой при весьма странных обстоятельствах, с огромными жертвами. В 1897 году у берегов Турции затонул грузовой пароход «Нахимов». В 1905

Из книги Алексеевы автора Балашов Степан Степанович

Трагический случай В комнату коммунальной квартиры переехал сумрачного вида военный с семьей, которая состояла из двух его жен – так он представил жильцам приехавших с ним женщин, и ребенка от более пожилой из них. После переезда глава семьи ушел на работу, а когда

Ледокол «Ермак»

Над осуществлением идеи создания мощного ледокола, пригодного для проведения исследований в Северном Ледовитом и продления навигации в портах России, впервые задумался выдающийся деятель и новатор Российского флота вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Мысль о создании такого судна Макаров высказал зимой 1892 г. именно в связи с проблемой достижения Северного полюса. Реальным осуществлением проекта адмирал занялся спустя пять лет. В октябре-ноябре 1897 г. была создана комиссия для разработки спецификации будущего ледокола, в работе которой принимали участие Д.И. Менделеев, а также ряд инженеров и кораблестроителей. Вскоре состоялся конкурс между тремя фирмами – «Бурмейстер и Вайн» (Дания), «Армстронг, Витворт и К°» (Британия) и «Пиллау» (Германия). Наиболее выгодные условия предложила фирма Армстронга, поэтому выбор пал именно на нее.

Основные технические данные «Ермака»: длина – 97,5 м, ширина – 21,64 м, осадка – 8,55 м; водоизмещение – 8730 т; мощность паровой машины – 6950 л.с.; скорость – 14 узлов; ледопроходимость 0,8-1,6 м; экипаж (в разные периоды службы) 102-150 человек.

Постройка ледокола шла ускоренными темпами и 4 февраля 1899 г. судно было предъявлено к сдаче, а уже равно через месяц «Ермак» вошел в гавань Кронштадта. Ледокол спокойно преодолевал лед толщиной 0,6-0,9 м. В 1900 г. «Ермак» принял участие в спасении броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин», который 13 ноября 1899 г. в результате навигационной ошибки выскочил на отмель у юго-восточного берега острова Гогланд. В апреле 1900 г. «Ермаку» удалось стащить броненосец с каменной гряды и благополучно привести его в порт.

Вскоре состоялись и первые научные экспедиции, организованные С.О. Макаровым. Первое плавание продолжалось с 29 мая по 14 июня 1900 г. В районе южной оконечности Шпицбергена в корпусе обнаружилась течь, и ледоколу пришлось вернуться обратно в Ньюкастл для ремонта. Но повреждения корпуса были незначительными и в целом экспедиция оказалась достаточно результативной. Второе плавание началось 14 июля, а закончилось 16 августа того же года. Маршрут его также проходил в районе Шпицбергена. Еще один поход состоялся в период с 16 мая по 1 сентября 1901 г. Льды в районе северной части Новой Земли оказались непроходимыми для «Ермака». Тем не менее удалось достигнуть немалых успехов – выполнить два рейса к Земле Франца-Иосифа, составить карту Новой Земли от Сухого Носа до полуострова Адмиралтейства, собрать большое количество материалов по гляциологии, глубоководным и магнитным исследованиям.

Но это плавание на 33 года поставило точку в полярных экспедициях «Ермака». В октябре ледокол был передан в ведение Комитета по портовым делам и занимался обслуживанием торговых портов Балтики. За первые десять лет работы на Балтике «Ермак» провел во льдах свыше 618 судов.

В феврале 1918 г. в связи с приближением к Ревелю немецких войск началась эвакуация кораблей Балтийского флота. Эта операция прошла успешно именно благодаря «Ермаку». Во время «Ледового похода» из Гельсинг-форса в Кронштадт, продолжавшегося с 12 марта по 22 апреля, было выведено 236 кораблей и судов, в том числе шесть линкоров и пять крейсеров.

Вплоть до 1934 г. ледокол обеспечивал навигацию во льдах Балтики, а в том году впервые после 1901 г. вышел на штурм арктических льдов. Следующие пять лет работа ледокола строилась по следующей схеме: в течение года он работал в Арктике, а в конце навигации возвращался в Ленинград и занимался проводкой судов на Балтике.

«Ермак»

В 1938 г. ледокол участвовал в эвакуации полярников станции «Северный полюс-1». На «Ермак» перешли спасенные ледоколом «Таймыр» зимовщики (И.Д. Папанин, П.П. Ширшов, Э.Т. Кренкель и Е.К. Федоров) и было перегружено снаряжение станции. В декабре 1939 г., совершив переход через зону боевых действий, ледокол перешел из Мурманска в Лиепаю, а затем – в Ленинград. На Балтике ему предстояло трудиться и воевать до 1947 г.

Когда 30 ноября 1939 г. началась Советско-финская война, «Ермак» продолжал освобождать изо льда как торговые суда, так и боевые корабли. На ледоколе было установлено зенитное вооружение, и не напрасно: воздушные атаки противника приходилось отражать неоднократно.

Начало Великой Отечественной войны «Ермак» встретил, находясь на ремонте в Ленинградском порту. 27 июня 1941 г. ледокол был передан Краснознаменному Балтийскому флоту вместе с экипажем и всем имуществом. На ледоколе вновь установили артиллерийское вооружение. В ноябре он был направлен на обеспечение ледовой проводки судов между Ленинградом и Кронштадтом. За ноябрь и декабрь «Ермак» сделал 16 рейсов, каждый из которых был связан с немалой опасностью (так, 8 декабря в районе Петергофа ледокол подорвался на мине, получил значительные повреждения, но остался в строю). Всего за первую военную навигацию «Ермак» осуществил проводку 89 судов. Но начиная с января 1942 г. из-за отсутствия угля он почти два с половиной года простоял без движения. Эксплуатация ледокола стала возможной лишь в 1944 г., после снятия блокады Ленинграда. 6 ноября 1944 г. «Ермак» был демобилизован из состава флота. На ледокол возвратился экипаж (большая часть которого ушла воевать на сухопутный фронт) и в декабре началась его 46 я ледовая навигация.

В августе 1946 г. благодаря «Ермаку» удалось спасти плавучий док, выброшенный при буксировке на камни в восьми милях от шведского порта Гётеборг. Док стянули с камней и отбуксировали в порт назначения Берген. В 1947 г. «Ермак» впервые после войны вышел в Арктику, где совместно с ледоколом «Северный полюс» занимался проводкой караванов в Карском море. В 1948-1950 гг. ледокол стоял на ремонте в порту Антверпен.

28 июля 1950 г. «Ермак» возвратился в Мурманск. Теперь он был приписан к Мурманскому торговому порту и находился в ведении Архангельского (с 1953 г. – Мурманского) морского арктического пароходства. В 1953-1954 гг. на ледоколе установили новейшую радиоаппаратуру, радиолокатор, радиопеленгатор. В это же время на нем проходили испытания одного из первых образцов вертолета Ми-1. В 1954-1955 гг. «Ермак» был флагманом ледокольного флота в западном секторе Арктики, где оставался единственным на тот момент линейным ледоколом. За время работы в Арктике ему довелось выполнять самые разные задачи: проводку и освобождение затертых льдами, терпящих бедствия судов, помощь отрезанным от Большой земли геологическим партиям.

К началу 1960 х гг. стало ясно, что в связи со значительным возрастом судна, а также с вступлением в строй атомного ледокола «Ленин» и новых дизель-электрических ледоколов дальнейшая эксплуатация «Ермака» становится невыгодной. В конце 1962 г. он совершил свой последний рейс в Арктику, из которого вернулся в Мурманск в сопровождении атомохода «Ленин». «Ермаку» подготовили торжественную встречу: он прошел вдоль строя боевых кораблей, приветствовавших его скрещенными лучами прожекторов.

В правительство и Министерство Морского флота шли многочисленные письма моряков и полярников с предложениями о превращении «Ермака» в корабль-памятник. Активное участие в этом принимал И.Д. Папанин. Дискуссия развернулась и на страницах различных газет, включая «Правду». Наконец, 12 декабря 1963 г. был подписан приказ министра Морского флота о безвозмездной передаче «Ермака» Мурманскому высшему мореходному училищу. Но против этого решения выступили чиновники из Минморфлота во главе с заместителем министра А.С. Колесниченко (именно он выступил в одной из газетных дискуссий со словами о том, что «…за судном не числится особых заслуг»). Колесниченко дошел до самых высших инстанций, вплоть до Н.С. Хрущева и, к сожалению, своего добился: 23 мая 1964 г. последовал приказ министра Морского флота № 107 о списании «Ермака» и отмене предыдущего приказа. За разделку судна «Вторчермет» запросил приблизительно вдвое большую сумму, чем требовалось для ремонта и установки на вечную стоянку ледокола…

Так нелепо закончил свой век ветеран Арктики. Память о нем осталась в экспозиции музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска и Одессы, куда были переданы некоторые реликвии с «Ермака». А в честь «Ермака» названо десять различных географических пунктов в Арктике и Антарктике. В 1976 г. в строй вступил дизель-электрический ледокол «Ермак» финской постройки.

Из книги Утерянные победы советской авиации автора Маслов Михаил Александрович

Участие автожира А-7 в экспедиции на ледоколе «ЕРМАК» В начале 1938 г. судьба четырех советских полярников, высаженных в 1937 г. на дрейфующей льдине в районе Северного полюса во главе с Иваном Папаниным, стала вызывать опасения. Льдину все далее выносило к теплым течениям,

Из книги Великие полководцы и их битвы автора Венков Андрей Вадимович

Ермак Тимофеевич (1540–1585 гг.) Ермак Тимофеевич - личность легендарная. Точных данных о его происхождении нет. Одни исследователи ищут место его рождения в Приуралье, другие на Дону, третьи считают его крещёным татарским царевичем, четвёртые, наконец, видят в нём чудом

Из книги Рихард Зорге - заметки на полях легенды автора Чунихин Владимир Михайлович

В. СУВОРОВ. "ЛЕДОКОЛ". Глава 30. Почему Сталин не верил Рихарду Зорге."…Советская военная разведка не столь глупа, чтобы публиковать самые интересные сообщения Зорге. Но анализ даже относительно небольшого количества опубликованных сообщений Зорге ставит нас в тупик, не

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Ледокол «Красин» Ледокол «Святогор» был построен на верфи «В.Г. Армстронг, Митчелл и К°» в английском городе Ньюкасл по российскому заказу, его прототипом послужил знаменитый «Ермак». Новое судно предназначалось для продления навигации на Белом море и имело следующие

Из книги Ледокольный флот России, 1860-е - 1918 гг. автора Андриенко Владимир Григорьевич

Атомный ледокол «Арктика» «Арктика» стала первой в серии из шести атомных ледоколов проек-та 10520, строительство которых началось в 1972 г., а завершилось в 2007 г. (с вводом в строй ледокола «50 лет Победы»). Главными задачами этих атомоходов являются обслуживание Северного

Из книги На броненосце «Князь Суворов» [Десять лет из жизни русского моряка, погибшего в Цусимском бою] автора Вырубов Петр Александрович

III. Что такое ледокол? Четкое понятие о том, что такое ледокол, сложилось не сразу, и даже в XX в. определения давались разные.В самой известной отечественной энциклопедии конца XIX – начала XX в., изданной Брокгаузом и Ефроном, это определение отсутствует. В справке (статье)

Из книги автора

§ 2. «Опыт-Ледокол» В 1865 г. военный инженер полковник Н. Л. Эйлер (в то время начальник Морской строительной части Кронштадтского порта) попытался реализовать инициативу главного командира порта довольно оригинальным образом. Он предложил использовать для ломки льда

Из книги автора

§ 1. «Ледокол 1» К началу последнего десятилетия XIX в. Россия имела на Черном море два сравнительно современных морских торговых порта – Одессу и Николаев. И в том, и в другом навигация прерывалась в зимнее время на несколько недель в году из-за появления льда на

Из книги автора

§ 2. «Ледокол 2» В Либаве (Лиепае) одновременно со значительным расширением деятельности торгового порта, считавшегося незамерзающим и являющегося в зимнее время фактически аванпортом закрытого почти на 5 месяцев льдом Петербургского порта, велось строительство

Из книги автора

§ 4. «Ледокол» 3 Инициатором постройки ледокола для Одесского торгового порта был одесский градоначальник, который ежегодно, начиная с 1891 г., «входил в отношения» по этому поводу с министерствами путей сообщения, финансов и внутренних дел. Согласие трех могущественных

Из книги автора

§ 5. «Аванс» и «Саратовский ледокол» Несмотря на совершенствование конструкций портовых ледоколов, появлявшихся в российских водах в последнее десятилетие XIX в., форму Штейнгауза использовали не только в «Гайдамаке», но еще в 2 портовых ледоколах «гамбургского типа» –

Из книги автора

V. Уникальный «Ермак» (1897–1901 гг.) В самый разгар «ледокольного бума» в России появился ледокол «Ермак», ставший целой эпохой в истории мирового ледоколостроения. В его конструкции использовали все, что к тому времени было изобретено для специальных «ледокольных

Из книги автора

§ 8. Второй ледокол («Обь») и ледокол Менделеева К отчету о поездке в Сибирь (1897 г.) С. О. Макаров приложил расчеты об эксплуатации 2 предлагаемых к постройке ледоколов, именуя их условно в зависимости от назначения «Енисей» и «Обь».Идея о большом ледоколе превратилась в

Из книги автора

§ 1. «Владимир» и «Ледокол IV» Последними фигурантами завершавшегося русского «ледокольного бума» стали 2 портовых ледокола: «Владимир» для Либавского порта (1902 г.) и «Ледокол IV» для строящегося Мариупольского (1905–1907 гг.). Из-за многих событий в истории России тех лет

Из книги автора

§ 5.1. «Ермак» С 1921 г., когда началось возрождение торгового мереплавания в советской России, «Ермак» работал в Петроградском (Ленинградском порту), ежегодно проводя советские и иностранные суда по Финскому заливу и на подходах к порту. Осенью 1928 г., по просьбе

Из книги автора

XXI. Финский залив. “Ермак”. 17 марта 1899 г. Вы, вероятно, удивились, получив мою телеграмму из г. Ревеля. Впрочем, я и сам до сих пор удивляюсь, как это я сюда попал. Началось с того, что мы 8-го самым мирным образом слушали лекцию в Морском собрании. Читал полковник Мышлаевский о

Иногда по выходным мы публикуем для вас ответы на различные викторины в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторины очень интересные и достаточно популярные, мы же просто помогаем вам проверить свои знания. И у нас очередной вопрос в викторине - В какой стране был построен ледокол «Ермак»?

A: Россия
B: Германия
C: Нидерланды
D: Великобритания

Правильный ответ: D: Великобритания

Строительство ледокола было проведено в Англии на верфи Ньюкасла. Чтобы быть уверенным в надежности своего «детища» в условиях Заполярья Макаров изготовил цинковую модель корабля в масштабе 1:48 с точно такими же водонепроницаемыми отделениями в днище. В опытных условиях, заполняя водой один – два отсека, Макаров убедился, в правильности расчетов. Когда при первом испытательном плавании в Арктику ледокол «Ермак» получил серьезную пробоину, адмирал был уверен, что корабль не потеряет плавучесть и ходовые качества.

Первенец судов своего класса, «Ермак» рубил лед так же, как современные ледоколы: взбирался на ледовое поле и своим весом ломал его. Преодолевать особенно толстый лед кораблю помогала дифферентная система (предназначена для освобождения ледокола от заклинивания и придания необходимой посадки). Две цистерны: носовая и кормовая, соединялись трубой. Когда ледокол застревал, в носовую цистерну из кормовой на высокой скорости перекачивалась вода – это помогало резать лед.

«Ермак», маломощный по сравнению с современными ледоколами, прошел через три войны – Японскую, Первую и Вторую мировые. После войны служил на Крайнем Севере. 26 марта 1949 года в связи с полувековым юбилеем, ледокол «Ермак» был награждён орденом Ленина, за боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны и освоении Северного морского пути. Только лишь в 1963 году его списали. На базе первого в мире арктического ледокола собирались сделать памятник-музей, но отстоять, прославленный ледокол не удалось. Его пустили на переплавку.

«…Был по моей инициативе заказан ледокол «Ермак», ближайшей целью сооружения этого громадного ледокола была у меня та мысль, чтобы, с одной стороны, сделать судоходство в Петербурге и других важных портах Балтийского моря в течение всей зимы, но главным образом попытаться, нельзя ли пройти на Дальний Восток через северные моря, по северному побережью Сибири»,- писал выдающийся русский государственный деятель, тогда министр финансов, С.Ю.Витте. В самом конце 19 века, лучшие умы России были озабочены решением проблемы, которая уже несколько веков волновала и путешественников, и государственных деятелей – как сократить путь из Европы в Азию и на Дальний Восток, как освоить такой неприступный и одновременно такой привлекательный своей простотой и короткостью путь по северным морям империи.

Сама идея постройки и испытания первого в мире арктического ледокола, названного впоследствии «Ермак», принадлежала адмиралу русского флота, ученому, герою русско-японской войны С.О. Макарову. Его славное имя до сих пор носит знаменитое Высшее инженерное морское училище в Санкт-Петербурге.

Смелый проект поддерживал и знаменитый ученый Д.И.Менделеев. Правда, он предлагал пройти непосредственно через Северный полюс – сначала поднявшись к высшей точке Земли, а затем спустившись к российским берегам в районе Дальнего Востока. Д.И.Менделеев считал такой путь более легким и безопасным и даже был согласен сам участвовать в экспедиции. Адмирал Макаров был другого мнения. Он предлагал двигаться традиционным – вдоль береговой линии – путем. Как бы то ни было, прошла идея Макарова.

Ледокол был построен английской фирмой «Армстронг», предложившей лучший проект. И в октябре 1898 «Ермак» был спущен на воду, а уже спустя пять месяцев он вышел в свое первое плавание в район Ревеля (современный Таллин). В ревельском и петербургском портах он спас корабли, зажатые льдом. Затем было спасение броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин», севшего на мель и оказавшегося ледовом плену.

В ходе спасения «Генерала-адмирала Апраксина» произошло важное событие – впервые был опробован и использован беспроволочный телеграф – изобретение А.С.Попова. «Ермак» принял первую телеграмму и выступил на помощь рыбакам, которых унесло в море на оторвавшейся льдине.

Первый арктический рейс «Ермака», к сожалению, потерпел неудачу около острова «Шпицберген». Но зато в ходе этого плавания ледокол достиг рекордной для свободного плавания широты — 81о30’.

Следующий поход в Арктику «Ермак» совершил под командованием С.О. Макарова. В этом плавании были сделаны исследования по изучению льда и океана, правда, ледокол получил пробоину. Но попытки проникнуть вглубь Арктики, несмотря на первую неудачу, «Ермак» не оставил – в 1901 году, будучи затертым льдами на подходах к Новой земле, судно по решению С.О.Макарова двинулось в сторону Земли Франца-Иосифа, достигло архипелага, обследовало его южные и юго-западные берега и команда водрузила там российский флаг.

А потом началась «обычная работа» — «Ермак» стал проводить караваны судов по Финскому заливу. Буднями «Ермака» стали не только проводки, но и спасательные работы – за первые десять лет работы ледокол спас 618 пароходов. Во время Первой мировой войны он проводил через льды корабли Балтийского флота, тем самым спасая их от захвата противником.

Еще десять лет прошло в работе по обеспечению навигации. А затем снова – в Арктику, на трассу два года как официально организованного Северного Морского Пути.

Наступил 1938 год. Вся страна следила за операцией по спасению участников дрейфа научной станции «Северный полюс». И «Ермак» снова пришел на помощь.

Неутомимый труженик, первый российский ледокол в этом же году, совершая плавание к каравану дрейфующих судов, достиг 8305 с.ш., установив тем самым рекорд свободного плавания во льдах, и освободил из ледового плена несколько десятков судов, в том числе ледокольные пароходы «Малыгин» и «Садко».

Во время войны с Финляндией и Великой Отечественной войны «Ермак» занимался проводкой судов, а потом – вплоть до осени 1944 года зенитные орудия ледокола наряду с другими судами защищали город.

С 1947 г. снова началась работа на Севморпути. И в 1949 г. ледокол «Ермак» был награжден орденом Ленина в связи с 50-летием со дня его постройки.

Навигация 1963 г. стала для него последней. Через два года ледокол «Ермак» был разрезан на металлолом. Но славное имя не кануло в Лету. В 1974 г. в Финляндии был построен и спущен на воду новый ледокол «Ермак», мощностью 41,4 тыс. лошадиных сил, который до сих пор бороздит ледовое пространство у северных берегов России.

Дошкольное образование