Сказки старой праги. Сказки старой праги Истории стен, мостов и церквей

Столица Чехии как волшебный ларец, где хранятся необыкновенные персонажи и легенды. Некоторые истории печальные и красивые, другие просто жуткие, однако в любом случае знакомство с ними позволяет по-новому взглянуть на исхоженные туристами пути. Нереальный облик старинного города, его мощеные улочки, шпили и статуи, мосты и мельницы вселяют уверенность, что все эти волшебные легенды действительно произошли, более, того, что все они произошли буквально недавно, и прямо за углом могут повстречаться зловещий Голем, задумчивый Фауст или средневековые алхимики.

Маги и алхимики

Пожалуй, из всех магов, связанных с Прагой, первыми на ум приходят алхимики - каждый знает, что Злату улочку назвали так именно в честь них (историки могут возражать и утверждать, что на узкой улице вдоль крепостной стены просто жили золотых дел мастера и другие ремесленники, все туристы все равно всегда будут связывать образ улочки со средневековыми магами). Но, помимо них, в Праге жил даже сам доктор Фауст . Его дом можно увидеть на юге Карловой площади, он розового цвета. Через крышу этого дома Мефистофель и унес стремившегося к бессмертию ученого. Есть целый цикл легенд, если верить которым, Фауст прилетает в свой пражский дом безлунными ночами. Вообще Иоганн Фауст, ставший в немецкой литературе собирательным образом колдуна и чернокнижника - реальное историческое лицо , однако известно о нем немного. Он жил в Германии в XVI веке, стал успешным врачом, предсказателем будущего и алхимиком, его услуги были востребованы при многих королевских дворах, в том числе и в Праге, где ученому дали лабораторию. Но вот действительно ли она располагалась в этом доме - неизвестно.

Известно, что в конце XIV века здесь жил алхимик Эдвард Келли, а затем - королевский врач Ян Копп. Скорее всего, поэтому за домом и закрепилась слава «магического».
Между прочим, алхимик Келли - тоже реальное историческое лицо.

Он был приближенным короля Рудольфа II - одного из самых странных императоров династии Габсбург, который в 1583 году переехал из Вены в Прагу и практически устранился от государственных дел. Говорят, император страдал депрессией, возможно, поэтому он предпочитал людской компании общение с леопардами в королевском саду и беседы с мудрецами, магами и учеными. Впрочем, депрессия не помешала дальновидному тонко чувствующему императору собрать в Праге великолепную коллекцию произведений искусства и вообще привести город к расцвету культуры. А его любовь к жене пражского банкира из гетто стала предметом целого ряда других историй.

Чудеса и проклятия гетто

СУДЬБА МЕЦЕНАТА

Средневековое еврейское гетто в Праге может похвастаться своим эпосом. Самый популярный персонаж всех историй - меценат Мордехай Мейзл . Он родился в 1528 году в нищей еврейской семье, но сумел разбогатеть за счет торговли и банковского дела, так что богатство позволило ему заниматься благотворительностью. Он стал одним из важнейших людей в городе и финансовым советником императора Рудольфа II. Говорят, в жену Мордехая, красавицу Эстер, император был влюблен. Однако она рано умерла, лишив надежды и без того невеселого императора и оставив без семьи Мейзля, который после этого целиком погрузился в меценатство. Именем Мейзля названа улица в еврейском квартале Праги и синагога. Впрочем, фактов о нем сохранилось меньше, чем легенд.

"ТЯЖКИЙ ГРЕХ" И УЖАСНЫЙ ГОЛЕМ

Больше всего историй известно благодаря писателю Лео Перуцу - одному из основателей жанров магического реализма и современного романа ужасов. В основу его книги «Ночи под каменным мостом» как раз легли легенды пражского гетто. Основные персонажи рассказов - Мордеай Мейзль и рабби Лёв.

Начинается книга историей о странной чуме, разразившейся в гетто в 1589 году и уносившей жизни детей. Мудрецы не могли догадаться, в чем же причина заболевания, но однажды на кладбище смельчаки увидели фигуры детей в длинных белых рубашках, которые плясали над свежей могилой.

Рабби Лёв догадался, что болезнь - наказание за какой-то тяжкий грех. Следующей ночью рабби вызвал душу одного из умерших детей и узнал, что причиной недуга стали греховные сны красавицы Эстер, мечтавшей о Рудольфе II. На следующий день Эстер умерла, а чума прекратилась.

По поводу смерти самого Мейзля ходят разные слухи. Кто-то верит, что в еврейском квартале спрятаны сокровища банкира, которые он не успел потратить. Другие возражают, что он раздал все и умер нищим.

Что до рабби Лёва Бен-Бецалеля, то он, конечно, больше прославился благодаря своему удивительному Голему - эту легенду также сделал бессмертной Лео Перуц. Различных големов и впрямь можно встретить в разных арках, закоулках и парках Праги, если внимательно смотреть по сторонам.

Истории стен, мостов и церквей

Полагать, что свидетелей легенд не осталось, и все растворились в Пражской атмосфере, неправильно. Участники некоторых событий живут до наших дней - и что с того, что это архитектурные сооружения или статуи?

РУКА СВЯТОТАТЦА

Недалеко от Староместской площади и Тына, на улице Мале Штупартской , находится барочный фасад церкви Св. Иакова. Если при входе посмотреть вверх и вправо, то можно увидеть висящую на крюке высушенную человеческую кисть. Говорят, это сама дева Мария схватила за руку вора, посягнувшего на церковное имущество. Рука святотатца мгновенно отсохла, именно она теперь и висит на крюке.

РЫЦАРЬ БРУНСВИК

В стороне от статуй Карлова моста, над островом Кампа, стоит памятник любимому пражскому образу - рыцарю Брунсвику .

Чехи тоже обожают Брунсвика. Его образ и до Цветаевой был овеян огромным количеством легенд, самая известная из которых связана с желанием рыцаря изображать на щите льва. В погоне за этим правом рыцарь участвовал во множестве битв, растерял всех своих воинов, и, в конце концов, однажды спас жизнь златогривому льву, который сражался с драконом. С тех пор рыцарь и лев были неразлучны. Говорят, золотой меч рыцаря был вмурован в основание Карлова моста, поэтому долгое время статуя стояла с копьем. Однако по преданию, Чехия могла перестать опасаться врагов только тогда, когда в руках у Брунсвика вновь засияет золотой клинок. Меч в руки рыцарю вложили незадолго до начала «бархатной революции».

БАШНЯ ДАЛИБОРКА

Множество туристов, спеша от одной «галочки» на карте к другой, не остановятся возле мрачной башни Далиборки на вершине Пражского града , к которой ведет лестнице в конце Златой улочки, или просто догадаются, что когда-то здесь была тюрьма. Между тем, название башни связано с именем ее узника: рыцаря Далибора. Говорят, рыцарь в заточении не терял времени зря и научился играть на скрипке, чтобы подать сигнал заговорщикам, которые должны были его освободить. К сожалению, красивый план не удался, и бунтовщика казнили. Эту историю увековечил Бедржих Сметана в опере «Далибор».

Пражский дедлайн гения

Прага богата не только на пугающие истории, но и на шутливые байки. Если музыкальный опыт рыцаря Далибора можно считать печальным, то пражские успехи другого композитора - триумфальными. Моцарта в Праге безумно любили , Паскуале Бондини, тогдашний директор оперы, был в восторге от его «Свадьбы Фигаро» и ре-мажорной «Пражской» симфонии. Он-то и заказал композитору новую оперу, «Дон Жуан» , премьера которой должна была состояться осенью 1787 года. Незадолго до этого события Моцарт приехал в город и остановился на вилле Бертрамка у друзей - супругов Душек. У них он хотел спокойно закончить работу над оперой.
Но, говорят, работа над оперой шла в большой спешке, ходят даже слухи, что мастер ухитрился написать ее за одну ночь с бокалом вина в руке, и закончил в семь утра в день премьеры. Есть еще слухи, что в такой прокрастинации гениального композитора виноваты его не вполне платонические отношения с супругой Душека, Йозефиной. Однако правда это или фантазии, навеянные тематикой оперы - неизвестно.
Веселые байки о приключениях Моцарта в Праге этим не ограничиваются. Например, во время репетиций одна из певиц не могла воскликнуть достаточно естественно, тогда композитору пришлось подкрасться к ней и грубо схватить сзади, так что девушка испуганно завизжала. «Прекрасно! » - воскликнул тогда Моцарт. - «Вот так и кричите».

Чехия, Прага

Для многих любителей поэзии рыцарь Брунсвик, конечно же, ассоциируется с Мариной Цветаевой. Я не была исключением. Стихотворение "Пражский рыцарь", почтительно переписанное в записную книжку, путешествовало вместе со мной. Мне очень хотелось прочитать его именно там, перед скульптурой, которую так любила Марина Ивановна. Но сперва эту скульптуру нужно было найти.

В Праге я была всего два световых дня. И первая встреча случилась поздним вечером. Это была "мглисто-слякотная, дымно-туманная,ночная Прага"- точь в точь такая, как о ней написал Борис Пастернак в письме к Марине Цветаевой.

А на следующий день c раннего утра я отправилась на свидание к рыцарю, "стерегущего реку".
Но сперва была прогулка по Влтаве, и впервые я увидела Карлов мост с борта прогулочного катера. Наверное, это был замечательный вариант. Так как иначе, как потом оказалось, впечатление было бы совершенно не то. Я, конечно, проглядела все глаза, выискивая среди этих возвышающихся над мостом скульптур Пражского рыцаря. Но увидеть его не смогла.

Вряд ли Марина Цветаева прогуливалась по Влтаве на катере. Хотя прожила она в Праге и ее окрестностях более трех лет: с 1 августа 1922г. по 31 октября 1925 г. Это был очень трудный в бытовом плане, но, творчески очень заполненный, период в жизни Цветаевой. Было написано около 40 стихотворений, почти три поэмы. В Праге она сотрудничала со многими журналами, ее статьи здесь были востребованы. В Праге она встретила и рассталась со своей любовью (хотя что такое любовь у больших поэтов не дано понять нам, смертным). Здесь родился ее сын.
И для меня сам факт того, что я могу видеть то, что видела Марина Ивановна, был очень важен.

Если вам посчастливится проплывать под этим старинным и интереснейшим мостом, построенным и названным в честь короля Карла Четвертого, то учтите, что вы должны обязательно бросить в воду несколько монеток. Но бросить их нужно так, чтобы они ударились об каменные мостовые своды. Тогда сбудутся все ваши сокровенные желания.

"Этот мост пережил века. Он знал и времена славы и времена унижения нашего народа. С тех пор как был он построен, многое изменилось в Чехии и продолжало меняться; не раз споры и междоусобия разделяли людей одной крови, одного языка. Лишь мост оставался всеми неизменно любим на протяжении многих веков; устоял он среди всех бурь, даже годы унижения и упадка выдержал он, твердый и сильный, памятник лучших времен и славы, которая его породила и являлась всегда утехой и ободрением для слабых духом. Рассказывают, что из всех мостов Карлов мост самый прочный, ибо при его постройке известь замешивали на яйцах. На шестнадцать его могучих пролетов и на столько же опор, на всю эту громаду камней и кирпича потребовалось их многое множество".
Из сказаний А. Ирасека.

Встреча с Брунсвиком все же состоялась. Конечно же я его искала среди тех скульптур, которые находятся по краям моста. И даже не знаю, что меня подтолкнуло заглянуть вниз, за мост. Там, на пилоне моста, на самом берегу и стоял рыцарь Марины Цветаевой.
Иначе, конечно, и не могло быть.
Он ведь должен был быть не такой как все. Он не мог стоять в одном ряду с остальными каменными изваяниями, да еще и со святыми. Он должен был быть один. Он должен был быть "вне и над". И, конечно же, он должен был стоять на необыкновенном месте.
А то, что это место необыкновенное признают многие. Считается, что это самое сильное энергетическое место в Праге. И даже иногда можно увидеть столб энергии, который проходит через пьедестал скульптуры. К сожалению, увидеть мне его не удалось. Возможно, помешал дождь.

Но зато я рассмотрела скульптуру со всех сторон.
27 сентября 1923 года Марина Ивановна записала стихотворение "Пражский рыцарь"
"...Я тебе по росту,
Рыцарь пражский..."

Она считала "рыцаря пражского" центром и сердцем Праги. Уже живя в Париже, Марина Ивановна хотела написать поэму о рыцаре Брунсвике, просила прислать подробные сведения о нем, искала везде гравюру с изображением его лица. "Если у меня есть ангел-хранитель, то с его лицом, его львом и его мечом" - писала она в письме Тесковой, писательнице и переводчице, с которой познакомилась в Праге.

Поэма так и не была написана. Так кто же он такой, этот "...рыцарь, стерегущий реку - дней"? Был ли такой отважный человек на самом деле, или же это легендарный персонаж? Мнения расходятся. Чехи считают рыцаря Брунсвика своим королем Пржемыслом Вторым, который так много сделал для своей страны. А согласно сказаниям Алоиса Ирасека, который собирал сказания чешского народа , Брунсвик был сыном чешского короля Жибржида. Рассказываю вкратце, так как очень уж интересное сказание.
Отец умер, и Брунсвик решил добавить к гербу Чешского королевства изображение льва. Попрощался он со своей женой, приказал ей ждать семь лет и отправился искать льва. Кстати, это сказание очень напоминает приключения Синдбада морехода. Есть там и путешествие по морю, и заколдованная гора, и птица Наг, которая перенесла Брунсвика на высокую гору в свое гнездо. А вот затем уж пути рыцаря с Синдбадом расходятся.
Спустившись с горы, увидел рыцарь дракона, который сражается со львом. В тяжелом бою он побеждает дракона, а лев становится ему верным спутником. Ищет рыцарь путь домой, но попадает в страну короля Олибриуса, дочь которого похитил злой дракон. И звали эту дочь - Африка. Наш доблестный рыцарь спасает королевскую дочь, которая, естественно, в него влюбляется и требует, чтобы он на ней женился. Пришлось выполнить ее желание. Но рыцарь Брунсвик все время мечтал о возвращении домой, ведь там его ждала первая жена, да и семь лет уже были на исходе. И вот тут-то, с грустью прогуливаясь по замку короля Олибриуса, он попадает в потайную комнату, где находит красивый меч. Африка, вторая жена, раскрывает ему тайну меча. Оказывается, достаточно вынуть меч из ножен и сказать "Всем головы с плеч" - как тут же это исполнится. Что рыцарь Брунсвик немедленно и сделал. И покатились головы и короля, и его дочери Африки, и всех придворных по королевскому полу. А Брунсвик с верным львом вернулся в Прагу, где его жена чуть-чуть не вышла опять замуж, думая, что Брунсвик погиб. И стали они жить-поживать, а на княжеском гербе появился белый лев. Но вот почему у льва два хвоста - этого я не дозналась.

Конечно же, мне очень хотелось увидеть верного льва на скульптуре. Он изображен очень странно. У ног рыцаря, но обращен в противоположную сторону.
Кстати, лев пережил своего хозяина на несколько лет и умер на его могиле.

Не менее интересен и пьедестал. Что на нем изображено?
Придется еще раз ехать в Прагу. Спуститься на остров Кампа, на котором стоит скульптура и как следует поизучать ее. Она того стОит!
Тем более что согласно всем легендам, где-то здесь спрятан волшебный меч.
Долгое время рыцарь Брунсвик стоял без своего волшебного меча. Вместо него в его руках было копье.
И только в 1993 году, когда был избран первый президент независимой Чехии, в руках у рыцаря появился золотой меч.
Не потому ли сейчас в Чехии все сравнительно спокойно? Мне, например, там было очень хорошо.

На следующий день моего пребывания в Праге дождь прекратился, и я опять отправилась к рыцарю Брунсвику. Но столпотворение народа никак не способствовало моему лирическому настроению. Да вдобавок, какой-то торгаш полностью "перекрыл биссектрису" и переписанные мной стихи "Пражский рыцарь" так и остались непрочитанными перед скульптурой.
Да и прогулка по Карловому мосту не очень-то удалась по той же причине...

В Москве тоже есть свой рыцарь Брунсвик. И находится это где-то напротив театра кукол Образцова.
Интересно, знала ли об этом Марина Цветаева?

Ну, и в заключение, чтобы закончить тему "Цветаева о Чехии" , добавлю, что переехав в Париж, Марина Ивановна все время с любовью вспоминала Чехию, о чем свидетельствует ее переписка.
"...Бесконечно люблю Чехию и бесконечно ей благодарна, но не хочу плакать над ней (над здоровыми не плачут, а она среди стран - единственная здоровая, больны - те!) итак, не хочу плакать над ней, а хочу ее ПЕТЬ". (Из письма к Тесковой).
В марте 1939 года, когда фашистская Германия оккупировала Чехословакию, Цветаева пишет поэтический цикл "Стихи к Чехии".
Не могу не поместить это стихотворение из чешского цикла. Одно из ее последних стихотворений, написанное за несколько недель до отъезда в Советский Союз. А в августе 1941 года Марины Ивановны трагически не стало.
"О слёзы на глазах!
Плач гнева и любви!
О Чехия в слезах!
Испания в крови!
О чёрная гора,
Затмившая - весь свет!
Пора - пора - пора
Творцу вернуть билет.

Отказываюсь - быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь - жить.
С волками площадей

Отказываюсь - выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть -
Вниз - по теченью спин.

Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один - отказ."

"У меня есть друг в Праге, каменный рыцарь, очень похожий на меня лицом, Он стоит на мосту и стережет реку: клятвы, кольца, волны, тела. Ему около пятисот лет и он очень молод: каменный мальчик.
Когда Вы будете думать обо мне, видьте меня с ним…."

Карлов мост - это одна из главных туристических жемчужин Чехии, самая запоминающаяся достопримечательность Праги. В этом городе, раскинувшемся по берегам Влтавы более 18 мостов, но Карлов мост затмевает их и красотой, и романтичностью, и количеством мистических легенд и историй, связанных с его строительством и историей.

Извиваясь подобно серебристой змее, через всю Прагу протекает Влтава - подлинное благословение и проклятье Чехии. Эта река известна своими коварными наводнениями. В древние времена для пересечения Влтавы жители пражских городов использовали многочисленные броды и переправы. Предшественниками Карлова моста были первый деревянный мост, сооруженный в X веке, смытый наводнением, и первый чешский каменный мост, построенный в 1160 году. Простояв 170 лет и этот романский мост, названный в честь королевы Юдиты, также был разрушен наводнением своенравной Влтавы. И когда архитектор Петер Парлер начал возводить мост в третий раз, к нему явился дьявол и пообещал, что сооружение будет существовать века. Однако за обещание он потребовал плату - живую душу человека, который первым пройдёт по новому строению. Мастер согласился. Вскоре работы были завершены, и в день празднования на мост выбежал ребёнок- его внук. Тогда он схватил прохаживающегося рядом петуха и бросился мальчику наперерез. Пустив петуха первым на мост, архитектор спас жизнь своему внуку, а после жертвоприношения обеспечил успех очередному и уже окончательному возведению его каменного детища.

Карлов мост по праву считается одним из красивейших в мире. Сооружен он по проекту архитектора Петра Парлержа. Первый камень в строительстве Пражского (или Каменного) моста был заложен в 1357 г. по указу чешского короля Карла IV, чье имя он носит по сей день.

История сохранила точную дату - 9 июля 1357 года, когда король Карл IV заложил первый камень в основание моста, названного в начале «Пражским» или Каменным, но переименованного в честь Карла в 1870 году. Известны даже часы и минуты закладки камня - 5 часов 31 минута, выбранные не случайно, поскольку Карл увлекался науками и верил в мистические сочетания цифр.
Год, дата и время начала строительства моста складываются в «счастливую» зеркально-пирамидную последовательность 1 3 5 7 9 7 5 3 1 с цифрой 9 посередине.
Мистику в историю создания моста добавляет астрономический факт - именно в это время Солнце, Сатурн и Земля «встали» на одну линию.
Как бы то ни было, Карлов мост, переживший за шесть с половиной веков немало потрясений, стоит до сих пор и радует своим величием и красотой наших современников.

Возводился Карлов мост более 50 лет. По одной из легенд, рассказывающей о его небывалой прочности, вначале работа не спорилась, потому что не получалось раствора должного качества, и тогда был брошен клич: со всей страны свозить куриные яйца для добавления белка в скрепляющую массу. По другой легенде - чехи добавляли еще и молоко с вином. Местные крестьяне, снабжавшие этими «строительными материалами» стройку, иногда по непониманию доставляли яйца уже в вареном виде, а вместо молока - творог или сыр. И тогда эти продукты питания шли в дополнение к пайку строителей моста. Однако, можно верить легенде, а можно - нет, но этот нехитрый рецепт стал залогом долговечности моста - его опоры уже множество столетий без труда выдерживают мощные потоки непокорной Влтавы.

Возведение моста закончилось в начале XV века. Он был сложен из песчаника, стоял на 16 опорах, имел в длину 520 м и 9,5 м в ширину. По этому маршрута проходила знаменитая королевская дорога, здесь вершились человеческие судьбы, выносились приговоры, проводились пышные ярмарки и конные забеги.

Проект разработал и осуществил архитектор Петр Парлерж, которого Карл IV пригласил из швабского города Гмюнда для участия в строительстве кафедрального собора св. Вита. Хотя Петру Парлержу тогда было только 22 года, его работа с первых дней оправдала ожидания императора. Он оставил после себя в столице не только ядро собора св. Вита, но также Карлов мост и Староместскую предмостную башню.

Карлов Мост не всегда был тем, чем он является теперь. Во времена его строительства ещё не было той,нынешней Праги, На территории чешской столицы располагалось несколько самостоятельных городов, два из которых назывались Старым Городом и Малой Стороной. Между ними существовали самые настоящие торговые взаимоотношения, а роль связующей нити и таможенного блокпоста играл именно Карлов Мост. В связи с этим он был и причиной частых мелких военных конфликтов - кто владеет мостом, тот собирает дань с купцов.

Карлов мост (длина 516 м, ширина 10 м), стоящий на 16 могучих опорных быках, соединяет Старый Город и Малую Страну, пересекая Влтаву над небольшим островом Кампа (он отделен от берега узким протоком, Чертовкой. В 1974 г. мост был объявлен пешеходным.

По направлению к Малой Стране мост несколько отклоняется от прямой линии и снижается, благодаря чему открываются новые живописные виды панорамы города.


Со стороны Старе Места и Малой Страны на мосту установлены могучие башни - все в готическом стиле, хотя и исполнены в разные эпохи. Башни, расположенные по обе стороны моста, сейчас являются достойным украшением этого памятника истории. В свою очередь башня, находящаяся на правом берегу Влтавы - Староместская, признана самой красивой готической башней - сама по себе, она радует глаз и будоражит воображение, но на ней ещё вырезаны из камня статуи представителей Дома Люксембургов и главных католических святых.


В Тридцатилетнюю войну шведы, пытавшиеся прорваться из Малой Страны, так и не смогли взять это укрепление.

За столетия мостовая башня положила начало многочисленным слухам и преданиям. Одна из легенд говорит о том, что иногда на башне появляется сыч и грустным криком предвещает несчастье: то наводнение, то пожар. Много раз жители близлежащих домой пытались застрелить сыча, чтобы уберечься от несчастья, но он неизменно появляется вновь и вновь, своими унылыми стонами заставляя мурашки бежать по спинам горожан.

Кстати, чехи - очень суеверный народ. Они верят в привидения, а также уверены, что в Чехии тех полно на каждом шагу.

На Карловом Мосту тоже, оказывается, можно встретить призрака. В хмурую погоду на парапете якобы можно увидеть беса, пристающего к прохожим.

Под мостом живет водяной, а на староместской башне - перешептываются духи когда-то казненных преступников дворянского рода. Их головы вывешивались прямо на мосту.

Если пройтись под сводами арок башни на мост, можно уподобиться королям Чехии, которые отправлялись таким образом в Пражский град. Поднявшись по 138 ступеням на 47-и метровую башню, чтобы полюбоваться открывающейся панорамой Карлова моста и Пражского града.

На том же берегу, в нескольких метрах от башни, стоит памятник самому Карлу IV, подножие которого украшено четырьмя фигурами, символизирующими основные факультеты Университета, основанного им же в 1348-ом году.

Сначала украшением моста был простой крест. В период 1683-1714 гг. иезуиты предложили украсить мост тридцатью статуями католических святых: церкви - честь, а императору - слава. И с 17 в. его стали украшать скульптурами. Экзальтированные жесты или, наоборот, смирение с судьбой рассказывают о жизни святых. Число скульптур и скульптурных групп постепенно достигло 30, а мост превратился в художественную галерею под открытым небом, принесшую ему всемирную славу. Сейчас почти все скульптуры заменены на копии. Оригиналы, в целях лучшей сохранности, помещены в филиал Национального музея (Лапидариум).


Наиболее знаменитая и самая старинная - появившаяся первой, в 1683 году, скульптура св. Яна из Непомука. Есть легенда, что Яна Непомуцкий был духовником жены Вацлава IV. И, за отказ выдать тайну исповеди, по его велению был сброшен с этого моста. На парапете моста укреплена мраморная табличка с металлическим крестом и пятью звездами. Это место, откуда был сброшен в воду Св. Ян Непомуцкий.

Теперь бронзовая пластинка у основания статуи, изображающая саму сцену сбрасывания священника с моста, до блеска отшлифована миллионами ладоней тех, кто верит в то, что прикосновение к этому месту принесёт удачу. Но лучше всего прикасаться одновременно к двум бронзовым барельефам (второй изображает хозяина и собаку и символизирует верность), чтобы желание точно сбылось.

Если идти от Старего Места, то справа находятся следующие скульптуры и скульптурные группы: Мадонна со Св. Бернардом; Мадонна со Св. Домиником и Св. Фомой Аквинским (XVIII в.); Распятие, установленное в 1630 г. взамен прежнего, которое было разрушено во время Гуситских войн ; несколько изображений Святых. За ними следует статуя Св. Яна Непомуцкого, На его противоположном парапете, возвращаясь по мосту от Малой Страны, можно увидеть статую Св. князя Вацлава; скульптурную группу, называемую "турок на мосту" (изваяния Св. Яна Матского и Св. Феликса, которые вызволяют из агарянского плена христианских пленников); статую святителя Адальберта, а также превосходную композицию, представляющую мистическое видение Св. Лудгарды (1710). За лестницей, ведущей к острову Кампа находиться статуя Св. Николая Толентинского; скульптурная группа со Св. Викентием Феррером и Св. Прокопием. Далее копия статуи рыцаря XVI в.; статуя Св. Франциска Ксаверия со скульптурным автопортретом Брокоффа (слева от фигуры Святого - в виде статиста, несущего его атрибуты), выдающегося ваятеля эпохи барокко.

На высоком постаменте уже за перилами моста находится статуя рыцаря Брунцвика (Роланда) - легендарного героя чешских сказаний (на подобие, греческого Одиссея или русского Ивана-Царевича). В данном случае он символизирует таможенный пост Карлова Моста, но располагается всё же на левом берегу, т.е. на территории Малого Города. У каменного Брунцвика в руках его знаменитый волшебный меч, а у ног рыцаря - лев - его верный друг и слуга, который после смерти своего хозяина умер на его могиле. По преданию, меч героя был замурован где-то в основании Карлова Моста, и в час смертельной опасности своего народа он должен вырваться из заточения и под призыв воскресшего Брунцвика - "Головы с плеч!" - должен поразить врага. Но во время всевозможных войн он ещё ни разу не появлялся - по всей видимости, зная, что его народ пока может справиться без особой помощи.

Во время самого сильного, за всю 650-летнюю историю моста, наводнения 2002 года вода Влтавы поднялась на 8 метров полностью скрыв Карлов мост в Праге. Только верный рыцарь Брунсвик - хранитель моста - не покинул свой пост.

Уникальный памятник истории и архитектуры, и сегодня живет бурной современной жизнью. Пешеходный мост полукилометровой длины никогда не бывает пустым - это популярное место прогулок и встреч. Он облюбован художниками, музыкантами, продавцами сувениров , а по Влтаве неторопливо ходят прогулочные катера и теплоходы с оркестрами и ресторанами на верхних палубах.

Он никого не оставляет равнодушным и влюбляет в себя с первого взгляда.

Согласно современной легенде, когда в 1990-ом году Далай Лама шёл по Карлову Мосту, он сказал, что этот мост находится в центре вселенной, и вокруг него нет ни какой отрицательной энергии - тем самым он способен притянуть к себе каждого человека. Поэтому не удивительно, что до сих пор существует огромное количество желающих пройти сквозь четырёхмерную открытку из одного века в другой - в туристический сезон Карлов Мост бывает настолько заполнен гостями Праги, что местные жители, чтобы пересечь реку, просто пользуются другими мостами.

Сегодня Карлов мост - туристическая Мекка. Его посещают несметные толпы туристов, наслаждаясь видом древней Праги, музыкой, сувенирами. И лишь под утро шумные гости дают ему отдохнуть. Мост неожиданно пустеет. И тогда на нём можно встречать рассвет.

Карлов Мост может быть неисчерпаемым источников вдохновения. Вид, открывающийся по обе стороны моста, может подвигнуть на создание самых фантастических картин, поэм и мелодий, а когда думаешь о том, что каждый камень тут знает больше, чем любой учебник истории, то сам уже становишься абсолютно неприметной (но всё равно очарованной!) песчинкой в бесконечном и искрящемся потоке жизни.

Веб-камера показывает жемчужину Праги- Карлов мост и знаменитый Пражский Град - один из крупнейших и красивейших замков Европы. Изображение обновляется каждые 30 секунд.

Монетный двор Чехии представил монету, посвященную легендарному рыцарю Брунсвику.

На левом берегу Влтавы Карлов мост упирается в Малостранские башни. Там же находится и статуя рыцаря Брунсвика - героя сказаний и защитника Чехии.

По преданию Брунсвик вместе со своей дружиной отправился завоевывать право изображать льва на своем гербе. Практически весь отряд погиб. Остался только Брунсвик.

И вот однажды он увидел льва, дравшегося с девятиглавым драконом. Рыцарь спас жизнь льву, и тот стал Брунсвику преданным другом. Именно он помог добыть витязю волшебный меч.

Вернувшись домой, Брунсвик закопал свой меч у Карлова моста. Считается, что когда Чехии будет угрожать опасность, Брунсвик вернется, его конь постучит по тому месту, где закопан меч и разбудит короля Вацлава. А Вацлав изгонит всех врагов Чехии.

Данная монета относится к серии монет, посвященных чешским легендам.

Марина Цветаева посвятила Брунсвику стихотворение «Рыцарь на мосту».

По сообщению пресс-службы Монетного двора Чехии, номинал монеты – 10 дукатов, драгоценный металл – золото 999-й пробы, качество чеканки – «пруф», масса – 31,10 г, диаметр – 37 мм, тираж - 200 штук.

На аверсе отчеканены три щита с изображенными на них геральдическими символами – львом и двумя орлами. Под ними выгравирован год чеканки «2012» и знак монетного двора. По краю монеты расположена 21 звезда.

На реверсе изображен рыцарь с поднятым мечом. Он опирается на щит. Рядом находится рычащий лев. По краю монеты выгравировано – «DESETIDUKAT», «CESKE REPUBLIKY». Во внутреннем круге – другая надпись: «OTEC DOBYL ZNAKU ORLA JALVA CHCI DOBYTY».

Для многих любителей поэзии рыцарь Брунсвик, конечно же, ассоциируется с Мариной Цветаевой. Я не была исключением. Стихотворение "Пражский рыцарь", почтительно переписанное в записную книжку, путешествовало вместе со мной. Мне очень хотелось прочитать его именно там, перед скульптурой, которую так любила Марина Ивановна. Но сперва эту скульптуру нужно было найти.

В Праге я была всего два световых дня. И первая встреча случилась поздним вечером. Это была "мглисто-слякотная, дымно-туманная,ночная Прага"- точь в точь такая, как о ней написал Борис Пастернак в письме к Марине Цветаевой.

А на следующий день c раннего утра, я отправилась на свидание к рыцарю, "стерегущего реку".
Но сперва была прогулка по Влтаве, и впервые я увидела Карлов мост с борта прогулочного катера. Наверное, это был замечательный вариант. Так как иначе, как потом оказалось, впечатление было бы совершенно не то. Я, конечно, проглядела все глаза, выискивая среди этих возвышающихся над мостом скульптур Пражского рыцаря. Но увидеть его не смогла.

Вряд ли Марина Цветаева прогуливалась по Влтаве на катере. Хотя прожила она в Праге и ее окрестностях более трех лет: с 1 августа 1922г. по 31 октября 1925 г. Это был очень трудный в бытовом плане, но, творчески очень заполненный, период в жизни Цветаевой. Было написано около 40 стихотворений, почти три поэмы. В Праге она сотрудничала со многими журналами, ее статьи здесь были востребованы.В Праге она встретила и рассталась со своей любовью(хотя что такое любовь у больших поэтов не дано понять нам,смертным). Здесь родился ее сын.
И для меня сам факт того, что я могу видеть то, что видела Марина Ивановна, был очень важен.

Если вам посчастливится проплывать под этим старинным и интереснейшим мостом, построенным и названным в честь короля Карла Четвертого, то учтите, что вы должны обязательно бросить в воду несколько монеток. Но бросить их нужно так, чтобы они ударились об каменные мостовые своды. Тогда сбудутся все ваши сокровенные желания.
Увы, мне это не удалось.
"Этот мост пережил века. Он знал и времена славы и времена унижения нашего народа. С тех пор как был он построен, многое изменилось в Чехии и продолжало меняться; не раз споры и междоусобия разделяли людей одной крови, одного языка. Лишь мост оставался всеми неизменно любим на протяжении многих веков; устоял он среди всех бурь, даже годы унижения и упадка выдержал он, твердый и сильный, памятник лучших времен и славы, которая его породила и являлась всегда утехой и ободрением для слабых духом. Рассказывают, что из всех мостов Карлов мост самый прочный, ибо при его постройке известь замешивали на яйцах. На шестнадцать его могучих пролетов и на столько же опор, на всю эту громаду камней и кирпича потребовалось их многое множество". Из сказаний А. Ирасека .

Встреча с Брунсвиком все же состоялась. Конечно же, я его искала среди тех скульптур, которые находятся по краям моста. И даже не знаю, что меня подтолкнуло заглянуть вниз, за мост. Там, на пилоне моста, на самом берегу и стоял рыцарь Марины Цветаевой.
Иначе, конечно, и не могло быть.
Он ведь должен был быть не такой как все. Он не мог стоять в одном ряду с остальными каменными изваяниями, да еще и со святыми. Он должен был быть один. Он должен был быть "вне и над". И, конечно же, он должен был стоять на необыкновенном месте.
А то, что это место необыкновенное признают многие. Считается, что это самое сильное энергетческое место в Праге. И даже иногда можно увидеть столб энергии, который проходит через пъедестал скульптуры. К сожалению, увидеть мне его не удалось. Возможно, помешал дождь.

Но зато я рассмотрела скульптуру со всех сторон.
27 сентября 1923 года Марина Ивановна записала стихотворение "Пражский рыцарь"
"...Я тебе по росту,
Рыцарь пражский..."
Она считала "рыцаря пражского" центром и сердцем Праги. Уже живя в Париже, Марина Ивановна хотела написать поэму о рыцаре Брунсвике, просила прислать подробные сведения о нем, искала везде гравюру с изображением его лица. "Если у меня есть ангел-хранитель, то с его лицом, его львом и его мечом" - писала она в письме Тесковой, писательнице и переводчице, с которой познакомилась в Праге.

Поэма так и не была написана. Так кто же он такой, этот "...рыцарь, стерегущий реку - дней"? Был ли такой отважный человек на самом деле, или же это легендарный персонаж? Мнения расходятся. Чехи считают рыцаря Брунсвика своим королем Пржемыслом Вторым, который так много сделал для своей страны. А согласно сказаниям Алоиса Ирасека, который собирал сказания чешского народа , Брунсвик был сыном чешского короля Жибржида. Рассказываю вкратце, так как очень уж интересное сказание.
Отец умер, и Брунсвик решил добавить к гербу Чешского королевства изображение льва. Попрощался он со своей женой, приказал ей ждать семь лет и отправился искать льва. Кстати, это сказание очень напоминает приключения Синдбада морехода. Есть там и путешествие по морю, и заколдованная гора, и птица Наг, которая перенесла Брунсвика на высокую гору в свое гнездо. А вот затем уж пути рыцаря с Синдбадом расходятся. Спустившись с горы,увидел рыцарь дракона, который сражается со львом. В тяжелом бою он побеждает дракона, а лев становится ему верным спутником. Ищет рыцарь путь домой, но попадает в страну короля Олибриуса, дочь которого похитил злой дракон. И звали эту дочь - Африка.Наш доблестный рыцарь спасает королевскую дочь, которая, естественно, в него влюбляется и требует, чтобы он на ней женился. Пришлось выполнить ее желание. Но рыцарь Брунсвик все время мечтал о возвращении домой, ведь там его ждала первая жена, да и семь лет уже были на исходе. И вот тут-то, с грустью прогуливаясь по замку короля Олибриуса, он попадает в потайную комнату,где находит красивый меч. Африка, вторая жена, раскрывает ему тайну меча. Оказывается, достаточно вынуть меч из ножен и сказать "Всем головы с плеч" - как тут же это исполнится. Что рыцарь Брунсвик немедленно и сделал. И покатились головы и короля, и его дочери Африки, и всех придворных по королевскому полу. А Брунсвик с верным львом вернулся в Прагу, где его жена чуть-чуть не вышла опять замуж, думая, что Брунсвик погиб. И стали они жить-поживать, а на княжеском гербе появился белый лев. Но вот почему у льва два хвоста - этого я не дозналась.

Конечно же, мне очень хотелось увидеть верного льва на скульптуре. Он изображен очень странно. У ног рыцаря, но обращен в противоположную сторону.
Кстати, лев пережил своего хозяина на несколько лет и умер на его могиле.

Не менее интересен и пьедестал. Что на нем изображено?
Придется еще раз ехать в Прагу.Спуститься на остров Кампа,на котором стоит скульптура и как следует поизучать ее. Она того стОит!
Тем более что, согласно всем легендам, где-то здесь спрятан волшебный меч.
Долгое время рыцарь Брунсвик стоял без своего волшебного меча. Вместо него в его руках было копье.
И только в 1993 году,когда был избран первый президент независимой Чехии, в руках у рыцаря появился золотой меч.
Не потому ли сейчас в Чехии все сравнительно спокойно? Мне,например, там было очень хорошо.

На следующий день моего пребывания в Праге дождь прекратился, и я опять отправилась к рыцарю Брунсвику. Но столпотворение народа никак не способствовало моему лирическому настроению.Да вдобавок, какой-то торгаш полностью "перекрыл биссектрису" и переписанные мной стихи "Пражский рыцарь" так и остались непрочитанными перед скульптурой.
Да и прогулка по Карловому мосту не очень-то удалась по той же причине...

В Москве тоже есть свой рыцарь Брунсвик. И находится это где-то напротив театра кукол Образцова.
Интересно, знала ли об этом Марина Цветаева?

Ну, и в заключение,чтобы закончить тему "Цветаева о Чехии" , добавлю, что переехав в Париж, Марина Ивановна все время с любовью вспоминала Чехию, о чем свидетельствует ее переписка. "...Бесконечно люблю Чехию и бесконечно ей благодарна, но не хочу плакать над ней (над здоровыми не плачут, а она среди стран - единственная здоровая, больны - те!) итак, не хочу плакать над ней, а хочу ее ПЕТЬ". (Из письма к Тесковой). В марте 1939 года, когда фашистская Германия оккупировала Чехословакию, Цветаева пишет поэтический цикл "Стихи к Чехии".
Не могу не поместить это стихотворение из чешского цикла. Одно из ее последних стихотворений, написанное за несколько недель до отъезда в Советский Союз. А в августе 1941 года Марины Ивановны трагически не стало.
"О слёзы на глазах!
Плач гнева и любви!
О Чехия в слезах!
Испания в крови!

О чёрная гора,
Затмившая - весь свет!
Пора - пора - пора
Творцу вернуть билет.

Отказываюсь - быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь - жить.
С волками площадей

Отказываюсь - выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть -
Вниз - по теченью спин.

Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один - отказ."

"У меня есть друг в Праге, каменный рыцарь, очень похожий на меня лицом, Он стоит на мосту и стережет реку: клятвы, кольца, волны, тела. Ему около пятисот лет и он очень молод: каменный мальчик.
Когда Вы будете думать обо мне, видьте меня с ним…."

Теология