Среднее профессиональное образование. Смотреть что такое "Среднее профессиональное образование" в других словарях

1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

3. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

4. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом . В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

6. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.

В данной статье представлен опыт работы по разработке системы оценивания образовательных результатов освоения ФГОС СПО в ГБОУ СПО РХ "ТКХиС". Даны ответы на вопросы: что оцениваем? когда оцениваем? чем оцениваем? как оцениваем? кто оценивает7

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

образовательных результатов освоения

ФГОС СПО в ГБОУ СПО РХ

«Техникум коммунального хозяйства и сервиса»

«Оценка – это правильное кровообращение

без неё неизбежны застои и болезненные явления»

Н. Островский

В современном мире важным приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи, а результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Поэтому на первый план выступают такие компетентности выпускника, как, например, способность разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Но процесс формирования компетенций студентов не может быть полноценным без продуманной системы средств их измерения и оценивания.

Актуальность изучения процесса оценивания отмечается всегда. Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным. Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного процесса: студенты, преподаватели, родители. Оценки являются неотъемлемой частью учебного процесса.

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно, так как именно этот процесс является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности. Оценивание является процессом, а оценка её результатом.

Оценивание-это контроль качества образования.

Оценивание-это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.

Оценивание-это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого преподаватель определяет уровень подготовленности студента.

Оценивание, как и все процессы, имеет свои функции: образовательную, стимулирующую, аналитико – корректирующую, воспитывающую, развивающую, контрольную:

Образовательная функция заключается в том, что проверка, контроль, учет остаются органическими элементами обучения и их задача не столько выявить, зафиксировать состояние дел, уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошибки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении;

Стимулирующая функция как продолжение и дополнение образовательной призвана обеспечить, чтобы контроль не дезорганизовывал деятельность студента, а вдохновлял его, вселял уверенность в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития;

Аналитико - корректирующая функция связана с педагогической рефлексией преподавателя, его самоанализом, совершенствованием планирования и организации обучения. Эта функция касается и студента, способов преодоления трудностей, коррекции и самокоррекции учебно-познавательной деятельности;

Воспитывающая и развивающая функции связаны с формированием адекватной самооценки, ответственности, устремленности, волевого саморегулирования и других социально ценных способностей и черт характера;

Наконец, контрольная функция обеспечивает фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения к более высоким уровням овладения знаниями и развития.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) СПО оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) в техникуме включает текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию студентов.

Конкретные формы – зачет, дифференцированный зачет, экзамен – и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю определяются учебным планом по каждой программе и доводятся до сведения студентов в течение первых двух месяцев от начала обучения.

Для оценки качества подготовки студентов и выпускников, которая осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций студентов, разработаны комплекты КОС.

2. Что оцениваем?

Разработку оценочных средств начали с определения основных показателей оценки результата (далее – ОПОР) как комплексов умений, знаний и практического опыта в соответствии с программами учебных дисциплин и профессиональных модулей ОПОП.

ОПОР определяются по следующим правилам:

1) разделение по технологическому циклу работ: планирование –подготовка – выполнение работ – контроль и исправление ошибок в процессе работ – результат – контроль качества результата;

2) формулирование в виде коротких предложений с заглавным отглагольным существительным, при этом формулировки могут охватывать как комплекс деятельности, так и выполнение отдельных действий;

общих компетенций (ОК)

Основные показатели оценки результатов освоения профессиональных компетенций (ПК) представили в декомпозиции ОПОР до элементарных знаний и умений и элементов практического опыта в соответствии с требованиями ФГОС СПО путем кодирования, обозначающего логические связи: знание – умение – практический опыт – компетенция.

Профессиональ

ные

компетенции по

ФГОС

Код

и наименование

основных

показателей

оценки

результатов

(ОПОР)

Код

и наименование

элемента

практического

опыта

Код

и наименование

элемента умений

Код

и наименование

элемента знаний

ПК2.1Осуществлять ремонт системы водоснабжения и водоотведения здания.

1. оборудования систем водоснабжения, водоотведения;

ПО1 Выполнение ремонтных работ зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления жилищно-коммунального хозяйства

ПО2 Оформление регламентной документации

У1 Определение причины и устранение неисправности оборудования систем водоснабжения, водоотведения жилищно-коммунального хозяйства;

З1 Сущность, назначение и содержание технического обслуживания и ремонта оборудования систем водоснабжения, водоотведения жилищно-коммунального хозяйства;

З6 Виды технического обслуживания: текущее (внутрисменное) обслуживание, профилактические осмотры, периодические осмотры, надзор;

1.2 Проведение слесарных работ

1.3 Выполнение электрогазосварочные работы при ремонте систем В и В

У3 Проведение испытания отремонтированных систем и оборудования жилищно-коммунального хозяйства;

З2 Знание нормативно-технической документации

З11 Ремонтная документация

З13 Общие принципы технологии ремонта

ОП.01 Техническое черчение

Профессиональные

компетенции по

ФГОС

Код

и наименование

основных

показателей оценки

результатов

(ОПОР)

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Код

и наименование элемента умений

Код

и наименование

элемента знаний

ПК 1.1. Обеспечивать эксплуатацию системы водоснабжения и водоотведения здания.

1. Чтение чертежей и эскизов водоснабжения и водоотведения.

2. Выполнение чертежей и эскизов водоснабжения и водоотведения.

3. Чтение технической и конструкторско-технической документации.

У2 выполнять чертежи и эскизы

З1 требования единой системы конструкторской документации

З2 основные правила построения чертежей

З3 виды нормативно-технической документации

З4 правила чтения технической и конструкторско-технической документации.

3. Когда оцениваем?

Следующим этапом является разделение ОПОР для текущего контроля, промежуточной аттестации и государственной (итоговой) аттестации.

Профессиональные компетенции

по ФГОС

Основные показатели

оценки

результатов

Виды аттестации

«внутренняя» система оценки

«внешняя» система оценки

Текущий

контроль

Промежуточная аттестация

Государст-венная

(итоговая)

аттеста-ция

Теоре-тичес-кий

экзамен

Практика

учебная

Производст-венная

(преддипломная)

ПК 1.1.

Обеспечивать эксплуатацию системы водо-снабжения и водоотведения здания.

1. 1. Диагностика опреде-ления признаков неисправ-ностей при эксплуатации зданий, сооружений, конст-рукций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения здания.

1.2 .Проведение плановых осмотров зданий, сору-жений, конструкций, обо-рудования систем водо-снабжения, водоотведения, отопления жилищно-коммунального хозяйства

ПМ02 Выполнение ремонтных работ зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных систем жилищно-коммунального хозяйства

Профессиональные компетенции

по ФГОС

Основные показатели оценки

результатов

Виды аттестации

Текущий

контроль

Промежуточная аттестация

Государстве

нная

(итоговая)

аттестация

Теоретич

еский

экзамен

Практика

учебная

производственная

ПК1Осуществлять ремонт системы водоснабжения и водоотведения здания.

1.1 Грамотное заключение по результатам диагностирования оборудования систем водоснабжения, водоотведения

ОП.01 Техническое черчение

Код и наименование элемента умений или знаний

Виды аттестации

Текущий

контроль

Промежуточная

аттестация

У2 -выполнять чертежи и эскизы

З 1 - требования единой системы конструкторской документации

4. Чем оцениваем?

В соответствии с требованиями ФГОС для каждой основной профессиональной образовательной программы создается фонд оценочных средств (далее – ФОС), содержащий оценочные материалы по видам контроля:

текущий контроль, осуществляемый преподавателем в процессе изучения студентами учебного материала (входной контроль; контроль на практических занятиях, при выполнении лабораторных работ и т.п.);

Промежуточная аттестация, осуществляемая аттестационной/экзаменационной комиссией после изучения теоретического материала учебной дисциплины/ профессионального модуля, прохождения учебной/производственной практики и т.п.;

Государственная (итоговая) аттестация, проводимая государственной аттестационной комиссией.

Оценочные средства распределяются на виды по их функциональной принадлежности и кодируются.

По компетентностному признаку оценочные средства отнесены к определенному виду профессиональной деятельности и профессиональной компетенции по ФГОС.

В ФОС предусмотрена классификация оценочных средств по объектам контроля и оценки: компетенции; способности (по основному показателю оценки результата подготовки); практический опыт (по основному показателю оценки результата подготовки); продуктивные умения; репродуктивные умения и знания.

Оценочные средства текущего контроля и промежуточной аттестации разделяются на контрольные задания, показатели выполнения, критерии оценки.

По сложности контрольные задания разделяются на простые и комплексные контрольные задания. Простые (элементарные) контрольные задания предполагают решение в одно или два действие. К ним можно отнести: тестовые задания с выбором варианта ответа, на установление соответствие, или на установление правильной последовательности; простые ситуационные задачи с коротким ответом или простым действием; несложные задания по воспроизведению текста, решения или мануального действия.

Комплексные контрольные задания требуют многоходовых решений как в известной, так и в нестандартной ситуациях. Это задания, требующие поэтапного решения и развернутого ответа, в т.ч. тестовые, и задания на индивидуальное или коллективное выполнение проектов, на выполнение лабораторных работ или практических действий на тренажерах, станках, манекенах и т.п. Комплексные контрольные задания применяются для проверки комплексных умений или компетенций студента.

Критерии оценки необходимы для определения численного эквивалента за неправильно или правильно выполненное (решенное) контрольное задание. Для простых контрольных заданий это, как правило, бинарный признак правильности ответа (решения): дихотомическая оценка – 1 (правильно/ да), 0 – (неправильно/ нет). Для комплексных контрольных заданий используются либо бинарная либо оценка, предполагающая выставление балльной оценки (по возрастающей) за каждый промежуточный правильный ответ, решение или правильно выполненное действие.

Оценочные средства для государственной (итоговой) аттестации выпускников техникума включают: задание на выполнение, основные показатели оценки результатов и критерии оценки результатов выполнения и защиты выпускной квалификационной работы.

Задание на выполнение выпускной квалификационной работы содержит тему ВКР и краткое описание: действий (деятельности) аттестуемого и/или планируемого результата работ; условий, используемых материалов, инструментов и приборов (аппаратов) и, при необходимости, проект наряда-допуска на проведение работ установленного образца, определенных нормативными документами. Выполнение аттестуемым письменной экзаменационной работы оценивается по основным показателям оценки результатов в соответствии с определенными критериями в части описания разработанного процесса выполнения выпускной практической квалификационной работы, используемого оборудования, инструментов, приборов и приспособлений, параметров и режимов ведения процесса.

В соответствии с кодификатором оценочных средств оформили содержательно-компетентностные матрицы оценочных средств отдельно для текущего контроля, контроля результатов учебной/производственной практики, промежуточной и государственной (итоговой) аттестаций, в которых содержится информация по распределению типов и количества оценочных средств либо по элементам знаний и умений, либо по ОПОР в контексте содержания учебного материала.

Комплекты контрольно-оценочных средств (КОС) создаются для каждого профессионального модуля и учебной дисциплины, в которых отражаются: назначение, структура, контингент аттестуемых, условия применения, требования к проведению аттестации и др. На основании спецификации разрабатывают варианты ОС конкретного типа, включая исходные данные, необходимые для решения заданий, условия, материалы и т.п.

Спецификация оценочного средства

  1. Назначение

Спецификацией устанавливаются требования к содержанию, оформлению вариантов оценочного средства.

Экзаменационное задание входит в состав комплекта контрольно-оценочных средств и предназначено для промежуточной аттестации и оценки знаний и умений аттестуемых, соответствующих основным показателям оценки результатов по программе учебной дисциплины «Техническое черчение» основной профессиональной образовательной программы 270802.13 Мастер жилищно-коммунального хозяйства.

  1. Контингент аттестуемых: студенты группы ЖКХсс-11 ГБОУ СПО РХ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса»
  2. Условия аттестации: аттестация проводится в форме письменного экзамена по завершению освоения учебного материала

Экзаменационный билет по учебной дисциплине «Техническое черчение»

Наименование объектов контроля и оценки

Уровень усвоения

Количество контрольных задач в билете

З1- требования единой системы конструкторской документации

З2- основные правила построения чертежей

З3- виды нормативно-технической документации

З4- правила чтения технической и конструкторско-технической документации.

У2-выполнять чертежи и эскизы

Итого:

  1. Как оцениваем?

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

отлично

80 ÷ 89

хорошо

70 ÷ 79

удовлетворительно

менее 70

не удовлетворительно

Универсальная шкала оценки образовательных достижений

а). Матрица оценок образовательных достижений студентов по результатам текущего контроля

Оценка образовательных достижений студентов по результатам текущего контроля освоения программы профессионального модуля

учебного материала

по программе ПМ

Оценки образовательных достижений студента ______________________________

ПК 1.1.

ПК n.n

ОПОР 1.1

ОПОР 1.n

ОПОР n.n

…….

Раздел 1. Тема 1.1.………………

…….

Раздел 1. Тема 1.2. ………….

…….

Раздел 2. Тема 2.1.……………….

…….

Раздел 2. Тема 2.2.…………….

…….

…………………….

…….

Раздел n. Тема n.1 ……

…….

Интегральная оценка (медиана) элементов ОПОР по текущему контролю

Процент положительных оценок

Оценка уровня подготовки

Оценка достижений студентов по результатам текущего контроля освоения программы учебной дисциплины

учебного материала

по программе УД

Оценки образовательных достижений студента ______________________________

(оценка положительная – 1/ отрицательная – 0)

Знания

Умения

З n.

У n

Тема 1.1.………………

…….

Тема 1.2. ………….

…….

Тема 1.3.………….

…….

Тема 1.4…………….

…….

Тема 1.5……………….

…….

Тема 2.1.……………….

…….

Тема 2.2.…………….

…….

…………………….

…….

Тема n.1 ……

…….

Процент положительных оценок

Оценка уровня подготовки

б). Матрица оценок достижений студентов по результатам учебной или производственной (преддипломной) практики

Ф.И.О. членов

аттестационной комиссии по практике

Оценки образовательных достижений студента ______________________________ по практике

(оценка положительная – 1/ отрицательная – 0)

ПК 1.1. (ОК 1)

ПК n.n (ОК n )

ОПОР 1.1

ОПОР 1.2

ОПОР n.n

ОПОР n.1

ОПОР n.n

Сидоров

Смирнов

Процент положительных оценок

Оценка уровня подготовки

в). Матрица оценок образовательных достижений студентов по результатам промежуточной аттестации

Оценка образовательных достижений студентов по результатам промежуточной аттестации по программе профессионального модуля

Оценки образовательных достижений студента ______________________________ по результатам промежуточной аттестации по программе профессионального модуля

(оценка положительная – 1/ отрицательная – 0)

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК n.n

ОК 1

ОПОР 1.1

ОПОР 1.2

ОПОР 1.3

ОПОР n.n

ОПОР 2.1

ОПОР 2.2

ОПОР n.n

ОПОР n.1

ОПОР n.n

ОПОР 1.n.

ОПОР n.n

Сидоров

….

Смирнов

….

… …

….

… …

….

… …

….

Интегральная оценка (медиана) ОПОР по текущему контролю

Интегральная оценка (медиана) ОПОР по практике

Интегральная оценка (медиана) ОПОР по промежуточной аттестации

Интегральная оценка (медиана) компетенций

Процент положительных оценок

86

Ф.И.О. членов аттестационной комиссии

Оценки образовательных достижений студента ______________________________ по результатам промежуточной аттестации по программе учебной дисциплины

(оценка положительная – 1/ отрицательная – 0)

знания

умения

З1

З2

З3

З n.

У1

У2

У n

Сидоров

1

1

0

1

1

0

1

Смирнов

1

1

0

0

1

0

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

0

1

Процент положительных оценок

86

Оценка уровня подготовки (по универсальной шкале)

4

г).Матрица оценок достижений студентов по результатам выполнения и защиты ВКР.

На этапе государственной (итоговой) аттестации государственная

аттестационная комиссия формирует матрицу оценок достижений

студентов по результатам выполнения и защиты выпускной

квалификационной работы (ВКР). При этом учитываются оценки рецензента

и руководителя, сделанные по основным показателям оценки результатов.

Интегральная оценка результатов выполнения и защиты ВКР определяется

как медиана по каждому из основных показателей оценки результатов.

6. Кто оценивает?

Оценка компетенций выпускников техникума проводится государственной аттестационной комиссией поэтапно с учетом оценок:

общих и профессиональных компетенций выпускников, продемонстрированных при защите выпускных квалификационных работ (оценка (владеет/не владеет) сделана членами государственной итоговой аттестации по показателям и критериям оценки результата защиты выпускной квалификационной работы);

общих и профессиональных компетенций, сделанных специалистами техникума, на основании результатов промежуточной аттестации по учебным дисциплинам (определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «зачтено» («зачет»)) и профессиональным модулям (в форме владеет/не владеет), которые выставляются специалистами техникума и указываются в приложении к диплому;

компетенций выпускников, сделанных членами государственной аттестационной комиссии, на основании содержания документов, характеризующих их образовательные достижения, полученные вне рамок основной профессиональной образовательной программы.

На этапе государственной (итоговой) аттестации государственная аттестационная комиссия формирует матрицу оценок достижений студентов по результатам освоения общих и профессиональных компетенций ОПОП.

Код и наименование

компетенций

Оценка (положительная – 1/ отрицательная – 0)

Интегральная

оценка ОПОР

как результат

ИГА

Интегральная оценка

ОПОР по

промежуточной

аттестации

Интегральная

оценка ОПОР по

результатам

неформального

обучения

Интегральная

оценка компетенций

Процент

положительных

оценок

Уровень

владения

компетенцией

ПК 1.1.

Обеспечивать эксплуатацию системы водоснабжения и водоотведения здания.

1

1

1

90

5

ПК1.2

Обеспечивать эксплуатацию системы отопления здания.

1

1

1

92

5

ПК1.4.Обеспечивать эксплуатацию конструктивных элементов здания из различных видов материалов (лестничные пролеты, окна, двери, крыша и др.)

1

1

89

4

ПК 2.1 Осуществлять ремонт системы водоснабжения и водоотведения здания.

1

1

93

5

ПК2.2 Осуществлять ремонт системы отопления здания.

1

1

88

4

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

1

1

1

80

4

ОК2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

1

1

1

95

5

ОК3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

1

1

1

91

5

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

1

1

1

93

5

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

1

1

1

95

5

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

1

1

1

83

4

91

5

Оценка уровня подготовки по результатам освоения основной профессиональной образовательной программы определяется государственной аттестационной комиссией по универсальной шкале оценки образовательных достижений.


Есть ли нормативный документ, который позволяет медицинской сестре при отсутствии документов об обучении на старшую медсестру работать в этой должности на основании большого медицинского стажа работы.

Вопрос: В требованиях к квалификации старшей медсестры указано: Старшая медицинская сестра - среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Вопрос, что имеется ввиду под повышенным уровнем среднего профессионального образования? Есть ли нормативный документ, который позволяет медицинской сестре при отсутствии документов об обучении на старшую медсестру работать в этой должности на основании большого медицинского стажа работы?

Ответ: Вопрос 1: что имеется ввиду под повышенным уровнем среднего профессионального образования?

Это означает, что в дипломе присвоена квалификация : медицинская сестра с углубленной подготовкой .

с 1 сентября 2004 года был введен Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 0406 Сестринское дело (повышенный уровень среднего профессионального образования ). Поэтому данный уровень образования упоминается в приказе Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении ЕКС работников в сфере здравоохранения».

Вопрос 2: Есть ли нормативный документ, который позволяет медицинской сестре при отсутствии документов об обучении на старшую медсестру работать в этой должности на основании большого медицинского стажа работы?
Да, такой нормативный акт есть. Это документ, на который вы ссылаетесь в вопросе - приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении ЕКС работников в сфере здравоохранения».

Лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы , установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности (п. 6 Общих положений, приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении ЕКС работников в сфере здравоохранения»)

Обоснование

Из правовой базы

Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н
Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"

"Приложение. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"

6. Лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы.5

Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц.

Медицинская сестра

Должностные обязанности. Оказывает доврачебную медицинскую помощь, осуществляет забор биологических материалов для лабораторных исследований. Осуществляет уход за больными в медицинской организации и на дому. Осуществляет стерилизацию медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными. Ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях. Проводит подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача. Обеспечивает выполнение врачебных назначений. Осуществляет учет, хранение, использование лекарственных средств и этилового спирта. Ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения. Руководит деятельностью младшего медицинского персонала. Ведет медицинскую документацию. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

Должен знать : законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; теоретические основы сестринского дела; основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни; правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования; статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельность медицинских организаций; правила сбора, хранения и удаления отходов медицинских организаций; основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования; основы валеологии и санологии; основы диетологии; основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний; основы медицины катастроф; правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации . Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы.

Структура среднего профессионального образования играет сегодня важнейшую роль в вопросе подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.

С каждым днем возрастает потребность в специалистах-практиках. Вместе с тем с развитием экономики и производства регулярно повышаются требования к их профессионализму и уровню квалификации.

Дефицит кадров повышает интерес к специалистам среднего профессионального образования. Должности, считавшиеся ранее непрестижными, сейчас все более востребованы на рынке труда. Вопрос подготовки кадров в данных областях становится актуальным. В связи с этим специализированные учебные заведения, занимающиеся подготовкой кадров среднего звена (ссузы), по-прежнему занимают прочное место в системе российского образования.

Государственные учреждения среднего профессионального образованияосуществляют на сегодняшний день обучение по 280 различным специальностям. С развитием и модификацией производства этот список регулярно растет и пополняется.

Виды ссузов

Среднее профессиональное образование может быть реализовано на двух ступенях. Выделяют начальный и повышенный уровни.

На сегодняшний день в Российской Федерации существует два типа учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов в сфере профессионального образования второй ступени:

  • техникум - основной тип где студенты имеют возможность получить среднее профессиональное базовое образование;
  • колледж - заведение повышенного уровня, где ведется преподавание по углубленным программам (может быть подведомственным подразделением университета или института либо самостоятельной структурой).

Начальное профессиональное образование, в свою очередь, можно получить в лицеях и профтехучилищах (ПТУ). Эти учебные заведения имеют разную образовательную базу.

Профессиональный лицей отличается от училища более высоким уровнем подготовки студентов.

По окончании учебного заведения с углубленным преподаванием выпускнику присваивается квалификация «специалист», учащимся лицеев и училищ - «специалист начального уровня».

Среднее профессиональное образование начального уровня

Средние профессиональные учреждения в сфере начальной подготовки включают в себя специализированные лицеи и училища.

Количество заведений с базовым обучением составляет в нашей стране порядка 4 тысяч на сегодняшний день. Их посещает более 1,5 миллиона подростков.

Граждане, получившие профессиональное начальное образование, вправе продолжить учебную карьеру в ссузах повышенного уровня по сокращенным программам.

Также при необходимости учащиеся могут получить аттестат об общем среднем образовании. Для этого следует сдать государственный экзамен, на основании которого выдается соответствующий документ.

Выпускники, получившие среднее профессиональное образование начального уровня, имеют право продолжить учебную карьеру в техникумах, колледжах, а также в высших учебных заведениях.

Среднее профессиональное образование повышенного уровня

Желающие получить среднее образование повышенного уровня должны выбрать для поступления не лицей, не ПТУ, а колледж или техникум.

В России насчитывается более 2,5 тысячи ссузов с углубленным изучением, которые посещают около 2,3 миллиона студентов.

Повышенный уровень средние специальные учебные заведения получают за счет введения в образовательные нормы дополнительных программ:

  • профессиональная практика;
  • углубленное изучение отдельных предметов и дисциплин;
  • получение дополнительной специальности параллельно с основной.

Обучение в ссузах повышенного уровня максимально приближено к университетскому. Студенты здесь имеют большее количество аудиторных часов, чем в заведениях начального образования, сдают экзамены и зачеты, пишут курсовые и дипломные работы.

Например, студентам, выбравшим строительный колледж, наравне с выпускниками вуза того же направления необходимо сдавать и защищать квалификационные дипломные проекты, связанные со специализированной тематикой. Единственное отличие - в заниженных требованиях к учащимся ссузов. Поэтому средние учебные заведения повышенного уровня вполне можно считать низшей ступенью высшего профессионального образования.

Нередко колледжи являются структурным подразделением университета и находятся под ведомством данного учебного заведения. Студентам, планирующим продолжить обучение в заведениях высшего профессионального образования, следует обратить внимание на этот факт. Имея диплом такого колледжа, выпускники вправе получить профильное образование в университете по сокращенным программам. Это является большим преимуществом, так как дает возможность сократить срок обучения в вузе, а также совмещать работу и учебу.

Условия поступления

В ссузы могут поступить лица, получившие основное общее или среднее общее образование. Этот пункт является одним из основных требований.

Абитуриенты учебных заведений начального профессионального образования освобождены от сдачи обязательных вступительных экзаменов. Для зачисления необходимо представить следующие документы:

  • подлинник документа о школьном образовании (9 или 11 классов);
  • 4 фотографии (3 х 4);
  • медицинскую справку;
  • копии паспорта и свидетельства о рождении;
  • заявление на имя директора о зачислении.

В некоторых случаях при поступлении на отдельные специальности среднего профессионального образования при необходимости на усмотрение учебного заведения проводится собеседование с кандидатом. Абитуриенту может быть предложено пройти письменные и на уровень знаний по школьным предметам. Подобные требования могут предъявляться и в том случае, если число желающих обучаться по данной специальности превышает количество бюджетных мест. В такой ситуации конкурс производится на основании среднего балла аттестата и результатов пройденных тестов.

Прием в учреждения среднего профессионального образования повышенного уровня осуществляется на конкурсной основе на базе вступительных экзаменов.

Одним из основных требований, предъявляемых к ссузам, является наличие лицензии. Поэтому перед подачей документов как в государственное, так и в коммерческое учреждение следует удостовериться в том, что у заведения имеется соответствующий документ с текущим сроком действия.

Студенты, нуждающиеся в жилплощади на период учебы, обеспечиваются общежитием.

Вне конкурса в ссуз зачисляются следующие категории граждан:

  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды;
  • лица иных категорий, льготное поступление которых предусмотрено государством.

С развитием современных информационных технологий процесс подачи документов в средние профессиональные учебные заведения модифицируется и упрощается. Многие заведения активно используют интернет-технологии для приема заявлений. Формы анкет выкладываются на официальном сайте учебного учреждения.

Такой способ удобен и абитуриенту, и членам приемной комиссии. Для того чтобы подать заявку, необходимо заполнить анкету на сайте учебного заведения. Решение об участии в конкурсе принимается дистанционно. Оригиналы документов абитуриент представляет после получения положительного решения. До этого момента его личное присутствие необязательно.

Формы и длительность обучения

Среднее профессиональное образование возможно получить на следующих формах обучения:

  • очная;
  • очно-заочная (вечерняя);
  • заочная.

Срок получения начального профессионального образования составляет от двух до трех лет на базе девяти классов и от одного до двух лет после одиннадцати классов. Сроки напрямую зависят от учебного заведения и выбранной специальности.

Длительность получения среднего повышенного профессионального образования также определяется уровнем подготовки учащихся. Для поступивших после девяти классов он составляет от трех до четырех лет. На базе одиннадцати классов - от двух до трех лет.

Сроки подачи документов

Учебные заведения вправе устанавливать свои сроки начала приема документов. Обычно комиссия начинает работать в июне, после окончания выпускных экзаменов (но не позднее 20 числа), и принимает заявления до конца августа (но не позднее 26 числа).

Следует иметь в виду, что сроки подачи на очную и заочную, бюджетную и контрактную формы обучения могут разниться.

Образовательные стандарты

Как правило, стандарты среднего профессионального образования состоят из двух частей. Первая - это федеральная программа, утвержденная Министерством образования. Каждый год этот документ может модифицироваться. Общие нормативы и требования, принятые в отношении ссузов, обязаны соблюдать все учреждения сферы среднего профессионального образования.

Вторая - программа, утвержденная на региональном уровне. Поэтому лица, обучающиеся в однотипных учебных заведениях, могут изучать разные предметы и иметь разное количество аудиторных часов.

Программы среднего профессионального образования повышенного уровня допускают получение дополнительных специальностей на бюджетной или платной основе.

По окончании обучения учащиеся в обязательном порядке проходят После успешной сдачи выпускникам присваивается квалификация. В случае отрицательного результата учащийся получает справку о прохождении курса обучения в данном заведении с указанием срока и количества аудиторных часов.

Лица, не прошедшие итоговую аттестацию, вправе пройти ее на следующий год.

Финансирование

Студенты, получающие среднее профессиональное образование, имеют право обучаться в учебном учреждении бесплатно.

Выпускники заведений, получившие диплом начального уровня и решившие продолжить свою образовательную карьеру в колледжах или техникумах, также могут претендовать на государственное финансирование.

Получение второго образование в ссузе того же уровня - только платное.

Кроме того, лицеи и ПТУ Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России предлагают возможность контрактного обучения на коммерческой основе.

Студенты, проходящие обучение на бюджете, получают стипендию в установленном порядке.

Специальности среднего профессионального образования

Для тех, кто решил получить гуманитарное или техническое образование, специальности, список которых утвержден для учебных учреждений Минобразованием, дают возможность освоить достойную профессию.

Средние профессиональные образовательные учреждения проводят подготовку кадров в следующих отраслях:

  • сельское и рыбное хозяйство;
  • медицина и здравоохранение;
  • топливно-энергетическая сфера;
  • производство продуктов питания, напитков и табачных изделий;
  • изготовление текстильных изделий;
  • изготовление кожгалантереи и обуви;
  • деревообработка;
  • целлюлозно-бумажное производство;
  • издательское и полиграфическое производство, производство печатной продукции;
  • производство нефтепродуктов, газовая и ядерная промышленность;
  • химическое производство;
  • производство электрооборудования и оптического оборудования;
  • машинное производство;
  • производство резиновых и пластмассовых изделий;
  • металлургия;
  • транспортное производство;
  • мебельное производство;
  • ювелирные изделия;
  • изготовление музыкальных инструментов;
  • производство спорттоваров;
  • обработка вторсырья;
  • прочие производства;
  • гостиничный и ресторанный сервис;
  • торговля (оптовая и розничная);
  • логистика;
  • строительство;
  • образовательная и педагогическая деятельность;
  • медицина и здравоохранение;
  • финансовая деятельность;
  • социальные науки;
  • недвижимость;
  • естественные науки;
  • гуманитарные науки;
  • культура и искусство;
  • экономика и управление;
  • информационная безопасность;
  • обслуживание;
  • землеустройство и геодезия;
  • геология и полезные ископаемые;
  • авиа- и ракетно-космическая техника;
  • морская техника;
  • радиотехника;
  • автоматизация и управление;
  • информатика и вычислительная техника;
  • лесопереработка;
  • защита окружающей среды и безопасность жизнедеятельности.

Специализация учебных заведений зачастую связана с региональными особенностями, спецификой экономики и производства в том или ином регионе. С целью подготовки квалифицированных кадров и осуществляется профориентирование учебных заведений.

ПТУ, техникум или колледж - чему отдать предпочтение?

Выбор учебного заведения напрямую зависит от ваших планов.

Если после окончания учебного заведения вы хотите стать студентом вуза, больше всего подойдет колледж с обучением по данной специальности (например, для последующего поступления в строительный университет стоит выбирать строительный колледж; чтобы в дальнейшем освоить профессию врача - медицинский колледж и так далее).

Рабочую специальность высокой квалификации вы получите в специализированном техникуме.

В ссузах повышенного уровня также занимаются подготовкой кадров интеллектуального труда среднего разряда - бухгалтеров, учителей младших и средних классов, аудиторов, а также специалистов многих других направлений.

Если вы хотите в короткие сроки получить специальность, лучшим выбором станет среднее профессиональное образование начальной ступени.

Дошкольное образование